Главные вкладки
Описание урока на конкурс учитель года 2024 по теме "Лжедмитрий 2.Военная интервенция в Россию и борьба с нею" урок разработан с учетом обновленной федеральной программы по истории
методическая разработка (7 класс)
Данный урок является № 40 в тематическом планировании. Продолжает знакомство с событиями Смутного времени начала XVII века в России (всего 8 часов), является 3 уроком в этом подразделе. На данном уроке основные образовательные результаты направлены на понимание причин появления Лжедмитрия II, характера войны тушинцев с В. Шуйским и последствий этих событий для истории России начала XVII века. Развиваются: умение высказывать суждения о главных действующих лицах; картографические компетенции; навыки поиска, отбора, сравнения различной информации; умения делать вывод и понимать основной смысл изученного. Формируется личное отношение и гражданская позиция к понятиям «смута», «самозванство» и «интервенция», что является актуальным в связи с современными угрозами для будущего России. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.42 КБ |
![]() | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Учитель года – 2024»
Номинация «Лучший учитель основного и среднего общего образования»
Описание урока
| Свириденко Олег Николаевич |
| МКОУ Абанская ООШ № 1 |
| Учитель истории и обществознания |
| 7 |
| История |
| Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней |
| Данный урок является № 40 в тематическом планировании. Продолжает знакомство с событиями Смутного времени начала XVII века в России (всего 8 часов), является 3 уроком в этом подразделе. На данном уроке основные образовательные результаты направлены на понимание причин появления Лжедмитрия II, характера войны тушинцев с В. Шуйским и последствий этих событий для истории России начала XVII века. Развиваются: умение высказывать суждения о главных действующих лицах; картографические компетенции; навыки поиска, отбора, сравнения различной информации; умения делать вывод и понимать основной смысл изученного. Формируется личное отношение и гражданская позиция к понятиям «смута», «самозванство» и «интервенция», что является актуальным в связи с современными угрозами для будущего России. |
| В ходе эвристической беседы создается проблемная ситуация, направленная на формирование темы и основной цели урока. После работы с эпиграфом урока, формируется проблемный вопрос урока: «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» |
- -
- - | К концу урока каждый ученик будет знать: - Значение понятия «смута», «самозванства»; «интервенция». К концу урока каждый ученик будет уметь: - показывать на исторической карте основные объекты, относящиеся ко 2 периоду Смутному времени 1606 – 1610 гг. (период иностранной интервенции); - выявлять причины разногласий российского общества начала XVII века, которые привели к развитию патриотического движения по освобождению России от иностранной польско – литовской и шведской интервенции; - сможет продемонстрировать навыки поиска, отбора, сравнения различной информации; - умения делать вывод и понимать основной смысл изученного. |
| Достижение запланированных результатов в течение урока проверяется с помощью: 1. Карточки для работы в группах 2. Работа с картой «Россия начала Смутного времени» (задание - соотнесите цифры на карте и напишите названия географических объектов); (Задание № 4 из приложения 2). 3. Выполнение проверочного теста в формате ОГЭ (с выбором ответа, на сравнение и соотнесение понятий); (Задание № 1 – 3 из приложения 2) 4. Решение к кейсовой задачи: «Укажите не менее 3 причин появления самозванчества, в результате которых сформировалось народное ополчение в период смутного времени»; (Задание № 5 из приложения 2) 5. Осуществляется взаимопроверка с помощью презентации по заданным критериям (Слайд презентации № 21) В завершение обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока. |
| Урок проводится в соответствии со структурой урока открытия нового знания с опорой на технологию проблемного обучения. Далее, мною выделены основные этапы данного урока. 1. Мотивация через знакомство с отрывком фильма: Задание: Внимательно посмотрите видеосюжет из фильма «Тарас Бульба» (речь о русском братстве и русском товариществе), определите проблемы, которые возникли в России в начале XVII века? 2. Актуализация знаний и организация деятельности осуществляется с помощью эвристической беседы учителя с классом, которая сопровождается демонстрацией в презентации опорных вопросов для беседы. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории. «В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ……………….. ».
3. Создание проблемной ситуации: через побуждающий диалог формируются тема, основная цель урока и проблемный вопрос по теме, которые фиксируются на доске. Фронтальный вопрос Задание: Вспомните, какие события относятся к Смуте? - Начало голода, неурожаи, ужесточение крепостного права, появление самозванцев выдававших себя за царевича Дмитрия, вторжение иностранных государств Речи Посполитой и Швеции… - О чем пойдет речь на уроке? Какова тема? - С помощью глаголов назовите основную цель урока: Охарактеризовать 2 период Смуты (интервенции) «самозванства», выявить его последствия для страны 4. Постановка проблемного вопроса: Работа с эпиграфом: «… Те, которые еще недавно служили верно Иоанну ужасному, изменяли царю снисходительному, предавались к бродяге и ляхам (полякам), древним неприятеля России, с исполненным злобой мести и справедливого к ним презрения!» Историк Н. М. Костомаров О чем как вы думаете пойдет речь на уроке? Основная цель работы формируется с помощью учеников и записывается на доске. Какой проблемный вопрос можно задать на уроке? Проблемный вопрос: «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» 5. Открытие новых знаний. Работа с учебником по группам (5 групп формируются в начале урока по цветовым жетонам): 1 группа знакомится с пунктом 8 «Лжедмитрий 2» параграфа 14 – 15 на с. 14 – 15 Задание : Чем известен Лжедмитрий 2? 2 группа знакомится с пунктом 9 «Тушинское правительство» параграфа 14 – 15 на с. 15 Задание: Почему Лжедмитрий 2 получил в истории прозвище «тушинский вор», объясните выражение «тушинские перелеты» 3 группа знакомится с пунктом 10 «Перелом в настроении народа» параграфа 14 – 15 на с. 15 – 16 Задание: Из кого состояло тушинское войско? Что вызвало взрыв возмущения народа? Кого призвал на помощь царь Василий Шуйский? На кого стал опираться в войне с тушинцами воевода Скопин – Шуйский, предположите почему? 4 группа знакомится с пунктом 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции» параграфа 14 – 15 на с. 16 – 17 Задание: 1. Что вы узнали о иностранной интервенции Речи Посполитой, расскажите кратко. 2. Выполните задания к карте «Смутное время в России в (1604 – 1618 гг)» на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. 5 группа знакомится с пунктом 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции» параграфа 14 – 15 на с. 16 – 17 Задание: 1. Что вы узнали о иностранной интервенции Швеции, расскажите кратко. 2. Выполните задания к карте «Смутное время в России в (1604 – 1618 гг) » на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г. Далее проходит презентация итогов работы групп. По итогам данной работы оценивается умение рассказывать и отвечать на поставленные вопросы (презентация слайд № 18). Первичное закрепление: Задание ответьте на проблемный вопрос : «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?»
6. Закрепление материала. Подведение итогов. Закрепление Выполняют проверочный тест (базовый уровень), решают кейсовую задачу «Укажите не менее 3 причин появления самозванчества в результате которых сформировалось народное ополчение в период смутного времени (повышенный). Подведение итогов урока Педагог организует взаимопроверку с помощью критериев из презентации на электронной доске и оценивает работу учеников.
7. Рефлексия Ученики отвечают на вопросы:
8. Задается домашнее задание: 1 уровень (базовый) - выписать значение новых понятий; 2 уровень (повышенный) – объяснить значение понятий и вклад исторических деятелей; 3 уровень (продвинутый) - решить проблемное задание «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» (в тетради). *Сообщение о деятелях 2 ополчения К. Минине и Д. Пожарском |
| К дидактическим материалам урока относятся: - учебник «История России»7 класс, 2 часть (под ред. А. В. Торкунова); - карточки с заданиями к учебнику по группам; - проверочный тест в формате ОГЭ; - кейс по проблемному заданию; - презентация к уроку. - видеосюжет из фильма «Тарас Бульба» (речь о русском братстве и русском товариществе |
| Ноутбук (оснащенный программой PowerPoint, World) и проектор, карта «Россия начала 17 века. Смутное время». Аудиоколонки для просмотра фильма |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимательно посмотрите видеосюжет из фильма «Тарас Бульба » (речь о русском братстве и русском товариществе), определите проблемы, которые возникли в России в начале XVII века? Мотивация
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории «В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ……………….. ».
О каком периоде истории России идет речь? Когда в истории Русского государства был период Смуты? Назовите главную причину Смуты? Что такое самозванство? Актуализация знаний
Вспомните, какие события относятся к Смуте?
Презентация по истории Тема: Лжедмитрий II . Военная интервенция в Россию и борьба с ней Подготовил: учитель истории МКОУ Абанская ООШ № 1, Свириденко Олег Николаевич Абан, 2024 +
…………… 2 период Смуты (интервенции) «самозванства » …………… его последствия для страны Цель
Охарактеризовать период Смутного времени 1607 – 1610 годов и военной интервенции Выявить его последствия для страны Цель
Эпиграф: «… Те, которые еще недавно служили верно Иоанну ужасному, изменяли царю снисходительному, предавались к бродяге и ляхам (полякам), древним неприятеля России, с исполненным злобой мести и справедливого к ним презрения!» Историк Н. М. Костомаров Постановка проблемного вопроса:
«1. Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев 2. Почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» Проблемный вопрос
1 группа: Чем известен Лжедмитрий 2? 2 группа: Почему Лжедмитрий 2 получил в истории прозвище «тушинский вор», объясните выражение «тушинские перелеты» Работа с учебником по группам
Работа в группах 3 группа: Из кого состояло тушинское войско? Что вызвало взрыв возмущения народа? Кого призвал на помощь царь Василий Шуйский? На кого стал опираться в войне с тушинцами воевода Скопин – Шуйский, предположите почему?
4 группа : 1. Что вы узнали о иностранной интервенции Речи Посполитой , расскажите кратко. 2. Выполните задания к карте « Смутное время в России в (1604 – 1618 гг )» на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. Работа в группах
5 группа: 1. Что вы узнали о иностранной интервенции Швеции, расскажите кратко. 2. Выполните задания к карте « Смутное время в России в (1604 – 1618 гг ) » на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г. Работа в группах
Россия в годы Смуты ( 1604 – 1610 гг.)
Россия в годы Смуты ( 1604 – 1610 гг.)
1 уровень (базовый) р ассказывает по конспекту, путается в ответе – 3 2 уровень (повышенный) хороший рассказ, есть небольшие неточности – 4 3 уровень (высокий) полный ответ, есть вывод, дополнения ответов товарищей – 5. Оценивание
«1. Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев 2. Почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» Ответьте на проблемный вопрос :
1 – б ( 1 балл) 2 – в (1 балл) 3 – а (1 балл) 4 . Работа с картой «Россия начало Смутного времени » А- 4, Б – 3, В – 1, Г – 2 (2 балла без ошибок, с 1 ошибкой – 1 балл) 5. Ответ на вопросы кейсовой задачи: Проверка теста
Проверка кейсовой задачи Причины формирования народного ополчения (за каждый вариант по 1 баллу. Всего 3 балла): Грабежи, насилие, убийства, которые совершали « тушинцы » Начало открытой интервенции со стороны Речи Посполитой и Швеции Ослабление центральной власти и её неспособность решать возникшие проблемы
Всего 8 баллов 8 баллов – «5» 6 – 7 баллов – «4» 4 – 5 баллов – «3» Критерии оценивания
Сегодня на уроке мы узнали о том, что в начале XVII века в России началось ( … ) , во время которого страну охватили –(….), бояре постоянно боролись –(…), в стране появились два самозванца –(…), всюду бесчинствовали –(…). А самое главное, что наша страна оказалась на краю гибели. Вывод по теме урока:
Что узнали нового? Что было интересно ? Какие возникли у меня трудности при работе на уроке? Над чем мне нужно поработать ? РЕФЛЕКСИЯ
Прочитать учебник ч. 2 на с. 14 - 18 1 уровень ( базовый на «3» ) - выписать значение новых понятий; 2 уровень ( повышенный «4» ) – объяснить значение понятий и вклад исторических деятелей; 3 уровень ( продвинутый «5» ) - решить проблемное задание «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» (в тетради). *Сообщение о деятелях 2 ополчения К. Минине и Д . Пожарском Д омашнее задание:
СПАСИБО ЗА РАБОТУ Итоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока районного конкурса "Учитель года-2013"
Ход урока1.Орг. момент. Здравствуйте, дорогие дамы и господа! Позвольте представиться, Я Высочина Е.Д. Работаю в Обливской средней школе№1. Рада, что именно с...
Презентация к открытому уроку на конкурсе "Учитель года"
Презентация...

Конспект урока на конкурс "Учитель года"
Здесь содержится конспект урока по теме "Сумма углов треугольника"....

Конкурсное испытание "Урок" для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Тема "Работа электрического тока".
Тема урока «Работа электрического тока»Цель: дать представление о работе электрического тока, как физической величине.Ссылка на урок: https://disk.yandex.ru/i/ZcF0JIfmo1QY2Q...
Открытый урок (Всероссийский конкурс "Учитель года России") по истории Древнего мира в 5 классе
Конспект открытого урока по истории Древнего мира на тему "Олимпийские игры в древности". Цель которого, познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными соре...

Открытый урок на конкурс "Учитель года 2022" Тема урока: Придаточные обстоятельственные места
Данный материал представляет собой разработку урока по курсу "Синтаксис сложного предложения" для обучющихся 9 класса. Тема "Придаточные в сложном предложении" довольна сложна в во...

заявление участника конкурса "Учитель года 2024"
заявление участника конкурса "Учитель года 2024"...