Проект " Школьный виртуальный музей- для успеха каждого ребенка"
проект по истории

Сотникова Марина Сергеевна

На основе примеров успешной реализации виртуального музея  можно доказать, что виртуальные музеи обладают большим образовательным и просветительским потенциалом и существуют примеры успешной реализации виртуальных музеев и интернет- ресурсов, систематизирующих информацию о них.

В нынешнем обществе весьма значительно стоит проблема сбережения культурного наследия, так как от этого во многом зависит перспектива страны, а также семей и подрастающего поколения. И, безусловно, сложно представить различную деятельность в отсутствии такого условия, как информационное обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_virtualnyy_shkolnyy_muzey-_uspeh_kazhdogo_rebenka.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Структура

1

Титульный лист

«Виртуальный музей школы»

1.1

Образовательная организация

МБОУ «Кыренская средняя общеобразовательная  школа»

1.2.

Название проекта

Виртуальный музей школы»

1.3

Срок реализации

3 года

1.4.

ФИО автора, должность

Сотникова Марина Сергеевна, учитель истории

1.5

Территория , год

Республика Бурятия, Тункинский район, 2020

2

Пояснительная записка

На основе примеров успешной реализации виртуального музея  можно доказать, что виртуальные музеи обладают большим образовательным и просветительским потенциалом и существуют примеры успешной реализации виртуальных музеев и интернет- ресурсов, систематизирующих информацию о них.

2.1

Тип программы

общеразвивающая

2.2

Направленность

Социальная, краеведческая

2.3.

Актуальность

В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев, которые являются формой дополнительного образования, активным участником процесса социализации учащихся. Школьный музей помогает повысить общественную активность учащегося, способствует  творческим инициативам и самостоятельности в процессе работы с музейными фондами.

2.4.

Цель

- Создание оптимальных условий для развития  у учащихся общественной активности, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской, проектной деятельности,  духовно-нравственных установок, чувства ответственности и гордости за свою школу и малую Родину, сохранения памяти о деятельности школы и ее педагогах посредством создания  виртуального музейного  пространства

2.5

Задачи

Задачи:

1.Создать рабочую группу по созданию виртуального музея истории школы и распределить обязанности;

2.Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала, интервьюировать ветеранов, старожилов поселка, выпускников, учащихся и их родителей с целью пополнения экспозиций;

3.Разработать  дизайн и архитектуру сайта виртуального музея и составить оптимальные шаблоны всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные сервисы;

Опубликовать сайт музея в сети Интернет и  информировать население о работе музея школы, через социальные сети и т.д.

2.6

Отличительные особенности данного проекта

Создание условий для изучения учащимися вспомогательных исторических дисциплин как средства повышения общей и специальной культуры

2.7

Возраст детей

11-17 лет

2.8

Формы обучения

Групповая и индивидуальная

2.9

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

Создан веб-сайт  виртуальный музей истории Кыренской средней школы  

Созданы виртуальные коллекции, выставки, обзоры фондов музея школы и экспонатов

Развернута поисково-исследовательская деятельность учащихся школы

Освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности

Внедрение новых форм освоения исторического и культурного наследия в  образовательный  процесс

Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, поселка, края,  страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея

Совершенствуются формы проектной, внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея

Создан банк материалов, который можно использовать для проведения различных мероприятий и уроков истории

Сохранена память об истории школы, села  и его людях

Школьный музей стал более доступным и мобильным, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

Формирование ценностного отношения к школе, своему поселку, городу, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;

Повышение ИКТ компетентности участников проекта.

Формирование устойчивых знаний об исторических  фактах  и явлениях.

Привлечение общественности и родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности.

На основе примеров успешной реализации виртуального музея  можно доказать, что виртуальные музеи обладают большим образовательным и просветительским потенциалом и существуют примеры успешной реализации виртуальных музеев и интернет- ресурсов, систематизирующих информацию о них.

В нынешнем обществе весьма значительно стоит проблема сбережения культурного наследия, так как от этого во многом зависит перспектива страны, а также семей и подрастающего поколения. И, безусловно, сложно представить различную деятельность в отсутствии такого условия, как информационное обеспечение.

