урок "Холодная война" 11 класс
план-конспект урока по истории (11 класс)

урок "Холодная война" 11 класс с использованием технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_holodnaya_voyna.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Холодная война».

Класс: 11 класс.

Тема урока: «Холодная война».

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогическая технология: проблемное обучение.

Учебно – методическое обеспечение: учебник, рабочие листы, настенная карта «Мир во II половине XX века».

Цель урока: осознание обучающимися того, что идеологическое противостояние двух сверхдержав привело к расколу мира на два противостоящих друг другу лагеря (большинство стран примыкало либо к блоку социалистических стран во главе с СССР, либо – капиталистических во главе с США). Наступала эпоха биполярного мира.

Задачи урока:

1Сформировать целостное представление о сущности, причинах, признаках, итогах «холодной войны».

  1. Развивать навыки анализа документов, работы с исторической картой, определения характерных черт исторических событий и явлений, объяснения смысла понятий, изложения суждений о причинно-следственных связях исторических фактов, определения отношения к историческим событиям.
  2. Формировать навыки работы в микрогруппе, активную жизненную позицию при оценке явлений социальной и исторической действительности.

План урока:

  1. Сущность и причины «холодной войны».
  2. Признаки «холодной войны».
  3. Завершение «холодной войны».
  4. Уроки «холодной войны».

Ход урока:

Мотивационно – целевой этап

(5 минут):

Приветствие учителя.

Вступительное слово: в течение 5 месяцев мы знакомимся с веком прошлым, XX веком. Какие ассоциации (слова, краски, символы) связаны у Вас с ушедшим веком?

Если бы я изображала век XX, то использовала бы чёрные краски (модернизация, технологии), красные (революции, войны), а вверху робкая полоска голубого – надежда на мир.

Вторую мировую войну сменила «холодная война» - процесс, под знаком которого прошла вторая половина XX века.

Запишем дату и тему урока.

Давайте сформулируем проблемы урока.

Запишем обозначенные Вами проблемы в следующей последовательности:

«холодная война»;

периодизация «холодной войны»;

основная причина «холодной войны»;

признаки «холодной войны»;

уроки «холодной войны».

Формируют ассоциативный ряд.

Выполняют записи в тетради.

Формулируют проблемы урока.

Записывают проблемы, оставляя места для ответов на рефлексивно – оценочном этапе урока.

Революции, мировые войны, реформы, модернизация, ядерное оружие, освоение космоса и т.д.

«Холодная война».

Операционно – деятельностный этап

(30 минут)

Рефлексивно – оценочный этап

(10 минут)

Но возможно, ответы на обозначенные проблемы Вам известны. Давайте проверим:

Предположите, каковы признаки «горячей» и «холодной» войн.

Попытайтесь определить сущность «холодной войны».

Как вы считаете, какой период времени затронул данный процесс?

Попытайтесь определить основную причину «холодной войны».

5 марта 1946 года экс – премьер Англии У. Черчилль посещает США и выступает в Фултоне с речью «Мускулы мира». Многие историки считают эту речь началом «холодной войны».

1. Из речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США):

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы... За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии … представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил».

1.О какой проблеме говорит в выступлении У.Черчилль?

2. Как вы понимеате метафору «железная завеса»?

3. Как У.Черчилль предлагает решать проблему?

Таким образом, Черчилль говорит о том, что после окончания мировой войны мир стал двухполюсным или биполярным.

Подтвердите данное утверждение при помощи карты.

Зафиксируйте идею Черчилля в виде схемы.

 Прочитайте определение «биполярный мир» в рабочем листе и составьте схему «Биполярный мир».

Биполярный мир – мировое устройство, основанное на противостоянии двух сверхдержав - СССР и США, двух идеологических систем – стран социалистического лагеря и капиталистического лагеря.

Продемонстрируйте результаты работы на доске.

Определите основную причину «холодной войны»

США приняли предложение Англии о сотрудничестве? 12 марта 1947 г.

Президент США г. Трумэн обратился к парламенту с речью.

Документ № 2.

2. Послание Президента США Г. Трумэна Конгрессу от 12 марта 1947 г. («Доктрина___ Трумэна»)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

«Речь идет о внешней политике и национальной безопасности США.

...Если Греция должна стать самостоятельной страной, ей необходимо оказать помощь. Эту помощь ей обязаны оказать Соединенные Штаты. Если мы не придем на помощь Греции в этот роковой час, последствия будут далеко идущими как на Востоке, так и на Западе».

1.Почему США, находясь за тысячи километров от Греции, включили её в сферу обеспечения своих «национальных интересов»?

2.Определите основные идеи внешней политики США в послевоенном мире.

Два основных тезиса доктрины: оказание различных видов помощи другим странам, ослабление влияния СССР.

В соответствии с доктриной с 1947 г. реализовывался план Маршалла – экономическая помощь США странам, правительства которых выступали против компартий и сотрудничества с СССР.

Определите известные Вам признаки «холодной войны».

Как бороться с противником в послевоенном мире, в котором действует ООН и все помнят итоги двух мировых войн?

Дж. Оруэлл в статье «Ты и атомная бомба» (октябрь 1945 г.): впервые употребил термин «холодная война», имея ввиду то, что наличие ядерного оружия у определённой страны сдерживает от участия в войнах с ней другие страны, т.е. сдерживает от участия в «горячих войнах».

Гонка вооружений – военное соперничество между странами.

Назовите важнейшие признаки «холодной войны»?

Апогеем «холодной войны» считают раскол Германии в 1949. Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии, когда США, Англия, Франция объединили зоны оккупации и возникла ФРГ, вошедшая в каплагерь, а в зоне советской оккупации ГДР, вошедшая в соцлагерь. На части был разделён даже Берлин. 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине начинается возведение заграждений, Берлинской стены. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила улицы. Люди были в замешательстве. Стену доводили до «совершенства» еще 10 лет – сначала построили каменную, а потом стали заменять железобетонной. Стена оказалась совершенно непреступным сооружением

Образ «холодной войны» был бы неполным без блоков, создаваемых СССР и США.

1949 – возникновение НАТО – военно – политический блок под руководством США (28 государств).

На эмблеме НАТО (Североатлантический Альянс) организации, основанной окружность символизирует единство и сотрудничество, роза – путь к миру.

1949 – 1991 – СЭВ – экономический блок стран соцлагеря.

1955 г. – 1991 - ОВД – военно – политический блок под руководством СССР.

1957 г. - ЕЭС – экономический блок капстран в Европе

Какие события следует считать окончанием «холодной войны»?

  1. Саммит Президента США Буша и М. С.Горбачёва в 1989 году на Мальте (отказ от политики противостояния).
  2. Распад СССР в 1991 году и ликвидация ОВД, СЭВ, соцлагеря.

Итак, вернёмся к поставленным проблемам:

Сформулируйте (письменно) ответы на проблемы, обозначенные в начале урока:

Что такое «холодная война»?

Датируйте процесс.

Определите основную причину «холодной войны».

Укажите признаки «холодной войны».

Учитель отвечает на вышеуказанные вопросы, обучающиеся осуществляют самоконтроль и за каждый правильный ответ выставляют себе по 1 баллу.

Определите уроки «холодной войны».

Проведите самооценку.

Запишите домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....