В городе богини Афины (урок-путешествие) 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Васина Ольга Владимировна

Презентация к уроку скачать

Рабочий лист и приложения к уроку скачать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gorode_bogini_afiny_konspekt_uroka_tema_37.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 37. «В городе богини Афины»

Презентация и раздаточные материалы в https://disk.yandex.ru/d/XUrZAVlC3W4vWw

Сценарий урока

- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Сейчас я покажу вам фотографии одного современного города, а вы попробуйте определить, как он называется.

 - Как называется этот город? (греческий город Афины)

 -  Как вы это поняли? Что напомнило об Афинах? (храмы, каменные скамьи театра)

 - Древние греки говорили, что тот, кто не видел Афины, тот настоящий чурбан.

 - Хотели бы вы оказаться в древних Афинах, чтобы узнать побольше об увиденных достопримечательностях, об их назначении? (Да)

 - Тогда отправимся в путь, но для начала я вас проэкзаменую, что вам известно об Афинах.

Игра "Крестики-нолики" (Х - да, О - нет)

Вопросы:

1. Афина - богиня мудрости и справедливой войны.

2. Мильтиад и Фемистокл – это герои Троянской войны.

3. Первую победу над персами афиняне одержали в Марафонском сражении.

4. В битве при Фермопилах отвагу проявили афиняне под предводительством

царя Леонида.

5. В Афинах зародилась демократия - власть народа.

6. Солон полностью запретил рабство в Афинах.

7. Гражданами назывались все жители города Афины.

8. Власть демоса в Афинах представляло Народное собрание.

9. Военный и торговый флот Афин находился в гавани Пирея.      

- Представьте, что мы колонисты из города Милет и давно наслышаны о храбрых афинянах. Ведь они помогли нашим отцам свергнуть, пусть и временно, персидского наместника. Дорого заплатили за эту помощь нам афиняне. Персидский царь Ксеркс сжег великолепный город Афины. Но мы слышали, что город быстро восстановили и сейчас он еще прекраснее прежнего.

 - Отправляясь в Афины, нам нужно проложить путь.

Работа с заданием 1 в рабочем листе

1) Найти на карте Милет и Афины, проложить путь

2) Определить на каком полуострове располагается Милет, а на каком - Афины?

3) Определить море, по которому проложен наш путь.

                 

- И вот мы прибываем в афинский порт. Еще издалека мы видели высокий холм с белоснежными храмами, а еще огромную  статую богини Афины со сверкающим на солнце копьем и шлемом. Этот холм  главная цель нашего путешествия. Но по дороге мы посетим еще несколько знаменитых мест Афин.  

 - У нас немного времени, поэтому мы сейчас разделимся на 3 группы, а потом расскажем друг другу, что увидели.

Работа с карточками по группам и заданием 2 в рабочем листе.

Акрополь - место поклонения богине Афине, центр религиозной жизни города.

Работа по группам

1 группа Прогулка на холм Пникс

1) Для чего афиняне собирались на Пниксе?

2) Почему холм назван "Пникс"?

3) Почему Пникс называли "сердцем" города Афины?

Пникс - место заседаний Народного собрания, где решались важные вопросы города; центр политической жизни

Группа 2 Прогулка по району Керамик

1) От какого слова произошло название района? Как он выглядел?

2) Кто в этом районе жил и трудился?

3) Древнегреческие мастера создавали очень красивые и разнообразные сосуды. Какие стили вазописи использовали греческие мастера?

Керамик - ремесленный район гончарных мастерских, где изготовляли вазы необычайной красоты

Группа 3 Прогулка по площади Агора

1) Чем, кроме торговли занимались афиняне на главной площади города?

2)  Кто посещал Агору, а кому было запрещено ее посещать?

3) Какое здание напоминало афинянам о победе над персами в Марафонской битве?

4) Где можно было послушать выступления философов?

Агора - рыночная площадь, место общегражданских собраний; центр общественной и культурной жизни города.

