Урок-путешествие по истории "В городе Богини Афины" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)
Данный урок проводился в рамках методической недели в 5 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gorode_bogini_afiny_.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В городе богини Афины |
Открытый урок истории в 5 А классе |
Тохтобина Надежда Петровна, учитель истории и обществознания |
Тема урока | В городе богини Афины |
План урока |
|
Цель урока | Цель урока: создать условия для ознакомления с особенностями повседневной жизни древних греков, дать яркое образное представление о самых известных памятниках архитектуры древних Афин. Учащиеся должны познакомиться с достопримечательностями главного города Афинского государства. Воспитывать уважение к культуре другого народа . |
Задачи урока | Планируемые результаты: предметные: описывать памятники истории и культуры Афин; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры; сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя черты их сходства и различия по предложенным вопросам; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляя в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих Воспитательные Приобщить учащихся к навыкам: Творческого сотрудничества в процессе работы в команде; Объективной оценки себя и своих товарищей; Приобщения и воспитания уважения к ценностям мировой культуры. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма урока | Урок-путешествие |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительный, проблемный, частично-поисковая деятельность учащихся в группах, технология критического мышления. |
Приёмы деятельности | Беседа, фронтальный опрос, объяснение, показ, составление плана, формулировка темы урока, решение проблемных заданий, практическая деятельность учащихся, игра, работа с иллюстрациями, планом местности. |
Основные понятия и термины | Керамик, Фидий, чернофигурные и краснофигурные сосуды, Агора, портик, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон. |
Оборудование | Компьютер Мультимедийный проектор Раздаточный материал учебник Презентация «В городе богини Афины» |
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и гости!
- На каждом уроке мы с вами переносимся в прекрасный и удивительный Древний мир истории человечества. Вы открываете для себя много нового и интересного. Знакомство с новым параграфом является для вас маленьким открытием. И, прежде чем сегодня мы с вами перейдём к постижению новых высот нашего захватывающего путешествия по страницам Древнего мира, я предлагаю вам не просто урок, а небольшую экскурсию в один из прекраснейших уголков Древней Греции. Я буду вашим экскурсоводом, а вам предлагаю роли экскурсантов и, одновременно, моих помощников.
Для путешествия нам понадобятся дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки, справочник туриста – учебник. Проверьте, пожалуйста, всё ли необходимое к уроку есть у вас на партах.
У вас у каждого на парте лежат «Оценочные листы». После каждого этапа работы вы сделаете самооценку деятельности, поставив в определённой графе знак «+».
II. Повторение изученного материала.
- Прежде чем листать страницы путеводителя – учебника, давайте полистаем страницы нашей памяти. Для этого предлагаю сыграть в интеллектуальную игру «Жили ли они?».
У каждого на столе лежат рабочие листы, выполняем задание №1. Из предложенного списка имён, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал). В правую имена тех, кто известен вам из мифов – сказаний о богах и вымышленных героях. Приступаем к работе (учащиеся работают).
Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.
Ответ: Жили: Хеопс, Солон, Тутмос, Геродот, Хаммурапи, Гомер, Фемистокл, Дарий Первый, Мильтиад, остальные – герои мифов.
- Заканчиваем работу. Прошу вас обратить внимание на экран (1-й слайд) и сравнить правильность ответов. Если в ваших карточках в какой-либо из колонок есть слово из другой колонки – зачеркните его (идёт проверка работы). Пожалуйста, поднимите руки те, которые выполнили работу без ошибок. Молодцы! Спасибо.
Поставьте в своих «Оценочных листах» в графе «задание №1» знак +.
Учитель. Друзья мои, среди нас есть путешественники, совсем недавно вернувшиеся из дальних странствий. Давайте, послушаем их рассказы о том, что они видели и слышали.
3. Актуализация знаний и планирование деятельности учащихся.
- Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, где находятся Афины. Дайте характеристику местоположения города. (После работы оцените в оценочных листах свой ответ – Задание № 2).
