История Древнего мира 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Татьяна Викторовна Федотова

Тема: Введение в историю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока № 1

Тема: Введение

Учитель:

Привет пятиклассник,

У тебя сегодня праздник!

Ведь ты погружаешься в глубины такой науки как история.

Дорогие пятиклассники, рада приветствовать всех вас на уроке История. С сегодняшнего урока  я поведу свой рассказ о временах давно минувших, о которых вы еще не знаете. Я введу вас, пятиклассники, в мрак минувшего прошлого человечества и дам вам маленький светоч, чтобы вы могли там осмотреться и составить себе понятие о том, что такое история, как жил человек — наш далекий предок — в те времена, когда он и ликом, не только что чем другим, был не похож на своего отдаленного потомка. А для того, чтобы многое понять из услышанного, вы должны познакомиться с многими понятиями. Итак,

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

  1. Что такое история?
  2. Чем занимается наука история?
  3. О чем может поведать наука история?
  4. Как историки добывают знание?
  5. Проверка знания

Для начала разберемся с тем, что же такое история?

Слово «история» имеет греческие корни и в переводе означает рассказ, исследование, повествование.

История - наука которая изучает поступки людей в прошлом на основе фактов. исторических источников.

Исторические источники – это всё, что свидетельствует о жизни людей в прошлом.

Давайте подумаем и предположим, что же может свидетельствовать о жизни людей на земле в прошлом?

Ответы: самые разные

Учитель:

Да, для ученых такие свидетельства являются важным источником знаний о прошлом.

Для получения знаний о прошедших временах учёные изучают вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Вещественные
  2. Письменные
  3. Устные

Ребята, вы, наверное, задаетесь вопросом, как же историки добывают знания о прошлом? Сочиняют что -ли?

Учитель:

И да, и нет. Историки ищут следы жизни о прошлом в исторических источниках (артефактах), которые хранят следы жизни о прошлом человечества.

Найти предметы прошлого, сохранившиеся до наших дней, очень трудно. Этим занимаются ученые – археологи. Они проводят раскопки, обнаруживают и изучают найденные вещи и предметы прошлого.

Археология – специальная историческая наука, которая занимается изучением материальных свидетельств человеческого прошлого.

Хронология (греч. «хронос» - время) – вспомогательная историческая наука, изучающая летоисчисление у разных народов. Хронология определяет последовательность исторических событий, показывает их протяженность во времени. А также изучает предметы для определения времени.Еще испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра писал:

Генеалогия (греч. – род) вспомогательная историческая наука, изучающая возникновение и развитие родственных связей отдельных людей и целых семейств. (изучение и составление родословных) 

Палеография (греч. «пайлос» - пишу)вспомогательная историческая наука, изучающая рукописные и печатные источники. 

Метрология (греч. «метрон» - мера) вспомогательная историческая наука, изучающая меры длины, веса, объема и площади. 

Ономастика (греч. «онома» - имя, название) вспомогательная историческая наука, изучающая происхождение исторических названий.

Изучает происхождение географических названий, имена людей, богов, название народов, небесных тел и т.д.

Нумизматика (греч. «номисма» - монета)вспомогательная историческая наука, изучающая денежные единицы, инструменты и материалы для их изготовления.

В древнейшее время существовала меновая торговля. Позднее за денежную единицу стали принимать голову рогатого скота, постепенно перешли к использованию меди в кусках, по весу. Настоящая монета появилась в 5 веке до н.э. (медные – серебряные – золотые).

 Геральдика (лат. – глашатый) вспомогательная историческая наука, изучающая гербы. 

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Проверим знания

========================================================

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

 Так ли это? Верно ли такое высказывание? Как ты думаешь?

В наше время необходимо знать не только историю своей Родины, но и историю других стран и народов мира, то есть, Всемирную историю.

Для чего? Как вы думаете?

Ответы: разные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5

Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...