Конспект урока по истории "Присоединение Крыма к России"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Родионова Надежда Владимировна

Конспект урока "Присоединение Крыма к России" можно использовать как на уроках истории, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах. Урок посвящен событиям присоединения Крыма к России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_8_klasse_prisoedinenie_kryma_my_vmeste.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРЫМ.jpg

Разработка классного часа в 8 классе

Тема: «Крым и Россия. Мы вместе».

Тип урока: урок изучения новой темы.

Цели урока:

- образовательная   проследить  процессы присоединения и отделения Крыма от России, современную политическую ситуацию в Крыму; Познакомить обучающихся с историей Крымского полуострова; расширять представления обучающихся о геополитической ситуации в мире; создать представление о правовом статусе полуострова в контексте его исторического развития, подвести к пониманию причин исторического воссоединения Крыма с Россией, а также осознанию значимости данного события для нашей страны. Показать обучающимся неприемлемость решения международных конфликтов вооруженным путем (на примере политического кризиса на Украине), как недемократического и нелегитимного для современного мира.

- воспитательная – развивать понимание необходимости присоединения Крыма к России как неотъемлемой ее части; воспитывать чувство патриотизма у учащихся на примере героизма крымчан и россиян, совместно сражавшихся в Крымской войне и Великой Отечественной войне;

- развивающая – развивать познавательную активность учащихся, продолжить развитие навыков устной речи, формирование умений сравнивать разные тексты, делать выводы.

Оборудование урока: презентация «Крым и Россия. Мы вместе» .

План урока

 

  1. Крещение Владимира в Херсонесе;
  2. Завоевание Крыма Екатериной II;
  3. Крымская война 1853 – 1856 гг.;
  4. Оборона Севастополя 1941 – 1942 гг.;
  5. Развал Советского Союза. Крым уходит из России вместе с Украиной;
  6. Современная политическая часть.

Ход урока

Организационный момент.

I. Изучение новой темы.

1. Вводное слово учителя (мотивация).

Ребята, все вы знаете, что 18 марта 2014 года  в истории нашей страны произошло очень значимое событие – Крым вошел в состав Российской Федерации. Россияне, не скрывая своей радости, говорят: «наконец то мы вместе, так и должно быть.». Тема сегодняшнего урока так и звучит «Крым и Россия. Мы вместе» (ученики записывают тему урока в тетради).

Путь воссоединения был долгим и корнями уходит в глубокую древность.

Ребята у вас на столах лежат тексты гимнов и памятки, в которые, по ходу урока, вы будете вписывать ответы на вопросы. Давайте зачитаем задания памятки.

Сегодня мы поговорим о крещении Владимира в крымском городе Херсонесе, о завоевании Крыма Екатериной II, о Крымской войне 1854 г., об обороне героического города Севастополя, о распаде СССР, когда Крым ушел от нас вместе с Украиной, о присоединении Крыма к России в 2014 г.

2. Рассказ учителя. «Крещение Владимира в Херсонесе».

(слайд 4. Портрет Васнецова «Крещение Владимира»)

Изначально Херсонес был греческой колонией, основанной в 529 г. до н. э., затем попал под власть Рима, который то отдавал его боспорским царям, то освобождал.

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. В988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.

3. Рассказ учителя. «Завоевание Крыма Екатериной II».

(слайд 6. Фейерверки в честь Екатерины II во время ее путешествия в Крым)

8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав России. На территорию Крыма вошли русские войска Суворова, вблизи развалин древнего Херсонеса заложен был город Севастополь. Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) влилась в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. На первых порах обустройством российского Крыма ведал князь Потемкин. 

Под российской юрисдикцией начало расти русское, а также греческое население из числа отставных солдат. Приезжают осваивать новые земли болгары и немцы. В 1787 году императрица Екатерина совершила свое знаменитое путешествие в Крым.

4. Рассказ учителя. «Крымская война 1853 – 1856 гг.»

(Слайд 8) 

В июне 1854 года англо-французская флотилия начала обстреливать российские береговые укрепления в Крыму, а уже в сентябре в Евпатории началась высадка десанта союзников (Великобритания, Франция, Османская империя). Вскоре произошло Сражение на Альме.

В октябре началась оборона Севастополя, которая длилась 11 месяцев ,  убитыми и ранеными насчитывалось 1300 человек, на Малаховом кургане погиб Корнилов.

Мужество солдат и офицеров потрясло современников Николай I приказал считать месяц за год в осажденном городе.

В феврале 1855 года русские неудачно пытались штурмовать Евпаторию. В мае англо-французский флот захватывают Керчь. В июле в Севастополе гибнет Нахимов. 11 сентября 1855 года Севастополь пал, однако впоследствии был возвращен России по окончании войны по Парижскому трактату.

5. Рассказ Учителя. «Оборона Севастополя в Великой Отечественной войне».

(слайд 9)

Одной из главных целей войны для гитлеровцев был захват Кавказа с его нефтяными месторождениями, и далее - наступление в направлении Персидского залива. Германии катастрофически не хватало нефти, и за обладание ее запасами она готова была на любые жертвы.
Серьезнейшим препятствием на этом пути были для агрессоров Черноморский флот и его главная база Севастополь. Поэтому, захват Севастополя и уничтожение флота были для немецкого командования в числе приоритетных задач.

Почти два года фашистской оккупации стали черным периодом истории Севастополя. В первые же дни фашистами было расстреляно более 3,5 тысяч мирных жителей, укрывавшихся в Инкерманских штольнях и в Троицком тоннеле. 12 июля 1500 человек было согнано на стадион, а затем вывезено на 5-й километр Балаклавского шоссе и там расстреляно. 1 сентября 1942 года оккупанты отметили расстрелом группы подростков во дворе школы № 25 на ул. Ленина. Сотнями увозили людей на работы в Германию: только в течение лета 1943 года в рабство из Севастополя было угнано 36 тысяч человек.
Советские военнопленные, оказавшиеся в оккупированном Севастополе, подвергались чудовищным издевательствам и пыткам: их забивали до смерти шомполами, морили голодом, закапывали живыми в землю. В лагерях военнопленных систематически проводились массовые расстрелы. Раненых советских солдат и офицеров, доставленных из Керчи, фашисты погрузили на баржу, которую отвели от берега и подожгли. Заживо сгорело более 1000 человек. Это чудовищное варварство было повторено еще несколько раз.
Всего за 22 месяца оккупации в Севастополе было расстреляно, сожжено, утоплено в море 27306 человек. В фашистскую Германию угнали 45000 человек.

Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя вошла в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц. Севастопольцы обогатили славные боевые традиции народов СССР. Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохновили советских патриотов на дальнейшие героические подвиги в борьбе против ненавистных оккупантов.

6. Рассказ учителя. «Распад СССР. Крым уходит из России вместе с Украиной».

(слайд 12)

Не прошло и года со дня смерти И.В. Сталина, как Н.С. Хрущев начал перекраивать карту СССР, распределяя территории между республиками. Именно в эти дни серией постановлений Президиума ЦК КПСС, Совета министров РСФСР, Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР Крым был передан из состава РСФСР в состав УССР 25 января 1954 г. Как сказано в официальных документах, «учитывая территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР», а также как «свидетельство безграничного доверия великого русского народа украинскому народу. Я считаю этот шаг необдуманным, сделанным без учета национального состава Крыма. Тогда никто не спрашивал, чего хочет народ России и народ Крыма, они просто были поставлены перед фактом. Возможно Хрущевым двигало стремление загладить вину за сталинские репрессии или какая-то иная причина.

Когда в 1991 году СССР распался, Крым вместе с Украиной вышел из состава Советского союза.

8. Рассказ учителя. «Современная политика в Крыму»

(слайд 13 прочитать слайд)

Смена власти на Украине в 2014 году — процесс досрочного отстранения четвёртого президента Украины Виктора Януковича от власти, формирования нового парламентского большинства в Верховной Раде и изменения состава судей Конституционного суда Украины. Переформатирование всех ветвей власти началось 22 февраля 2014 года и оказало большое влияние на течение политического кризиса в стране.

