Конспект урока "Судьба России"
план-конспект урока по истории

Николенко Ольга Петровна

Конспект урока с использованием методики личностно-ориентированных технологий по теме "Судьба России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudba_rossii.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Судьба России

                                              Урок настроения

                                                   9  класс

                          МБОУ «Вечерняя школа №28» город Нижний Новгород

                                                                                   

                                                   Учитель истории Николенко Ольга Петровна

Цели урока: 

- создать атмосферу российской жизни начала XX века, способствующую приобщению учащихся к судьбе своей страны в переломную эпоху, пробуждению переживаний, направленных на их личный смысл жизни;

- продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение;

- на примере событий российской истории начала XX века воспитывать патриотизм и нравственную культуру учащихся.

Оборудование урока:

- компьютерная презентация урока;

- аудиозапись Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова;

- настольная лампа;

- выставка книг по истории России начала XX века.

Оформление доски.

                                     Эпиграфы к уроку: Двадцатый век…

                                                                      Сулит нам, раздувая вены,

                                                                      Все разрушая рубежи,

                                                                      Неслыханные перемены,

                                                                      Невиданные мятежи…

                                                                                                 А.Блок

Время было интересное. Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то стремилось вперед… Куда? Это никому не было известно…

                                                                                                 З. Гиппиус

Подборка репродукций картин русских художников конца XIX – начала XX вв.

                                                     Ход урока

1. Микромодуль художественного образа

Звучит Второй концерт для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.

На экране – фотографии и репродукции картин, отображающие важные события начала XX века.

На фоне музыки учитель читает отрывок из поэмы А.Блока «Возмездие»:

Двадцатый век… Ещё бездомней              И отвращение от жизни,

Ещё страшнее жизни мгла                          И к ней безумная любовь,

(Ещё чернее и огромней                             И страсть, и ненависть к отчизне…

Тень Люциферова крыла).                          И чёрная, земная кровь

Пожары дымные заката                              Сулит нам, раздувая вены,

(Пророчества о нашем дне),                       Все разрушая рубежи,

Кометы грозной и хвостатой                      Неслыханные перемены,

Ужасный призрак в вышине,                      Невиданные мятежи…

Безжалостный конец Мессины                   Что ж, человек? – За рёвом стали,

(Стихийных сил не превозмочь),                В огне, в пороховом дыму,

И неустанный рёв машины,                         Какие огненные дали

Кующей гибель день и ночь,                       Открылись взору твоему?

Сознанье страшное обмана                          О чём - машин немолчный скрежет?          

Всех прежних малых дум и вер,                  Зачем – пропеллер, воя, режет

И первый взлёт аэроплана                            Туман холодный – и пустой?

В пустыню неизвестных сфер…

Учитель:

- Какие чувства вызвали у вас эти строки, музыка и изображения на экране?

- Связаны ли они между собой?

- Какие события вы узнали?

- Перед вами – чёрно-белые фотографии начала XX века. В каких цветах вы бы изобразили увиденное сейчас? Почему?

Красный цвет  символизирует энергию, жизненную силу, нервную активность, волю к победе.

Коричневый – потери, дискомфорт, болезнь.

Чёрный – отказ, полное отречение, неприятие, протест.

Серый – пассивность, уход от проблем, усталость.

Музыка С.Рахманинова, отрывок из поэмы А.Блока, фотохроника – всё это переносит нас на сто лет назад – в Россию начала XX века.

Объявление темы и постановка целей урока.

2. Микромодуль личностно-смыслового мышления.

Обсуждение первого эпиграфа к уроку (слова А.Блока)

- Как вы понимаете смысл слов А.Блока?

- Какие разрушения, перемены, мятежи имеет в виду поэт?

- Связывают ли эти строки нас, жителей XXI века с той эпохой?

- Нужно ли думать сегодня о судьбе своей страны, или достаточно всё делать только на благо себе?

- Может ли нам в этом помочь наука история? Как?

3. Микромодуль переживания личностных смыслов жизни.

Учитель:

Обратите внимание на эти предметы, которые переносят нас в начало XX века: электрическую лампу, телефонный аппарат, фотографию.

- Каким образом они связаны с той эпохой? Что ещё было изобретено в начале XX века? (автомобиль, самолёт, вертолёт, танк, теплоход, радио и т.д.) Тогда же техническое описание получила шариковая ручка.

- Творческое задание. Напишите небольшое сочинение, обращенное к вашим прабабушкам или прадедушкам, которые жили в то время. Расскажите им о том, что вас больше всего тревожит в жизни современной России (работа выполняется на фоне Второго концерта Рахманинова)

- Зачитываются несколько работ.

- Как вы думаете, развлечения ваших прабабушек были в чём-то похожи на ваши?

4. Микромодуль событийного действия.

Учитель:

На протяжении изучения темы «Россия в 1900 – 1916 гг» вы выполняли задание: определяли достижения и проблемы российского общества в этот период. Вы смотрели на Россию начала XX века глазами людей XXI века. Это задание выполнялось индивидуально каждым. Сегодня вы обсудите в группах результаты своего исследования, определите, к каким общим выводам вы пришли. Итак, перед нами задача: определить, что мы возьмём из начала XX века в век XXI, а что оставим.

- Обсуждение группами достижений и проблем России начала XX века в области экономики, социальных отношений, политики, духовной культуры.

5. Микромодуль-проповедь.

Учитель:

Давайте обобщим: что общего вы увидели между Россией начала XX века и Россией начала XXI века?

- Обсуждение второго эпиграфа (слова З.Гиппиус)

Заключение:

Мы живём на рубеже веков. На наших глазах произошло множество изменений в жизни, мировоззрении людей, системе ценностей. Время ускоряет свой бег, и людям  всё труднее осознавать, осмысливать происходящее. Наверно, наши мысли и чувства сродни духовным исканиям людей, живших на рубеже веков столетие назад. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни и жизненных ориентиров, настоятельная необходимость жить по-новому в меняющемся мире порождали не столько желание во всем идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед их неизбежностью. Это то, что сближает нас с нашими предками, жившими сто лет назад.

Знакомство с выставкой книг по истории России начала XX века.

Итоги урока:

Домашнее задание: подготовка к тестированию по теме «Россия в 1900 – 1916 гг»

Оценки за работу на уроке.                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКСЭ...

конспект"Символы России".

.Внеклассное занятие  проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...

конспект урока "Россия на карте часовых поясов"

конспект урока в 8 классе  "Россия на карте часовых поясов"...

Конспект урока "Россия"

Обобщающий урок по теме "Моя родина - Россия". Урок проводится в форме игры "Аукцион". Предлагаются вопросы, чтобы ответить на них ребята торгуются. тот, кто назовет высшую стоимость вопроса, получает...

Конспект урока «Россия в начале XX века».

Конспект урока «Россия в начале XX века». Задачи: - обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;- ф...

конспект урока "Россия в первой мировой войне"

данный урок разработан с учетом требований ФГОС...