Урок мужества "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия по истории (7 класс)
Материал содержит интересный информационный материал о периоде Блокады Ленинграда, о ходе постепенного освобождения города-героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс методических разработок воспитательных мероприятий среди педагогических работников Ямало-Ненецкого автономного округа
«Методическая паутинка»
Гражданско-патриотическое воспитание
Тема «Блокадный хлеб»
Автор: Афанасович Мария Александровна,
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДДТ»
Губкинский – 2024
Пояснительная записка.
- Гражданско-патриотическое
- Урок мужества «Блокадный хлеб»
- Тема «Блокадного Ленинграда» всегда актуальна, так как занимает важный этап в Великой отечественной войне, тем более, накануне 80-летия со Дня Великой Победы. Подвиг ленинградцев всегда будет в памяти людей, ведь это была важная победа в ходе войны. Мужество, отвага и выносливость ленинградцев вызывает гордость и уважение к нашему народу.
- Подобные воспитательные мероприятия о «Блокаде» проводятся в нашем учреждении ежегодно, 27 января для детей, выбираются разнообразные формы для проведения: в форме Урока мужества, Акций, съемок фильма и другие формы. Это всегда оказывает на учащихся невероятные впечатления, вызывает чувство гордости и патриотизма.
- Целевая аудитория: учащиеся в 10-до 17 лет.
- Цель: сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне, повышение уровня исторической грамотности у граждан, в том числе молодёжи о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ
- Задачи:
- формировать у граждан осознания исторического прошлого;
- повысить интерес у молодёжи к изучению значимых исторических событий, происходящих в годы Великой Отечественной войны с помощью привлечения к участию в данном мероприятии
- повысить уровень исторической грамотности у граждан, в том числе молодёжи о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда, о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
- воспитывать мужество, гражданскую ответственность, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;
- . Планируемые результаты:
Личностные: развитие морального сознания, формирование чувства долга перед Родиной, любви к ней.
Метапредметные:
познавательные: решение воспитательных задач с помощью операций анализа, синтеза, обобщения.
коммуникативные: формулирование своих мыслей, обоснование своей точки зрения, общение с ровесниками и педагогом
регулятивные: принятие воспитательной задачи.
Предметные: формирование умения осмысливать и интерпретировать информацию.
- . Методы: информационно-рецептивный, эвристический, беседа, просмотр видео и фотоматериалов.
- Форма проведения выбрана «Урок мужества», потому что всегда тожественная обстановка, много статистики, описание событий, кадров фото и видеохроник. Такой вид занятия оказывает на ребят максимальное впечатление и влияние. Они представляют образно события тех дней, ту атмосферу, в которой жили люди, особенно дети и начинают ценить, то что сейчас у них есть и одновременно гордятся людьми, которые несмотря на голод, холод и постоянные бомбежки, работали, учились и радовались мелочам.
- Данное мероприятие требует тщательной подготовки: изучения литературы, статистики, знание истории, и конечно, помощь коллег.
- Необходимы: интерактивная доска, проектор, презентация, кадры фото и видеохроник.
Урок мужества «Блокадный хлеб»
I. часть. Вступление. Начало войны Великой Отечественной войны.
II. часть. Основная часть. Блокада Ленинграда.
- первые дни блокады, жизнь города;
- дети в дни блокады;
- «Дорога Жизни».
III. часть. Заключение. Снятие блокады.
I. часть. Вступление. Начало войны.
Слайд 1. Ведущий 1:
Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков, отстоявших наше Отечество посвящается…
Ведущий 2: 22 июня 1941 года фашистская Германия нарушила мирный договор и вероломно напала на Советский Союз.
II. часть. Основная часть. Блокада Ленинграда.
Ведущий 1:
Слайд 2: «Планы Гитлера».
Битва за Ленинград занимает особое место в Великой Отечественной войне, не только из-за своей длительности, но и несгибаемой силы человеческого духа в истории всех войн человечества, проявлением героической стойкости защитников города
Ведущий 2:
Слайд 3: «Блокада Ленинграда».
Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.
Слайд 4: Ленинградцы, в том числе женщины рыли окопы вокруг города, жители мужественно обороняли город, чтоб враги не зашли в Ленинград.