Город находится в 5 км от порта Пирей. Путь в Афины проходит по дороге, которая носит название Длинные стены, так как на всем протяжении пути построены эти удивительные стены. - Порт Пирей был главным в Афинском государстве. Как вы думаете, какое название носила столица Афинского государства? (Дети отвечают, что название города – Афины.) Исходя из вышесказанного, как вы думаете, куда же мы сегодня на уроке отправимся на экскурсию? (Звучит ответ ребят, что мы будем путешествовать по городу Афины). Да, конечно, ребята, мы познакомимся с достопримечательностями этого великолепного города. Какое бы название темы урока вы предложили? (Учащиеся предлагают различные варианты, например «Путешествие в город Афины» и др). Наши мнения почти совпали, т.к. тема нашего урока «В городе богини Афины». (Учитель открывает доску. Вверху написана тема урока «В городе богини Афины», ниже – план урока, а внизу плана новые слова).
Откройте, ребята, дневники путешественника. На полях запишем дату 18.02.14 и сделаем первую запись - «В городе богини Афины».
Для того, чтобы наша экскурсия была совсем как настоящая, я предлагаю вам пользоваться, как делают все экскурсанты, планом экскурсии, который написан для вас на доске, и, конечно же, картой города (слайд №2), которую вы видите на экране и точно такая же карта города есть у вас в учебниках на стр. 166. Ещё на доске я написала для вас новые слова, со значением которых мы познакомимся в ходе урока. (Учитель зачитывает план урока — экскурсии и новые слова).
План экскурсии: 1. Район гончарных мастерских – Керамик. 2. Агора – сердце Афин. 3. На вершине Акрополя. - Такой план экскурсии выбран для вас не случайно, т.к. Керамик, Агора и Акрополь – это самые интересные районы города. Новые слова: Керамик, Фидий, Агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики.
- Начало заочной экскурсии.
Снятие первоначального напряжения (2 слайд щелчок звучит музыка: шум моря). - Наш белый теплоход отправляется в путь. Закройте глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского морей. А вот уже великолепные Афины, о которых греки любили повторять: «Если ты не бывал в Афинах – ты чурбан; если был и не восхищался ими, ты – осел, а если ты покинул их по своей воле, ты- верблюд».
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на название нашего урока-экскурсии, что на доске написано непросто город Афины, а город богини Афины. Статую Афины вы сейчас видите на нашем экране (слайд №3). Кто такая богиня Афина и как она появилась на свет, расскажет нам один из моих помощников, который подготовил на эту тему небольшой рассказ. (Учащийся рассказывает миф о рождении богини Афины). Мы узнали, как появилась на свет богиня Афина. Но почему, же именно в её честь греки назвали свой город? Об этом нам сейчас расскажет (фамилия, имя ребёнка, который рассказывает миф о споре Афины с Посейдоном).
- Теперь, ребята, мы знаем, в чей город совершим нашу экскурсию. Но мы также должны знать, что прежде чем начать какое-то дело, необходимо понять, для чего мы это будем делать, с какой целью? (Учащиеся предлагают свои цели урока, например, узнать много нового об Афинах; узнать, как жили люди много веков назад; познакомиться со знаменитыми памятниками архитектуры, узнать новые слова и т.д.). Молодцы, ребятки, вы знаете, а наши цели совпадают. Обратите внимание на экран (слайд №4), это почти те же самые цели, только они выражены другими словами. (На слайде №4 написаны цели урока).
Проблема. А в конце нашей экскурсии попытаться объяснить - Почему афиняне так любили свой город и гордились им?
4. Изучение нового материала.
а) Экскурсия по району Керамик.
- Начинаем нашу экскурсию по городу. Первым пунктом которой будет район гончарных мастерских – Керамик (учитель показывает на доске новое слово) Кто желает показать на карте эту часть города? ( слайд №5-6) (Один ученик указкой показывает на экране-слайде район Керамик).