22 февраля, на фоне продолжавшихся протестов В. Ф. Янукович покинул Киев и в Харькове дал интервью телеканалу «112 Украина», в котором заявил, что не собирается подавать в отставку и не собирается подписывать решения Верховной рады, которые он считает противозаконными, а происходящее в стране квалифицировал как «вандализмбандитизм и государственный переворот».

На заседании Верховной рады сообщили об «исчезновении» Президента Виктора Януковича, его резиденция в Межгорье была пуста, её охрана была снята, тележурналисты «5-го канала» провели репортаж с территории резиденции.

После смены власти в Киеве и формирования правительства Яценюка в городах Юго-Восточной Украины начались массовые акции протеста под антиправительственными, сепаратистскими и пророссийскими лозунгами. «Антифашистские марши» прошли в ДнепропетровскеДонецкеЛуганскеХарькове и ряде других городов юга и юго-востока Украины. В результате штурма здания Харьковской администрации ранения получили 68 человек. Пророссийским активистам противостояли футбольные фанаты «Металлиста» и боевики группировки «Правый сектор». В Одессе представители антимайдановского митинга требовали легализации русского языка и федерализации страны.

1 марта 2014 года на фоне обострения внутриполитической ситуации на Украине Президент Российской Федерации Владимир Путин внёс в Совет Федерации РФ обращение об использовании войск Российской Федерации на территории Украины. В тот же день Совет Федерации России одобрил ввод войск на территорию Украины.

В результате протестов жителей Автономной Республики Крым и Севастополя против неконституционной смены власти в Киеве, прихода к власти радикалов, Крым фактически отделился от Украины. 11 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Обращение Владимира Путина к Федеральному Собранию 18 марта 2014 г.слайд 17

«В сердце, в сознании людей Крым всегда был и  остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические моменты, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего XX века».

II. Закрепление и подведение итогов

1. Ответы на задания памятки.

  Вопросы на закрепление

1. В чем основные причины постоянных набегов крымских татар на Русь и Украину?

2. Какая битва помогла Московскому царству несколько ослабить натиск Крымского ханства на север?

3. В каком году Россия присоединила Крымское ханство?

4. Как изменилась структура экономики Крыма за предвоенный период?

5. Почему севастопольскую оборону от гитлеровских войск называют Второй обороной Севастополя?

6. В каком году было принято решение о передаче Крыма в состав Украины?

7. Какое событие побудило крымчан провести референдум о выходе из состава Украины?

Домашнее задание: сообщения по теме «Почему Крым захотел войти в состав России?»; «Почему России нужен Крым?».

 .

Приложение

Россия никогда Крым украинским и не признавала

Полный текст закона о присоединении Крыма и Севастополя к России

18. Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по итогам кассационного рассмотрения жалоб на постановления судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 411 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 481 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и главой 361 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

20. Расследование уголовных дел, находящихся в производстве органов предварительного расследования, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Уголовные дела передаются для рассмотрения в суды при условии, что предъявленное обвинение поддержано прокурором территориального органа прокуратуры Российской Федерации от имени Российской Федерации.

1) уплата налогов, таможенных и иных сборов, платежей в государственные внебюджетные фонды;

2. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

3. Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.

3. Новые субъекты Российской Федерации имеют статус республики и города федерального значения.

5. Военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, проходящие военную службу по призыву, продолжают исполнять воинскую обязанность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах до окончания установленных сроков военной службы при условии наличия у них гражданства Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2018) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Статья 1. Основания и срок принятия в Российскую Федерацию Республики Крым

1. Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

2. Основаниями принятия в Российскую Федерацию Республики Крым являются:

1) результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации;

2) Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов;

3) предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь;

4) настоящий Федеральный конституционный закон.

3. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Безлесные зоны на юге России" 8 класс

Конспект урока на тему " Безлесные зоны на юге России" в 8 классе с использованием электронного учебника....

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Конспект урока по теме Межотраслевые комплексы России.

Конспект к уроку обобщения знаний по теме " Межотраслевые комплексы России"....

Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс

Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...

Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс

Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....