В городе богини Афины (урок-путешествие) 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gorode_bogini_afiny_konspekt_uroka_tema_37.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 37. «В городе богини Афины»
Презентация и раздаточные материалы в https://disk.yandex.ru/d/XUrZAVlC3W4vWw
Сценарий урока
- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Сейчас я покажу вам фотографии одного современного города, а вы попробуйте определить, как он называется.
- Как называется этот город? (греческий город Афины)
- Как вы это поняли? Что напомнило об Афинах? (храмы, каменные скамьи театра)
- Древние греки говорили, что тот, кто не видел Афины, тот настоящий чурбан.
- Хотели бы вы оказаться в древних Афинах, чтобы узнать побольше об увиденных достопримечательностях, об их назначении? (Да)
- Тогда отправимся в путь, но для начала я вас проэкзаменую, что вам известно об Афинах.
Игра "Крестики-нолики" (Х - да, О - нет)
Вопросы:
1. Афина - богиня мудрости и справедливой войны.
2. Мильтиад и Фемистокл – это герои Троянской войны.
3. Первую победу над персами афиняне одержали в Марафонском сражении.
4. В битве при Фермопилах отвагу проявили афиняне под предводительством
царя Леонида.
5. В Афинах зародилась демократия - власть народа.
6. Солон полностью запретил рабство в Афинах.
7. Гражданами назывались все жители города Афины.
8. Власть демоса в Афинах представляло Народное собрание.
9. Военный и торговый флот Афин находился в гавани Пирея.
- Представьте, что мы колонисты из города Милет и давно наслышаны о храбрых афинянах. Ведь они помогли нашим отцам свергнуть, пусть и временно, персидского наместника. Дорого заплатили за эту помощь нам афиняне. Персидский царь Ксеркс сжег великолепный город Афины. Но мы слышали, что город быстро восстановили и сейчас он еще прекраснее прежнего.
- Отправляясь в Афины, нам нужно проложить путь.
Работа с заданием 1 в рабочем листе
1) Найти на карте Милет и Афины, проложить путь
2) Определить на каком полуострове располагается Милет, а на каком - Афины?
3) Определить море, по которому проложен наш путь.
- И вот мы прибываем в афинский порт. Еще издалека мы видели высокий холм с белоснежными храмами, а еще огромную статую богини Афины со сверкающим на солнце копьем и шлемом. Этот холм главная цель нашего путешествия. Но по дороге мы посетим еще несколько знаменитых мест Афин.
- У нас немного времени, поэтому мы сейчас разделимся на 3 группы, а потом расскажем друг другу, что увидели.
Работа с карточками по группам и заданием 2 в рабочем листе.
Акрополь - место поклонения богине Афине, центр религиозной жизни города.
Работа по группам
1 группа Прогулка на холм Пникс
1) Для чего афиняне собирались на Пниксе?
2) Почему холм назван "Пникс"?
3) Почему Пникс называли "сердцем" города Афины?
Пникс - место заседаний Народного собрания, где решались важные вопросы города; центр политической жизни
Группа 2 Прогулка по району Керамик
1) От какого слова произошло название района? Как он выглядел?
2) Кто в этом районе жил и трудился?
3) Древнегреческие мастера создавали очень красивые и разнообразные сосуды. Какие стили вазописи использовали греческие мастера?
Керамик - ремесленный район гончарных мастерских, где изготовляли вазы необычайной красоты
Группа 3 Прогулка по площади Агора
1) Чем, кроме торговли занимались афиняне на главной площади города?
2) Кто посещал Агору, а кому было запрещено ее посещать?
3) Какое здание напоминало афинянам о победе над персами в Марафонской битве?
4) Где можно было послушать выступления философов?
Агора - рыночная площадь, место общегражданских собраний; центр общественной и культурной жизни города.
