В городе богини Афины. урок-путешествие
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа
Тема: «Разработка интерактивного урока истории с использованием компьютерной презентации РР на тему
«В городе богини Афины»
Выполнила: учитель истории МБОУ СОШ № 29 г. Химки
Чукова Эллина Владимировна.
Химки 2016
Содержание
- Введение._____________________________________3
- Пояснительная записка._________________________3
- Организационная структура урока._______________6
- Заключение.__________________________________15
- Использованная литература.____________________15
1. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс. Основной целью современных методов обучения является развитие умения обучающихся мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей. В настоящее время в обучении истории используются разнообразные современные методы обучения, из которых можно выделить следующие: метод проектов, всегда ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; создание проблемных ситуаций, ставящих ученика в позицию субъекта своего обучения, и как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия; внедрение образовательного содержания в игровую оболочку решает одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности, включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала; применение ИКТ значительно расширяет возможности предъявления учебной информации.
2. Пояснительная записка к уроку по истории Древнего мира в 5 классе на тему «В городе богини Афины»
Название программы, УМК | История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер |
Тема работы | В городе богини Афины. |
Материально-техническое обеспечение урока | Учебник. Карта «Древняя Греция». Мультимедийное оборудование.Презентация «В городе богини Афины». Учебные картины: Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон». Словарь терминов. |
Место темы в курсе «История Древнего мира»
Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.
В составе класса выделено несколько мини-групп, выполняющих роль экскурсоводов. Учащиеся получили опережающее задание. Данная работа способствует активизации познавательной деятельности учеников, развитию речи и формированию навыка публичного выступления. Используемая работа в парах направлена на воспитание у учащихся ответственности перед другими, сотрудничества между собой и учителем.
Формируемые УУД
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение к личности, культурам разных народов. Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения. | умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, готовность самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира | планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом, умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формирование умения работать в малых группах | ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в различных источниках, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах. |
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Фрма урока: урок-путешествие
Цель урока: способствовать формированию представления о городе Афины как о центре греческой культуры; создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя;
способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства;
помочь учащимся составить представления о роли античного наследия в современном мире.
Планируемые результаты:
Предметные: описывать памятники истории и культуры Афин; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметные УУД : Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою собственную точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; давать определения понятий; анализировать исторические факты и явления
Личностные УУД: Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Основное содержание темы, понятия и термины. Ремесло. Культура Древней Греции. Классическое искусство. Древнегреческая архитектура. Колонна древнегреческого храма. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины-Девы, Зевс Олимпийский. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Архитектурный ордер, виды ордеров: дорический, ионический, коринфский; капитель, архитектура, амфора, килик, кратер, пифос, вазопись, Керамик, гончар, Агора, портик, храм, фронтон, кариатида, скульптура, смотрители рынка, Совет пятисот.
Педагогические технологии: игровая технология, проблемного обучения, технология коллективно-творческой деятельности, ИКТ.
3.Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
характеристика | формируемые УУД | |||
I. Органи-зацион-ный момент | Фронталь-ная. Словес- ный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм |
II. Постановка учебной задачи | Фронталь ная. Словес-ный, наглядный Беседа, работа с картой, прием театрализа-ции. | Демонстрирует карту Древней Греции. Задание: назвать известные греческие города. Демонстрация сценки: спор богов Афины и Посейдона за покровительство над городом. Вопрос: о каком городе идёт речь? Почему его так назвали? –Хотите побывать в Афинах? Постановка проблемы. – Афиняне говорили: “Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!” Почему так говорили? Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на этом уроке? Предлагает познакомиться с маршрутом путешествия –планом урока (на слайде). Путешествие помогут совершить экскурсоводы. | Слушают учителя. Работают с картой, находят греческие города; формулируют тему урока, самостоятельно формулируют задачи урока. Рассказывают миф о рождении богини Афины | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя |
III. Усвое-ние новых знаний и спосо-бов дейст-вий. В районе | Фронтальная объяснительно-иллюстра-тивный. Рассказ учеников-экскурсоводов, работа со схемой, иллюстрацией, беседа, рассказ | Демонстрация презентации. Опираясь на схему, рассказывает о планировке города. - Афиняне очень гордятся своим городом, однако один из районов вряд ли может вызвать восторг. Узкие не мощёные улочки без тротуаров, грязь и зловонные лужи. Но именно этот район был известен далеко за пределами города. Вас ничего не удивляет? Давайте зададим вопрос экскурсоводу. Организует работу с картиной «В гончарной мастерской», проводит беседу: – Как вы думаете, кто из работников Обращает внимание на сосуды, предлагает их сравнить. Формирует представление о вазописи. Организует работу в парах с новыми терминами. | Анализируют схему. Экскурсоводы рассказывают о районе Керамик, остальные слушают, анализируют информацию. Сравнивают красно-фигурный и чернофигурный стили, устанавливают очередность их появления. Объясняют значения терминов | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием схемы, картины; находят ответы на вопросы в иллюстрацииях. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Агора – главная площадь Афин | Фронтальная. Словес-ный, наглядный, проблем-ный. Рассказ экскурсо-водов, работа | Как вы думаете, где мы? Предлагает прочитать рассмотреть картину «Храм Гефеста Вспомните, какие здания были в Керамике? – как вы думаете, почему общественные здания строились большими и красивыми? – Что собой представляла Агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан? –С какой целью строились портики? – Кто следил за порядком на Агоре? – Покажите здание, где собирался Совет пятисот, игравший большую роль в управлении Афинами. –Какими вопросами ведал этот орган? Организует работу в парах с новыми терминами. | Экскурсоводы рассказывают о главной площади Афин-Агоре, остальные слушают, анализируют информацию. Определяют значения терминов. Объясняют внешние различия между небольшими и скромными зданиями в Керамике | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием картины; Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Прогулка | Фронтальная, объяснительно-иллюстра-тивный. Рассказ экскурсо-водов, работа | – Мы приближаемся к высокому холму в центре города. Что же это? Демонстрация презентации. Организует работу с текстом учебника, иллюстрацией «Праздничное шествие на Акрополь» , работу в парах с новыми терминами, проводит беседу. | Экскурсоводы рассказывают об Акрополе, остальные слушают, анализируют информацию Объясняют значения терминов. Описывают картину. | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрацииях; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные: слушают |
В доме афинского гражданина. | Фронтальная объяснитель-но-иллюстра-тивный, беседа. | предлагает войти в один из домов простого афинянина, расположенных на улице. Организует работу с документом «из жизни древних гречанок», проводит беседу. | Экскурсоводы рассказывают о повседневной жизни афинян, остальные слушают, анализируют информацию. Анализируют документ. | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрацииях; анализируют изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные: слушают |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронталь-ная Словес-ный, наглядный Беседа, работа с картиной | – Наше путешествие подошло к концу. Организует мини-дискуссию по решению проблемного задания. Почему афиняне говорили: “Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!” | Называют районы Афин, перечисляют достопримечательности. Используют знание терминов для ответов на вопросы. | Познаватель-ные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывают объект: передают его внешние характеристики |
V Рефлексия. | Фронталь-ная | Организует работу с тестовым заданием с самопроверкой. Организует проведение самооценки своей деятельности учениками, методический приём «три предложения» | выполняют тестовое задание, проводят самопроверку. | Регулятивные: принимают учебную задачу Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
VI. Эмоциональный итог урока | предлагает выразить своё эмоциональное состояние при помощи белых и черных карточек. | Оценивают свою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление | Регулятивные: самооценка. | |
VII. Инфор-мация о домаш-нем задании | Фронталь-ная Сообще-ние учителя | Комментирует задание. § 37. Задания 37, 42, 43 в рабочей тетради; описать, как выглядел Керамик, Агора, Акрополь по выбору. творческое задание по желанию: ответить письменно на вопрос “За что афиняне любили свой город?” написать письменный рассказ от имени путешественника, посетившего древние Афины. | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу |
4. Современное школьное исторического образования предполагает концептуальное изменение содержания школьных курсов истории, изменения стиля общения учителя и учащихся, использования новых, нетрадиционных приемов и организационных форм обучения. Все больше внимание уделяется самостоятельной работе учеников, активным формам обучения, которые призваны помочь ученику реализовать самого себя.
В данной работе я рассмотрела некоторые современные образовательные технологии, возможность их применения в методике обучения истории на примере урока истории древнего мира по теме: «В городе богини Афины». Используемые на уроке игровая технология, проблемного обучения, технология коллективно-творческой деятельности, ИКТ способствовали повышению мотивации учебной деятельности учеников, активизировали познавательную деятельность, способствовали лучшему усвоению учебного материала, самостоятельному планированию своих действий в соответствии с поставленной задачей, развитию творческих способностей.
Использованная литература:
- учебник: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. – М.: Просвещения, 2013
- Поурочные разработки по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, М., Вако, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)
Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....
Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс
Разработка урока и презентация к нему....
Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"
Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....
В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...
Презентация "В городе богини Афины"
Данная презентация используется на уроке в 5 классе. Презентация имеет анимационную часть, которая может быть использована как для закрепления изученного материала, так и для проверки на следующем уро...
Урок-путешествие "Город богини Афины"
Урок-путешествие для обучающихся 5-го класса (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира») с использованием интерактивных методов преподавания. Класс делится на несколько групп ...
Урок-путешествие по истории "В городе Богини Афины" 5 класс
Данный урок проводился в рамках методической недели в 5 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная....