Критерии оценивания на уроках истории и обществознания
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Критерии оценивания на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критерии оценивания на уроках истории и обществознания | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»
Ботхолова Илона Владимировна
Обществоведческий, исторический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
2. Устный опрос. Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.
• «5» – выполнил всё задание правильно;
• «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками
• «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
• «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника. Заполнить таблицу.
Выполните задания: а) отрицательные черты человека
б) положительные черты человека:
Отрицательные черты человека Положительные черты человека
Ваша оценка: «5»— полностью выполнил все задание
«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)
«3» – правильно выполнил только половину заданий
«2» – в задании много ошибок, не выполнил задание
5. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать явление. Один ученик может дать определение явления, назвать его признаки, отметить роль в жизни общества. . При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в обществе в связи с этим явлением. В ответе проявляются более глубокие знания, творчество.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой . Обучающиеся должны понимать, что учитель оценивает не только репродукцию, но и творческий подход.
6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:
• Полнота использования учебного материала.
• Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
• Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
• Наглядность (наличие символов аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
• Грамотность (терминологическая и орфографическая).
• Отсутствие сложных предложений, только опорные слова, словосочетания, символы.
• Самостоятельность при составлении.
7. В качестве подготовительного этапа в 6-7 классах учащимся предлагается синквейн (от французского слова означающего пять).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно позволяет изложить большой объём информации в кратких выражениях.
1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное.
Например:
1-я строка – общение
2-я строка – формальное, неформальное
3-я строка – работать, дружить, любить
4-я строка – Это людям помогает жить.
5-я строка – социум.
8. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.
• «5» – выполнил все задания правильно;
• «4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
• «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
• «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
9. Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.
• умение распределить работу в команде;
• умение выслушать друг друга;
• согласованность действий;
• правильность и полнота выступлений.
• активность
• умение спорить и отстаивать свою точку зрения
10. Реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
• полноту раскрытия темы;
• наличие рисунков и схем (при необходимости);
• аккуратность исполнения.
• адаптированноть выступления (не просто чтение)
11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
12. Тестирование в формате ГИА и ЕГЭ.
Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ.
Но новые стандарты школьного образования и опыт введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний. Система оценивания по истории и обществознанию несовершенна, требует индивидуального подхода к ученику. Одни ученики отлично решают тесты, используя интуицию, другие обладают хорошей устной речью, но не могут реализовать ее письменно и в тестах. Устранить субъективный элемент в условиях внедрения ФГОС чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств: условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения, не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по действиям обучающихся, недостаточная разработанность критериев оценивания.
Отметочная система, измеряющая только единичный конкретный результат, необъективна.
Задача современного учителя — развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценочная деятельность учителя проходит через всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Самооценка детей складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Если усилия и результаты труда признаются и одобряются взрослыми, то у детей возникает ощущение собственной значимости. Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить работу учеников, если он изначально четко определил цели и критерии оценки. И у учеников не будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...
Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания
Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания...
Система оценивания на уроках истории и обществознания
Система оценивания образовательных достижений учащихсяна уроках истории и обществознания....
Формы и методы оценивания на уроках истории и обществознания
Формы и методы оценивания на уроках истории и обществознания...
Выступление на ШМО естественных и общественных дисциплин «Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта».
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...
Технология формирующего оценивания на уроках истории и обществознания
обобщен опыт применения технологии формирующего оценивания на уроках истории...
Оценивание на уроках истории и обществознания
Оценивание на уроках истории и обществознания...