Критериальное оценивание на уроках истории и обществознания
материал по истории

Хлебникова Людмила Анатольевна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

на уроках истории и обществознания.

На мой взгляд, наиболее главный принцип любого оценивания – это объективность.

На предметах истории и обществознания трудно давать объективную оценку работе обучающихся, так как нет четких и понятных критериев для оценивания выступления или устного рассказа.

Не так редко мы слышим высказывания: «оценка неправильная, мой ребенок знает предмет, он мне все рассказывает» или «учитель ко мне придирается, поэтому ставит три/два».

Большинство родителей, да и детей, считают, что учителя «занижают» оценки, придираются к ребенку. Считают, что на оценку влияет личностное отношение учителя к ученику.

Каждый раз приходится объяснять, что есть государственная программа, в которой подробно расписано, какие знания, умения и навыки должны быть у ученика. Приходится доказывать, что планировать работу, выбирать методы и формы донесения информации учитель вправе самостоятельно.

Думаю, что оценивание на уроке – самая большая проблема, ведь взаимодействие всех заинтересованных лиц происходит именно по поводу оценки.

Школьная отметка – это не только результат ученика, родителей, но и учителя. Оценка влияет на отношение к предмету, учителю, школе. Дает возможность ребенку найти именно то направление, к которому он расположен, раскрыть его способности.

Если правильно построить работу по объективному оцениванию, то это помогает избежать многих неприятных моментов в общении с учениками и их родителями.

Что же мы понимаем под объективным оцениванием?

  1. Оценки выставляются не за общую успеваемость ученика, а за его конкретные достижения здесь и сейчас, не за субъективное отношение учителя к ученику.
  2. Ученики с разной успеваемостью получают одинаковые оценки при равном уровне набранных баллов.

На мой взгляд – это договор между учениками и учителем о том, как и, что будет учитываться при выставлении оценки.

Это и есть критериальное оценивание – процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся по четко определенным, совместно принятым, понятным критериям, которые соответствуют целям и задачам современного образования способствующих развитию ключевых компетенций обучающихся.

Все виды работ на уроках истории и обществознания идентичны и позволяют использовать выработанные критерии на обоих уроках. Оценивание происходит на основе набранных баллов и перевод их в пятибалльную оценку.

Проще всего разработать критерии к письменным работам. Большим подспорьем в этом являются требования к оценке тестовых заданий ВПР и ГИА.

Задание с выбором ответа.

- три – четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный – 1 балл

- четыре – пять вариантов ответов, из которых нужно выбрать 2-3 ответа – 2 балла (все ответы правильные – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов)

- установить соответствие из 3 – 6 пар – 2 балла (все ответы правильные – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов)

Количество заданий

Оценивание

Тема

Год

5 класс

5

15

Набрано баллов от максимума:

86 – 100 % – оценка 5

70 – 85% – оценка 4

50 – 69% – оценка 3

Менее 50% – оценка 2

6 класс

5

15

7 класс

7

20

8 класс

10

20

9 класс

10

20

10 класс

10

25

11 класс

10

25

Даты.

Необходимо выучить определенное количество дат, которые заранее утверждаются и выставляются в журнале. При проверке, случайным образом выбираются 5, оценка складывается из количества правильно отвеченных учеником.

Количество дат

Оценивание

Тема

Год

5 класс

До 5

До 20

Правильно названы:

5 – оценка 5

4 – оценка 4

3 – оценка 3

2 – оценка 2

1 – оценка 1

6 класс

До 7

До 25

7 класс

До 10

До 30

8 класс

До 10

До 35

9 класс

До 12

До 40

10 класс

До 15

До 50

11 класс

До 15

До 50

Этот же принцип мы можем применять при проверке терминов и понятий.

Термины и понятия.

Необходимо выучить определенное количество терминов и определений, при проверке, случайным образом выбираются 5, оценка складывается из количества правильно данных ответов.

Количество терминов

Оценивание

Тема

Год

5 класс

До 5

До 15

Правильно отвечены:

5 – оценка 5

4 – оценка 4

3 – оценка 3

2 – оценка 2

1 – оценка 1

6 класс

До 5

До 15

7 класс

До 5

До 20

8 класс

5 – 7

До 20

9 класс

5 – 7

До 30

10 класс

5 – 7

До 30

11 класс

5 – 7

До 30

Составление рассказа о событии письменного или устного.

