Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
статья по истории

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_shmo.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол заседания  

ШМО учителей общественно – научных предметов

№ 3                                                                                                           от 22 января 2024 г.

Присутствовали:

И.А.Кошекина, руководитель ШМО;

Е.А.Умпирович, В.В.Ялшенкова- учителя истории и обществознания.

С.В.Тарасов– учитель географии.

Повестка заседания:

  1. Прохождение программного материала, итоги успеваемости за первое полугодие 2023/2024 учебного года.
  2. Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания
  3. Работа с неуспевающими обучающимися в третьей четверти 2023/2024 учебного года.
  4. Анализ методической работы ШМО за первое полугодие 2023/2024 учебного года.
  5. Анализ результатов методической недели в 2023/2024 учебном году.
  6. О защите индивидуальных учебных проектов обучающимися 9 - 10 классов. Об участии в школьном Дне науки.
  7. О диагностике уровня функциональной грамотности обучающихся 8 классов.
  8. О подготовке обучающихся к участию в ВПР.

Ход заседания:

1.Слушали: И.А.Кошекину о продлении сроков второй четверти и выставления отметок успеваемости за вторую четверть, первое полугодие в 2023/2024 учебном году в связи с карантинными мероприятиями в период гриппа и ОРВИ. 

Учителей ШМО о прохождение программного материала, итогам успеваемости за первое полугодие 2023/2024 учебного года.

Выступили: Кошекина И.А. отметила, что в связи с ограничительными мероприятиями в декабре 2023 года все КТП были скорректированы, внесены изменения на третью четверть.

Кошекина И.А. обратила внимание на объективность оценивания обучающихся по итогам четверти (полугодия) в соответствии с локальными актами школы. Постановили:

1. Программный материал (теоретическая и практическая части) по предметам общественно – научного цикла, не пройденный в связи с карантинными мероприятиями в декабре 2023 года пройти в течение января - февраля 2024 года в целях выполнения программы в полном объеме.

2.Считать допустимыми показатели успеваемости по предметам общественно – научного цикла за первое полугодие 2023/2024 учебного года.

2. Слушали: Кошекину И.А, представившую ИОМы по работе с обучающимся, не аттестованным или имеющими неудовлетворительные отметки по истории, обществознанию, географии.

Постановили:

учителю Кошекиной И.А., в течении третьей четверти организовать работу с обучающимся Глуховой К. (8 А), Черниковой М. (8 Б), Коловертновой Н (8 Б) в соответствии с представленными ИОМ.

3. Слушали: Умпирович Е. А., представившую свой опыт использования компьютерных технологий на уроках истории и обществознания.

"Как я использую компьютерные технологии на уроках".

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям, стремился к самостоятельному их получению. Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие умения и навыки, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни: умение учиться, работать с большим потоком информации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, уметь работать индивидуально и в команде, творчески подходить к делу.

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Информационно-компьютерные технологии позволяют мне более эффективно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач:

  • Компьютерные технологии дают возможность воссоздать исторический образ эпох, событий, исторической обстановки, людей и т.д. за счет визуализации, которая способствует эмоционально-образному усвоению материала. Этого часто не хватает при применении обычных технологий.
  • Усиливают мотивацию к изучению предмета. Компьютерная среда для многих учащихся стала более привычной, нежели традиционная книжная, и этот момент тоже необходимо учитывать.
  • Компьютер позволяет самостоятельно создавать любые «наглядные пособия» - видео и аудиоподборки, анимированные карты и схемы, таблицы и т.п.
  • Компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более интересной и насыщенной внеурочную деятельность.
  • Сегодня можно говорить о новой сфере детского творчества - компьютерном. Именно через компьютерное творчество в современное время можно поднять уровень мотивации учащихся. Не каждый школьник с большим желанием займется написанием реферата. А вот проявить себя в создании презентации захотят многие, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня мотивации в изучении обществоведческих дисциплин.
  • Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования. «Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой».

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Таким образом, применение ИКТ и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие: способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; навыки структуризации и классификации поступающей информации; приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

Варианты использования возможностей компьютера в работе с обучающимися

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала.

  Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях.

 2. Наглядная демонстрация процесса.

Наглядная демонстрация процесса (анимационные карты, репродукции картин), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Совместное изучение источников и материалов.

Совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных изображений или полученных из Интернета материалов и прочее).

