Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений"
методическая разработка по истории (6 класс)

Кудряшов Михаил

Дай мне силы ничего не забывать!
Память, память
Ты же можешь, ты должна!
На мгновенье, эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена!..

Как хочется, чтобы дети научились мыслить, сами могли научиться отличать правду от лжи, веди история не терпит лжи...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

Автор: Кудряшов Михаил Юрьевич, учитель истории

МБОУ «СОШ с. Кривандино» г.о. Шатура

Тема:

Я хочу не просто вспомнить имена!..

Память, память,

Ты же можешь, ты должна!
…………………………………………………….

Посмотреть в глаза
И глаз не отвести.
Уставать, шагать и снова уставать.
Дай мне волю до конца тебя нести.
Дай мне силы ничего не забывать!
Память, память
Ты же можешь, ты должна!
На мгновенье, эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена!..

Роберт Рождественский

Пояснительная записка

Информационная война против России в мире сегодня достигла кульминации. Большинство стран Европы во главе с США заинтересованы в разжигании конфликта с нашей страной, которая продолжает выступать против нацизма, против идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий за сохранение мира во всем мире на условиях равноправия, взаимного уважения. Сегодня фальсифицируется роль России, советского народа во многих исторических событиях, в том числе и заслуга в освобождении стран Европы от фашистского ига во время второй мировой войны.

Историю нельзя переписать задним числом, нельзя спустя десятилетия героев объявить предателями и наоборот. Ведь есть реальные свидетели событий, пусть их остается все меньше и меньше, есть исторические документы, хроника. Надо уберечь наших детей от неправды и искажений о нашей Родине, о роли родного государства в развитии мировой цивилизации.

Одним из главных направлений воспитания подрастающего поколения сегодня является формирование патриотизма и гражданственности, ведь эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. Сегодня трудное время для Отечества, и мы, учителя истории и социальных дисциплин, должны способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему нашей Родины.

Внеклассное мероприятие, посвящённое памятным событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), проводится с опорой на архивные материалы, на раритетную подборку газет «Вечерняя Москва», вышедших в свет в годы войны, на материалы, опубликованные на сайте администрации Городского округа Шатура, на Книги Памяти, представляет собой объединённое замыслом и целью мероприятие, призванное способствовать решению основных задач в области патриотического воспитания подростков.

Цель проведения мероприятия:

- формирование патриотизма, воспитание российской идентичности обучающихся; чувства гордости за свою Родину и наши Вооружённые Силы, за наш народ и героические страницы истории России; чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи проведения мероприятия:

- способствовать пониманию обучающимися роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире, как правопреемницы СССР – страны-победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.

- способствовать осмыслению обучающимися духовно-нравственных категорий: Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, сопереживание, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

- формировать духовно-нравственные ценности: чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, архив газет «Вечерняя Москва» (отдельные номера за 1941-1945 гг.), Книга Памяти «Они погибли под Москвой», изд. «Подмосковье», 2017.

Участники внеклассного мероприятия: выпускники школы Мишкина Дарья, Полоскова Виктория, ветеран педагогического труда Широкова Н. А., обучающиеся 8в класса.

Ожидаемые результаты:

  • расширение познавательного интереса обучающихся к истории своей страны через знакомство с архивными материалами, документами, СМИ военной поры;
  • повышение значимости празднования 80-летия Великой Победы и повышение интереса к участию в акции «Бессмертный полк»;
  • повышение интереса к изучению родословной, к поиску информации об участниках ВОВ среди родственников.

Ход мероприятия:

На столе перед участниками папка с газетами «Вечерняя Москва» за 1941-1945 гг. с выборочными номерами, на стенде Книги Памяти, на экране – вечный огонь перед могилой Неизвестному солдату в Александровском саду. На этом фоне тихо звучит песня в исполнении М. Бернеса «Журавли».

  1. Учитель:

- 9 мая 2025 года – историческая дата для России, для Белоруссии, для всех бывших республик СССР. Да, вы правы очередная годовщина Великой Победы в Великой Отечественной войне. Представляете, исполнится 80 лет. Много это или мало для истории? Все ответят на этот вопрос по-разному, вроде бы и мало, но для отдельного человека - это целая жизнь. Людям свойственно с годами забывать многое, теряются из памяти лица, факты собственной биографии, а вот эту дату невозможно вычеркнуть из памяти людской, она выстрадана, за нее отданы миллионы жизней воинов и мирных жителей, детей, стариков, мужчин и женщин, русских, белорусов, узбеков, армян, грузин,...

- Вот на экране могила Неизвестному солдату, да-да неизвестному, потому что не все могилы с надгробными плитами, с именами, фамилиями, датами рождения, датами смерти…

- На экране кадры документального кино военной поры. Эти кадры не смогут видеть те, кто мог бы узнать солдата, офицера на кадре… Некому узнавать, но хочется поклониться каждому из тех, кто грудью закрыл дзот, кто шел на таран на немецкий самолет, танк, но отстоял, не струсил, уберег.

2. Фронтальную беседу проводит Широкова Н. А., старейший учитель школы п. Осаново-Дубовое.

- Есть ли среди участников ВОВ ваши родственники, прадеды, прабабушки? Что вы о них знаете? Имя, фамилию? А где сражались, в какой армии, на каком фронте, есть ли фотография бойца, где она хранится? Участвовали ли вы или родители в акции «Бессмертный полк»? А что это за акция?

(Дети отвечают. Однако многие не знают истории своей семьи, потуплен взор, молчат).

А знаете ли вы?...