Класс

План ответа

Оценивание

5 класс

  1. Когда произошло событие – 1 балл
  2. Причины – до 2 баллов
  3. Повод – 1 балл
  4. Ход – до 2 баллов
  5. Итог – 1 балл
  6. Значение – до 1 балл
  7. Участники – до 2 баллов

Набрано баллов от максимума:

9 – 10 баллов – оценка 5

7 – 8 баллов – оценка 4

5 – 6 баллов – оценка 3

1 – 4 балла – оценка 2

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Заполнение таблицы.

Класс

Требования

Оценивание

5 класс

Правильность заполнения столбцов таблицы – до 2 баллов

Полное заполнение граф таблицы – до 2 баллов

Наличие вывода к таблице – до 2 баллов

Записи выполнены кратко и грамотно – до 2 баллов

Эстетичность оформления – 1 балл

Набрано баллов от максимума:

8 - 9 баллов – оценка 5

6 - 7 – баллов – оценка 4

4 - 5 – баллов – оценка 3

Менее 4 баллов – оценка 2

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Рассказ по заданной теме.

Класс

Требования

Оценивание

5 класс

5 – 6 предложений

Использование шаблона для построения рассказа – 0 б

Не использует шаблон для построения рассказа – 1 б.

Число предложений соответствует – 1 б.

Рассказ четко по теме – 1 б.

Рассказ состоит из вступления, основной части и вывода – 1б.

Отсутствие речевых ошибок и слов паразитов – 1б.

Набрано баллов от максимума:

5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

2 балла – оценка 2

6 класс

6 – 8 предложений

7 класс

8 – 10 предложений

8 класс

10 – 12 предложений

9 класс

10 – 12 предложений

10 класс

10 – 15 предложений

11 класс

10 – 15 предложений

После любого устного ответа высказываются учащиеся и оценивают работу одноклассника. При этом мы ушли от оценки уровня «нравится/ не нравится». Любое высказывание делается в доказательном ключе.

Как видим, все оценивание происходит максимально прозрачно.

При этом очень важно, что здесь можно применить и вариант взаимопроверки. Применить работу в парах или по кругу.

Если использовать данные критерии с самого первого дня, через некоторое время дети запоминают, весь алгоритм работы.

Вторым этапом происходит подключение обучающихся к проверке заданий, через самопроверку и делегирование полномочий учителя. Ребята заранее приходят и сдают зачет по теме. Сдав зачет на пять, они получают право проверить других. Передача детям полномочий учителя, позволяет детям раскрыться. Способствует формированию положительной мотивации к предмету.

В соответствии с требованиями ФГОС выпускник основной школы должен овладеть универсальными учебными действиями: личностными, регулятивными, коммуникативными и познавательными. Критериальное оценивание позволяет формировать все эти УУД.

Выводы:

Использование критериального оценивания имеет много плюсов:

  1. Единство требований.
  2. Подготовка к ГИА, т.к. знание критериев позволяет обучающимся четко представлять себе, что от него будут требовать на экзамене.
  3. Экономия времени, тестовые задания, проверяют сами обучающиеся, мне остаются только задания с развернутыми ответами.
  4. Возможность самоанализа, самоконтроля, самооценки.
  5. Развитие критического мышления у детей, при оценке ответов, как своих, так и одноклассников.
  6. Мотивация на успех.
  7. Объективность. Благодаря этой системе, снимаются все вопросы к оценке. Ни родители, ни дети не могут упрекнуть учителя в необъективности. Все предельно прозрачно.

Минусы:

  1. Трудоемкость (разработать критерии, эталоны ответов, шаблоны ответов, постоянное повторение критериев).
  2. Достаточно долгий период адаптации обучающихся и родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критериальное оценивание на уроках истории и обществознания Хлебникова Людмила Анатольевна МОУ «Железнодорожная СОШ №2» МО « Усть – Илимский район»

Слайд 2

Объективность оценивания Оценки выставляются не за общую успеваемость ученика, а за его конкретные достижения здесь и сейчас, не за субъективное отношение учителя к ученику. Ученики с разной успеваемостью получают одинаковые оценки при равном уровне набранных баллов.

