"Конец "оттепели". Оценка Н.С. Хрущева историками и современниками"
план-конспект урока по истории (11 класс)
Урок по истории 11 класс "Конец "оттепели". Оценка Н.С. Хрущева историками и современниками" (углубленный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 81.5 КБ |
urok.pptx | 2.77 МБ |
rabochiy_list.docx | 14.74 КБ |
materialy_dlya_grupp_wecompress.com_.docx | 1013.89 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории на тему «Конец «оттепели». Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками»
Цель урока: определить причины кризиса доверия к власти и дать оценку Н.С. Хрущева и его реформам современниками и историками.
Оборудование: ноутбук, SmartTV
Тип урока: комбинированный урок
Этапы урока | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся |
I. Организационный момент. | - Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна. И сегодня я проведу для вас урок истории. - В дом, где смеются, приходит счастье, школа – это наш второй дом, поэтому улыбнитесь мне, себе и друг и другу. - У каждого из вас на столе находится рабочий лист и материалы, с которыми вы будете сегодня работать. | Мотивационная часть. |
II. Актуализация опорных знаний. | - Для начала обратим внимание на экран. Слайд 1 - Фотографии каких людей и событий вы увидели? - О каком историческом периоде идет речь? - Этот период вы изучали на нескольких последних уроках истории. А что же такое «оттепель»? | Предполагаемый ответ: Хрущев, Гагарин, освоение целины, передача Крыма и т.д. Предполагаемый ответ: «оттепель». Предполагаемый ответ: «процесс относительной демократизации политической и общественной жизни после смерти И.В. Сталина до середины 1960-х гг.» |
III. Изучение нового материала. | - Термин «оттепель» неразрывно связан с именем лидера нашей страны в этот период – Никитой Сергеевичем Хрущевым. Это один из самых неоднозначных политиков 20 века. Слайд 2-7 - Давайте поиграем в игру «Верю-не верю» и узнаем о нем несколько необычных фактов 1. В 1959 г. Н.С. Хрущев стал рекламным лицом Pepsi. 2. Поздравительная телеграмма, которую Н.С. Хрущев отправил 12 апреля 1961 года стала самой дорогой в истории. 3. Н. С. Хрущев выступал против строительства эскалаторов в советском метро. Комментирую факты. 1. Да, попробовал на Национальной американской выставке, на следующий день на первых полосах всех газет был изображен довольный советский лидер, пробующий Pepsi. 2. Да, была продана в 1993 г. за 68500 долларов. 3. Нет, наоборот, активно выступал за строительство эскалаторов. | Выбирают верные ответы. |
IV. Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса. | - Ребята, можем ли мы сказать, что «оттепель» закончилась вместе с его отстранением от власти в 1964 году? - Вы дали правильный ответ. Молодцы! Что вы можете за это получить? - А можем ли мы дать оценку историческому деятелю? - Запишите в рабочий лист тему урока. Слайд 8 Выключить телевизор. - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Перевернуть цели на доске - подвести итоги «оттепели» - познакомиться с оценкой Н.С. Хрущева и его реформ современниками и историками - определить причины конца «оттепели» | Предполагаемый ответ: да Предполагаемый ответ: оценку Предполагаемый ответ: да Знакомство учащихся с темой урока. Предполагаемые ответы: об «оттепели», о Хрущеве и т.д. |
Итоги «оттепели» Оценка личности и реформ Н.С. Хрущева в глазах современников и историков. | - Ребята, наше общество – это огромная система, которая состоит из частей. Каких? - Несомненно, «оттепель» как процесс относительной демократизации оказала влияние на каждую из них. В отечественных СМИ Хрущева даже сравнивали с Петром I из-за масштаба проводимых реформ. - Сегодня я предлагаю вам выступить в роли экспертов и определить, как этот период повлиял на политическую, экономическую, социальную и духовную сферы. - Напоминаю о правилах работы в группах: уважайте своих товарищей, умейте слушать и слышать ваших одноклассников, выберите лидера вашей группы, который будет следить за временем, и в конце работы будет представлять то, что у вас получится. Как только данное вам время закончится, все заканчивают свою работу, занимают свои места и внимательно слушают выступление своих одноклассников! - Остальным мини-группам я предлагаю оценить работу ваших одноклассников, подняв жетоны, которые лежат у вас на партах. Вы поднимаете их, как только один из ваших одноклассников закончил свое выступление. Зеленый цвет будет означать, что все отлично, и вы узнали что-то новое для себя, желтый – вы узнали новую информацию, но