Звучит тихо-тихо песня из кинофильма «Офицеры» (От героев былых времен, не осталось порой имен…)

#1052;ишкина Дарья, выпускница школы

делает краткое сообщение о своем участии в конкурсе «Юный архивист» в 2020 г. по теме «История старой военной фотографии» или «По дорогам одного минометного батальона Второй танковой армии» .

(Среди ребят оживление, поскольку все знают правнуков героя, они и сейчас живут в поселке Осаново-Дубовое).

4. Полоскова Виктория, выпускница школы

рассказывает о том, как в 2019 г. вместе с Широковой Н. А., Данильцевой Н. М. готовясь к 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне искали родственников и собирали материалы для статьи о бывшем учителе школы поселка Осаново-Дубовое П. М. Медведеве, который по возвращении с фронта работал в сельской Осановской школе. Эта статья даже была опубликована в сборнике «Авиаторы».

Широкова Н. А. добавила: спросите у бабушек и дедушек, помнят ли они этого учителя математики, знают ли они, кем он был на фронте, чем награжден?

5. Учитель: «Великая Отечественная война – это наша история. Я предлагаю всем познакомиться со сводками Совинформбюро, настоящими (не из кино) по газетам «Вечерняя Москва», не из моих уст, а из СМИ той поры посмотреть, как жила страна, помогали ли и как простые мирные труженики сел, деревень, городов фронту. О чем писали газеты в лихие для страны годы».

Каждому столику раздаются по три газеты. У каждой группы ребят задача: просмотреть новости Совинформбюро, статьи о трудовых подвигах ради Победы в тылу, о подвигах неизвестных нам простых героев на фронте, найти наградные листы и указы о присвоении воинских званий,...

(Дети с волнением раскрывают раритетные газеты и … вычитывают, обсуждают, пытаются читать все, благо не вырывают друг у друга из рук). Первое, что звучит из уст, а можно я возьму домой показать родителям? А где вы их взяли? …)

6. Выступления обучающихся (выступили практически все)

- Кратко о выступлении по радио Председателя ГК Обороны И. В. Сталина #1075;. (Вечерняя Москва №155 (5286) от г.),

- О провале немецкого плана окружения и взятия Москвы (Вечерняя Москва №294 (54254) от г.)

-О прорыве блокады Ленинграда (Вечерняя Москва №15 (5763) от #1075;.)

- О боевом донесении №0079/оп о разгроме и уничтожении окруженной сталинградской группировки противника (Вечерняя Москва №27 (5775) от #1075;.)

- Об овладении городом Севастополем (Вечерняя Москва №110 (6167) от #1075;.)

- Об овладении областного центра Белоруссии города и крепости Брест (Вечерняя Москва №179 (6236) от г.)

- О конференции руководителей трех союзных держав – Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании (Вечерняя Москва №36 (6401) от 1945г.)

- О подписании акта безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил (Вечерняя Москва №107 (6472) от #1075;.)

- О Параде Победы (Вечерняя Москва № 147 (6512 от#1075;.).

Из газет вычитали не только донесения с фронтов, но и выбрали информацию о том, как рабочие и колхозники помогали фронту, отправляя все для Победы. Звучали фамилии тружеников тыла, звучали имена тех, кто выделился в бою. Фамилии незнакомые, но так и должно быть. Один в поле не воин, а имен всех не перечесть.

Звучит песня в исполнении И. Кобзона на слова Р. Рождественского «Память»

На экране:

Памятник погибшим шатурянам, далее Аллея героев с Шатурского городского кладбища…

На экране вечный огонь…

Память не знает старости, и именно она поможет сохранить правдивую, порой горькую историю нашей страны в каждом человеке.

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мёртвым –

Это нужно живым!

Все встают.

Звучит песня в исполнении Анастасии Ивановой «Каждому воину»

Мне бы ветром да весточку
В тех полях бескрайних,
И березоньки веточку
Да в закатах ранних.
Мне б дорогой светлою,
Да навстречу с добрыми
Чудесами вечными
Да людьми гордыми!

Память лет листаю я
Ты, Россия - судьба моя!
Где донецких пот и кровь
Где луганских воля вновь.
Среди взрывов пуль и мин
Мы народ на века один,
Мы одна на века семья.
Наши все - это ты да я.

Припев:

Светлыми далями
Долго искали мы,
Память свою храня.
Вечные истины
Переосмыслены,
Родина мать земля.
Каждому воину
Мужества вторим мы
Ты возвращайся, родной .
Верной дорогою
С братьями, с богом мы
Дверь открываем домой.

Наши судьбы связаны,
Все слова рассказаны,
Над великой Родиной
Мир на много лет.
И на счастье воинам,
Что из стали скроены
Я желаю воли нам
Да березок свет.


Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого мероприятия в рамках Предметной недели по информатике

Данный урок-экскурсия разработан в рамках предметной недели Информатики. На этот урок могут прийти учащиеся с 5-го по 9-й классы.Данный материал также может быть предложен для самостоятельного изучени...

Внеклассное мероприятие в рамках Предметной недели "Путешествие в далекое прошлое нашего края"

В данном мероприятии рассказывается  учащимся о занятости жителей нашего края в своей жизни ....

внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по технологии

"Девицы -мастерицы"  внеклассное мероприятие по технологии в рамках предметной недели 5-6 классыФорма проведения мероприятия -соревновательная ( тематические конкурсы), обобщение знаний,  по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ НЕДЕЛИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ " MERRY CHRISTMAS COMPETITIONS"

МУТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА  \'\' MERRY CHRISTMAS COMPETITIONS \'\'...

Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"

Предметная неделя  по биологии Задачи игры:1.     Расширить кругозор школьников2.     Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3....

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений"

Память, память, Ты же можешь, ты должна!.............................................Внеклассное мероприятие, посвящённое памятным событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), проводится...