(В дневнике путешественника делаем вторую запись)
Район гончарных мастерских – Керамик.
В этот район города я предлагаю вам отправиться самостоятельно, используя только учебник – путеводитель. Откройте, пожалуйста, учебники на стр.175 и прочитайте самостоятельно п.1 §37, а затем мы с вами проведём интересную игру по тому материалу, с которым вы познакомитесь по путеводителю — учебнику. (Класс в течение 3-х минут читает п.1 §37, а потом учитель достаёт ранее скрытый от глаз учащихся «чёрный ящик» и дети по желанию вытаскивают оттуда пронумерованные листочки с вопросами. Когда «чёрный ящик» опустеет, учащиеся в соответствии с порядковым номером на листочке отвечают на доставшиеся им вопросы). Заканчиваем чтение и давайте начнём игру. Перед вами не обыкновенная коробка, а настоящий «чёрный ящик». Он поможет нам определить, насколько вы внимательно путешествовали по району Керамик города Афины. За каждый правильный ответ или дополнения к ответу, которые могут сделать те ребята, которым не досталось заданий из «чёрного ящика», отвечающие поставят себе знак «+» в «Оценочный лист» в графу «чёрный ящик». Чтобы ваши ответы имели между собой связный характер, на листочках с заданиями написаны порядковые номера. Начнём мы с вами, конечно же, с номера один. Слушаем первого отвечающего.
Вопросы из «чёрного ящика»:
1. Как назывался район гончарных мастерских? Как выглядел этот район?
2. Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик? (Ответ детей: гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды). 3. Перед вами на экране (7-9й слайд) образцы прекрасных ваз и сосудов, изготовлявшихся в районе Керамик. Какими рисунками украшали вазы? (Ответ: вазы украшали чёрнофигурными и краснофигурными рисунками).
4. Что такое чернофигурные и краснофигурные вазы? (Ответ: по красноватой глине рисовали фигуры чёрным лаком, поэтому назывались чёрнофигурными, а потом стали делать наоборот: фигуры оставались красного цвета, а фон закрашивался чёрным).
5. Кто выполнял самую тяжёлую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы). У нас с вами остался последний 6-й вопрос. Мы завершаем путешествие по району Керамик.
6. Какой же вывод мы с вами можем сделать из этой части нашей экскурсии? Какие особенности этого района вы заметили? (Дети отвечают, что в самом грязном и непривлекательном районе Керамик руками искусных мастеров создавались прекрасные произведения искусства, славившиеся далеко за пределами Эллады. Ещё узнали, кто и какую выполнял в мастерских работу).
б) Экскурсия по району Агора. Конечно, дети, вы правы, район Керамик имел далеко не привлекательный вид. Сердцем Афин была Агора (указкой сначала показать на слово на доске) – главная площадь города. (Учитель указкой показывает на экране район Агора, слайд №10). (В дневнике путешественника делаем запись.)
Агора- главная площадь Афин.
Здесь всегда было шумно и многолюдно (слайд №11 с изображением площади Агора), так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения: петушиные бои выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов. Богатые афиняне ходили на рынок с рабами, жён с собой не брали. Когда все покупки были сделаны, рабов с ними отправляли домой, а сами проводили время с друзьями в специально отведённых местах – портиках (слайд12). Это помещение, крышу которого поддерживали колонны.
В другой части Агоры находилось здание, в котором почти ежедневно собирался Совет пятисот – орган управления Афинами. Он следил за тем, как пополняется казна, как строятся корабли, храмы, дороги, водопроводы. Дежурные члены Совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно. Что ещё интересного было, на этой вечно многолюдной площади, я предлагаю вам узнать самим. С помощью путеводителя-учебника погуляйте по площади самостоятельно, понаблюдайте за горожанами, затем проверьте свою внимательность. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
1ТЕКСТ
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова
О, Агора- наша главная афинская ______! Как шумно здесь и многолюдно! Как бойко здесь идёт _______! Мы любим петушиные бои, выступления заклинателей змей и фокусников. Всё своё свободное время мы проводим с друзьями в специально отведённых местах- портиках- крыша, поддерживаемая колоннами.
