Конспект урока «Россия в начале XX века».
план-конспект урока по истории на тему
Конспект урока «Россия в начале XX века».
Задачи:
- обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;
- формирование умений анализировать, делать выводы, сопоставлять;
- воспитание уважительного отношения к родной стране и ее истории, формирование интереса к ее изучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_rossiya_v_nachale_xx_veka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Россия в начале XX века».
Цель урока: обобщение и систематизация изученного по теме.
Задачи:
- обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;
- формирование умений анализировать, делать выводы, сопоставлять;
- воспитание уважительного отношения к родной стране и ее истории, формирование интереса к ее изучению.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Форма урока: урок-итог с элементами интерпретации.
Вид урока: нетрадиционный.
Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал, интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Рубеж веков всегда бывает самым насыщенным событиями временем, переломным этапом в развитии государств. Россия рубежа XIX-XX веков – не исключение. Мы изучили, как развивалась наша страна в начале XX века, чем жило тогдашнее общество, какие нововведения и трудности переживали российские граждане. Давайте сейчас, чтобы настроиться на рабочий лад, проведем небольшую и несложную разминку.
- Введение в тему «Историческая разминка».
О каких событиях, описанных в стихах русских поэтов, идет речь?
- От павших твердынь Порт- Артура,
С кровавых Маньчжурских полей
Калека - солдат истомленный
К семье возвращался своей. (Автор: Т.А.Щепкина – Куперник. Русско-японская война 1904-05 гг.)
- На устах с молитвою, с верою в груди,
С царскими портретами, с иконой впереди,
Не на бой с противником, не в раздумье злом-
Шел народ измученный бить царю челом. (Автор: Аркадий Коц. Кровавое воскресенье, 9 января 1905 г.)
- Царь испугался, издал манифест:
«Мертвым свобода! Живых под арест!»
Тюрьмы и пули народу вернули…
Так над свободой поставили крест! ( Автор: Павел Арский. 17 октября 1905 года. Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка)
- Гремит и гремит войны барабан.
Зовет железо в живых втыкать.
Их каждой страны
За рабом раба
Бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля, голодна, раздета… (Автор: В. Маяковский. Первая мировая война)
- Постановка учебной цели.
Итак, на сегодняшнем уроке мы должны вспомнить все, что изучили по теме «Россия начала XX века», отметить основные значительные события в развитии страны по основным направлениям и, сделав соответствующие выводы, высказать свою оценку этого периода российской истории. Для этого давайте вспомним, какой пришла Россия к началу XX века.
- Контрольно-подготовительный этап.
- Тестирование.
- К началу XX века территория Российской империи занимала
а) первое место в мире;
б) второе место в мире;
в) третье место в мире.
- К началу XX века население Российской империи составляло
а) 80 млн. человек;
б) 128 млн. человек;
в) 150 млн. человек.
III. Формой правления Российской империи была
а) абсолютная монархия;
б) демократия;
в) конституционная монархия.
IV. Административное устройство Российской империи представляло деление на
а) субъекты федерации;
б) губернии и области;
в) губернии, области и генерал-губернаторства.
V. Выберите правильное определение слова «индустриализация».
а) производство машин с помощью машин;
б) быстрое развитие торговли с зарубежными странами;
в) преобладание темпов развития сельского хозяйства над промышленностью.
VI. К началу XX века в Российской империи
а) существовало индустриальное общество;
б) шел процесс формирования индустриального общества;
в) не было даже предпосылок к переходу в индустриальное общество.
VII. Выберите правильное определение понятия «модернизация».
а) процесс перехода к индустриальному обществу;
б) созданные за год в сфере производства материальные ценности за вычетом расходов на их создание;
в) долгосрочное вложение капитала в экономику.
Слово учителя.
Теперь, вспомнив все, что мы изучали по данной теме, постарайтесь выделить наиболее значительные моменты в развитии нашей страны. Наши выводы мы внесем в таблицу, которая и покажет итог сегодняшнего урока.
- Групповая самостоятельная работа по опорным карточкам.
Ответив, на предложенные вопросы, сделайте вывод.
1 группа. Особенности экономического развития России в начале века.
- Почему государство активно вмешивалось в экономику страны?
- Какова роль иностранного капитала в экономике страны?
- Какие виды монополий существовали в России в начале XX века?
- Почему важное место в экономике страны отводилось кустарному производству?
- Почему русская деревня приходила к оскудению?
2 группа. Внутренняя политика.
- Как управлялась Российская империя в начале XX века?
- Какие незыблемые основы собирался охранять Николай II, вступая на престол?
- Какие «новшества» в деятельности полиции пытался внедрить Плеве В.К.?
- Почему С.Ю.Витте считал первоочередной задачей – реформы в области промышленности?
- Что обозначает понятие «русификация»?
3 группа. Внешняя политика.
- Каковы причины, характер, последствия Русско-японской войны?
- Кратко осветите ход военных действий, воспользовавшись картой.
- Каковы итоги Русско-японской войны? Чего Россия лишилась по Портсмутскому договору?
4 группа. Первая российская революция.
- Каковы причины революции 1905-1907 гг?
- Почему Кровавое воскресенье считается началом революции?
- Какие требования выдвигали рабочие Петербурга в своей петиции Николаю II?
- Каковы итоги революции?
5 группа. Реформы Столыпина.
- Чем было вызвано проведение аграрной реформы П.А.Столыпиным?
- Какие цели стояли перед реформой?
- Почему главным направлением реформы считается разрушение крестьянской общины?
- Для чего проводилась политика переселения крестьян за Урал?
- Какую роль выполнял Крестьянский банк в ходе проведения реформы?
- Каково значение реформ?
6 группа. Первая мировая война.
- Каковы причины и цели участников Первой мировой войны?
- Каковы итоги войны для России?
- Какие государства входили в блок Антанта и Тройственный союз?
3) Индивидуальные выступления учащихся на темы «Калмыки в начале XX века», «Серебряный век русской культуры».
4) Коллективное заполнение таблицы «Особенности развития России в начале XX века»
5. Сотворчество.
Творческая работа «Мой взгляд на события в России в начале XX века».
- Подведение итога урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....
Урок: Россия в начале XX века
Социальная, экономическая и политическая ситуация в России в начале XX века...
Конспект урока: "Россия в начале 19 века", 10 класс
Конспект урока в 10 классе...
Методическая презентация к уроку "Россия в начале XX века"
Презентация дает полное описание России в начале 20 века...
Конспект урока " Мир в начале 20 века"
Конспект урока...
Презентации к урокам "Россия в начале XIX века"
Уроки истории в 9 классе. Линейная структура....
Конспект урока Внешняя политика России в начале XX века.
Тема урока. Внешняя политика России в начале XX века.9 класс. История России.Дистанционный урок.https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5f537320cb5413694d07ee22 Автор. Калитина Наталья Григор...