Формирование читательской грамотности на уроках истории 7 класс
тренажёр по истории (7 класс)

Материал направлен на формировние читательской грамотности у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа

«Формирование читательской грамотности на уроках истории 7 класс»

Выполнила: Жмарева О.В., учитель

истории и обществознания

МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»

Курск-2024 г.

Модель задания по истории №1

Прочитайте фрагмент сочинения историка и выполните задание

Из исторического труда А.Ю. Низовского

«Брать штурмом город полководцы самозванца не решились и отвели войско в село Тушино, где устроили обширный лагерь. Сюда непрерывно приходили всё новые и новые полки. Города Московского государства один за другим присягали царю Дмитрию: Великие Луки, Невель, Псков и все псковские города: Переяславль-Залесский, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Вологда, Владимир, Шуя, Балахна, Муром, Арзамас, Касимов. Только Нижний Новгород, Рязань, Смоленск и Коломна отказались признавать новоявленного царя.

Не спешила признавать «Дмитрия Ивановича» и Москва. Здесь, более чем где бы то ни было, знали, что царя Дмитрия нет на свете, поэтому никто самозванцу, конечно, не верил. Но в Москве не любили царя Василия Шуйского. Многие бояре и люди знатных фамилий увидели, что в этой ситуации можно поживиться, и стали охотно «бегать» из Москвы в Тушино, где самозваный царь охотно жаловал их чинами и казной. Первым бежал в Тушино стольник, князь Д.Т. Трубецкой, за ним – князь Д.М. Черкасский, князь А.Ю. Сицкий, князья Иван и Семён Засекины, митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова). «Видимо и впрямь царь настоящий, когда к нему чиновные люди идут!» - заговорили в народе».

Какое из перечисленных суждений в наибольшей степени связано с темой данного текста? Назовите порядковый номер суждения и обоснуйте свой выбор, выявляя связь суждений с темой письменного фрагмента.

  1. Вступление Лжедмитрия I в Москву.
  2. Создание Лжедмитрием II тушинского лагеря.
  3. Осада войск И.И. Болтникова в Туле.
  4. Избрание на престол Бориса Годунова

Ответ:

  1. Номер суждения - 2;
  2. Объяснение в виде законченного высказывания: текст посвящен созданию Лжедмитрием II лагеря в селе Тушино, суждение 2 также посвящено созданию Лжедмитрием II тушинского лагеря.

Модель задания по истории № 2

Прочитайте фрагмент сочинения историка и выполните задание

Из исторического труда А.Ю. Низовского

«Брать штурмом город полководцы самозванца не решились и отвели войско в село Тушино, где устроили обширный лагерь. Сюда непрерывно приходили всё новые и новые полки. Города Московского государства один за другим присягали царю Дмитрию: Великие Луки, Невель, Псков и все псковские города: Переяславль-Залесский, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Вологда, Владимир, Шуя, Балахна, Муром, Арзамас, Касимов. Только Нижний Новгород, Рязань, Смоленск и Коломна отказались признавать новоявленного царя.

Не спешила признавать «Дмитрия Ивановича» и Москва. Здесь, более чем где бы то ни было, знали, что царя Дмитрия нет на свете, поэтому никто самозванцу, конечно, не верил. Но в Москве не любили царя Василия Шуйского. Многие бояре и люди знатных фамилий увидели, что в этой ситуации можно поживиться, и стали охотно «бегать» из Москвы в Тушино, где самозваный царь охотно жаловал их чинами и казной. Первым бежал в Тушино стольник, князь Д.Т. Трубецкой, за ним – князь Д.М. Черкасский, князь А.Ю. Сицкий, князья Иван и Семён Засекины, митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова). «Видимо и впрямь царь настоящий, когда к нему чиновные люди идут!» - заговорили в народе».

Используя данный текст, укажите две причинно-следственные связи. Ответ запишите в виде схемы.








При формулировании причин и последствий событий опирайтесь на приведенный фрагмент.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.