Здесь ежедневно собирается Совет пятисот- орган ________ Афинами. Мы ходим на Агору каждый день и не представляем себе другой жизни!
Выполните задание
- Вставьте в текст пропущенные слова: площадь, управления, торговля,
- Придумайте название для текста.
3.Выразительно прочитайте текст. - Покажи на карте города район Агора (слайд №13). - Молодцы, ребята. Вы оказались очень наблюдательны. Оцените себя. в) Экскурсия по району Акрополь. - Наша экскурсия по Древним Афинам продолжается.
Давайте вновь обратимся к карте города (тот же слайд №13). Чуть юго-восточнее Агоры расположился ещё один район города – это всемирно известный Акрополь (слайд №13). Это холм с крутыми и обрывистыми склонами.
(В дневнике путешественника делаем запись.)
Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами.
В каждом греческом городе был Акрополь- укреплённый холм-крепость. Но самым известным и красивым акрополем был афинский. Именно отсюда начинались Афины. Это самый древний район города. Главный храм города - Парфенон - посвящен богини Афине. Слово «парфенос» - по-гречески значит «девушка». У Парфенона 4 портика. Шли десятилетия, века, и городские постройки постепенно «спустились» с Акрополя вниз, город разросся и со временем стал большим и красивым. А на Акрополе как на самом священном месте греки построили храмы своим богам. Во время Греко-персидских войн Акрополь был разрушен персами, поэтому греки отстроили его заново в к.5 в. до н.э. Его вершину украшает бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. На прошлом уроке вы получили опережающее задание познакомиться с содержанием 3-го пункта §37, так как он более сложный по содержанию, и сейчас, я предлагаю поработать вам в парах.
2 ТЕКСТ
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Только одна дорога ведёт на Акрополь! О, какой это высокий _______! Твою вершину украшает множество _______. Мы их отстроили заново после победы над персами! При входе на наш священный холм мы поклоняемся богине победы- Нике _________. Раньше она была крылатой, но мы лишили её крыльев!
Выполните задание.
1. Вставьте в текст пропущенные слова: Бескрылой, холм, храмов
2. Придумайте название для текста.
3. Прочитайте текст выразительно.
- Пожалуйста, поднимите руку те ребята, которые сумели правильно выполнить задание. Молодцы, я вас поздравляю с успешным результатом. Оцените себя. Подошло время сделать вывод после очередной экскурсии. С какими достопримечательностями города богини Афины мы познакомились, побывав в Акрополе? ( бронзовая статуя Афины, храм богини Ники, храм богини Афины Парфенон)
5. Первичное закрепление изученного материала.
А сейчас обратите вновь своё внимание на доску. Внизу плана написаны новые слова, которые мы с вами использовали сегодня путешествуя по городу. Я предлагаю вспомнить их значение: (звучат ответы ребят: Керамик – район гончарных мастерских; Фидий – известный греческий скульптор, Агора – главная площадь Афин, Ника – богиня победы, Акрополь – холм, где построены прекрасные храмы в честь богов; Парфенон – храм богини Афины; портики – полуоткрытые помещения, крышу которых поддерживают колонны).
- Вы хорошо справились и с этим заданием. Наша экскурсия подходит к концу. Понравилось ли вам наше путешествие? Если кому-нибудь повезет, вы сможете посетить современные Афины-столицу Греции. Давайте посмотрим сможете ли вы блеснуть знаниями перед греками.
- Итак, в каком городе мы сегодня побывали? - Какие районы Афин мы посетили? - Какие впечатления у вас остались от посещения Керамик? - Агора? - Акрополя? - Что особенно вам понравилось? - Действительно ли он так прекрасен, как о нём говорили афиняне?
- А теперь давайте вернемся к вопросу поставленному в начале урока и попробуем на них ответить. Скажите, пожалуйста, почему же афиняне так любили свой город и гордились им? (стр.172)
6. Информация о домашнем задании.
