Конспект урока по теме Межотраслевые комплексы России.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Криворотова Ольга Владимировна

Конспект к уроку обобщения знаний по теме " Межотраслевые комплексы России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:        «Межотраслевые комплексы России»

Цели и задачи урока:

1.Образовательные:                обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Межотраслевые комплексы России» ,

сформировать представление о влиянии разнообразных факторов при размещении конкретных предприятий.

2.Развивающее:        развивать устную речь.

        Развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.

3.Воспитательные:        стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся.

        Формировать убежденность в необходимости получения экономических знаний,

умение работать индивидуально, в коллективе, включаться в диалог друг с другом. Отстаивать свою точку зрения.

        Повысить интерес к изучению предмета.

Тип урока:                обобщение и систематизация знаний.

Оборудование:                проектор, компьютер, ИД, атласы, экономическая карта, презентационный материал, раздаточный

                материал

Перечень
используемых ресурсов:                
http://geo.1september.ru - газета «География» Издательского дома «Первое сентября»

                http://wikimapia.org –космические снимки большого разрешения с возможностями

                дешифрирования объектов.

УМК:                        

Учебник:         А.И Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, Г.Я. Лисенкова, В.И. Сиротин,   География России. Дрофа 2011г.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организованное начало урока:

Здравствуйте, ребята!
Урок по теме «Межотраслевые комплексы России» .
Откройте тетради запишите число и тему урока.

Слайд№1 , Слайд№2

Записывают тему урока, число

  1.  Целеполагание:



                 

Вы изучили важнейшие межотраслевые комплексы России, познакомились в целом с хозяйством страны.
Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем полученные ранее  знания .

  1. Реализация намеченного:
    1).Определение структурных компонентов  хозяйства

Итак, мы начинаем!

Прежде, чем подробно остановиться на МОК, как составной части хозяйства России, давайте вспомним, что же такое «хозяйство»

 Слайд №3

«Хозяйство»  или «Экономика»

Синонимы

/             \

Фронтальный опрос:

«Хозяйство»- это совокупность предприятий, учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности людей.
«Экономика»  -все виды деятельности людей, которые  позволяют им обеспечить себе материальные условия для жизни.

Отвечает на три вопроса:  что производить;

-как производить;

-для кого производить









Oikos


Хозяйство

«экономика»-


Отвечает   на какие вопросы?


                         

Номос


Управление

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   

А что же такое «отрасль»?



Фронтальный опрос:

-Отрасль-это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.

Приведите примеры отраслей:


  1. Топливная
  2. Деревообрабатывающая
  3. Химическая и др.

Отрасли хозяйства взаимодействуют друг с другом, в результате в экономике образуются «МОК».

-Пожалуйста, раскройте понятия «Межотраслевой комплекс»?
Давайте заполним схему: «Важнейшие межотраслевые комплексы России»(учащийся у доски)


МОК

/            /            /            /            /            /
?          ?            ?           ?           ?           ?          








 




 

«МОК»-это совокупность отраслей хозяйства, тесно взаимодействующих друг с другом и выполняющий определенную хозяйственную задачу.  
Учащийся вписывает МОК в схему:

                                       МОК

   /                 /                   /                   /                  /

ТЭК         МК             АПК           МК             ВПК

           /

Инфраструктурный комплекс:

  1. Коммуникационная система  (Связь, транспорт)
  2. Сфера обслуживания                  

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся










Слайд №4

Теперь, очертим хозяйственный образ территории России.  Использовать будем готовую  демонстрационную  картограмму, построена  она  с использованием показателя

ВРП - валового регионального продукта на душу населения

(ВРП -это сумма стоимостей всех произведенных товаров и услуг на данной территории за вычетом основных производственных затрат).









 

2).Анализ, сопоставление, выявление особенностей, очерчивание хозяйственного абриса (контура) территории,  выявление отклонений

Проанализируем картограмму

                                         Слайд №5

Работая с различными источниками информации

(необходимо использовать карты атласа : политико-административную ,географического районирования России  и таблицу учебника №2 (приложение),ответить на вопрос:

«Какие части России специализированы на промышленности»?

Работают с картограммой, анализируют её.

  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

                                          Слайд№6

   Найдём отклонения от общей картины.

Находят информацию, сопоставляют её, выявляют особенности, отвечают на вопрос, находят отклонения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)












Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 3).Работа с терминологией

Слайд№7

Ключевые понятия мы повторили, вспомним основные термины по теме «Межотраслевые комплексы России»

           

Фронтальная работа

4).Составление логических цепочек :  

Слайд №8

Ресурс – Отрасль -  Предприятие - Продукция

(черная металлургия, нефтяная, ГЭС, бумага, железная руда, НПЗ - нефтеперерабатывающий завод, бензин и керосин, электроэнергия,  целлюлозно-бумажная промышленность, морепродукты, рыбная промышленность,  чугун и сталь, электроэнергетика , древесина, нефть, гидрологический потенциал рек, целлюлозно-бумажный комбинат, рыбные консервы, рыбоперерабатывающий  комбинат).


Составляют логические цепочки, используя раздаточный  материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Пример: Железная руда - Чёрная металлургия -Металлургический комбинат - Чугун и сталь

и т.д.

5).Обоснование принципов размещения:

Слайд № 9

 Итак,  мы подходим к самому главному – рациональности размещения предприятий. Научно обоснованы общие принципы рационального размещения отраслей и производства.

Какие важнейшие из этих принципов вам известны?

 В ходе беседы выстраивается ряд факторов, отражающих принципы размещения крупных предприятий.

  1. Сырьевой
  2. Топливный
  3. Энергетический
  4. Водный Трудовой
  5. Транспортный
  6. Потребительский
  7. Научный
  8. Экологический




Отвечают на вопросы:

Приближение производства  к источникам сырья, топлива, электроэнергии, местам сосредоточения трудовых ресурсов; районам потребления готовой продукции; научным центрам

1)        Учёт  требований обороноспособности страны

2)        Учёт задач охраны окружающей среды

        Задачи улучшения жизни людей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

6).Работа с картой

Слайд № 10

  Практически каждый урок вас окружала карта, теперь настало время проверить, как вы ориентируетесь по ней.

Опрос на знание номенклатуры (3 человека выходят поочерёдно)  

Назвать и показать:

1.        Угольный бассейн, занимающий  1 место по добыче –

2.        Нефтяная база, дающая 70% добычи нефти –

3.        Крупнейший центр медно-никелевого производства  Заполярья

4.        Единственная АЭС Дальнего Востока –

5.        Российская лесопилка –

6.        Самая длинная железнодорожная магистраль –

7.        Крупнейший морской порт Балтики –

8.        Крупнейший по запасам угольный бассейн –

9.        Буроугольный бассейн Сибири –

10.        Центр атомного подводного судостроения –

11.        Крупнейшие центры черной металлургии –

12.        Центры автомобилестроения-

По экономической карте показывают:


(3 человека у доски)




1.Кузнецкий бассейн

2.Западно-Сибирская

3.Норильск

4.Билибинская

5.Архангельск

6.Транссибирская

7.Санкт-петербург

8.Тунгусский

9.Канско-Ачинский

10.Свердловск

11.Липецк, Старый Оскол, Череповец, Тула, Нижний Тагил, Челябинск

12.Тольятти (ВАЗ), Елабуга (ОКА), Нижний Тагил (Волга)

7).Выявление и обоснование  











 

Слайд №11

А теперь, давайте попытаемся вспомнить принципы размещения конкретных предприятий.

Работа по вариантам устно (1 ряд-1вариант;2 ряд- 2 вариант,3 ряд-3 вариант)

Каждому ряду выдаётся раздаточный материал по трём межотраслевым комплексам со списком предприятий, учащиеся должны указать фактор размещения  

 






Работа в парах: озвучивают определяющий фактор

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)  







  Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вариант-1.

  ТЭК:

1.ТЭС - (у топлива)

2.ТЭЦ - (у потребителя)

3.ГЭС - (с учетом природных  условий)

4.АЭС  - (у потребителя)  

 5. НПЗ - (у потребителя)

Определяют факторы размещения:

1 ряд:

1.- (у топлива)

2.- (у потребителя)

3. - (с учетом природных  условий)

4.  - (у потребителя)  

 5. - (у потребителя)

Вариант-2.

Металлургический  и машиностроительный комплекс:

  1. Черная металлургия - (у сырья)
  2. Заводы лёгких и цветных металлов -(у ГЭС)
  3. Заводы тяжелых цветных металлов - (у сырья)
  4. Заводы  трудоёмкого машиностроения - (высококвалифицированные  кадры)
  5. Заводы металлоёмкого машиностроения -       (у сырья)








2 ряд:


1.- (у сырья)


2.- (у ГЭС)



3.- (у сырья)



4.-(высококвалифицированные  кадры)





5.- (у сырья)

           Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 





Вариант-3.

Лесной комплекс и химическая промышленность:
1.Заводы по производству калийных удобрений ?
2.Заводы по производству поваренной соли ?
3.Мебельная фабрика?
4.Заводы по производству  азотных удобрений?
5.ЦБК ?          

3 ряд:


1-у сырья
2-у сырья
3-у потребителя
4-у газопроводов
5- у воды

8).Изучение космических снимков.

Сравнение объектов  и определение факторов размещения предприятий

И напоследок, совершим путешествие по стране, «посетим» некоторые объекты, в этом нам помогут крупномасштабные космические снимки с портала:

http://wikimapia.org

Проект интересен тем, что повышается возможность добавлять описания изображённых на фотооснове объектов, в результате космические снимки получаются частично  дешефрированными , что облегчает ориентацию в пространстве

Рассматривают снимки, изображённые на слайде

9).Дешифрирование (распознавание) ,(на уроках проводимых при изучении МОК, проводились практические работы по дешифрированию космических снимков)
10).Определение факторов размещения

 Попробуйте определить факторы размещения предприятий, изображенных на космических снимках

Слайд № 12

- Старый Оскол (Лебединский  карьер и ГОК)

Слайд № 13

Лебединский карьер
Слайд № 14

- Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла
 
Слайд № 15

- Красноярский алюминиевый завод
 
Слайд № 16

- Набережные Челны (КАМАЗ)

Слайд № 17

- Нижний Новгород (ГАЗ)

Слайд № 18

- ОАО Кучуксульфат                    

Определяют факторы размещения:

Слайд №12- у сырья

Слайд№13 -АЭС- Курская 4 млн кВт

Слайд №14-АЭС – Нововоронежская 1,8 млн кВт



Слайд №15-  у сырья,

у ГЭС на Ангаре, и Енисее

Слайд №16- (высококвалифицированные  кадры)


Слайд №17- (высококвалифицированные кадры)


Слайд №18- у сырья

Этапы урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рефлексия

Слайд №19

Что удалось сегодня на уроке:

1)        Удалось  вести диалог с учителем и одноклассниками

2)        Удалось воспользоваться разными источниками  информации

3)        Удалось проанализировать картодиаграммы

4)        Удалось вспомнить ключевые понятия темы урока

5)        Удалось показать объекты по карте

6)        Удалось сравнить космические снимки

7)        Удалось определить факторы размещения

8)        Удалось оценить свою работу

Отметьте те пункты,  которые  по вашему мнению Вам удалось достичь

Выбирают

  1. Контроль(тест) и оценивание

(за устную работу)

Выполнение тест  - презентации
Выставление оценок учащимся за устные и письменные  ответы

Выполняют тест – презентацию (взаимопроверка в паре, по ключу на слайде)

  1. Домашнее задание:









Запишем домашнее задание:
Слайд № 20

           Адреса интернет-ресурсов для  подготовке к ГИА:

  1. http://www.giatest.
    http://www.fipi.ru
    http://gotovkege.ru
    http://alleng.ru






Записывают в тетради адреса
интернет-ресурсов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1-4

1.

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс - конспект урока по теме: Центральная Россия, факторы формирования.

9 класс конспект Центральная Россия, факторы формирования....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Разработка урока "Топливно-энергетический комплекс России" 9 класс

Разработка урока с применением ЦОР по географии в 9 классе....

Конспект урока «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ». История России 8 класс. ФГОС.

Конспект урока «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ». История России 8 класс. ФГОС....

Конспект урока "Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы ТЭК" 9 класс

Сформировать  представление о  составе и значение топливно-энергетического комплекса в развитии хозяйства;  связь с другими комплексами; об топливно-энергетическом  балансе. О совр...