Ведущий 1:
Слайд 5: Женщины и дети помогали армии в тылу. Несмотря на холод и голод, люди работали на заводах на благо фронта, давая солдатам танки, самолеты, патроны.
Ведущий 2:
Слайд 6: «Ленинградский метроном». Когда умолкали радиопередачи, по радио транслировали звук метронома, он придавал людям силу.
Впервые месяцы блокады на улицах Ленинграда для жителей города было установлено 1500 громкоговорителей и почти 450 тысяч радиоточек, которые работали в квартирах и учреждениях.
Слайд 7: Ленинградцы маскировали памятники города. Несмотря ни на что, писались картины, появлялись стихи, музыка.
Ведущий 1.
Слайд 8: Особенно у ленинградцев теплело на душе, когда выступала по радио Ольга Берггольц. Она написала в блокадном Ленинграде в августе стихи 1941 года: «Я говорю с тобой под свист снарядов»
Ведущий 2.
Слайд 9: Особое место в то время занимала Симфония Шостаковича.
Впервые Седьмую симфонию исполнили - 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии и неслучайно, так как Гитлер планировал в этот день праздновать победу в ресторане «Астория» над осажденным городом.
Ведущий 2.
Слайд 10: Люди набирают воду прямо из Невы по льду, под постоянными обстрелами.
Ведущий 1
Слайд 11: Ленинград превратился в город смерти, люди умирали на улицах.
Слайд 12: Санки были основным средством передвижения: возили детей, больных, мертвых людей, груз, ведь трамваи не ходили
Ведущий 2.
Слайд 13: Дети блокадного Ленинграда. У детей закончилось детство. Они постоянно видели смерть, разрывы снарядов, но несмотря ни на что учились.
Ведущий 1.
Слайд 14: Фото Тани Савичевой и её дневника. Имя Тани Савичевой знает весь мир,
Умирающую Таню удалось вывезти из блокадного Ленинграда, но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой был представлен на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников
Ведущий 2.
Слайд 15: Хлеб блокадного Ленинграда. Хлеб по карточкам давали, 125 грамм раз в день и этот кусочек хлеба был единственной надеждой на жизнь.
Ведущий 1.
Слайд 16: Дорога жизни – дорога по Ладожскому озеру, могли переезжать зимой по льду. По ней привозили самое необходимое, перевозили больных и раненных.
III. часть. Заключение. Снятие блокады.
Ведущий 2.
Слайд 17: Оборона Ленинграда. Операция «Искра» - операция по освобождению Ленинграда. Командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков
Ведущий 1.
Слайд 18: Прорыв блокады – коридор. Операция «Искра» разорвала кольцо блокады зимой 1943 года вдоль Ладожского озера.
Ведущий 2.
Слайд 19: Полный прорыв блокады. Ровно через год блокада была полностью снята.
Ведущий 1.
По различным источникам, в блокадном Ленинграде погибло до 1 миллиона 200 сот жителей из них, лишь 3% погибли в результате авиа налетов и артобстрелов, остальные умерли от голода.
Ведущий 2.
Слайд 20: Гранитная стена на Пискаревском кладбище.
Ведущий 1.
Прошу всех встать и почтить память Минутой молчания погибших во время Великой Отечественной войне.
Минута молчания
Слайд 21.Ведущий 2.
27 января 1944 года Ленинград салютовал в честь полной ликвидации вражеской блокады и разгрома немцев под Ленинградом!
Ведущий 2.
Слайд 22: Медаль «Золотя звезда».
1 мая 1945 года Ленинград получил звание Города-героя за героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады и был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Слайд 23: Медаль «За оборону Ленинграда».
Слайд 24, 25 Современный город - Санкт-Петербург.
Ведущий 1. Сегодня, Санкт-Петербург – процветающий город, привлекающий своей красотой и уникальностью.
Ссылка на фильм, снятый о блокадном Ленинграде с участием наших детей.
https://vk.com/wall-144802547_16209
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-85268-1389282889.jpg)
Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"
Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-794390-1475084283.jpg)
ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-838112-1637116798.jpg)
открытый урок "Блокада Ленинграда"
Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/27/picture-716578-1448622132.jpg)
Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"
Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-393836-1394691769.jpg)
Разработка урока "Блокада Ленинграда"
8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-1052210-1538152175.jpg)
Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"
Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...
Разработка урока "Блокадный Ленинград"
Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...