Вопросы к иллюстрации "Афины при Перикле" (слайд 7)
- Почему художник изобразил в левом нижнем углу картины женщину на Агоре? (предположения учеников)
- В окружении кого она находится? (мастера искусства, оратора и философов)
- Это исключение из правил. Не все женщины мирились с замкнутым образом жизни, например, поэтессы, художницы, музыкантши. Их можно было увидеть на городской площади в окружении философов, поэтов, скульпторов. Например, Аспасия, жена знаменитого стратега Перикла, была одной из таких свободно живущих женщин Афин. Их называли гетерами.
Работа с иллюстрацией "Диоген" (слайд 9)
- За спиной выступающего (слайд 7) сидят ученые мужи - философы. Об одном из них я вам расскажу.
- Диоген родился в зажиточной семье ростовщика в Синопе. В юности он посетил дельфийский оракул, где ему было сказано: "Заняться переоценкой ценностей". Он дошел в своем странствовании до Афин и поселился там на одной из улиц в огромной бочке для хранения зерна.
Диоген решил вести скромный образ жизни. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди. Он всячески показывал, что внутреннее содержание человека ценнее внешности и положения в обществе.
Афиняне считали Диогена сумасшедшим. Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по улицам с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».
- Почему Диоген так поступал? (Таким способом Диоген показывал свое отношение к обществу, в котором мало настоящих людей)
- В одном из путешествий по морю, Диогена захватили пираты и продали в рабство. Когда об этом узнали его друзья и предложили выкупить его у хозяина, Диоген отказался, ответив, что даже будучи рабом он остается хозяином своего господина.
- Почему пифос стал домом Диогена? (Этот образ жизни соответствовал представлениям Диогена о человеке. Человек может обходиться малым, главное - внутренняя суть человека, его мысли, поступки, которые не зависят от материального достатка)
- Какой район Афин, на ваш взгляд, стал местом обитания Диогена? (вероятно, на улочках Агоры, на заднем плане торговые ряды, пифос)
Акрополь (слайд 10)
- Дороги из всех районов, в которых мы побывали, ведут к высокому укрепленному холму в центре города. Это Акрополь - по-гречески "верхний город".
- Если Пникс – сердце Афин, то Акрополь - душа города. В военное время он служит защитной крепостью. В мирное время в его храмах воспевают мудрую богиню, совершают жертвоприношения. Мы видим Акрополь (слайд 10) во время праздника; туда несут сосуды с маслом и вином, ведут животных для жертвоприношений.
- Каждый год в честь Афины жители устраивают празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несут жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это очень красивая церемониальная процессия, в которой могли участвовать все жители Афин, а не только ее граждание.
Пропилеи (слайд 11)
Вход на площадь Акрополя начинается со ступеней, которые венчает прекрасный портик.
Портик –
Колонны портика служат своеобразными солнечными часами. В двух пристройках-крыльях находится библиотека и картинная галерея, куда часто заглядывают ученые Эллады.
Задание 3 Найти и подписать название
Храм богини Ники Бескрылой (слайд 12)
- Справа от Пропилей на уступе высокой скалы стоит небольшой изящный храм. Он был построен архитектором Калликратом в честь победы над персами и посвящен Нике - богине победы.
- Если от победы у смертного кружилась голова, то он рисковал сорваться вниз с отвесной скалы на выходе из храма. Это так архитектор Калликрат напоминал афинянам об опасности лавр победителя и о коварстве богини Ники (сегодня победил, а завтра расслабился и проиграл). Но видно слишком у многих кружилась голова, потому что через 14 лет после строительства, храм обнесли парапетом.
- Афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню победы у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.
Задание 3 Найти и подписать название
Бронзовая статуя Афины Воительницы скульптора Фидия (слайд 13)
- И вот, миновав Пропилеи, мы оказываемся на главной площади акрополя, где пришедших встречает 9 метровая статуя Афины Воительницы, созданная гениальным скульптором Фидием.
- Шлем и наконечник копья этой бронзовой скульптуры были покрыты золотом. Отражавшийся на них солнечный свет был виден издалека и служил своеобразным маяком, проплывающим судам.
- Статуя была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве.