Слайд 3

Критериальное оценивание - это п роцесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с критериями Четко определенным Коллективно выработанным или принятым Заранее известным Соответствующие целям и содержанию образования Способствующих формированию ключевых компетенций

Слайд 4

Задания с выбором ответа три – четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный – 1 балл четыре – пять вариантов ответов, из которых нужно выбрать 2-3 ответа – 2 балла (все ответы правильные – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов) установить соответствие из 3 – 6 пар – 2 балла (все ответы правильные – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов) Количество заданий Оценивание Тема Год 5 класс 5 15 Набрано баллов от максимума: 86 – 100 % – оценка 5 70 – 85% – оценка 4 50 – 69% – оценка 3 Менее 50% – оценка 2 6 класс 5 15 7 класс 7 20 8 класс 10 20 9 класс 10 20 10 класс 10 25 11 класс 10 25

Слайд 5

Работа с датами и терминами Количество дат Оценивание Тема Год 5 класс До 5 До 20 Правильно: 5 – оценка 5 4 – оценка 4 3 – оценка 3 2 – оценка 2 1 – оценка 1 6 класс До 7 До 25 7 класс До 10 До 30 8 класс До 10 До 35 9 класс До 12 До 40 10 класс До 15 До 50 11 класс До 15 До 50

Слайд 6

Составление рассказа о событии письменного или устного. Класс План ответа Оценивание 5 класс Когда произошло событие – 1 балл Причины – до 2 баллов Повод – 1 балл Ход – до 2 баллов Итог – 1 балл Значение – до 1 балл Участники – до 2 баллов Набрано баллов от максимума: 9 – 10 баллов – оценка 5 7 – 8 баллов – оценка 4 5 – 6 баллов – оценка 3 1 – 4 балла – оценка 2 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Слайд 7

Заполнение таблицы. Класс Критерии Оценивание 5 класс Правильность заполнения столбцов таблицы – до 2 баллов Полное заполнение граф таблицы – до 2 баллов Наличие вывода к таблице – до 2 баллов Записи выполнены кратко и грамотно – до 2 баллов Эстетичность оформления – 1 балл Набрано баллов от максимума: 8 - 9 баллов – оценка 5 6 - 7 – баллов – оценка 4 4 - 5 – баллов – оценка 3 Менее 4 баллов – оценка 2 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Слайд 8

Рассказ по заданной теме. Класс Требования Оценивание 5 класс 5 – 6 предложений Использование шаблона для построения рассказа – 0 б Не использует шаблон для построения рассказа – 1 б. Число предложений соответствует – 1 б. Рассказ четко по теме – 1 б. Рассказ состоит из вступления, основной части и вывода – 1б. Отсутствие речевых ошибок и слов паразитов – 1б. Набрано баллов от максимума: 5 баллов – оценка 5 4 балла – оценка 4 3 балла – оценка 3 2 балла – оценка 2 6 класс 6 – 8 предложений 7 класс 8 – 10 предложений 8 класс 10 – 12 предложений 9 класс 10 – 12 предложений 10 класс 10 – 15 предложений 11 класс 10 – 15 предложений

Слайд 9

Плюсы Единство требований. Подготовка к ГИА, т.к. знание критериев позволяет обучающимся четко представлять себе, что от него будут требовать на экзамене. Экономия времени, тестовые задания, проверяют сами обучающиеся, мне остаются только задания с развернутыми ответами. Возможность самоанализа, самоконтроля, самооценки. Развитие критического мышления у детей, при оценке ответов, как своих, так и одноклассников. Мотивация на успех. Объективность. Благодаря этой системе, снимаются все вопросы к оценке. Ни родители, ни дети не могут упрекнуть учителя в необъективности. Все предельно прозрачно.

Слайд 10

Минусы Трудоемкость (разработать критерии, эталоны ответов, шаблоны ответов, постоянное повторение критериев). Достаточно долгий период адаптации обучающихся и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование критериального оценивания на уроках истории

В рамках технологии формирующего оценивания и предметных результатов по истории основного общего образования...

статья: Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...

Система оценивания на уроках истории и обществознания

Система оценивания образовательных достижений учащихсяна уроках истории и обществознания....

Критерии оценивания на уроках истории и обществознания

Критерии оценивания на уроках истории и обществознания...

Формы и методы оценивания на уроках истории и обществознания

Формы и методы оценивания на уроках истории и обществознания...

Выступление на ШМО естественных и общественных дисциплин «Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта».

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Технология формирующего оценивания на уроках истории и обществознания

обобщен опыт применения технологии формирующего оценивания на уроках истории...