вам требуются некоторые разъяснения, красный – вы не совсем поняли и вам требуется помощь. - Каждая группа будет работать с определенной сферой и получает материалы, экспертизу которых вам необходимо провести. Вам нужно выбрать итоги «оттепели», которые относятся непосредственно к вашей сфере. Также я предлагаю каждой группе познакомиться с мнением известных людей, современников, политиков о деятельности Никиты Сергеевича и дать оценку ему. Для этого вы можете использовать памятку. - На всю работу я даю вам ровно 5 минут. Лидеры, не забываем следить за временем! - Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. «Оттепель» оказала как положительное, так и отрицательное влияние на все советское общество и продолжает влиять на него до сих пор. Это один из самых противоречивых периодов в нашей истории. А личность Никиты Сергеевича и его политические решения являются одним их самых актуальных и обсуждаемых вопросов и сегодня. «Оттепель», но не весна! Перевернуть надпись | Предполагаемый ответ: сфер, политической, экономической, социальной, духовной. Представление работ. |
Динамическая пауза | - Выполнение предыдущих заданий потребовали от нас активной работы мозга. Для того, чтобы восполнить наши ресурсы и синхронизировать работу полушарий головного мозга, я предлагаю вам эффективную разминку «Победитель». Одной ладонью покажите знак все здорово, большой палец, другой «V». И теперь по очереди меняем движения рук. (10 секунд) - Молодцы, ребята! Такое упражнение можно использовать при умственной нагрузке, при подготовке к ЕГЭ, например. | Обучающиеся делают движения ладонями. |
Причины конца «оттепели» | - Для того, чтобы определить причины конца «оттепели», я предлагаю вам посмотреть небольшое видео из библиотеки цифровых образовательных ресурсов ФГИС «Моя школа». Включить видео - Какие причины отставки Хрущева выделяет автор? - Запишите выделенные вами причины в рабочий лист - Что у вас получилось? | Обучающиеся записывают причины. Предполагаемый ответ: создание культа личности, оскорбление единомышленников и членов партии, совмещение должностей, ошибки в управлении страной. |
VI. Подведение итогов урока. | - Вернемся к целям нашего урока. - Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока. И сейчас я предлагаю вам проверить себя. Обратимся к рабочим листам. - Установите соответствие между итогами «оттепели» и сферами общественной жизни. Подобное задание встречается на ЕГЭ по многим предметам. - У вас 4 минуты. - А сейчас я предлагаю вам проверить свою работу и оценить себя. Обратим внимание на слайд. Слайд 9 - Если вы все выполнили верно или допустили одну ошибку - поставьте себе «пять», если вы допустили две или три ошибки – «четыре», если вы допустили четыре ошибки - поставьте «три», если вы допустили более четырех ошибок, я предлагаю вам нарисовать грустный смайл возле своей работы. | Ребята отвечают на вопросы. Ребята работают с заданиями. Проверка и самооценка. |
VII. Домашнее задание. | Слайд 10 - Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок: я предлагаю вам составить исторический портрет Никиты Сергеевича Хрущева в вашей рабочей тетради. Для этого у каждого из вас на столе есть памятка, содержащая краткий план. | Ребята записывают домашнее задание. |
VIII. Рефлексия | - Ребята, история не знает сослагательного наклонения. И ни один исторический деятель, будь то Хрущев или Иван Грозный, не может быть оценен только с положительной и отрицательной стороны. Слайд 11 - 5 декабря 1962 года в Манеже состоялась выставка авангардистов, которую посетил Никита Сергеевич. Под горячую руку попал советский скульптор Эрнст Неизвестный. "Хрущев со всей мощью обрушился на меня", — вспоминал позже скульптор. — Он кричал как резаный, что я проедаю народные деньги". "Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять!" — цитировали слова Хрущева. "Происходило то, что невозможно описать словами". Интересно то, что после смерти генсека памятник для него заказали именно Неизвестному. - Ребята, если бы вы были скульпторами, какой бы вы поставили ему памятник? Слайд 12 -. Памятник представлен в виде двух плит необычной формы. Одна выполнена из мрамора, белого цвета, а вторая из черного гранита. Установлены они напротив друг друга. В центре монумента расположен бюст лидера Советского Союза. На его лице проглядывается улыбка. Именно с ней он всегда появлялся на публике. В основе памятника лежит символика, означающая светлое будущее, называемое хрущевской оттепелью и черное время при правлении Сталина. Но близкие друзья воспринимают этот монумент иначе. Он для них символизирует противоречивую натуру Никиты Хрущёва. Этот лидер Советского Союза был настолько неоднозначным, что Эрнст Неизвестный сумел это передать через надгробный памятник. Новатор смелых идей он в тоже самое время был ярым противником современности. - Через несколько минут и наш урок станет историей. И только нам с вами решать, какой след мы оставим в ней: черный или белый. У вас на партах лежат следы разных цветов. Выберите из них след, который соответствует тем эмоциям, который остались у вас после нашего урока: белый – если сегодняшний урок вам понравился и стал полезен для вас, черный, если вам, к сожалению, что-то не понравилось и выберете следы обоих цветов, если вы остались равнодушны к нему. Прикрепите следы к доске. | Обучающиеся дают ответы. Обучающиеся крепят следы на доску. |
- Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Я бы тоже хотела оставить след в ваших сердцах, поэтому приготовила для вас на память небольшой подарок для вашего класса: календарь с вашими самыми яркими фотографиями. Впереди у вас очень сложный этап – государственная итоговая аттестация! Помните, все победы начинаются с победы над самим собой! Спасибо за урок! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1959 г. Н.С . Хрущев стал рекламным лицом Pepsi
ВЕРНО!
Поздравительная телеграмма, которую Н.С. Хрущев отправил 12 апреля 1961 года, стала самой дорогой в истории
ВЕРНО!
Н.С. Хрущев выступал против строительства эскалаторов в советском метро
НЕВЕРНО!
Конец «оттепели». Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Проверьте себя А Б В Г 14 36 57 28 7-8 – «5» 5-6 – «4» 4-5 – «3»
Домашнее задание Составить исторический портрет Н.С. Хрущева
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
ученика 11А класса _________________________________________________________
Тема урока: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Причины «конца оттепели»
- создание ____________ личности;
- _____________________ единомышленников и членов партии;
- совмещение ___________________;
- ______________ в управлении страной.
Задание для самопроверки
| А) политическая Б) экономическая В) социальная Г) духовная |
А | Б | В | Г |
Оценка: ______
Предварительный просмотр:
25 февраля 1956 г. – XX съезд КПСС (Разоблачение культа личности И.В. Сталина) | Массовые амнистии |
1954 г. - Передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР | 1962 г. – Карибский кризис |
Реабилитация жертв политических репрессий | |
1957 г. – замена министерств совнархозами | 1954 г. – начало освоения целины |
Внедрение кукурузы в сельское хозяйство | Развитие промышленности |
Реорганизация МТС | |
Строительство «хрущевок» | Изменение условий и оплаты труда |
Увеличение пенсий | Изменение структуры питания |
Изменение численности населения (1939 г.: 190,7 млн человек, 1959 г.: 208, 8 млн человек) | |
Реабилитация некоторых деятелей культуры ( А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин) | Травля Б. Пастернака |
Появление КВН | Публикации произведений А. Солженицина |
Рост грамотности населения | |
«ОТТЕПЕЛЬ», НО НЕ ВЕСНА!
Подвести итоги «оттепели» |
Познакомиться с оценкой Хрущева и его реформ современниками и историками |
Определить причины конца «оттепели» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 11 классе «Популизм и реалии в реформах Н.С. Хрущева»
Урок обобщения знаний направлен на формирование умений самостоятельной учебной деятельности, выработку собственной оценки периода оттепели через анализ исторических источников....
тест "СССР при Н.С. Хрущеве "
тест содержит два варианта...
Урок "Личность Петра I в оценке современников и историков"
На уроке осуществляется комплексный подход на основе реализации инновационных образовательных технологий с использованием сетевого безпроводного компьютерного кабинета....
Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс
Урок:по форме – урок-игра;по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;по ведущему методу – урок-размышление....
СЕМИНАР № 1. «ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ОЦЕНКАХ ИСТОРИКОВ»
10 класс история. профильный уровень.Семинар позволяет познакомить учащихся с разнообразием взглядов и оценок роли варягов в образовании Древнерусского государства, подвести к понима...
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....
Методическая разработка : "Журнал "Современник". И.Тургенев - сотрудник журнала "Современник"
И.С. Тургенев стоял у истоков журнала "Современник", сотрудничество с которым длилось 15 лет....