Конспект урока "Судьба России"
план-конспект урока по истории
Конспект урока с использованием методики личностно-ориентированных технологий по теме "Судьба России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_rossii.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Судьба России
Урок настроения
9 класс
МБОУ «Вечерняя школа №28» город Нижний Новгород
Учитель истории Николенко Ольга Петровна
Цели урока:
- создать атмосферу российской жизни начала XX века, способствующую приобщению учащихся к судьбе своей страны в переломную эпоху, пробуждению переживаний, направленных на их личный смысл жизни;
- продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение;
- на примере событий российской истории начала XX века воспитывать патриотизм и нравственную культуру учащихся.
Оборудование урока:
- компьютерная презентация урока;
- аудиозапись Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова;
- настольная лампа;
- выставка книг по истории России начала XX века.
Оформление доски.
Эпиграфы к уроку: Двадцатый век…
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
А.Блок
Время было интересное. Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то стремилось вперед… Куда? Это никому не было известно…
З. Гиппиус
Подборка репродукций картин русских художников конца XIX – начала XX вв.
Ход урока
1. Микромодуль художественного образа
Звучит Второй концерт для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.
На экране – фотографии и репродукции картин, отображающие важные события начала XX века.
На фоне музыки учитель читает отрывок из поэмы А.Блока «Возмездие»:
Двадцатый век… Ещё бездомней И отвращение от жизни,
Ещё страшнее жизни мгла И к ней безумная любовь,
(Ещё чернее и огромней И страсть, и ненависть к отчизне…
Тень Люциферова крыла). И чёрная, земная кровь
Пожары дымные заката Сулит нам, раздувая вены,
(Пророчества о нашем дне), Все разрушая рубежи,
Кометы грозной и хвостатой Неслыханные перемены,
Ужасный призрак в вышине, Невиданные мятежи…
Безжалостный конец Мессины Что ж, человек? – За рёвом стали,
(Стихийных сил не превозмочь), В огне, в пороховом дыму,
И неустанный рёв машины, Какие огненные дали
Кующей гибель день и ночь, Открылись взору твоему?
Сознанье страшное обмана О чём - машин немолчный скрежет?
Всех прежних малых дум и вер, Зачем – пропеллер, воя, режет
И первый взлёт аэроплана Туман холодный – и пустой?
В пустыню неизвестных сфер…
Учитель:
- Какие чувства вызвали у вас эти строки, музыка и изображения на экране?
- Связаны ли они между собой?
- Какие события вы узнали?
- Перед вами – чёрно-белые фотографии начала XX века. В каких цветах вы бы изобразили увиденное сейчас? Почему?
Красный цвет символизирует энергию, жизненную силу, нервную активность, волю к победе.
Коричневый – потери, дискомфорт, болезнь.
Чёрный – отказ, полное отречение, неприятие, протест.
Серый – пассивность, уход от проблем, усталость.
Музыка С.Рахманинова, отрывок из поэмы А.Блока, фотохроника – всё это переносит нас на сто лет назад – в Россию начала XX века.
Объявление темы и постановка целей урока.
2. Микромодуль личностно-смыслового мышления.
Обсуждение первого эпиграфа к уроку (слова А.Блока)
- Как вы понимаете смысл слов А.Блока?
- Какие разрушения, перемены, мятежи имеет в виду поэт?
- Связывают ли эти строки нас, жителей XXI века с той эпохой?
- Нужно ли думать сегодня о судьбе своей страны, или достаточно всё делать только на благо себе?
- Может ли нам в этом помочь наука история? Как?
3. Микромодуль переживания личностных смыслов жизни.
Учитель:
Обратите внимание на эти предметы, которые переносят нас в начало XX века: электрическую лампу, телефонный аппарат, фотографию.
- Каким образом они связаны с той эпохой? Что ещё было изобретено в начале XX века? (автомобиль, самолёт, вертолёт, танк, теплоход, радио и т.д.) Тогда же техническое описание получила шариковая ручка.
- Творческое задание. Напишите небольшое сочинение, обращенное к вашим прабабушкам или прадедушкам, которые жили в то время. Расскажите им о том, что вас больше всего тревожит в жизни современной России (работа выполняется на фоне Второго концерта Рахманинова)
- Зачитываются несколько работ.
- Как вы думаете, развлечения ваших прабабушек были в чём-то похожи на ваши?
4. Микромодуль событийного действия.
Учитель:
На протяжении изучения темы «Россия в 1900 – 1916 гг» вы выполняли задание: определяли достижения и проблемы российского общества в этот период. Вы смотрели на Россию начала XX века глазами людей XXI века. Это задание выполнялось индивидуально каждым. Сегодня вы обсудите в группах результаты своего исследования, определите, к каким общим выводам вы пришли. Итак, перед нами задача: определить, что мы возьмём из начала XX века в век XXI, а что оставим.
- Обсуждение группами достижений и проблем России начала XX века в области экономики, социальных отношений, политики, духовной культуры.
5. Микромодуль-проповедь.
Учитель:
Давайте обобщим: что общего вы увидели между Россией начала XX века и Россией начала XXI века?
- Обсуждение второго эпиграфа (слова З.Гиппиус)
Заключение:
Мы живём на рубеже веков. На наших глазах произошло множество изменений в жизни, мировоззрении людей, системе ценностей. Время ускоряет свой бег, и людям всё труднее осознавать, осмысливать происходящее. Наверно, наши мысли и чувства сродни духовным исканиям людей, живших на рубеже веков столетие назад. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни и жизненных ориентиров, настоятельная необходимость жить по-новому в меняющемся мире порождали не столько желание во всем идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед их неизбежностью. Это то, что сближает нас с нашими предками, жившими сто лет назад.
Знакомство с выставкой книг по истории России начала XX века.
Итоги урока:
Домашнее задание: подготовка к тестированию по теме «Россия в 1900 – 1916 гг»
Оценки за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКСЭ...
конспект"Символы России".
.Внеклассное занятие проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...
конспект урока "Россия на карте часовых поясов"
конспект урока в 8 классе "Россия на карте часовых поясов"...
Конспект урока "Россия"
Обобщающий урок по теме "Моя родина - Россия". Урок проводится в форме игры "Аукцион". Предлагаются вопросы, чтобы ответить на них ребята торгуются. тот, кто назовет высшую стоимость вопроса, получает...
Конспект урока: "Россия в начале 19 века", 10 класс
Конспект урока в 10 классе...
Конспект урока «Россия в начале XX века».
Конспект урока «Россия в начале XX века». Задачи: - обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;- ф...
конспект урока "Россия в первой мировой войне"
данный урок разработан с учетом требований ФГОС...