Консультация для молодых учителей по истории на тему «Россия в годы правления Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Юность царя Петра»
консультация по истории
Во второй половине XVII в. происходило все более тесное сближение России со странами Европы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_molodyh_uchiteley_po_istorii_na_temu.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для молодых учителей по истории на тему
«Россия в годы правления Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Юность царя Петра»
Подготовила: Макеева М.В.
Во второй половине XVII в. происходило все более тесное сближение России со странами Европы. Необходимость использования важнейших, прежде всего технических, достижений западной цивилизации осознавали многие известные деятели той эпохи — Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, Артамон Сергеевич Матвеев, Василий Васильевич Голицын, царь Федор Алексеевич и его сестра Софья Алексеевна (воспитанники Симеона Полоцкого). Но Европа того времени не была единым монолитным образованием — в ней сохранялся старый конфликт между протестантским Севером и католическим Югом. При предшественниках Петра I, несмотря на присутствие в России значительного числа лютеран и кальвинистов, шло политическое сближение Москвы с католическими странами. В результате в 1686 г. Россия вступила в антитурецкую коалицию (союз) с Речью Посполитой, Австрией и Венецией. Только позднее, с приходом к власти Петра I, ориентиры русской дипломатии значительно изменились, ибо личные симпатии нового царя были всецело на стороне протестантских государств.
Личность этого царя, ставшего в 1721 г. первым российским императором, настолько монументальна, что давно уже вызывает пристальный интерес и у историков, и у писателей, стремящихся в художественной форме реконструировать и оценить деяния Петра I. Если историки еще пытаются сохранить объективность своих суждений[1], то писатели относятся к царю-реформатору либо восторженно (А.С. Пушкин, А.Н. Толстой), либо резко отрицательно. Михаил Булгаков назвал его «дракон московский», Лев Толстой, собираясь посвятить ему очередной роман, проштудировал документы Петровской эпохи, пришел в ужас и написал: «Был осатанелый зверь, великий мерзавец, благочестивый разбойник, убийца… забыть про это, а не памятники ставить…». Но дальше всех пошел поэт-шестидесятник Борис Чичибабин, сочинивший стихотворение с говорящим названием «Проклятие Петру», в котором именовал первого императора «царем-христоубийцей», «ратником сатаны», «смотрителем каменной мертвецкой» и т. п.
Положительно воспринимавший свершения первого императора историк, писатель, публицист Михаил Погодин, живший в середине XIX в., пошел по пути наглядной оценки его вклада в развитие русской политической, общественной, культурной, научной жизни:
«Да, Петр Великий сделал много в России…
Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать месяцы от января.
Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым…
Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы…
Приносят газеты — Петр Великий их начал.
Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом…
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.
Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим.
Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого… Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академия — суть памятники его неутомимой деятельности и его гения».
Продолжателем этой линии стал советский историк и писатель (возможно, больше даже писатель, чем историк) Н.И. Павленко. В одной из своих статей в научно-популярном журнале «Наука и жизнь» он особо подчеркнул, что происходившие на рубеже XVII–XVIII вв. преобразования «были связаны с кипучей деятельностью Петра. Современники нисколько не преувеличивали, когда называли Петра человеком необыкновенным. Прежде всего, поражает разносторонность его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем, его можно было встретить с топором или пером в руках, вырезающим новый шрифт и сидящим за чертежом нового корабля, изучающим какую-либо диковинную машину и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства. И тот же Петр мог быть озабоченным постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы.
Перед изумленными подданными в России и не менее изумленной Европой предстал царь, ни на кого не походивший. Сознанием людей того времени прочно владела мысль о том, что Бог — царь небесный, а царь — земной Бог. Неземное существо, божественным промыслом облеченное властью, вдруг стало заниматься земными делами: тесать бревна, тянуть лямку бомбардира, выбивать дробь, как заправский барабанщик, появляться в семье рядового гвардейца, чтобы стать крестным отцом новорожденного, рубить головы стрельцам или выковывать полосу железа на металлургическом заводе.
Откуда у Петра все эти качества, как проходило его становление как личности, рискнувшей пойти наперекор старине и внести свежую струю в затхлую атмосферу кремлевского дворца? Возникает и другой вопрос: откуда мог взяться такой царь, умевший находить общий язык и с изощренными в хитросплетениях дипломатами, и с коронованными особами других государств, и с учеными с мировым именем, и с вельможами, кичившимися своими предками, и с худородными выскочками, с плотниками, корабельными мастерами, снисходить до которых считалось зазорным.
Ответить на поставленные вопросы, опираясь на какие-либо источники, практически невозможно — таких источников в природе нет: мы не знаем педагогических воззрений воспитателей Петра и его матери. Думается, что эти беспрецедентные качества приобретались Петром не благодаря системе воспитания, а вопреки ей»[2].
Началу правления Петра Алексеевича предшествовала ожесточенная борьба за власть, вспыхнувшая между двумя конкурировавшими придворными кланами. Они образовались вокруг детей царя Алексея Михайловича от двух его жен — Марьи Ильиничны Милославской (1624–1669) и Натальи Кирилловны Нарышкиной (1651–1694). На момент смерти Алексея Михайловича, скончавшегося в ночь с 29 на 30 января 1676 г., были живы 2 сына (Федор, Иван) и 6 дочерей (Евдокия, Марфа, Софья, Екатерина, Мария, Феодосия) от Марьи Милославской и сын (Петр) и 2 дочери (Наталья и умершая вскоре Феодора[3]) от Натальи Нарышкиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Россия в годы правления Николая I"
Данные КИМы соответствуют требованиям школьной программы по истории. В конце работы даны ключи к тестам...
Сборник тестов по теме "Россия в годы правления Александра II".
Тесты созданы по микротемам "Крестьянская реформа", "Либеральные реформы 60-х-70-х г.г.", "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права", "Общественное движение", "Реовлюцион...
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Контрольная работа по теме «Россия в годы правления Николая I»
Контрольная работа по теме «Россия в годы правления Николая I»...
Проверочная работа по теме «Россия во времена правления Федора Иоанновича»
Проверочная работа в форме текста с историческими ошибками. Можно использовать как в качестве контрольно-измерительного материала, так и для исторической игры в 7-ом классе на уроках истории....
Контрольная работа по истории России по теме «Россия в годы правление Николая I» , 9 класс
В контрольный тест включены задания по внутренней и внешенй политике Николая I. Возможно использовать при подготовке к ОГЭ по истории....
Самостоятельная работа по теме: «Россия в годы правления Петра I»
Самостоятельная работа по теме: «Россия в годы правления Петра I» предназначена для учащихся 8 классов для закрепления темы "Эпоха реформ Петра 1". Работа составлена в форм...