СЕМИНАР № 1. «ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ОЦЕНКАХ ИСТОРИКОВ»
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему
10 класс история. профильный уровень.Семинар позволяет познакомить учащихся с разнообразием взглядов и оценок роли варягов в образовании Древнерусского государства, подвести к пониманию актуальности и значимости затронутой проблемы , составить объективное представление о сути научного спора и определиться в своём отношении к нему, а также сформировать навыки самостоятельной работы , анализа и сопоставления различных исторических источников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varianty_seminarskih_zanyatiy_po_kursu_4.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР № 1.
«ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ОЦЕНКАХ ИСТОРИКОВ»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Познавательная - познакомить учащихся с разнообразием взглядов
и оценок роли варягов в образовании Древнерусского
государства;
Воспитательная - подвести к пониманию актуальности и значимости
затронутой проблемы , составить объективное пред-
ставление о сути научного спора и определиться в
своём отношении к нему;
Развиваюшая - сформировать навыки самостоятельной работы,
анализа и сопоставления различных исторических
источников
Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источни-
ках разного типа;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и
объяснения, гипотезы и теории;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на
основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-
исторического процесса;
- представлять результаты индивидуальной историко- познавательной
деятельности в виде конспекта и таблицы;
- определение собственной позиции по обсуждаемым вопросам, умение
использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать
различные мнения и интегрировать идеи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний .
Форма урока: семинар
Основные понятия: «военная демократия», варяги, предгосударствен-
ные образования, Норманнская теория, «Русь».
Внутрипредметные и межпредметные связи: всеобщая история, русский язык , литература, география.
Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в 9 – начале 12
века», шаблон и готовая таблица «Роль варягов в соз-
дании Древнерусского государства», приложение № 1
( выдается учащимся за 2 недели до проведения семи-
Нара с целью предварительной самостоятельной работы
с дополнительной литературой и электронными посо-
биями)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Работа учащихся по вопросам семинара.
3. Составление таблицы «Роль варягов в образовании Древнерусского
государства».
4.Подведение итогов и выставление оценок.
5. Комментарии к домашнему заданию
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Проблема образования Древнерусского государства является актуальной и значимой и сегодня. Её обсуждение продолжается в отечественной науке не одно столетие, затрагивая не только историков-профессионалов , но и широкие круги российской интеллигенции. На разных этапах истории Российского государства этот вопрос становился средством политической и идеологической борьбы, поэтому очень важно иметь объективное представление о сути научного спора и определиться в своём отношении к нему. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразными взглядами и оценками роли варягов в образовании Древнерусского государства, на основе самостоятельного прочтения и сопоставления источников выявим слабые и сильные стороны авторских аргументаций, покажем историческую и личностную обусловленность тех или иных подходов.
2.Работа учащихся по вопросам семинара
ПЛАН ( проекция на доске)
- Общественный строй восточных славян во 2-ой половине 1-го тыс.н.э.
- Причины образования Древнерусского государства.
- Первые предгосударственные образования у восточных славян.
- Роль варяг в истории государства Российского.
- Происхождение термина «Русь».
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ
- Что такое «военная демократия»? Чем она отличается от первобытности и от сложившегося государства с центральной властью?
- Выясните предпосылки образования государства у восточных славян.
- Какие основные политические центры формирования первых предгосударственных образований были на территории проживания восточных славян?
- Выясните значение понятий: норманны, викинги, варяги. Какие из них определяют происхождение, какие – профессию?
- По «Повести временных лет» ответьте на вопросы и выполните задания:
а) какие племена обратились к варягам и почему?
б) основанием для какой теории послужили сведения Нестора?
в) можно ли доверять сведениям летописца? Почему?
- В чем сущность «норманской» теории и насколько она обоснована?
- Прочитайте главу IV «Истории государства Российского» и ответьте на вопросы:
а) каким видел историк приход варягов на Русь?
б) как Н.М. Карамзин оценивает Гостомысла и Рюрика?
в) как историк описывает встречу варягов новгородцами?
г) какую теорию поддерживает Н.М. Карамзин? В чем его взгляд на
проблему призвания варягов отличается от взгляда Нестора?
- На основе тома I, главы IV-V «Истории России» С.М. Соловьева изучите вопросы:
а) как историк объясняет причины призвания варягов на Русь?
б) как он оценивает значение призвания Рюрика и его деятельность в русских землях?
- Познакомьтесь с работами современных ученых по проблеме образования древнерусского государства: А. Преображенский и Б. Рыбаков. История Отечества; Л. Кацва, А. Юрганов. История России VIII- XV вв., & 3; Л.Н. Гумилев. От Руси к России: Очерки этнической истории, часть I, глава 1; Н.И. Павленко, И.Л. Андреев «Россия с древнейших времен до конца ХVII века». Как по-новому прочитывают сегодня историки летописное предание о Рюрике и его братьях?
- Выясните, как авторы объясняют происхождение этнонима «русские» и топонима «Русь». Как вопрос о происхождении этнических и географических названий у каждого автора сопряжен с вопросами о происхождении Древнерусского государства? Рассмотрите версии Нестора, Н.М. Карамзина, Б.А. Рыбакова, Н.И. Павленко, Л.Н. Гумилева; писателей В. Чивилихина (роман-Эссе «Память» часть 20) и Б.А.Васильева.
3. Составление учащимися таблицы (шаблон таблицы выводится на доску)
Для обобщения материала и закрепления знаний учащиеся составляют в тетрадях таблицу с указанием характерных отличий теорий о возникнове-
нии Древнерусского государства.
Теории | Норманнская | Центристская | Славянская |
|
После самостоятельной работы учащихся с таблицей проверяем таблицу в классе,( Работа с интерактивной доской )
Теории | Норманнская | Центристская | Славянская |
Авторы | Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, Л.Н. Гумилёв, Б.Л. Васильев. | А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва, А. Мазуров | Б.А. Рыбаков, В. Чивилихин |
Сущность теории и роль варягов | Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира. | Древнерусское государство возникло в результате длительного, самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы | Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. |
Происхождение термина «Русь» | «Русь» имеет варяжское происхождение | Термин «Русь» не славянского происхождения. Какого? Споры продолжаются… | Корни «Руси» в православных языках, а отголоски – в современных словах и выражениях русского языка. |
- Подведение итогов и выставление оценок
Слова учителя: Мы убедились, что проблема образования Древнерусского государства носит дискуссионный характер и сегодня. Рассмотрев имеющиеся взгляды и оценки роли варягов в создании Древнерусского государства выяснили, что существует три основных подхода к данной проблеме. Каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки, но тем не менее дает возможность определиться в своём отношении к каждому из них.
Во время занятия познавательная деятельность учащихся оценивается в баллах в зависимости от характера работы:
- оригинальное, самостоятельное выступление по основному вопросу – от 5 до 10 баллов;
- существенное дополнение – от3 до 5 баллов;
- ответ на вопрос, решение познавательной задачи – от1 до5 баллов;
- формулирование интересного вопроса. Вычленение новой проблемы в обсуждаемых фактах , источниках – от1 до 5 баллов;
- конспективные записи источников, краткие тезисные планы, подготовленные дома – от 1 до 3 баллов
Общая сумма баллов после занятия переводится в отметку по пятибалльной шкале.
5. Комментарии к домашнему заданию
1.В конце семинара ученикам предлагается дома письменно ответить на вопрос: «Почему я – сторонник… позиции в вопросе о роли варягов в образовании Древнерусского государства».(для всех)
2. Сосчитайте, что было раньше и на сколько лет: открытие Америки викингами(примерно в 6508 г. от Сотворения мира) или легендарное призвание варягов на Русь(862 г. от Рождества Христова)? ( для желающих)
Приложение № 1.
СЕМИНАР № 1.
«ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ОЦЕНКАХ ИСТОРИКОВ»
ПЛАН
- Общественный строй восточных славян во 2-ой половине 1-го тыс.н.э.
- Причины образования Древнерусского государства.
- Первые предгосударственные образования у восточных славян.
- Роль варяг в истории государства Российского.
- Происхождение термина «Русь».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОКУМЕНТЫ
Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров и др. М., 1994.
ЛИТЕРАТУРА
- Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX века. М., 1995.
- Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. М., 1988. Кн. 1.
- Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 1987. Т.1.
- Пашуто В.Г. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
- Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 1997.
- Рыбаков Б.А., Преображенский А. История Отечества. М., 1998.
- Соловьев С.М. Соч.: в 18 кн. М., 1988. Кн. 1.
- Чивилихин В. « Память». Роман-эссе.(часть 20)
Электронные пособия
1. «Историческая классика»
2. Хрестоматия по истории России . В 2-х частях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по истории Древнерусского государства в 6 классе
Материал содержит 20 тестовых и 4 сложных(работа с текстом)заданий, можно использовать для проверки знаний по истории Древнерусского государства....
Контрольная работа по истории России "Древнерусское государство в IX-XIII вв" (10 класс)
Контрольная работа по истории России проверяет знания и умения учащихся по первому разделу «Древнерусское государство в IX- XIIIвв.» учебника Борисова Н.С. И...
Образование Древнерусского государства. Первые князья.
Презентация, сопровождающая уроки по теме Древнерусское государство в IX - X вв. (от Рюрика до Ольги)...
Вопросы для подготовки к зачету по теме "Древнерусское государство в IX-нач. XII вв""
Опорные вопросы для подготовки к зачету (10 класс)...
Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства
Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...