Понятие «виртуальный музей» содержит в себе собрание разного рода Web-страниц. Они обязаны размещаться на одном или нескольких Web-серверах. Подобные странички содержат в себе сборники и фотографии экспонатов из разнообразных художественных собраний.

Такого рода виртуальный музей можно сделать в варианте каталога (плоский). Есть еще один вид, когда «гость» способен проделать путь по залам или комнатам и любоваться экспонатом со всех сторон (трехмерным). «Гость» такого музея может самостоятельно выбрать любой понравившиеся ему объект, посмотреть его, а также при желании сохранить к себе на компьютер. На сегодняшний день это прекрасный способ решить проблему объединения новейших технологий и культуру. Виртуальный музей – это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому

Виртуальный музей (или веб-сайт-музей) – тип веб-сайта, который специализирован с целью экспозиции музейных материалов. Все материалы, которые могут быть презентованы в подобном музеи обладают различным характером и видом:

  1. Предметы искусства;
  2. Исторические артефакты;
  3. Виртуальные коллекции;
  4. Фамильные реликвии и др.

Виртуальные музеи с поддержкой интернет-технологий имеют все шансы решать классические музейные трудности (хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и легкого доступа к экспонатам).

Отличие подобных музеев от простых выставок фотографий в том, что в способностях музея существует формирование виртуального тура, обширные способности в поиске любых данных об экспонатах.

Существуют следующие функции виртуального музея:

  • коммуникативная;
  • культурно-просветительская;
  • обучающая;
  • мотивационная
  • воспитательная

Виртуальный музей возможно применять с целью проведения виртуальных экскурсий, состязаний, различных акций. Самая существенная доля сетевых ресурсов – это взаимодействие, что немаловажно в настоящее время для молодого поколения.

Однако успешные проекты реализуются крупными организациями и охватывают лишь музеи, имеющие всемирное значение, такие как Эрмитаж, Лувр или музей-заповедник Кижи.  Условия для массового внедрения практики создания виртуальных музеев в наше время не созданы.

Наше дальнейшее исследование направлено на поиск возможностей создания условий для его реализации, в первую очередь, на примере создания виртуального музейного пространства на базе общеобразовательной школы.

Для того чтобы создать виртуальный музея, достаточно чтобы в наличии были необходимое техническое оборудование (компьютерная техника, выход в Интернет и подготовленный персонал (историк, музеевед, IT-специалист)

Задачи, которые стоят перед нами в процессе создания музея, состоят в следующем:

  1. Распределить информационные документы (музейные экспонаты и материалы);
  2. Определить принципы формирования виртуального музейного фонда;
  3. Выявить набор интерфейсов доступа к документам музея;
  4. Сформулировать требования к лингвистическому процессору системы;
  5. Определить порядок формирования онтологии музея, словарей, тезаурусов, классификаторов, каталогов и других информационных структур.
  6. Сформировать базовые информационные структуры для представления документов и музейных материалов (экспонатов);
  7. Разработать архитектуру распределенной информационной системы, способной устойчиво и непрерывно функционировать в глобальной сети.
  8. Разработать компоненты программного обеспечения для поддержки функционирования распределенной системы.
  9. Провести наполнение базы данных документами (музейными материалами);
  10. Разработка технологии создания распределенных информационных систем, которые предназначены для хранения и отображения разнородной информации. Также они предназначены для системы представления электронных коллекций научно-технической тематики

Научно-техническая база «Виртуального музея» – применения методов формирования электронных коллекций в рамках распределенных информативных концепций и электронных коллекций. Подобная методика представляет вероятность держать данные отдельно, сформировать презентацию данных, распределить доступ к информационным ресурсам

Ожидаемые результаты

Создан веб-сайт  виртуальный музей истории Кыренской средней школы  

Созданы виртуальные коллекции, выставки, обзоры фондов музея школы и экспонатов

Развернута поисково-исследовательская деятельность учащихся школы

Освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности

Внедрение новых форм освоения исторического и культурного наследия в  образовательный  процесс

Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, поселка, края,  страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея

Совершенствуются формы проектной, внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея

Создан банк материалов, который можно использовать для проведения различных мероприятий и уроков истории

Сохранена память об истории школы, села  и его людях

Школьный музей стал более доступным и мобильным, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

Формирование ценностного отношения к школе, своему поселку, городу, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;

Повышение ИКТ компетентности участников проекта.

