«ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ»
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ на тему: «ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ» Класс: 7
Цели и задачи урока: познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты.
Планируемые результаты:
предметные: давать определения понятий: гетман, интервенция, Семибоярщина; описывать планы иностранных государств по отношению к России;
определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины; оценивать деятельность правительства во главе с Ф.И.Мстиславским;
определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны; оценивать значение восшествия на престол династии Романовых;
овладевать целостным представлением об историческом пути русского народа при помощи исследования различных документов (исторической карты, отрывков из исторических источников, произведений древнерусской культуры); применять основные хронологические понятия, термины; коммуникативные:
организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; владеть устной и письменной речью;
регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к героическому прошлому Отечества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и значение истории в жизни человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг – действие человека, совершенное во имя других.)
- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)
- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)
- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.)
- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? Какое время было? (Смутное время.)
- Что такое Смута? (непонятное время, тревожное, опасное).
Сколько же оно могло уже продолжаться? Должен же когда-нибудь наступить ему конец. Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? ( Окончание Смутного времени)
Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?
3. Изучение нового материала.
К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся)
Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором».
Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву.
После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем.
1) Распад тушинского лагеря. (работа с учебником с. 26, работа с картой с. 27)
У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому.
2) Семибоярщина (просмотр презентации).
В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.
Период правления 7 бояр вошел в историю под названием Семибоярщина.
Запись в тетрадь:
Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени.
3)Работа с учебником с. 29 :
вывод: под угрозу поставлена независимость страны, - произошло пробуждение народа, он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.
4) Работа в группах:
1- первое ополчение (январь-июль 1611 год),
2- второе ополчение (сентябрь 1611-октябрь 1612 год),
Результат - составление таблицы:
Народное ополчение | Центр формиро- вания | Руково дители | Основной состав | Итоги деятельности | ||
Первое ополчение | Рязань | Прокопий Ляпунов | Дворяне, казаки, черносошные крестьяне, горожане, «тушинские» бояре и воеводы, служилые люди из лагеря Лжедмитрия II. | Не удалось освободить Москву. В результате противоречий между казаками и дворянами был убит П. Ляпунов | ||
Второе ополчение | Нижний Новгород | Кузьма Минин Дмитрий Пожарский | Мелкие и средние дворяне, горожане, крестьяне, казаки. Многонациональный состав. | Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы. |
5) Освобождение Москвы. ( работа с учебником и заполнение хронологической таблицы на доске и в тетрадях:
Дата | Событие |
Июль 1612 г. | Поход Второго ополчения на Москву. |
22 августа 1612 г. | Первый бой с отрядами Ходкевича. Объединение отрядов Трубецкого(остатков Первого ополчения) со Вторым ополчением. |
24 августа 1612 г. | Победа ополченцев в сражении. Бегство Ходкевича из Москвы. |
Сентябрь- Октябрь 1612 г. | Осада Вторым ополчением Кремля и Китай-города. |
22 октября 1612 г. | Ополченцы захватили Китай-город. |
4 ноября 1612 г. | Сдача остатков польского гарнизона, засевшего в Кремле. Полное освобождение Москвы от захватчиков. |
Подвиг Ивана Сусанина – с. 32 в учебнике, слайд презентации.
6). Земский собор 1613 года. (слайды презентации).
Работа с документом на с.34-35. Ответы на вопросы.
- Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?
Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирский и татарский народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой
А мнением: да! Мнением народным.
- Какое событие описывает А.С. Пушкин? (Смутное время)
- Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение? ( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)
- Какой праздник мы отмечает 4 ноября? (день народного единства)
Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?
Итоги Смутного времени (запись в тетради)
• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства.
• Новая династия. • Потеря территории.
• Укрепление царской власти.• Убыль населения
• Сохранения единства страны.
• Усиление роли Земских соборов
4. Домашнее задание.
Параграф 3. Ответить на вопросы к параграфу, выполнить одно из творческих заданий рубрики «Учимся быть историками».
5. Рефлексия.
1. Что я запомнил? Назовите:
- два самых важных имени,
- два самых важных события,
- два самых важных качества личности лидера,
- две причины победы русского народа в борьбе с иноземцами.
2. Что мне понравилось делать сегодня на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".
Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века....
3. Окончание Смутного времени.
Презентация к уроку. На моей странице в разделе "Видео" размещены три видеосюжета к уроку....
Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"
Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока....
Окончание Смутного времени
Презентация поможет при изучении темы окончание Смутного времени. Урок построен на повторении пройденого материала(тестовые задания), работа с учебником по сопоставлению двух ополчений, героические по...
окончание смутного времени
История России...
Окончание Смутного времени
В конспекте урока раскрыты основные события Смутного времени...
Окончание Смутного времени
В презентации освещены события Смутного времени....