СЕМИНАР № 1. «ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ОЦЕНКАХ ИСТОРИКОВ»
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Борисова Елена Анатольевна

10 класс история. профильный уровень.Семинар позволяет познакомить учащихся с разнообразием взглядов  и  оценок роли варягов в образовании Древнерусского  государства, подвести к пониманию актуальности и значимости  затронутой проблемы , составить объективное представление о сути научного спора и определиться в  своём отношении к нему, а также  сформировать навыки самостоятельной работы , анализа и сопоставления различных исторических источников

                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon varianty_seminarskih_zanyatiy_po_kursu_4.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР № 1.

«ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ОЦЕНКАХ ИСТОРИКОВ»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:         

          Познавательная - познакомить учащихся с разнообразием взглядов

                                       и  оценок роли варягов в образовании Древнерусского

                                        государства;                                                                        

Воспитательная - подвести к пониманию актуальности и значимости

                               затронутой проблемы , составить объективное пред-

                               ставление о сути научного спора и определиться в

                               своём отношении к нему;                                                                                                                                                                                                                    

Развиваюшая      - сформировать навыки самостоятельной работы,

                                анализа и сопоставления различных исторических

                                источников

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

- проводить комплексный поиск исторической информации в источни-

  ках разного типа;

- различать в исторической информации факты и  мнения, описания и

  объяснения, гипотезы и теории;

- систематизировать разнообразную историческую информацию на    

  основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-

  исторического процесса;

- представлять результаты индивидуальной историко- познавательной

  деятельности в  виде конспекта и таблицы;

- определение собственной позиции по обсуждаемым вопросам, умение

  использовать для её  аргументации исторические сведения, учитывать

  различные мнения и интегрировать идеи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний .

Форма урока: семинар 

Основные понятия: «военная демократия», варяги, предгосударствен-

                                      ные  образования, Норманнская теория, «Русь».

Внутрипредметные и межпредметные связи: всеобщая история, русский язык , литература, география.  

Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в 9 – начале 12

                                     века», шаблон и готовая таблица «Роль варягов в соз-

                                     дании Древнерусского государства», приложение № 1

                                     ( выдается учащимся за 2 недели до проведения семи-

                                     Нара с целью предварительной самостоятельной работы

                                    с  дополнительной литературой и электронными     посо-

        биями)

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Работа учащихся по вопросам семинара.

3. Составление таблицы «Роль варягов в образовании Древнерусского

   государства».

4.Подведение итогов и выставление оценок.

5. Комментарии к домашнему заданию

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.  Проблема образования Древнерусского государства является  актуальной и значимой  и сегодня. Её обсуждение продолжается в отечественной науке не одно столетие, затрагивая не только историков-профессионалов , но и широкие круги российской интеллигенции. На разных этапах истории Российского государства этот вопрос становился средством политической и идеологической борьбы, поэтому очень важно иметь объективное представление о сути научного спора и определиться в своём отношении к нему. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразными взглядами и оценками роли варягов в образовании Древнерусского государства, на основе самостоятельного прочтения и сопоставления источников выявим слабые и сильные стороны авторских аргументаций, покажем историческую и личностную обусловленность тех или иных подходов.

2.Работа учащихся по вопросам семинара

ПЛАН ( проекция на доске)

  1. Общественный строй восточных славян во 2-ой половине 1-го тыс.н.э.
  2. Причины образования Древнерусского государства.
  3. Первые предгосударственные образования у восточных славян.
  4. Роль варяг в истории государства Российского.
  5. Происхождение термина «Русь».

ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ

  1. Что такое «военная демократия»? Чем она отличается от первобытности и от сложившегося государства с центральной властью?
  2. Выясните предпосылки образования государства у восточных славян.
  3. Какие основные политические центры формирования первых предгосударственных образований были на территории проживания восточных славян?
  4. Выясните значение понятий: норманны, викинги, варяги. Какие из них определяют происхождение, какие – профессию?
  5. По «Повести временных лет» ответьте на вопросы и выполните задания:

а) какие племена обратились к варягам и почему?

б) основанием для какой теории послужили сведения Нестора?

в) можно ли доверять сведениям летописца? Почему?

  1. В чем сущность «норманской» теории и насколько она обоснована?
  2. Прочитайте главу IV «Истории государства Российского» и ответьте на вопросы:

а) каким видел историк приход варягов на Русь?

б) как Н.М. Карамзин оценивает Гостомысла и Рюрика?

в) как историк описывает встречу варягов новгородцами?

г) какую теорию поддерживает Н.М. Карамзин? В чем его взгляд на

проблему призвания варягов отличается от взгляда Нестора?

  1.  На основе тома I, главы IV-V «Истории России» С.М. Соловьева изучите вопросы:

а) как историк объясняет причины призвания варягов на Русь?

б) как он оценивает значение призвания Рюрика и его деятельность в русских землях?

  1. Познакомьтесь с работами современных ученых по проблеме образования древнерусского государства: А. Преображенский и Б. Рыбаков. История Отечества; Л. Кацва, А. Юрганов. История России VIII- XV вв., & 3; Л.Н. Гумилев. От Руси к России: Очерки этнической истории, часть I, глава 1; Н.И. Павленко, И.Л. Андреев «Россия с древнейших времен до конца ХVII века». Как по-новому прочитывают сегодня историки летописное предание о Рюрике и его братьях?
  2. Выясните, как авторы объясняют происхождение этнонима «русские» и топонима «Русь». Как вопрос о происхождении этнических и географических названий у каждого автора сопряжен с вопросами о происхождении Древнерусского государства? Рассмотрите версии Нестора, Н.М. Карамзина, Б.А. Рыбакова, Н.И. Павленко, Л.Н. Гумилева; писателей В. Чивилихина (роман-Эссе «Память» часть 20) и Б.А.Васильева.

3. Составление учащимися таблицы (шаблон таблицы выводится на доску)

Для обобщения материала и закрепления знаний учащиеся  составляют в тетрадях таблицу с указанием характерных отличий теорий о  возникнове-

нии Древнерусского государства.

Теории

Норманнская

Центристская

Славянская

  1. Авторы
  2. Сущность теории и роль варягов.
  3. Происхождение термина «Русь».

После самостоятельной работы   учащихся с таблицей проверяем таблицу в классе,( Работа с интерактивной доской )

Теории

Норманнская

Центристская

Славянская

Авторы

Н.М. Карамзин,

С.М. Соловьёв,

Л.Н. Гумилёв,

Б.Л. Васильев.

А.Л. Юрганов,

Л.А. Кацва,

А. Мазуров

Б.А. Рыбаков,

В. Чивилихин

Сущность теории и роль варягов

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира.

Древнерусское государство возникло в результате длительного, самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение  первых русских князей.

Происхождение

термина «Русь»

«Русь» имеет варяжское происхождение

Термин «Русь» не славянского происхождения. Какого? Споры продолжаются…

Корни «Руси» в православных языках, а отголоски – в современных словах и выражениях русского языка.

  1. Подведение итогов и выставление оценок

Слова учителя: Мы убедились, что проблема образования Древнерусского государства носит дискуссионный характер и сегодня. Рассмотрев имеющиеся взгляды и оценки роли варягов в создании  Древнерусского государства выяснили, что существует три основных подхода к данной проблеме. Каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки, но тем не менее дает возможность  определиться в своём отношении к каждому из них.

Во время занятия познавательная деятельность учащихся оценивается в баллах в зависимости от характера работы:

- оригинальное, самостоятельное выступление по основному вопросу – от 5 до 10 баллов;

- существенное дополнение – от3 до 5 баллов;

- ответ на вопрос, решение познавательной задачи – от1 до5 баллов;

- формулирование интересного вопроса. Вычленение новой проблемы в обсуждаемых фактах , источниках – от1 до 5 баллов;

- конспективные записи источников, краткие тезисные планы, подготовленные дома – от 1 до 3 баллов

Общая сумма баллов после занятия переводится в отметку по пятибалльной шкале.

5. Комментарии к домашнему заданию

1.В конце семинара ученикам предлагается дома письменно ответить на вопрос: «Почему я – сторонник… позиции в вопросе о роли варягов в образовании Древнерусского государства».(для всех)

2. Сосчитайте, что было раньше и на сколько лет: открытие Америки викингами(примерно в 6508 г. от Сотворения мира) или легендарное призвание варягов на Русь(862 г. от Рождества Христова)? ( для желающих)

Приложение № 1.

СЕМИНАР № 1.

«ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ОЦЕНКАХ ИСТОРИКОВ»

ПЛАН

  1. Общественный строй восточных славян во 2-ой половине 1-го тыс.н.э.
  2. Причины образования Древнерусского государства.
  3. Первые предгосударственные образования у восточных славян.
  4. Роль варяг в истории государства Российского.
  5. Происхождение термина «Русь».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДОКУМЕНТЫ

Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров и др. М., 1994.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX -  начало XX века. М., 1995.
  2. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. М., 1988. Кн. 1.
  3. Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 1987. Т.1.
  4. Пашуто В.Г. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
  5. Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 1997.
  6. Рыбаков Б.А., Преображенский А. История Отечества. М., 1998.
  7. Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. М., 1988. Кн. 1.
  8. Чивилихин В.  « Память». Роман-эссе.(часть 20)

Электронные пособия

1. «Историческая классика»

2. Хрестоматия по истории России . В 2-х частях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по истории Древнерусского государства в 6 классе

Материал содержит 20 тестовых и 4 сложных(работа с текстом)заданий, можно использовать для проверки знаний по истории Древнерусского государства....

Контрольная работа по истории России "Древнерусское государство в IX-XIII вв" (10 класс)

Контрольная работа по истории России проверяет знания и умения учащихся по первому разделу «Древнерусское государство в IX- XIIIвв.»   учебника      Борисова  Н.С. И...

Образование Древнерусского государства. Первые князья.

Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства

Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...