- К следующему уроку я предлагаю вам такое задание: обратите внимание на экран (слайд №17): всему классу выучить §37. Для тех, кто желает получить оценку «5», необходимо письменно ответить на 3-й вопрос в конце параграфа в виде небольшого рассказа. Это задание творческое, поэтому так высоко оценивается. На «4» нужен подробный ответ на 1-й вопрос. На оценку «3» достаточно ответить на 2-й вопрос к данному параграфу. 7. Подведение итогов урока. Выставление оценок. С учётом поставленных вами «+», я выставлю всем оценки за работу на уроке (выставление и озвучивание оценок). (Слайд 18) Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышко» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если нет возьмите «тучку». Урок окончен. Всем спасибо.
Рабочий лист
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Задание № 1
Из предложенного списка имён, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал). В правую — имена тех, кто известен вам из мифов – сказаний о богах и вымышленных героях.
Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.
Жили: Герои мифов: _____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _____________________ _________________________
1 ТЕКСТ
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова
О, Агора- наша главная афинская ______! Как шумно здесь и многолюдно! Как бойко здесь идёт _______! Мы любим петушиные бои, выступления заклинателей змей и фокусников. Всё своё свободное время мы проводим с друзьями в специально отведённых местах- портиках- крыша, поддерживаемая колоннами.
Здесь ежедневно собирается Совет пятисот- орган ________ Афинами. Мы ходим на Агору каждый день и не представляем себе другой жизни!
Выполните задание
- Вставьте в текст пропущенные слова: площадь, управления, торговля,
- Придумайте название для текста
3. Выразительно прочитайте текст.
2 ТЕКСТ
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Только одна дорога ведёт на Акрополь! О, какой это высокий _______! Твою вершину украшает множество _______. Мы их отстроили заново после победы над персами! При входе на наш священный холм мы поклоняемся богине победы- Нике _________. Раньше она была крылатой, но мы лишили её крыльев!
Выполните задание.
1. Вставьте в текст пропущенные слова: Бескрылой, холм, храмов
2. Придумайте название для текста.
3. Прочитайте текст выразительно.
Оценочный лист
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Задание №1 «Жили ли они» | |
Задание №2 | |
«Чёрный ящик» | |
Текст 1 | |
Текст 2 | |
Итог |
Оценочный лист
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Задание №1 «Жили ли они» | |
Задание №2 | |
«Чёрный ящик» | |
Текст 1 | |
Текст 2 | |
Итог |
Оценочный лист
Фамилия имя учащегося_____________________________________
Задание №1 «Жили ли они» | |
Задание №2 | |
«Чёрный ящик» | |
Текст 1 | |
Текст 2 | |
Итог |
Вопросы из «чёрного ящика»:
- Как назывался район гончарных мастерских? Как выглядел это район?
- Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик?
3.Перед вами на экране образцы прекрасных ваз и сосудов, изготовлявшихся в районе Керамик. Какими рисунками украшали вазы?
4.Что такое чернофигурные и краснофигурные вазы?
- Кто выполнял самую тяжёлую работу в мастерской?
6. Какой вывод можно сделать из экскурсии по району Керамик? Какие особенности этого района вы заметили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -путешествие по химии "Химическая тропа здоровья" 10 класс
Данный урок проводится в конце изученной темы. Цель урока: В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся об углеводородах: их номенклатуре, изомерии, химических свойствах....
Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)
Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...
Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"
Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ К 150 -ЛЕТИЮ ГОРОДА АПШЕРОНСКА
УРОК ОПК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ИСТОРИИ ХРАМА....
Урок-путешествие по Новой истории
Обобщающий урок за курс всеобщей истории за 7 класс в игровой форме....
Урок-путешествие по Новой истории
Лысковец Елизавета Александровнаhttp://nsportal.ru/lyskovec-elizaveta-aleksandrovna...
Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»
Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....