Вопросы к иллюстрации "Афины при Перикле" (слайд 7)

  1. Почему художник изобразил в левом нижнем углу картины женщину на Агоре? (предположения учеников)
  2. В окружении кого она находится? (мастера искусства, оратора и философов)

- Это исключение из правил. Не все женщины мирились с замкнутым образом жизни, например, поэтессы, художницы, музыкантши. Их можно было увидеть на городской площади в окружении философов, поэтов, скульпторов. Например, Аспасия, жена знаменитого стратега Перикла, была одной из таких свободно живущих женщин Афин. Их называли гетерами.

Работа с иллюстрацией "Диоген" (слайд 9)

 - За спиной выступающего (слайд 7) сидят ученые мужи - философы. Об одном из них я вам расскажу.

- Диоген родился в зажиточной семье ростовщика в Синопе. В юности он посетил дельфийский оракул, где ему было сказано: "Заняться переоценкой ценностей". Он дошел в своем странствовании до Афин и поселился там на одной из улиц  в огромной бочке для хранения зерна.

Диоген решил вести скромный образ жизни. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди. Он всячески показывал, что внутреннее содержание человека ценнее внешности и положения в обществе.

Афиняне считали Диогена сумасшедшим. Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по улицам с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».

  1. Почему Диоген так поступал? (Таким способом Диоген показывал свое отношение к обществу, в котором мало настоящих людей)

 - В одном из путешествий по морю, Диогена захватили пираты и продали в рабство. Когда об этом узнали его друзья и предложили выкупить его у хозяина, Диоген отказался, ответив, что даже будучи рабом он остается хозяином своего господина.

  1. Почему пифос стал домом Диогена? (Этот образ жизни соответствовал представлениям Диогена о человеке. Человек может обходиться малым, главное - внутренняя суть человека, его мысли, поступки, которые не зависят от материального достатка)

  1. Какой район Афин, на ваш взгляд, стал местом обитания Диогена? (вероятно, на улочках Агоры, на заднем плане торговые ряды, пифос)

Акрополь  (слайд 10)

 - Дороги из всех районов, в которых мы побывали, ведут к высокому укрепленному холму в центре города. Это Акрополь -  по-гречески "верхний город".

 - Если Пникс – сердце Афин, то Акрополь - душа города. В военное время он служит защитной крепостью. В мирное время в его храмах воспевают мудрую богиню, совершают жертвоприношения. Мы видим Акрополь  (слайд 10) во время праздника; туда несут сосуды с маслом и вином, ведут животных для жертвоприношений.

 - Каждый год в честь Афины жители устраивают празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несут жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это очень красивая церемониальная процессия, в которой могли участвовать все жители Афин, а не только ее граждание.

Пропилеи (слайд 11)

Вход на площадь Акрополя начинается со ступеней, которые венчает прекрасный портик.

Портик –

Колонны портика служат своеобразными солнечными часами. В двух пристройках-крыльях находится библиотека и картинная галерея, куда часто заглядывают ученые Эллады.

Задание 3 Найти и подписать название

Храм богини Ники Бескрылой (слайд 12)

 - Справа от Пропилей на уступе высокой скалы стоит небольшой изящный храм. Он был построен архитектором Калликратом в честь победы над персами и посвящен Нике - богине победы.

 - Если от победы у смертного кружилась голова, то он рисковал сорваться вниз с отвесной скалы на выходе из храма. Это так архитектор Калликрат напоминал афинянам об опасности лавр победителя и о коварстве богини Ники (сегодня победил, а завтра расслабился и проиграл). Но видно слишком у многих кружилась голова, потому что через 14 лет после строительства, храм обнесли парапетом.

 - Афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню победы у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.

Задание 3 Найти и подписать название

Бронзовая статуя Афины Воительницы скульптора Фидия (слайд 13)

 - И вот, миновав Пропилеи, мы оказываемся на главной площади акрополя, где пришедших встречает 9 метровая статуя Афины Воительницы, созданная гениальным скульптором Фидием.

 - Шлем и наконечник копья этой бронзовой скульптуры были покрыты золотом. Отражавшийся на них солнечный свет был виден издалека и служил своеобразным маяком, проплывающим судам.