Формирование устойчивых знаний об исторических  фактах  и явлениях.

Привлечение общественности и родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности.

Данную программу можно рассматривать как программу ускоренного развития научно-исследовательских компетенций для подростка, чья ориентация на любознательность в области истории опережает школьную программу, а интерес к исследовательскому виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и видов деятельности.

Возраст обучающихся: 15 – 17 лет, возраст становления личности. В плане общественной полезности очень важно, что некоторые методы и формы программы предусматривают совместную работу детей со своими родителями, бабушками, дедушками, учителями и другими жителями данной местности.

Также программа предусматривает работу на выполнение социального заказа от администрации школы, поселений, музеев и т.д.

Анализ выпадающих тем по истории показал, что у обучающихся большой пробел в знание мер веса, длины, времени и расстояния, а также денежных систем и алфавитов различных этапов истории России, так как в учебных пособиях данные темы затрагиваются лишь вскользь. В исторических источниках наоборот – все дается в мерах данного исторического периода. Все это затрудняет изучение истории и создает определенные трудности при сдаче Единого Государственного Экзамена при ориентировании в периодизации исторического источника.

Несомненна роль программы в духовно – нравственном воспитании подростков. Через изучение Вспомогательных Исторических Дисциплин, ребенок может ближе, чем на уроке истории, соприкоснуться с духовным миром своих предков.

Программа во многом практикоориентирована на воспитание гражданственности и патриотизма.  

Для реализации программы требуется 2 часа занятий в неделю – 70 часов в год.

Методы, формы обучения и контроля, избранные на основе поставленных задач.

Задачи программы

Методы обучения и контроля

Формы обучения и проверки результативности

1

Формирование устойчивой нравственной позиции

Методы обучения: словестно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.

Методы мотивации: создание ярких наглядно-образных представлений.

Методы сотрудничества: создание проблемной ситуации, ситуации взаимопомощи.

Метод диагностики и исследования.

-работа в группе;

-самостоятельная работа;

-развивающие игры;

-дискуссии;

-практические занятия;

-диагностическая карта;

-наблюдение;

-тестирование.

2

Обучение навыкам исследовательской работы

Методы мотивации: создание ситуации успеха, поощрение, стимулирующее оценивание.

Метод исторического поиска.

-творческое проектирование;

-тренинг;

-самостоятельная исследовательская работа;

-учебно-познавательные игры;

-конференции;

-олимпиады;

-рецензирование.

3

Предпрофессиональная подготовка

Методы обучения: проблемно-познавательный, продуктивный.

Методы мотивации:

опора на опыт, побуждение к поиску альтернативных решений.

Методы диагностики и самодиагностики.

-практические занятия;

-творческие задания;

-тренинг;

-самоанализ и самооценка;

-анкетирование;

-наблюдение.

     

                  2.Целевые установки программы:

  1. Помочь подростку найти смысл жизни через коррекцию личностного развития.

  1. Формирование устойчивых мотивов познавательной творческой деятельности.

  1. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по истории.

  1. Формирование нравственных  гражданственных позиций.

           3.Задачи программы:

3.1. Создание условий для приобретения нового личностного опыта.

3.2. Широкое использование методов социальной мотивации.

3.3. Использование активных методов и форм занятий  - проблемных, тренинговых, самостоятельной поисковой и творческой работы.

3.4. Использовать принцип сотрудничества педагога и воспитанника.

Учебный план к программе.

Образовательные области

Всего часов

Теория

Практика

1

Палеография

12

6

6

2

Историческая хронология

8

5

3

3

Историческая метрология

8

4

4

4

Сфрагистика

4

2

2

5

Нумизматика

8

6

2

6

Геральдика

6

3

3

7

Генеалогия и система социального этикета

10

4

6

8

Историческая ономастика

6

3

3

9

Историческая география

8

4

4

70

37

33

           6. Практические и лабораторные работы

Образовательная область

Лабораторная работа

Практическая работа

1

Палеография

Определение времени происхождения письменных источников по внешним признакам

Создание берестяного письма

2

Историческая хронология

Соотношение различных систем времяисчисления в Российской истории

Начертание схем соотношения солнечного, лунного и солнечно-лунного календарей.