  4. Корректировка и тестирование знаний.

Проведение дополнительных занятий в компьютерном классе, когда отставшие или отсутствующие обучающиеся самостоятельно изучают

материал на основе презентаций.

Работа с тестирующими системами и тренажёрами.

Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, таблицы, справочные материалы, анимационные карты.

        Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, необходимо соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточнять, где и когда будут использованы информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

  • Информационные технологии я использую на разных этапах урока:
  • актуализация знаний;
  • объяснение нового материала;
  • закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • контроль знаний и умений.

         Таким образом, использование ИКТ на уроках истории – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает так, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность детей в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет школьникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности вышеперечисленных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между школьниками, приучают работать в команде, снимают их нервную нагрузку, помогая испытывать чувство защищённости и взаимопонимания.

      В заключении мне хотелось бы отметить, что применение ИКТ в практике преподавания истории способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока.

Однако хочу обратить внимание, что никакая машина не заменит труд учителя: компьютер даёт возможность сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей, и для педагога.

        И.А.Кошекина напомнила о том, что ШМО с 2023/2024 учебного года работает над темой «Совершенствование и повышение качества преподавания общественно-научных предметов в условиях введения обновленных ФГОС».

И..А.Кошекина представила анализ результатов работы МО за первое полугоде (Приложение), отметив, что можно сделать вывод о том, что количественные и качественные показатели участия педагогов в мероприятиях различного уровня снизились. Кошекина И.А. рекомендовала в целях повышения активности и эффективности деятельности:

- учителям ШМО общественно – научных предметов обратить внимание на обобщение педагогического опыта в формате публикуемых методических материалов, статей по вопросам образовательных практик в области преподаваемых предметов и воспитательной работы с обучающимися;

-обратить внимание на самообразование: знакомство с передовым педагогическим опытом через участие в вебинарах, круглых столах и иных форм коллективного сотрудничества по профилю преподаваемой дисциплины;

-обратить внимание на активизацию работы по вовлечению обучающихся в конкурсные мероприятия;

-учителю географии обратить внимание на низкий уровень работы по различным аспектам методической деятельности.

Постановили:

  1. Учителям ШМО обратить внимание на знакомство с передовым педагогическим опытом, обобщение собственного опыта.
  2. Активизировать методическую работу по профилям преподаваемых предметов.

4. Выступили: члены ШМО об итогах методической недели.  

Постановили:

  1. План проведения методической недели ШМО учителей общественно – научного цикла считать выполненным.
  2. Рекомендовать учителям в дальнейшей работе делать акцент на презентацию дидактических и методических материалов, обобщение опыта в рамках методической недели ШМО, практиковать обмен опытом через посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

5.Слушали: И.А.Кошекину, напомнившую педагогам о подготовке обучающихся 9-10 классов к защите индивидуальных учебных проектов; участию в школьном Дне науки.

В целях успешной защиты работ учителям рекомендовано использовать формат коллективной предзащиты, когда предварительная защита позволяет избежать затруднений, которые могут возникнуть у обучающихся во время итоговой защиты проектов.

Постановили:

принять информацию к сведению.

6.Слушали: Кошекину И.А. о результатах мониторинга по определению уровня финансовой грамотности обучающихся 8 «В» класса. Диагностика была проведена на платформе РЭШ. Из 23 обучающихся имеют высокий уровень 8 человек, средний - 7 человек, низкий уровень показали 8 учеников.

Педагогам рекомендованы к использованию ресурсы следующих платформ, сайтов:

- портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/),

- портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/),

- сайт ФИПИ (https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti) – 900 заданий для 5-9 классов на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла

- сайт ФИПИ Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)

- сайт городского методического отдела (Функциональная грамотность. PISA) https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/funkcionalnaya-gramotnost

Рекомендовано в четвертой четверти провести мониторинг среди обучающихся с использованием одной из вышеуказанных платформ по таким направлениям ФГ, как глобальные компетенции, естественнонаучная грамотность (одно из направлений по выбору учителя). И.А. Кошекина продемонстрировала алгоритм работы по подготовке учителя к проведению мониторинга на платформе РЭШ.

Постановили:

учителям общественно-научных предметов включать в деятельность обучающихся задания и диагностические работы из банков по формированию и проверке уровня сформированности функциональной грамотности по различным направлениям.

                                                                      Руководитель ШМО________И.А.Кошекина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....