Ответ:

Модель задания по истории № 3

Прочитайте фрагмент сочинения историка, сравните его с описанием исторических событий и выполните задание

Из исторического труда А.Ю. Низовского

«Брать штурмом город полководцы самозванца не решились и отвели войско в село Тушино, где устроили обширный лагерь. Сюда непрерывно приходили всё новые и новые полки. Города Московского государства один за другим присягали царю Дмитрию: Великие Луки, Невель, Псков и все псковские города: Переяславль-Залесский, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Вологда, Владимир, Шуя, Балахна, Муром, Арзамас, Касимов. Только Нижний Новгород, Рязань, Смоленск и Коломна отказались признавать новоявленного царя.

Не спешила признавать «Дмитрия Ивановича» и Москва. Здесь, более чем где бы то ни было, знали, что царя Дмитрия нет на свете, поэтому никто самозванцу, конечно, не верил. Но в Москве не любили царя Василия Шуйского. Многие бояре и люди знатных фамилий увидели, что в этой ситуации можно поживиться, и стали охотно «бегать» из Москвы в Тушино, где самозваный царь охотно жаловал их чинами и казной. Первым бежал в Тушино стольник, князь Д.Т. Трубецкой, за ним – князь Д.М. Черкасский, князь А.Ю. Сицкий, князья Иван и Семён Засекины, митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова). «Видимо и впрямь царь настоящий, когда к нему чиновные люди идут!» - заговорили в народе».

Прочитайте описание исторических событий и, используя приведенный выше фрагмент, выполните задание.

Тушинский лагерь — стан Лжедмитрия II у подмосковного села Тушино, с июня 1608 по декабрь 1609 служивший столицей последнего, который вследствие этого получил наименование «тушинского вора». В тушинский лагерь стекались все недовольные выборным царём Василием Шуйским, что делало его теневой столицей с собственными государственными учреждениями, патриархом и т. д. С декабря 1609 по март 1610 года Тушинский лагерь поддерживал короля Речи Посполитой Сигизмунда.

Используя оба текста объясните, почему представители знати «бегали» в лагерь самозванца несмотря на то, что знали о смерти царя Дмитрия? Укажите не менее двух причин.

Ответ

Представители знати точно знали, что царевич Дмитрий погиб, но в Тушино ездили. В посещении лагеря самозванца они увидели возможность получить чины и деньги. Так же в тушинский лагерь стекались недовольные выборным царём Василием Шуйским.

Модель задания по истории № 4

Прочитайте фрагмент сочинения историка, сравните его с описанием исторических событий и выполните задание

Из исторического труда А.Ю. Низовского

«Брать штурмом город полководцы самозванца не решились и отвели войско в село Тушино, где устроили обширный лагерь. Сюда непрерывно приходили всё новые и новые полки. Города Московского государства один за другим присягали царю Дмитрию: Великие Луки, Невель, Псков и все псковские города: Переяславль-Залесский, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Вологда, Владимир, Шуя, Балахна, Муром, Арзамас, Касимов. Только Нижний Новгород, Рязань, Смоленск и Коломна отказались признавать новоявленного царя.

Не спешила признавать «Дмитрия Ивановича» и Москва. Здесь, более чем где бы то ни было, знали, что царя Дмитрия нет на свете, поэтому никто самозванцу, конечно, не верил. Но в Москве не любили царя Василия Шуйского. Многие бояре и люди знатных фамилий увидели, что в этой ситуации можно поживиться, и стали охотно «бегать» из Москвы в Тушино, где самозваный царь охотно жаловал их чинами и казной. Первым бежал в Тушино стольник, князь Д.Т. Трубецкой, за ним – князь Д.М. Черкасский, князь А.Ю. Сицкий, князья Иван и Семён Засекины, митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова). «Видимо и впрямь царь настоящий, когда к нему чиновные люди идут!» - заговорили в народе».

Подтвердите историческим фактом приведенное в данном фрагменте суждение о том, что признанию власти самозванца способствовало поведение знатных людей, которые посещали «тушинский лагерь».

Ответ

Не спешила признавать нового царя Москва, так как московские бояре точно знали, что царевича Дмитрия нет на свете. Но увидев свою личную выгоду в Тушино отправился стольник, князь Д.Т. Трубецкой, митрополит Филарет и другие знатные люди. И в народе стали говорить «Видимо и впрямь царь настоящий, когда к нему чиновные люди идут!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "

quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе

Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Формирование читательской грамотности на уроках истории

Статья содержит задания по читательской грамотности, которые можно использовать на уроках истории....