3

Историческая метрология

Перевод различных систем метрологии в метрическую

Создание исторического конвертера

4

Сфрагистика

Печати русских князей

Изготовление личной печати

5

Нумизматика

Заимствования в российских денежных системах

6

Геральдика

Российские городские гербы

Составление фамильного герба

7

Генеалогия и система социального этикета

Табель о рангах

Составление родословной

8

Историческая ономастика

Происхождение имен

Составление истории происхождения фамилий обучающихся

9

Историческая география

Географический фактор в развитие России.

Изучение исторических карт.

                    7.Учебно-тематический план.

Образовательная цель

Содержание занятий

Кол-во часов

Методы и формы организации педагогического взаимодействия

Понятия, идеи, факты

Виды деятельности, задания для творческих работ

пособия

Формы оценки рез-та

1

Знать и уметь применять данные об основных этапах Российской палеографии. Понимать историческую обусловленность современного  алфавита

Палеография

12

создание обучающей среды на основе личностного контакта;

расширение пед. пространства путем включения в процесс обучения  изучение объектов культуры

Графические формы славянского алфавита; внешние признаки письма; пергамен; берестяное письмо

привлечение научной и художественной литературы; работа в группе; дискуссии, изготовление образа

Книги, иллюстрации

Конкурс на создание лучшего берестяного письма

2

Датировка исторических источников

Историческая хронология

8

объяснительно-иллюстрированный метод;

практическое занятие с введением элементов исторического анализа

Системы счисления времени; календари

Тренинг мыслительных способностей, развивающие игры

Календари, схемы, таблицы

Викторина «в гостях у времени»

3

Соотнесение мер различных исторических периодов

Историческая метрология

8

проблемно познавательный;

практический

Четверть, аршин, коробь, верста, сажень

Сопоставление с помощью различных источников

Таблицы, научная литература

Создание исторического конвертера

4

Распознавание разных видов русских печатей

Сфрагистика

4

иллюстративно-обучающий;

групповая работа

Актовые вислые печати; печати царей и князей, гос. печати

Создание образца собственной печати

Рисунки, слайды

Конкурс на лучшую печать

5

Сопоставление товарной стоимости денег различных исторических периодов

Нумизматика

8

Экскурсионный; музейный.

Куна, ногата, гривна, рубль

Экскурсия в краеведческий музей

Монеты, купюры, слайды

Тестирование

6

Чтение и составление гербов

Геральдика

6

Практикоориентированный

Перевязь, шит, поле, крест

Создание герба своей семьи и школы

 Иллюстрации, видеоматериал

Конкурс на лучший герб

7

Составление генеалогического древа

Генеалогия и системы соц. Этикета

10

Социально-ориентированный;

Совместная работа с родственниками.

Древо, генеалогия

Составление родословной

Схемы, домашние фотоальбомы и документы

Составление древа

8

Происхождение имен собственных

Историческая ономастика

6

Исторический анализ; поисковый

Имя, топонимика, гидронимика

Составление карты своего имени

Научная литература

Создание карты имен родственников

9

Природногеографические факторы в истории России

Историческая географ.

8

Картография с исторических источников

карта

Работа с контурными картами

Карты, атласы

Подготовка к ЕГЭ

                               8.Практический выход

 

Исходя из программы, можно установить, что основными практическими выходами могут являться:

1.торческие работы учащихся

2.участие в конкурсах разных уровней

3.участие в олимпиадах по истории

4.участие в туристических слетах

5.улучшение семейных отношений

6.подготовка к ЕГЭ по истории

                           9.Содержание курса

9.1 палеография

 

Что такое палеография.

Палеографический метод исследования источника.

История развития палеографии в России и за рубежом.

Возникновение письменности у восточных славян:

Славянские алфавиты; старославянский и церковнославянский языки.

Внешние признаки рукописных источников древней Руси:

Материал для письма; графика письма; орудия письма; украшение рукописей.

Внешние признаки письменных источников второй трети XII-концаXV веков:

Материал для письма; графика; украшения рукописей; миниатюра; тайнопись; вязь.

