Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛУКИНА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВАНА
Описание урока
Предмет: История России 11 класс (базовый уровень)
Раздел: История России в XX – начале XXI века.
Тема урока: Курсом реформ: социально – экономические аспекты.
Место урока в теме: Россия на рубеже XX – XXI вв. Урок 2-3
Цель: Изучение социально – экономических преобразований в России в 1990-е годы.
Задачи:
- Закрепить полученные знания в основной школе о социально-экономических реформах в России в 1990-е годы.
- Проанализировать различные подходы к последовательности осуществления реформ.
- Определить основное содержание, характер и последствия социально-экономических реформ
1990-х годов.
- Продолжить формирование умений:
- анализа, систематизации, обобщения материала;
- прогнозировать варианты развития исторического события;
- аргументировано защищать свои выводы, публично отстаивать свои позиции,
оппонировать собеседнику;
- давать собственную оценку историческому событию
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Формы:
Сочетание практической и лабораторной работ в группах, презентации или сообщения (в зависимости от уровня класса)
Методы:
Проблемный, исследовательский, наглядный.
Средства: Учебник Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века», рабочий материал для работы в группах; видеозапись телепередачи; ресурсы Сети.
Оборудование:
- Презентация на электронном носителе, которая содержит базовую информацию по теме урока.
- Компьютеры
- Проектор
Ожидаемый результат
- Учащиеся должны знать:
- причины проведения социально-экономических реформ в России в 1990-х годах.
- основное содержание данных реформ.
- последствия проведения социально-экономических реформ для дальнейшего развития России.
- Учащиеся должны уметь:
- отбирать необходимый материал для решения проблемных вопросов;
- анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания;
-прогнозировать варианты развития исторических событий;
-Учащиеся должны уметь аргументировано защищать свою позицию, оппонировать собеседнику.
Предварительная подготовка: Класс делится на 5 рабочих групп.
Структура урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства | Формы | Методы | Предполагаемый результат |
Актуализация знаний учащихся | Из-за большого объема работы на уроке проверка домашнего задания не проводится | |||||
Мотивация | Слайд 1. Просмотр видеофрагмента передачи «Намедни. 1992 г.» Леонида Парфенова Слайд 2. Сопоставление полярных точек зрения на исследуемый вопрос. | презентация | Наглядно-иллюстративный | Вовлечение учащихся в процесс исследования | ||
Переход к изучению новой темы | Слайд 3. Постановка проблемного задания: «Как повлияли реформы Гайдара на состояние экономики и уровень жизни населения? В какой цвет, «белый» или «черный», «окрасить гайдаровские реформы»? | Дается предварительная оценка социально-экономических реформ, проводимых в России в 90-е годы XX века. (голосование карточками) | Карточки белого и черного цветов | В ходе изучения учебного материала учащиеся самостоятельно должны сформулировать ответ на данный вопрос. | ||
Оглашается и записывается на доске предварительный результат. Выдвижение гипотезы. Слайд 4 | Выдвижение предварительных гипотез. Формулировка окончательного варианта и определение круга исследуемых вопросов. | Дискус-сия | Словес-ный, печатно-иллюстративный |
2. Определение круга исследуемых вопросов (по количеству групп) | ||
Изучение нового материала | План: 1.Состояние экономики страны к концу 1991 года. 2.Экономическая программа Егора Гайдара. 3.«Шоковая терапия». 4.Экономический курс В. С. Черномырдина. 5.Состояние экономики России в 1998 г.. | |||||
1. Состояние экономики страны к концу 1991 года. Возможные пути решения выхода из кризиса. 2.Экономиче- ская программа Егора Гайдара. 3. «Шоковая терапия». 4. Экономичес- кий курс В. С. Черномыр- дина. 5. Состояние экономики России в 1998 г. | Проанализируйте приведенные таблицы. Какие выводы можно сделать на основании данного анализа о состоянии экономики к концу 1991 года. Варианты решения проблем в экономике. 1. Организация работы в группах. Каждая группа получает задание на урок. 2. Работа в группах. 3. Обеспечение демонстраций презентаций учащихся или организация прослушивания сообщений групп. | Анализируют данные статистики и формулируют вывод. 1. Класс делится на 5 групп: Каждая группа получает рабочий лист с заданиями и необходимый пакет документов для решения данных заданий. 2. При изучении и анализе материала выделяются основное содержание: реформ, проводимых в данный период в России; понятий «приватизация, либерализация, инфляция, дефолт». Полученные результаты оформляются в виде презентации на 1-3 слайда 3.Группы демонстрируют презентации и делают сообщение на класс. Время выступления ограничено (2-3 мин). | Раздаточ- ный материал, интернет-ресурсы Раздаточ- ный материал, компьютеры
| Работа в группах Работа в группах с приме-нением ИКТ | Печатно-нагляд-ный, исследовательский Печатно-нагляд-ный + письмен-ный + словес-ный Исследо-ватель-ский | 1. Состояние экономики:
2. Прогнозируемые пути выхода из кризиса. Основное содержание, характер и последствия реализации социально-экономических преобразований (либерализации, приватизации) Презентация на 1-3 слайда. Время выступления ограничено 2 мин. |
3. Подведение итогов урока. | Беседа по вопросам.
| Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы и повторно голосуют карточками. Руководители групп подводят итоги работы каждого и сдают карту самооценки учителю. | Фронталь-ный опрос. | устный |
| |
4. Закрепление изученного материала на уроке. 5. Домашнее задание | Организация работы по закреплению изученного материала на ПК. Решение тестовых заданий в различных вариантах. Проведите исследование «Моя семья в годы экономической реформы» | Решение тестовых заданий в цифровом или в печатном варианте. | Тест на цифровом носителе, компьютер (ы) или печатные тесты | индивидуальный | Письмен-ный | Ответы на вопросы тестовых заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"
Рассматриваются вопросы особенностей экономического развития России на рубеже 19-20 веков....
Методическая разработка урока по теме "Россия в Первой мировой войне"
презентация к уроку...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Разработка урока по истории в 9 классе по теме "Россия на рубеже XIX-XX вв"
Целью данного урока является показать социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX столетия.Урок являеся вводным по курсу история России XX века....
Методическая разработка урока истории. Тема: «Россия на рубеже XIX – XX веков»
Россия на рубеже XIX – XX веков...
разработка урока по теме"Россия в первой четверти 19 века"
План урока по теме "Россия в первой четверти 19 века"...
Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"
Социально-экономические аспекты развития мира...