Cоседи Римской империи
план-конспект урока по истории (5 класс)
На уроке формируется читательская грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosedi_rimskoy_imperii.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Соседи Римской империи
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Подвести к пониманию дальнейших событий римской истории, причин того, почему империя пала под натиском варваров.
- Воспитание толерантного отношения к людям другой культуры
- Развивать коммуникативные навыки
- Формировать навыки работы с историческим источником.
Личностно значимая проблема (записать на доске):
- Ни одно государство не может требовать безоговорочного подчинения от другого государства.
- Насилие безнравственно, даже если его одобряет большинство.
- Только сильное государство способно защитить народ от разорительных войн и сохранить независимость.
Приемы деятельности: беседа (о возможных проблемах во внешней политике), сюжетный повествовательный рассказ (о битве в Тевтобургском лесу), организация работы в парах, обобщение и представление результатов самостоятельной деятельности учащихся).
План изучения нового материала
- Установление мира с Парфией.
- Как жили германцы.
- Разгром римских войск в Германии.
- Что известно о предках славян.
Слайд 1.
Ход урока.
- Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.
- Изучение нового материала
Слайд 2. Римская империя вела непрерывные войны. Созданная при Августе империя просуществовала несколько веков. Владения римлян простирались от Атлантического океана на западе до Двуречья на востоке, от Египта на юге до острова Британия на севере. Средиземное море стало как бы внутренним морем Римской империи. (карта в учебнике с. 233)
- Назовите страны, которые вошли в состав Римской империи. (Ее войска захватили Галлию (будущую Францию), западную часть Германии и Британию, а также весь Балканский полуостров до Дуная, Ближний Восток - до Кавказа и Евфрата).
- С какой проблемой столкнутся римляне в ходе продолжавшейся завоевательной политики?
(Попытки римлян ещё больше расширить границы огромной империи наталкивались на ожесточённое сопротивление соседних царств и племён).
- Какие внутренние проблемы возникнут в Римской империи?
(Разорение, борьба завоеванных стран за свободу, ослабление государства)
Слайд 3. Восточным соседом империи было могущественное Парфянское царство. Римляне не раз пытались захватить его земли. Но парфяне были храбрыми и искусными воинами, особенно славились их конники и лучники. Как вы помните, в борьбе с парфянами погиб римский полководец Красс. Вместе с ним пало двадцать тысяч воинов. Прошло не так много лет, и парфяне нанесли новое поражение римлянам. Тысячи легионеров изведали тяготы плена в глубине Парфянского царства.
Слайд 4. Император Август решил вступить в переговоры с парфянами. И вот по Риму разнеслась радостная весть: в знак мира парфянский царь вернул знамёна римских легионов, некогда захваченные его воинами. Возвратились по домам и оставшиеся в живых пленные легионеры. После этого между Римом и Парфией долгие годы не было войн. Если с Парфией удалось подписать мирный договор и обеспечить здесь безопасность границ, то другие соседи Римской империи причиняли ей беспокойство.
Слайд 5. Таким соседом были германцы. Чтобы лучше узнать о германских племенах поработаем с документами.
Работа в группах: археологи,
этнографы,
культурологи,
политологи,
военные историки.
Затем заслушиваются выступления каждой группы. (слайды: 6,7,8,9) Учитель и учащиеся других групп могут задавать выступающим вопросы.
Слайд 10. По повелению Августа римские легионы переправились через реку Рейн. Они подчинили жившие там племена, которые римляне называли общим именем германцы.
Слайд 11. Рассказ учителя:
Битва в Тевтобургском лесу — сражение в сентябре 9 года между германцами и римской армией.
После вторжения римских войск на свою территорию германцы лишь сделали вид, что подчинились власти римлян, а сами тайно готовились к восстанию.
Восстание германцев подготовил и возглавил 25-летний Арминий. Арминий служил в римской армии, командуя отрядом германцев, и заслужил римское гражданство. Квинтилий Вар ему полностью доверял, они часто вместе пировали. Римский наместник перенёс свою ставку в район реки Везера, чтобы оттуда улаживать споры между германскими племенами и организовать сбор податей.
Германцы вели себя вполне мирно. Вар распылил войска по их стране для борьбы с разбойниками, а Арминий тем временем готовил заговор, убеждая других вождей выступить против римлян. Согласно замыслу Арминия сначала восстали отдалённые германские племена. Под предлогом борьбы с ними Арминий собрал войско и сопровождал римскую армию Вара, выступившую в поход на восставших, но потом отстал, ожидая подхода новых сил. Военный историк Г. Дельбрюк полагает, что Вар выступил не в военный поход, а просто отводил войска из центральной Германии в зимние лагеря поближе к Рейну (как делалось всегда), о чём свидетельствуют время года и огромный обоз с женщинами и детьми.
Слайд 12. Отстав от Вара, воины Арминия перебили отдельные римские отряды, после чего настигли медленное из-за обоза римское войско на марше.
Точно не известно, сколько всего римских солдат было в маршевой колонне Вара. Историки оценивает силы Вара в 12—18 тыс. солдат, а учитывая обоз с женщинами и детьми, увеличивает количество людей в колонне до 18—30 тысяч.
Германцы выбрали для нападения удачный момент, когда римляне его не ожидали, а сильный дождь усилил неразбериху в колонне:
Германцы начали с обстрела римлян из леса, затем атаковали вплотную. Едва отбившись, легионы остановились и разбили по заведенному в римской армии порядку лагерь на ночь. Большинство повозок и часть имущества было сожжено. На следующий день колонна двинулась в путь в более организованном порядке. Германцы не прекращали нападений, но местность была открытой, что не способствовало атакам из засад.
Слайд 13. На 3-й день колонна оказалась среди лесов, где невозможно было держать сомкнутый боевой строй, к тому же снова возобновился проливной дождь. Промокшие щиты и луки римлян потеряли боеспособность, грязь не давала возможности продвигаться обозу и воинам в тяжёлых доспехах, в то время как германцы с лёгким вооружением быстро перемещались. Римляне пытались возвести оборонительный вал и ров. Количество нападавших увеличилось, так как к восставшим присоединились новые воины, прознав о бедственном положении римского войска и в надежде на добычу.
Слайд 14. Раненые Вар и его офицеры приняли решение заколоться, чтобы не испытать позор плена. После этого сопротивление прекратилось, солдаты бросали оружие и погибали, почти не обороняясь. Торжествующие германцы принесли в жертву своим богам пленных римлян.
Слайд 15. Когда Август узнал о страшном бедствии, то пришёл в ужас. Древние историки рассказывали, что в знак траура он несколько месяцев подряд скорбил, не брился и не стриг волосы, восклицал: «Вар, верни легионы!»
Слайд 16. В результате неожиданного нападения восставших германских племён под предводительством вождя Арминия на римскую армию в Германии во время её марша через Тевтобургский лес 3 легиона были уничтожены, римский командующий Квинтилий Вар погиб. Сражение привело к освобождению Германии из-под власти Римской империи и стало началом длительной войны империи с германцами. В итоге германские земли сохранили независимость, а Рейн стал северной границей Римской империи на западе.
Сделайте выводы. Почему германцы являлись опасными врагами империи?
Подберите прилагательные, которые характеризовали бы германцев, как соседей римлян: «Германские племена - …….. соседи Римской империи». (Как правило, учащиеся подбирают прилагательные: грозные, опасные, страшные, непредсказуемые и т.п.)
Слайд 17. Восточнее германцев жили предки славянских народов. Римские писатели называли эти племена венедами.
Слайд 18. На основе иллюстрации расскажите о жизни славян.
Закрепление. Тест (слайды 19, 20, 21).
Слайд 22. Домашнее задание: читать и пересказывать §54 «Соседи Римской империи».
Для любознательных!
- Сообщение «Жизнь и быт славянских народов».
- Составить кроссворд, используя термины, понятия, имена исторических личностей.
Подведение итогов, оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Римская империя при Константине.
Урок истории в 5 классе....
Садово-парковое искусство Римской империи. Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов
Садово-парковое искусство Римской империи. Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов...
Урок истории в 5 классе по теме: "Римская империя при Константине".
Урок истории в 5 классе по теме: "Римская империя при Константине".Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине, рассказать о...
Древние германцы и Римская империя
Конспект урока для 6 класса -ИСТОРИЯ...
Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...
Урок по Истории Древнего мира в 5 классе на тему: "Жизнь в Римской империи"
Данная разработка урока позволит познакомить учащихся с расцветом городов Италии в период ранней империи на примере памятников архитектуры императорского Рима и Помпеи, а такжеотметить достижения римл...
Древние германцы и Римская империя
презентация...