Реформы Петра Великого
презентация к уроку по истории
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Государственное управление место Боярской думы занял Сенат – контролировал работу государственных учреждений, являлся высшей судебной инстанцией, во главе – генерал – прокурор; учреждены коллегии – контролировали определённые области управления, во главе – президенты; личная канцелярия царя – Кабинет ; Святейший Синод – управления церковью. Сформировался режим абсолютизма – вся полнота власти принадлежала монарху. Государственные преобразования
1708 год – страна разделена на 8 губерний – Московскую, Ингерманландскую (Петербург, Прибалтика, Карелия) Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую, во главе – губернаторы ; губернии разделили на провинции , провинции на уезды , во главе – воеводы; 2. Административно – территориальное деление
1. С 1718 – 1724 год в стране провели первую перепись населения (ревизию) . Все «души» вносились в – ревизские сказки . Каждый мужчина (крестьяне, посадские) считался ревизской душой и выплачивал ежегодную денежную сумму – подушная подать . Введение подушной подати ужесточило сословную политику, возникла система чёткого контроля над населением страны. 2. Введение обязательной военной службы для дворянства (указ 1714 года о единонаследии) . Поместья становились вотчинами и передавались по наследству. 3. 1722 год – Табель о рангах – устанавливал порядок прохождения службы, подразделялся на 14 рангов – чинов. 3. Сословная политика
В петровское время сформировалась новая система государственного управления . Возникли Сенат и коллегии . Россия разделена на губернии . Образовалось единое дворянское сословие . Была введена подушная подать . Русская Православная Церковь стала частью государственной системы . В сфере управления создавались единые нормативные документы, в том числе Табель о рангах , регламентировавшая прохождение государственной службы. В России начинался период абсолютизма . Вывод:
1. Промышленность: 200 мануфактур; Добыча железной руды (Урал); Выплавка железа; Продажа железа за рубеж; Строительство медеплавильных и сереброплавильных предприятий; Текстильное производство; Кораблестроение; 1709 год – Берг – привилегия: любой человек получал право добычи полезных ископаемых, основывал заводы; Сформировались новые слои населения: - работные люди; - приписные крестьяне; - посессионные крестьяне. Экономика
2. Торговля: Петербург – крупнейший торговый центр; Рига, Выборг, Нарва, Ревель – крупные торговые порты; Политика протекционизма – поддержка российского производства; ( экспорт – вывоз товара из страны, импорт – ввоз товара в страну); 1724 год – Таможенный тариф (пошлины на экспорт снижались, а на импорт увеличивались); 1726 год –экспорт вдвое превышал импорт
При Петре 1 происходил бурный рост промышленности и торговли. Этому помогала разумная государственная политика, стремившаяся поддержать российские производства и торговлю. Вывод:
1. Просвещение и наука. 1699 год – введено европейское летосчисление; Празднество Нового года; Приглашение иностранцев на государственную службу, одновременно молодых дворян отправляли учиться за границу; Появление новых образовательных учреждений: - Навигацкую школу преобразовали в Московскую академию в Петербурге; - Развитие начального образования; - Открытие гарнизонных школ; Создана гражданская азбука; Развитие просвещения; Развитие издательского дела (справочники, словари, календари, учебники); Вышла первая российская газета «Ведомости»; Открытие публичных библиотек и музеев (Кунсткамера – естественнонаучный музей) 1724 год – основание Академии наук. Преобразования в области культуры
2. Искусство В живописи появляется жанр светского портрета . (И. Н. Никитин) Церковные росписи и портреты. (А. М. Матвеев) Скульптура ( Бартоломео Карло Растрелли). Архитектура (г. Петербург – подлинный архитектурный шедевр, Петропавловский собор, Летний сад дома Петра, дворец Меньшикова на Васильевском острове, архитектура Москвы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...
Разработка урока истории в 9 классе. Тема: "Столыпинская аграрная реформа".
Материал поможет при подготовке и в проведении урока по указанной теме. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. история России. М, "Просвещение".2011г....
Презентация "Реформы Петра Великого"
Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...
Крестьянская реформа 1861 г.
•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...
Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."
Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий...
Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.
Элективный курс по истории расчитан на 17 чсаов и предназначен для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны....
Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"
Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....