Внешние признаки письменных памятников Русского государства XV-XVIIв.: материал для письма; графика письма; книжное письмо; скоропись; украшение рукописей; миниатюра; вязь; тайнопись; чернила; переплет; формат рукописей.

Внешние признаки рукописей XVIII и  XIX веков:

Материал для письма; штемпель; графика письма; украшение рукописей; миниатюра; формат; орудия письма и чернила.

9.2 хронология

Единицы счета времени; календари; Юлианский календарь; Григорианский календарь; взаимоотношение григорианского и Юлианского календарей; мэры и их виды; русская система счета времени; мартовский и сентябрьский календарные стили. Перевод древнерусских дат на современное летоисчисление. Индикты; круги солнца; Вруцелето. Определение дней недели по формулам. Установление дат по праздникам церковного календаря. Метонов (лунный) цикл. Определение дат по астрономическим явлениям. Значение хронологии для исторических исследований.

9.3 метрология

Источники метрологии.

Метрология древнерусского государства (X - начало XII веков).

Меры длины; меры поверхности; меры сыпучих тел; меры жидкостей; меры веса.

Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII – XV века).

Русская метрология XVI – XVII веков. Сошное письмо.

Русская метрология XVIII – XX веков. Создание международной метрической (десятичной) системы.

9.4 сфрагистика

Печати древнерусского государства:

 Княжеские печати. Церковные печати домонгольского времени. Печати Ратибора. Печати протопроедра Ефстафия. Печати с русской благопожелательной формулой. Печати с надписью «ДЬНЪСЛОВО». Печати с патрональными изображениями двух святых. Печати с изображением княжеского знака и святого. Древнерусские пломбы «дрогиченского типа».

Печати новгородской и псковской феодальных республик.

Княжеские печати. Владычные печати. Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов. Печати новгородского Совета господ. Новгородские монастырские печати. Печати псковской феодальной республики.

Печати периода единого русского государства.

Государственная печать. Печати це5нтральных государственных учреждений. Печати местных учреждений. Печати должностных лиц.

Печати Российской империи. Печати частных лиц. Печати ХХ века.

9.5 нумизматика

 

Роль нумизматики в историческом исследование.

Монеты и денежное обращение древнерусского государства. Возникновение русской денежно-весовой системы.

Римские монеты и их роль в возникновение русской денежно весовой системы. Византийские монеты. Восточные монеты.  Западноевропейские монеты. Первые русские монеты. Златники. Монеты с именем Петрос. Ярославское серебро. Метрология древнерусских монет. Монеты Михаила – Олега Тмутараканского. древнерусская денежная терминология и денежный счет. Безмонетный период.

Русские монеты и денежное обращение XIV – XV веков. 

Монеты Великого княжества московского. Монеты других княжеств.

Русская монетная система XVI – XVII веков.

Денежная реформа 1535 года и ее значение. Монетная реформа 1654 – 1663 годов.

Русская монетная система в XVII – начале ХХ веках.

Денежная реформа Петра Первого. Монетная система России в послепетровское время.

Монеты ХХ века.

9.6 геральдика

Роль геральдики и вексиллографии в работе над историческим источником. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Развитие геральдики в России. Государственный герб России. Государственные гербы России в ХХ веке. Городские и областные гербы. Дворянские гербы. Вексиллография.

9.7 генеалогия и системы социального этикета.

Предмет и задачи генеалогии. Методы генеалогического исследования. Генеалогические таблицы, схемы и росписи. Генеалогическое древо. Русская генеалогия.

Системы социального этикета. Табель о рангах. Воинские звания. Сословия.

9.8 историческая ономастика

Предмет и задачи исторической ономастики. Топонимика, этнонимика, антропонимика, теонимика, зоонимика и космонимика – части ономастики.

9.9 историческая география

Роль исторической географии в исследование исторического источника. Раритетные карты. Значение геополитического фактора в истории России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО "Бичурская ДЮСШ")

В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка»....

Проект "Успех каждого ребенка"

Дополнительная общеразвивающая программа. Студия эстетического воспитания "Алтан-Мундарга" (художественная напрвленность)...

Проект "Путь к успеху каждого ребенка"

Проект "Путь к успеху каждого ребенка"...