Урок мужества "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Афанасович Мария Александровна

Материал содержит интересный информационный материал о периоде Блокады Ленинграда, о ходе постепенного освобождения города-героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_blokady_leningrada.docx145.39 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических разработок воспитательных мероприятий среди педагогических работников Ямало-Ненецкого автономного округа

«Методическая паутинка»

Гражданско-патриотическое воспитание

Тема «Блокадный хлеб»

                                                      Автор: Афанасович Мария  Александровна,  

                                              Педагог дополнительного образования

            МБУ ДО «ДДТ»

Губкинский – 2024

Пояснительная записка.

  1. Гражданско-патриотическое
  2. Урок мужества «Блокадный хлеб»
  3. Тема «Блокадного Ленинграда» всегда актуальна, так как занимает важный этап в Великой отечественной войне, тем более, накануне 80-летия со Дня Великой Победы. Подвиг ленинградцев всегда будет в памяти людей, ведь это была важная победа в ходе войны. Мужество, отвага и выносливость ленинградцев вызывает гордость и уважение к нашему народу.
  4. Подобные воспитательные мероприятия о «Блокаде» проводятся в нашем учреждении ежегодно, 27 января для детей, выбираются разнообразные формы для проведения: в форме Урока мужества, Акций, съемок фильма и другие формы. Это всегда оказывает на учащихся невероятные впечатления, вызывает чувство гордости и патриотизма.
  5. Целевая аудитория: учащиеся в 10-до 17 лет.
  6. Цель: сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне, повышение уровня исторической грамотности у граждан, в том числе молодёжи о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ
  7. Задачи:

- формировать у граждан осознания исторического прошлого;

- повысить интерес у молодёжи к изучению значимых исторических событий, происходящих в годы Великой Отечественной войны с помощью привлечения к участию в данном мероприятии

- повысить уровень исторической грамотности у граждан, в том числе молодёжи о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда, о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

- воспитывать мужество, гражданскую ответственность, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;

  1. . Планируемые результаты:

 Личностные:  развитие морального сознания, формирование чувства долга перед Родиной, любви к ней.

Метапредметные:

познавательные: решение воспитательных задач с помощью операций анализа, синтеза, обобщения.

коммуникативные: формулирование своих мыслей, обоснование своей точки зрения, общение с ровесниками и педагогом

регулятивные: принятие воспитательной задачи.

Предметные: формирование умения осмысливать и интерпретировать информацию.

  1. . Методы: информационно-рецептивный, эвристический, беседа, просмотр видео и фотоматериалов.
  1. Форма проведения выбрана «Урок мужества», потому что всегда тожественная обстановка, много статистики, описание событий, кадров фото и видеохроник. Такой вид занятия оказывает на ребят максимальное впечатление и влияние. Они представляют образно события тех дней, ту  атмосферу, в которой жили люди, особенно дети и начинают ценить, то что сейчас у них есть и одновременно гордятся людьми, которые несмотря на голод, холод и постоянные бомбежки, работали, учились и радовались мелочам.
  1. Данное мероприятие требует тщательной подготовки: изучения литературы, статистики, знание истории, и конечно, помощь коллег.
  2. Необходимы: интерактивная доска, проектор, презентация, кадры фото и видеохроник.

Урок мужества «Блокадный хлеб»

I. часть. Вступление. Начало войны Великой Отечественной войны.

II. часть. Основная часть. Блокада Ленинграда.

- первые дни блокады, жизнь города;

- дети в дни блокады;

- «Дорога Жизни».

III. часть. Заключение. Снятие блокады.

I. часть. Вступление. Начало войны.

Слайд 1. Ведущий 1:

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков,  отстоявших  наше Отечество посвящается…

Ведущий 2: 22 июня 1941 года фашистская Германия нарушила мирный договор и  вероломно напала на Советский Союз.

II. часть. Основная часть. Блокада Ленинграда.

Ведущий 1:

Слайд 2: «Планы Гитлера».

Битва за Ленинград занимает особое место в Великой Отечественной войне, не только из-за своей длительности, но и несгибаемой силы человеческого духа в истории всех войн человечества, проявлением героической стойкости защитников города

 Ведущий 2:

Слайд 3: «Блокада Ленинграда».

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.

Слайд 4: Ленинградцы, в том числе женщины рыли окопы вокруг города, жители мужественно обороняли город, чтоб враги не зашли в Ленинград.

Ведущий 1:

Слайд 5: Женщины и дети помогали армии в тылу. Несмотря на холод и голод, люди работали на заводах на благо фронта, давая солдатам танки, самолеты, патроны.

Ведущий 2:

Слайд 6: «Ленинградский метроном». Когда умолкали радиопередачи, по радио транслировали звук метронома, он придавал людям силу.

Впервые месяцы блокады на улицах Ленинграда для жителей города было установлено 1500 громкоговорителей и почти 450 тысяч радиоточек, которые работали в квартирах и учреждениях.

Слайд 7: Ленинградцы маскировали памятники города. Несмотря ни на что, писались картины, появлялись стихи, музыка.

Ведущий 1.

Слайд 8: Особенно у ленинградцев теплело на душе, когда выступала по радио Ольга Берггольц. Она написала в блокадном Ленинграде в августе стихи 1941 года: «Я говорю с тобой под свист снарядов»

Ведущий 2.

Слайд 9: Особое место в то время занимала Симфония Шостаковича.

Впервые Седьмую симфонию исполнили - 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии и неслучайно, так как Гитлер планировал в этот день праздновать победу в ресторане «Астория» над осажденным городом.

Ведущий 2.

Слайд 10: Люди набирают воду прямо из Невы по льду, под постоянными обстрелами.

Ведущий 1

Слайд 11: Ленинград превратился в город смерти, люди умирали на улицах.

Слайд 12: Санки были основным средством передвижения: возили детей, больных, мертвых людей, груз, ведь трамваи не ходили

Ведущий 2.

Слайд 13: Дети блокадного Ленинграда. У детей закончилось детство. Они постоянно видели смерть, разрывы снарядов, но несмотря ни на что учились.

Ведущий 1.

Слайд 14: Фото Тани Савичевой и её дневника. Имя Тани Савичевой знает весь мир,

Умирающую Таню удалось вывезти из блокадного Ленинграда, но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой был представлен на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников

Ведущий 2.

Слайд 15: Хлеб блокадного Ленинграда. Хлеб по карточкам давали, 125 грамм раз в день и этот кусочек хлеба был единственной надеждой на жизнь.

Ведущий 1.

Слайд 16: Дорога жизни – дорога по Ладожскому озеру, могли переезжать зимой по льду. По ней привозили самое необходимое, перевозили больных и раненных.

III. часть. Заключение. Снятие блокады.

Ведущий 2.

Слайд 17: Оборона Ленинграда. Операция «Искра» - операция по освобождению Ленинграда. Командовал  выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков

Ведущий 1.

Слайд 18: Прорыв блокады – коридор. Операция «Искра» разорвала кольцо блокады зимой 1943 года вдоль Ладожского озера.

Ведущий 2.

Слайд 19: Полный прорыв блокады. Ровно через год блокада была полностью снята.

Ведущий 1.

По различным источникам, в блокадном Ленинграде погибло до 1 миллиона 200 сот  жителей из них, лишь 3% погибли в результате авиа налетов и артобстрелов, остальные умерли от голода.

Ведущий 2.

Слайд 20: Гранитная стена на Пискаревском кладбище.

Ведущий 1.

Прошу всех встать и почтить память Минутой молчания погибших во время Великой Отечественной войне.

Минута молчания

Слайд 21.Ведущий 2.

27 января 1944 года Ленинград салютовал в честь полной ликвидации вражеской блокады и разгрома немцев под Ленинградом!

Ведущий 2.

Слайд 22:  Медаль «Золотя звезда».

1 мая 1945 года Ленинград получил звание Города-героя за героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады и был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Слайд 23: Медаль «За оборону Ленинграда».

Слайд 24, 25  Современный город - Санкт-Петербург.

Ведущий 1. Сегодня, Санкт-Петербург – процветающий город, привлекающий своей красотой и уникальностью.

Ссылка на фильм, снятый о блокадном  Ленинграде с участием наших детей.

https://vk.com/wall-144802547_16209

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....

ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

открытый урок "Блокада Ленинграда"

Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...

Разработка урока "Блокада Ленинграда"

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...

Разработка урока "Блокадный Ленинград"

Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...