Задание 3 Найти и подписать название
Храм Эрехтейон и портик кариатид (слайд 14)
- Слева от статуи Афины Воительницы открывается вид на один из самых необычных храмов – Эрехтейо́н, в честь легендарного царя Эрехтея. Именно на месте этого храма некогда произошел спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. (Помните вы, чем завершился этот спор?)
- Рядом с храмом растет оливковое дерево Афины (в 480 году до н.э. оно было сожжено, но затем возродилось вновь). В храме находится и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.
- Храм служит своеобразным хранилищем важнейших святынь полиса. Там хранится деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горящий всё время, хотя масло наливается в него раз в год.
- Более всего поражает красотой и изяществом портик с кариатидами. Колонны портика - это каменные девушки с корзинами на головах, прямые, спокойные и сильные. Они назывались «кариатиды». (Кора - девушка).
Задание 3 Найти и подписать название
Храм Парфенон и статуя Афины Девы скульптора Фидия (слайд 15)
- Справа от статуи Афины – главный храм – Парфенон, конечная цель нашего путешествия. Его тоже как и храм богини Ники построил Калликрат в правление стратега Перикла.
- Издалека храм выглядит небольшим, но вблизи поражает своими размерами. Его восемь колонн — вшестеро выше человеческого роста. Над колоннами — треугольные фронтоны, а в них — многофигурные скульптурные сцены из жизни богов. С западной стороны изображен спор Афины с Посейдоном, с восточной стороны, где вход, изображено рождение Афины из головы Зевса.
(слайд 16) Меж колоннадою и крышей высокой полосой все здание опоясывал удивительный по красоте и изяществу фриз - вереница каменных рельефов, внутри здания еще один фриз работы скульптора Фидия, изображающий процессию Панафинейского праздника.
Задание 3 Найти и подписать название
- Наконец, обогнувши храм, мы входим внутрь (слайд 17).
- Здесь полутемно, свет падает лишь сквозь дверь, и в этой полутьме в дальнем конце храма возвышается под потолок статуя Афины-Девы, знаменитое творение Фидия.
- Она в высоком шлеме, у ног ее стоит щит, а на протянутой руке — крылатая фигура богини Победы; Победа кажется маленькой, хоть она почти в человеческий рост.
- Лицо и руки Афины выложены белой слоновой костью, отчего выглядят живыми, а одежда и панцирь — золотом; на этой статуе около полутора тонн золота, неприкосновенный запас афинской казны. Поверх панциря на богиню накинуто покрывало (пеплос), вытканное лучшими афинскими девушками.
- Говорят, что на оборотной стороне щита Афины Фидий изобразил себя и своего покровителя Перикла, из-за чего разразился серьезный скандал. В результате Фидий оказался в тюрьме.
Задание 3 Найти и подписать название
Задание 2 в рабочем листе
Акрополь - место поклонения богине Афине, центр религиозной жизни города.
- Ребята, наше путешествие по Афинам подходит к концу. Мы с вами увидели великий город Афины во всем его блеске, каким он был в V веке до н.э. в момент наивысшего расцвета Афинского государства.
- Какой же привести сувенир на память об этом увлекательном путешествии? Я предлагаю вам создать маленький альбом с главными достопримечательностями древнего города Афины. Вы их уже подписали, фотографии сделаны (приложение 3 - комплект изображений), осталось их правильно наклеить. Это и будет вашим творческим заданием к параграфу 37. (слайд 20)
Рефлексия
Учащиеся выполняют задание в Рабочем листе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)
Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....
Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс
Разработка урока и презентация к нему....
В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...
Урок-путешествие "Город богини Афины"
Урок-путешествие для обучающихся 5-го класса (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира») с использованием интерактивных методов преподавания. Класс делится на несколько групп ...
В городе богини Афины. урок-путешествие
Методическая разработка урока...
Урок-путешествие по истории "В городе Богини Афины" 5 класс
Данный урок проводился в рамках методической недели в 5 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная....