Описание урока на конкурс учитель года 2024 по теме "Лжедмитрий 2.Военная интервенция в Россию и борьба с нею" урок разработан с учетом обновленной федеральной программы по истории
методическая разработка (7 класс)

Свириденко Олег Николаевич

Данный урок является № 40 в тематическом планировании. Продолжает знакомство с событиями Смутного времени начала XVII века в России (всего 8 часов), является 3 уроком в этом подразделе. На данном уроке  основные образовательные результаты  направлены на понимание причин появления  Лжедмитрия II, характера войны тушинцев с В. Шуйским и последствий этих событий для истории России начала  XVII века. Развиваются: умение высказывать суждения о главных действующих лицах; картографические компетенции; навыки поиска, отбора, сравнения различной информации;  умения делать вывод и понимать основной смысл изученного. Формируется личное отношение и гражданская позиция к понятиям «смута», «самозванство»  и «интервенция», что является актуальным в связи с современными угрозами  для будущего России. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Конкурс «Учитель года – 2024»

Номинация «Лучший учитель основного и среднего общего образования»

Описание урока

  1. Фамилия, имя, отчество автора

Свириденко Олег Николаевич

  1. Место работы

МКОУ Абанская ООШ № 1

  1. Должность

Учитель истории и обществознания

  1. Класс

7

  1. Предмет

История

  1. Тема урока/занятия

Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней

  1. Место урока в теме и в программе по предмету

Данный урок является № 40 в тематическом планировании. Продолжает знакомство с событиями Смутного времени начала XVII века в России (всего 8 часов), является 3 уроком в этом подразделе. На данном уроке  основные образовательные результаты  направлены на понимание причин появления  Лжедмитрия II, характера войны тушинцев с В. Шуйским и последствий этих событий для истории России начала  XVII века. Развиваются: умение высказывать суждения о главных действующих лицах; картографические компетенции; навыки поиска, отбора, сравнения различной информации;  умения делать вывод и понимать основной смысл изученного. Формируется личное отношение и гражданская позиция к понятиям «смута», «самозванство»  и «интервенция», что является актуальным в связи с современными угрозами  для будущего России.  

  1. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса

В ходе эвристической беседы создается проблемная ситуация, направленная на формирование темы и основной цели урока.  После работы с эпиграфом урока, формируется проблемный вопрос урока:  «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?»

  1. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
  • знать:

-

-

  • уметь (сможет продемонстрировать):

-

-

К концу урока каждый ученик будет знать:

 - Значение  понятия  «смута», «самозванства»; «интервенция».  

К концу урока каждый ученик будет уметь:

- показывать на исторической карте основные объекты, относящиеся ко 2 периоду Смутному времени 1606 – 1610 гг. (период иностранной интервенции);

- выявлять причины разногласий российского общества начала XVII века, которые привели к развитию патриотического движения по освобождению России от иностранной польско – литовской и шведской интервенции;

- сможет продемонстрировать навыки поиска, отбора, сравнения различной информации;  

- умения делать вывод и понимать основной смысл изученного.

  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:

Достижение запланированных результатов в течение урока проверяется с помощью:

1. Карточки для работы в группах

2. Работа с картой «Россия начала Смутного времени» (задание - соотнесите цифры на карте и напишите названия географических объектов); (Задание № 4 из приложения 2). 

3. Выполнение проверочного теста в формате ОГЭ (с выбором ответа, на сравнение и соотнесение понятий);  (Задание № 1 – 3 из приложения 2)

4. Решение к кейсовой задачи: «Укажите не менее 3 причин появления самозванчества, в результате которых сформировалось народное ополчение в период смутного времени»; (Задание № 5 из приложения 2)

5. Осуществляется взаимопроверка с помощью презентации по заданным критериям (Слайд презентации № 21)

В завершение обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока.

  1. Организационно-педагогические условия проведения урока

Урок проводится в соответствии со структурой урока открытия нового знания с опорой на технологию проблемного обучения. Далее, мною выделены основные этапы данного урока.

1. Мотивация через знакомство с отрывком фильма:

Задание: Внимательно посмотрите видеосюжет  из фильма «Тарас Бульба» (речь о русском братстве и русском товариществе), определите проблемы, которые возникли в России в начале XVII века?

2. Актуализация знаний и организация деятельности осуществляется с помощью эвристической беседы учителя с классом, которая сопровождается демонстрацией  в презентации опорных вопросов для беседы.

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории.

«В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ……………….. ».

  1. О каком периоде истории России идет речь?
  2. Когда в истории Русского государства был период Смуты?
  3. Назовите главную причину Смуты?
  4. Что такое самозванство?

3. Создание проблемной ситуации: через побуждающий диалог формируются тема, основная цель урока и проблемный вопрос по теме, которые фиксируются на доске.

Фронтальный вопрос

Задание:  Вспомните, какие события относятся к Смуте?

- Начало голода, неурожаи, ужесточение крепостного права, появление самозванцев выдававших себя за царевича Дмитрия, вторжение иностранных государств Речи Посполитой и Швеции…

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - О чем пойдет речь на уроке? Какова тема?

- С помощью глаголов назовите основную цель урока:

Охарактеризовать 2 период Смуты (интервенции) «самозванства», выявить его последствия для страны

4. Постановка проблемного вопроса:

 Работа с эпиграфом:  «… Те, которые еще недавно служили верно Иоанну ужасному, изменяли царю снисходительному, предавались к бродяге и ляхам (полякам), древним неприятеля России, с исполненным злобой мести и справедливого к ним презрения!»

                                                                    Историк Н. М. Костомаров

О чем как вы думаете пойдет речь на уроке? Основная цель работы формируется с помощью учеников и записывается на доске. Какой проблемный вопрос можно задать на уроке?

Проблемный вопрос:

«Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?»

5. Открытие новых знаний.

Работа с учебником по группам (5 групп формируются в начале урока по цветовым жетонам):

1 группа знакомится с  пунктом 8 «Лжедмитрий 2»  параграфа 14 – 15 на с. 14 – 15

Задание : Чем известен Лжедмитрий 2?

2 группа знакомится с пунктом 9 «Тушинское правительство» параграфа 14 – 15 на с. 15

Задание: Почему Лжедмитрий 2 получил в истории прозвище «тушинский вор», объясните выражение «тушинские перелеты»

3 группа знакомится с пунктом 10 «Перелом в настроении народа» параграфа 14 – 15 на с. 15 – 16

Задание: Из кого состояло тушинское войско? Что вызвало взрыв возмущения народа? Кого призвал на помощь царь Василий Шуйский? На кого стал опираться в войне с тушинцами воевода  Скопин – Шуйский, предположите почему?

4 группа знакомится с пунктом 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции» параграфа 14 – 15 на с. 16 – 17

Задание:

1. Что вы узнали о иностранной интервенции Речи Посполитой, расскажите кратко.

2. Выполните задания к карте «Смутное время в России в (1604 – 1618 гг)» на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г.

5 группа знакомится с пунктом 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции» параграфа 14 – 15 на с. 16 – 17

Задание:

1. Что вы узнали о иностранной интервенции Швеции, расскажите кратко.

2. Выполните задания к карте  «Смутное время в России в (1604 – 1618 гг) » на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617  г.

Далее проходит презентация итогов работы групп.

По итогам данной работы оценивается умение рассказывать и отвечать на поставленные вопросы (презентация слайд № 18).

           Первичное закрепление:

Задание ответьте на проблемный вопрос : 

«Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?»

 

6. Закрепление материала. Подведение итогов.

Закрепление

Выполняют проверочный тест (базовый уровень), решают кейсовую задачу «Укажите не менее 3 причин появления самозванчества в результате которых сформировалось народное ополчение в период смутного времени (повышенный).

Подведение итогов урока

Педагог организует взаимопроверку с помощью критериев из презентации на электронной доске  и  оценивает работу учеников.

 

7. Рефлексия 

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Что узнали нового?
  2. Что было интересно?
  3. Над чем мне нужно поработать?

8. Задается домашнее задание:

1 уровень (базовый) - выписать значение новых понятий;

2 уровень (повышенный) – объяснить значение понятий и вклад исторических деятелей;

3 уровень (продвинутый) - решить проблемное задание «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» (в тетради).

*Сообщение о деятелях 2 ополчения К. Минине и Д. Пожарском

  1. Перечень дидактических материалов

К дидактическим материалам урока относятся:

- учебник «История России»7 класс, 2 часть (под ред. А. В. Торкунова);

- карточки с заданиями к учебнику по группам;

- проверочный тест в формате ОГЭ;

- кейс по проблемному заданию;

- презентация к уроку.

- видеосюжет  из фильма «Тарас Бульба» (речь о русском братстве и русском товариществе

  1. Оснащение урока

Ноутбук (оснащенный программой PowerPoint, World) и проектор, карта «Россия начала 17 века. Смутное время». Аудиоколонки для просмотра фильма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Абанская ООШ №1 Презентация по истории тема: Лжедмитрий II . Военная интервенция в Россию и борьба с ней Подготовил: учитель истории Свириденко О. Н. Абан, 2024 г.

Слайд 2

Внимательно посмотрите видеосюжет из фильма «Тарас Бульба » (речь о русском братстве и русском товариществе), определите проблемы, которые возникли в России в начале XVII века? Мотивация

Слайд 4

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории «В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ……………….. ».

Слайд 5

О каком периоде истории России идет речь? Когда в истории Русского государства был период Смуты? Назовите главную причину Смуты? Что такое самозванство? Актуализация знаний

Слайд 6

Вспомните, какие события относятся к Смуте?

Слайд 7

Презентация по истории Тема: Лжедмитрий II . Военная интервенция в Россию и борьба с ней Подготовил: учитель истории МКОУ Абанская ООШ № 1, Свириденко Олег Николаевич Абан, 2024 +

Слайд 8

…………… 2 период Смуты (интервенции) «самозванства » …………… его последствия для страны Цель

Слайд 9

Охарактеризовать период Смутного времени 1607 – 1610 годов и военной интервенции Выявить его последствия для страны Цель

Слайд 10

Эпиграф: «… Те, которые еще недавно служили верно Иоанну ужасному, изменяли царю снисходительному, предавались к бродяге и ляхам (полякам), древним неприятеля России, с исполненным злобой мести и справедливого к ним презрения!» Историк Н. М. Костомаров Постановка проблемного вопроса:

Слайд 11

«1. Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев 2. Почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» Проблемный вопрос

Слайд 12

1 группа: Чем известен Лжедмитрий 2? 2 группа: Почему Лжедмитрий 2 получил в истории прозвище «тушинский вор», объясните выражение «тушинские перелеты» Работа с учебником по группам

Слайд 13

Работа в группах 3 группа: Из кого состояло тушинское войско? Что вызвало взрыв возмущения народа? Кого призвал на помощь царь Василий Шуйский? На кого стал опираться в войне с тушинцами воевода Скопин – Шуйский, предположите почему?

Слайд 14

4 группа : 1. Что вы узнали о иностранной интервенции Речи Посполитой , расскажите кратко. 2. Выполните задания к карте « Смутное время в России в (1604 – 1618 гг )» на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. Работа в группах

Слайд 15

5 группа: 1. Что вы узнали о иностранной интервенции Швеции, расскажите кратко. 2. Выполните задания к карте « Смутное время в России в (1604 – 1618 гг ) » на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г. Работа в группах

Слайд 16

Россия в годы Смуты ( 1604 – 1610 гг.)

Слайд 17

Россия в годы Смуты ( 1604 – 1610 гг.)

Слайд 18

1 уровень (базовый) р ассказывает по конспекту, путается в ответе – 3 2 уровень (повышенный) хороший рассказ, есть небольшие неточности – 4 3 уровень (высокий) полный ответ, есть вывод, дополнения ответов товарищей – 5. Оценивание

Слайд 19

«1. Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев 2. Почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» Ответьте на проблемный вопрос :

Слайд 20

1 – б ( 1 балл) 2 – в (1 балл) 3 – а (1 балл) 4 . Работа с картой «Россия начало Смутного времени » А- 4, Б – 3, В – 1, Г – 2 (2 балла без ошибок, с 1 ошибкой – 1 балл) 5. Ответ на вопросы кейсовой задачи: Проверка теста

Слайд 21

Проверка кейсовой задачи Причины формирования народного ополчения (за каждый вариант по 1 баллу. Всего 3 балла): Грабежи, насилие, убийства, которые совершали « тушинцы » Начало открытой интервенции со стороны Речи Посполитой и Швеции Ослабление центральной власти и её неспособность решать возникшие проблемы

Слайд 22

Всего 8 баллов 8 баллов – «5» 6 – 7 баллов – «4» 4 – 5 баллов – «3» Критерии оценивания

Слайд 23

Сегодня на уроке мы узнали о том, что в начале XVII века в России началось ( … ) , во время которого страну охватили –(….), бояре постоянно боролись –(…), в стране появились два самозванца –(…), всюду бесчинствовали –(…). А самое главное, что наша страна оказалась на краю гибели. Вывод по теме урока:

Слайд 24

Что узнали нового? Что было интересно ? Какие возникли у меня трудности при работе на уроке? Над чем мне нужно поработать ? РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 25

Прочитать учебник ч. 2 на с. 14 - 18 1 уровень ( базовый на «3» ) - выписать значение новых понятий; 2 уровень ( повышенный «4» ) – объяснить значение понятий и вклад исторических деятелей; 3 уровень ( продвинутый «5» ) - решить проблемное задание «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» (в тетради). *Сообщение о деятелях 2 ополчения К. Минине и Д . Пожарском Д омашнее задание:

Слайд 26

СПАСИБО ЗА РАБОТУ Итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока районного конкурса "Учитель года-2013"

Ход урока1.Орг. момент.  Здравствуйте,    дорогие  дамы и господа!  Позвольте представиться, Я Высочина Е.Д. Работаю в Обливской средней школе№1. Рада, что именно с...

Конспект урока на конкурс "Учитель года"

Здесь содержится конспект урока по теме "Сумма углов треугольника"....

Конкурсное испытание "Урок" для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Тема "Работа электрического тока".

Тема урока «Работа электрического тока»Цель: дать представление о работе электрического тока, как физической величине.Ссылка на урок: https://disk.yandex.ru/i/ZcF0JIfmo1QY2Q...

Открытый урок (Всероссийский конкурс "Учитель года России") по истории Древнего мира в 5 классе

Конспект открытого урока по истории Древнего мира на тему "Олимпийские игры в древности". Цель которого, познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными соре...

Открытый урок на конкурс "Учитель года 2022" Тема урока: Придаточные обстоятельственные места

Данный материал представляет собой разработку урока по курсу "Синтаксис сложного предложения" для обучющихся 9 класса. Тема "Придаточные в сложном предложении" довольна сложна в во...

заявление участника конкурса "Учитель года 2024"

заявление участника конкурса "Учитель года 2024"...