 - Статуя была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве.

Задание 3 Найти и подписать название

Храм Эрехтейон и портик кариатид (слайд 14)

 - Слева от статуи Афины Воительницы открывается вид на один из самых необычных храмов – Эрехтейо́н, в честь легендарного царя Эрехтея. Именно на месте этого храма некогда произошел спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. (Помните вы, чем завершился этот спор?)

 - Рядом с храмом растет оливковое дерево Афины (в 480 году до н.э. оно было сожжено, но затем возродилось вновь). В храме находится и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.

 - Храм служит своеобразным хранилищем важнейших святынь полиса. Там хранится деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горящий всё время, хотя масло наливается в него раз в год.

  - Более всего поражает красотой и изяществом портик с кариатидами.  Колонны портика - это каменные девушки с корзинами на головах, прямые, спокойные и сильные. Они назывались «кариатиды». (Кора - девушка).

Задание 3 Найти и подписать название

Храм Парфенон и статуя Афины Девы скульптора Фидия (слайд 15)

 - Справа от статуи Афины – главный храм – Парфенон, конечная цель нашего путешествия. Его тоже как и храм богини Ники построил Калликрат в правление стратега Перикла.

 - Издалека храм выглядит небольшим, но вблизи поражает своими размерами. Его восемь колонн — вшестеро выше человеческого роста. Над колоннами — треугольные фронтоны, а в них — многофигурные скульптурные сцены из жизни богов. С западной стороны изображен спор Афины с Посейдоном, с восточной стороны, где вход,  изображено рождение Афины из головы Зевса.

(слайд 16) Меж колоннадою и крышей высокой полосой все здание опоясывал удивительный по красоте и изяществу фриз - вереница каменных рельефов, внутри здания еще один фриз работы скульптора Фидия, изображающий процессию Панафинейского праздника.

Задание 3 Найти и подписать название

- Наконец, обогнувши храм, мы входим внутрь (слайд 17).

 - Здесь полутемно, свет падает лишь сквозь дверь, и в этой полутьме в дальнем конце храма возвышается под потолок статуя Афины-Девы, знаменитое творение Фидия.

 - Она в высоком шлеме, у ног ее стоит щит, а на протянутой руке — крылатая фигура богини Победы; Победа кажется маленькой, хоть она почти в человеческий рост.

 - Лицо и руки Афины выложены белой слоновой костью, отчего выглядят живыми, а одежда и панцирь — золотом; на этой статуе около полутора тонн золота, неприкосновенный запас афинской казны. Поверх панциря на богиню накинуто покрывало (пеплос), вытканное лучшими афинскими девушками.

 - Говорят, что на оборотной стороне щита Афины Фидий изобразил себя и своего покровителя Перикла, из-за чего разразился серьезный скандал. В результате Фидий оказался в тюрьме.

Задание 3 Найти и подписать название

Задание 2 в рабочем листе

Акрополь - место поклонения богине Афине, центр религиозной жизни города.

- Ребята, наше путешествие по Афинам подходит к концу. Мы с вами увидели великий город Афины во всем его блеске, каким он был в V веке до н.э. в момент наивысшего расцвета Афинского государства.

 - Какой же привести сувенир на память об этом увлекательном путешествии? Я предлагаю вам создать маленький альбом с главными достопримечательностями древнего города Афины. Вы их уже подписали, фотографии сделаны (приложение 3 - комплект изображений), осталось их правильно наклеить. Это и будет вашим творческим заданием к параграфу 37. (слайд 20)

Рефлексия  

Учащиеся выполняют задание в Рабочем листе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

Урок-путешествие "Город богини Афины"

Урок-путешествие для обучающихся 5-го класса (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира») с использованием интерактивных методов преподавания. Класс делится на несколько групп ...

В городе богини Афины. урок-путешествие

Методическая разработка урока...

Урок-путешествие по истории "В городе Богини Афины" 5 класс

Данный урок проводился в рамках  методической недели в 5 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная....