Критериальное оценивание на уроках истории и обществознания
материал по истории
Обобщение опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
на уроках истории и обществознания.
На мой взгляд, наиболее главный принцип любого оценивания – это объективность.
На предметах истории и обществознания трудно давать объективную оценку работе обучающихся, так как нет четких и понятных критериев для оценивания выступления или устного рассказа.
Не так редко мы слышим высказывания: «оценка неправильная, мой ребенок знает предмет, он мне все рассказывает» или «учитель ко мне придирается, поэтому ставит три/два».
Большинство родителей, да и детей, считают, что учителя «занижают» оценки, придираются к ребенку. Считают, что на оценку влияет личностное отношение учителя к ученику.
Каждый раз приходится объяснять, что есть государственная программа, в которой подробно расписано, какие знания, умения и навыки должны быть у ученика. Приходится доказывать, что планировать работу, выбирать методы и формы донесения информации учитель вправе самостоятельно.
Думаю, что оценивание на уроке – самая большая проблема, ведь взаимодействие всех заинтересованных лиц происходит именно по поводу оценки.
Школьная отметка – это не только результат ученика, родителей, но и учителя. Оценка влияет на отношение к предмету, учителю, школе. Дает возможность ребенку найти именно то направление, к которому он расположен, раскрыть его способности.
Если правильно построить работу по объективному оцениванию, то это помогает избежать многих неприятных моментов в общении с учениками и их родителями.
Что же мы понимаем под объективным оцениванием?
- Оценки выставляются не за общую успеваемость ученика, а за его конкретные достижения здесь и сейчас, не за субъективное отношение учителя к ученику.
- Ученики с разной успеваемостью получают одинаковые оценки при равном уровне набранных баллов.
На мой взгляд – это договор между учениками и учителем о том, как и, что будет учитываться при выставлении оценки.
Это и есть критериальное оценивание – процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся по четко определенным, совместно принятым, понятным критериям, которые соответствуют целям и задачам современного образования способствующих развитию ключевых компетенций обучающихся.
Все виды работ на уроках истории и обществознания идентичны и позволяют использовать выработанные критерии на обоих уроках. Оценивание происходит на основе набранных баллов и перевод их в пятибалльную оценку.
Проще всего разработать критерии к письменным работам. Большим подспорьем в этом являются требования к оценке тестовых заданий ВПР и ГИА.
Задание с выбором ответа.
- три – четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный – 1 балл
- четыре – пять вариантов ответов, из которых нужно выбрать 2-3 ответа – 2 балла (все ответы правильные – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов)
- установить соответствие из 3 – 6 пар – 2 балла (все ответы правильные – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов)
Количество заданий | Оценивание | ||
Тема | Год | ||
5 класс | 5 | 15 | Набрано баллов от максимума: 86 – 100 % – оценка 5 70 – 85% – оценка 4 50 – 69% – оценка 3 Менее 50% – оценка 2
|
6 класс | 5 | 15 | |
7 класс | 7 | 20 | |
8 класс | 10 | 20 | |
9 класс | 10 | 20 | |
10 класс | 10 | 25 | |
11 класс | 10 | 25 |
Даты.
Необходимо выучить определенное количество дат, которые заранее утверждаются и выставляются в журнале. При проверке, случайным образом выбираются 5, оценка складывается из количества правильно отвеченных учеником.
Количество дат | Оценивание | ||
Тема | Год | ||
5 класс | До 5 | До 20 | Правильно названы: 5 – оценка 5 4 – оценка 4 3 – оценка 3 2 – оценка 2 1 – оценка 1 |
6 класс | До 7 | До 25 | |
7 класс | До 10 | До 30 | |
8 класс | До 10 | До 35 | |
9 класс | До 12 | До 40 | |
10 класс | До 15 | До 50 | |
11 класс | До 15 | До 50 |
Этот же принцип мы можем применять при проверке терминов и понятий.
Термины и понятия.
Необходимо выучить определенное количество терминов и определений, при проверке, случайным образом выбираются 5, оценка складывается из количества правильно данных ответов.
Количество терминов | Оценивание | ||
Тема | Год | ||
5 класс | До 5 | До 15 | Правильно отвечены: 5 – оценка 5 4 – оценка 4 3 – оценка 3 2 – оценка 2 1 – оценка 1 |
6 класс | До 5 | До 15 | |
7 класс | До 5 | До 20 | |
8 класс | 5 – 7 | До 20 | |
9 класс | 5 – 7 | До 30 | |
10 класс | 5 – 7 | До 30 | |
11 класс | 5 – 7 | До 30 |
Составление рассказа о событии письменного или устного.
Класс | План ответа | Оценивание |
5 класс |
| Набрано баллов от максимума: 9 – 10 баллов – оценка 5 7 – 8 баллов – оценка 4 5 – 6 баллов – оценка 3 1 – 4 балла – оценка 2 |
6 класс | ||
7 класс | ||
8 класс | ||
9 класс | ||
10 класс | ||
11 класс |
Заполнение таблицы.
Класс | Требования | Оценивание |
5 класс | Правильность заполнения столбцов таблицы – до 2 баллов Полное заполнение граф таблицы – до 2 баллов Наличие вывода к таблице – до 2 баллов Записи выполнены кратко и грамотно – до 2 баллов Эстетичность оформления – 1 балл | Набрано баллов от максимума: 8 - 9 баллов – оценка 5 6 - 7 – баллов – оценка 4 4 - 5 – баллов – оценка 3 Менее 4 баллов – оценка 2 |
6 класс | ||
7 класс | ||
8 класс | ||
9 класс | ||
10 класс | ||
11 класс |
Рассказ по заданной теме.
Класс | Требования | Оценивание | |
5 класс | 5 – 6 предложений | Использование шаблона для построения рассказа – 0 б Не использует шаблон для построения рассказа – 1 б. Число предложений соответствует – 1 б. Рассказ четко по теме – 1 б. Рассказ состоит из вступления, основной части и вывода – 1б. Отсутствие речевых ошибок и слов паразитов – 1б. | Набрано баллов от максимума: 5 баллов – оценка 5 4 балла – оценка 4 3 балла – оценка 3 2 балла – оценка 2 |
6 класс | 6 – 8 предложений | ||
7 класс | 8 – 10 предложений | ||
8 класс | 10 – 12 предложений | ||
9 класс | 10 – 12 предложений | ||
10 класс | 10 – 15 предложений | ||
11 класс | 10 – 15 предложений |
После любого устного ответа высказываются учащиеся и оценивают работу одноклассника. При этом мы ушли от оценки уровня «нравится/ не нравится». Любое высказывание делается в доказательном ключе.
Как видим, все оценивание происходит максимально прозрачно.
При этом очень важно, что здесь можно применить и вариант взаимопроверки. Применить работу в парах или по кругу.
Если использовать данные критерии с самого первого дня, через некоторое время дети запоминают, весь алгоритм работы.
Вторым этапом происходит подключение обучающихся к проверке заданий, через самопроверку и делегирование полномочий учителя. Ребята заранее приходят и сдают зачет по теме. Сдав зачет на пять, они получают право проверить других. Передача детям полномочий учителя, позволяет детям раскрыться. Способствует формированию положительной мотивации к предмету.
В соответствии с требованиями ФГОС выпускник основной школы должен овладеть универсальными учебными действиями: личностными, регулятивными, коммуникативными и познавательными. Критериальное оценивание позволяет формировать все эти УУД.
Выводы:
Использование критериального оценивания имеет много плюсов:
- Единство требований.
- Подготовка к ГИА, т.к. знание критериев позволяет обучающимся четко представлять себе, что от него будут требовать на экзамене.
- Экономия времени, тестовые задания, проверяют сами обучающиеся, мне остаются только задания с развернутыми ответами.
- Возможность самоанализа, самоконтроля, самооценки.
- Развитие критического мышления у детей, при оценке ответов, как своих, так и одноклассников.
- Мотивация на успех.
- Объективность. Благодаря этой системе, снимаются все вопросы к оценке. Ни родители, ни дети не могут упрекнуть учителя в необъективности. Все предельно прозрачно.
Минусы:
- Трудоемкость (разработать критерии, эталоны ответов, шаблоны ответов, постоянное повторение критериев).
- Достаточно долгий период адаптации обучающихся и родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объективность оценивания Оценки выставляются не за общую успеваемость ученика, а за его конкретные достижения здесь и сейчас, не за субъективное отношение учителя к ученику. Ученики с разной успеваемостью получают одинаковые оценки при равном уровне набранных баллов.
Критериальное оценивание - это п роцесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с критериями Четко определенным Коллективно выработанным или принятым Заранее известным Соответствующие целям и содержанию образования Способствующих формированию ключевых компетенций
Задания с выбором ответа три – четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный – 1 балл четыре – пять вариантов ответов, из которых нужно выбрать 2-3 ответа – 2 балла (все ответы правильные – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов) установить соответствие из 3 – 6 пар – 2 балла (все ответы правильные – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов) Количество заданий Оценивание Тема Год 5 класс 5 15 Набрано баллов от максимума: 86 – 100 % – оценка 5 70 – 85% – оценка 4 50 – 69% – оценка 3 Менее 50% – оценка 2 6 класс 5 15 7 класс 7 20 8 класс 10 20 9 класс 10 20 10 класс 10 25 11 класс 10 25
Работа с датами и терминами Количество дат Оценивание Тема Год 5 класс До 5 До 20 Правильно: 5 – оценка 5 4 – оценка 4 3 – оценка 3 2 – оценка 2 1 – оценка 1 6 класс До 7 До 25 7 класс До 10 До 30 8 класс До 10 До 35 9 класс До 12 До 40 10 класс До 15 До 50 11 класс До 15 До 50
Составление рассказа о событии письменного или устного. Класс План ответа Оценивание 5 класс Когда произошло событие – 1 балл Причины – до 2 баллов Повод – 1 балл Ход – до 2 баллов Итог – 1 балл Значение – до 1 балл Участники – до 2 баллов Набрано баллов от максимума: 9 – 10 баллов – оценка 5 7 – 8 баллов – оценка 4 5 – 6 баллов – оценка 3 1 – 4 балла – оценка 2 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Заполнение таблицы. Класс Критерии Оценивание 5 класс Правильность заполнения столбцов таблицы – до 2 баллов Полное заполнение граф таблицы – до 2 баллов Наличие вывода к таблице – до 2 баллов Записи выполнены кратко и грамотно – до 2 баллов Эстетичность оформления – 1 балл Набрано баллов от максимума: 8 - 9 баллов – оценка 5 6 - 7 – баллов – оценка 4 4 - 5 – баллов – оценка 3 Менее 4 баллов – оценка 2 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Рассказ по заданной теме. Класс Требования Оценивание 5 класс 5 – 6 предложений Использование шаблона для построения рассказа – 0 б Не использует шаблон для построения рассказа – 1 б. Число предложений соответствует – 1 б. Рассказ четко по теме – 1 б. Рассказ состоит из вступления, основной части и вывода – 1б. Отсутствие речевых ошибок и слов паразитов – 1б. Набрано баллов от максимума: 5 баллов – оценка 5 4 балла – оценка 4 3 балла – оценка 3 2 балла – оценка 2 6 класс 6 – 8 предложений 7 класс 8 – 10 предложений 8 класс 10 – 12 предложений 9 класс 10 – 12 предложений 10 класс 10 – 15 предложений 11 класс 10 – 15 предложений
Плюсы Единство требований. Подготовка к ГИА, т.к. знание критериев позволяет обучающимся четко представлять себе, что от него будут требовать на экзамене. Экономия времени, тестовые задания, проверяют сами обучающиеся, мне остаются только задания с развернутыми ответами. Возможность самоанализа, самоконтроля, самооценки. Развитие критического мышления у детей, при оценке ответов, как своих, так и одноклассников. Мотивация на успех. Объективность. Благодаря этой системе, снимаются все вопросы к оценке. Ни родители, ни дети не могут упрекнуть учителя в необъективности. Все предельно прозрачно.
Минусы Трудоемкость (разработать критерии, эталоны ответов, шаблоны ответов, постоянное повторение критериев). Достаточно долгий период адаптации обучающихся и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование критериального оценивания на уроках истории
В рамках технологии формирующего оценивания и предметных результатов по истории основного общего образования...
статья: Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...
Система оценивания на уроках истории и обществознания
Система оценивания образовательных достижений учащихсяна уроках истории и обществознания....
Критерии оценивания на уроках истории и обществознания
Критерии оценивания на уроках истории и обществознания...
Формы и методы оценивания на уроках истории и обществознания
Формы и методы оценивания на уроках истории и обществознания...
Выступление на ШМО естественных и общественных дисциплин «Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта».
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...
Технология формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
обобщен опыт применения технологии формирующего оценивания на уроках истории...