Проект "Успех каждого ребенка"
проект (5 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа. Студия эстетического воспитания "Алтан-Мундарга" (художественная напрвленность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uspeh_kazhdogo_rebenka.docx | 79.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования МО «Тункинский район»
МБОУ «Кыренская СОШ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Студия эстетического развития «Алтан Мундарга»
Уровень — базовый
Художественная направленность
Срок реализации программы — один год
Авторы-разработчики:
Толмачева Наталья Владимировна
Тонтоева Наталья Валерьевна
Гыргешкинова Эржена Чимитовна
Кырен, 2020
Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка (общая характеристика программы)
Дополнительная общеразвивающая программа
Студия эстетического развития «Алтан Мундарга»
Актуальность предлагаемой программы обоснована ростом запроса со стороны учащихся и их родителей на программы художественной направленности, сопутствующие современным жанрам театрального и эстрадно- музыкального искусства.
Программа ориентирована на развитие творческих способностей, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию музыкального и театрального мира искусства.
Музыка и театр играют важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня и спектакль становятся первым кумиром и возможностью выразить себя.
Данная рабочая программа, предполагает охват широкого круга произведений – от популярной музыки, музыки бардов, до фольклорной музыки с учетом национально-регионального компонента. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями русской и бурятской культуры и искусства, способной к творчеству, фантазированию.
Цель – воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрально-музыкального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность, в музыкальное творчество и вокально-инструментальный ансамбль.
Развивающие задачи:
- развить потребности в музицировании;
- развить исполнительские навыки;
- развить музыкально–слуховые представления и музыкально–образное мышление;
- развить навыки ансамблевой игры;
- беглого чтения партий и точного интонирования извлекаемых звуков;
- развить внутренний ритмический пульс и штриховую культуру исполнения;
- познакомить со знаменитыми эстрадными коллективами и их руководителями через их концертное исполнительство;
- развить художественно-эстетический вкус;
- познакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать культуру поведения в театре.
- раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей;
- развивать фантазию, воображение, образное мышление, зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, наблюдательность средствами театрального искусства. Активизировать познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
- воспитать потребность общения с лучшими образцами русской, бурятской, зарубежной, музыкальной культуры в области эстрадной, вокальной музыки, лучшими образцами современной песни лучших композиторов и поэтов различных стилей, направлений, исполнителями;
- воспитывать эстетический вкус, высокие нравственные качества, добросовестное отношение к порученному делу, окружающим, критического отношения к себе, своему творчеству.
- прививать творческое отношение к ансамблевому исполнительству.
Календарно-тематическое планирование по художественному направлению
Студия эстетического развития «Алтан-Мундарга»
№ | Тема | Общее коли- чество часов | Форма работы | |
теория | практика | |||
Блок 1. Театральное искусство. | ||||
1 | Введение. Что такое театр? | 1 | 1 | |
2 | Устное народное творчество. Русские народные сказки на бурятский лад. | 1 | 1 | |
3-7 | Театрализованное представление сказки «Колобок» (на бурятском языке) | 5 | 2 | 3 |
8-9 | Озвучивание мультфильма «Три кота» (на бурятском языке) | 2 | 1 | 1 |
10-16 | Театр кукол по сказке «Репка» (на бурятском языке) | 7 | 2 | 5 |
17-19 | Сценическая речь. «Υреэлнγγд» (Благопожелания) | 3 | 1 | 2 |
20-24 | Традиции и обычаи бурятского народа. Обычай «Сагаалганай угталга» (Встреча праздника Белого месяца у бурят) | 5 | 2 | 5 |
25-26 | Проектная задача «Амитад» (Животные) | 2 | 1 | 1 |
27 | Мастер-класс «Бγмбэгэ» | 1 | 1 | |
28-29 | Сюжетно-ролевая игра «Би эмшэн» | 2 | 1 | 1 |
30-31 | Психологические тренинги для детей младшего и среднего возраста | 2 | 2 | |
32-33 | «Тγргэн хэлэтэн». Упражнения и тренировка артикуляции и скорости речи (скороговорки и чистоговорки) | 2 | 2 | |
34 | Игра «Сэсэн конверт» | 1 | 1 | |
35 | Тренинги «У дяди Абрама», «Дракончик» | 1 | 1 | |
36 | Мастер-класс «Говорим красиво» | 2 | 1 | 1 |
37-39 | Бурятские загадки и пословицы | 3 | 1 | 2 |
40-42 | Мультфильм «Хγхэ трактор» (озвучивание на бурятский лад) | 3 | 1 | 2 |
43-49 | Бурятские традиционные игры: бγхэ барилдаан, hур харбаан, мори урилдаан | 7 | 2 | 5 |
Блок 2. Музыкальное творчество и вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) | ||||
50 | Введение в мир музыкального творчества. | 1 | 1 | |
51-55 | Мастер-класс по народному танцу «Арбан сагаан хургаяа» | 5 | 2 | 3 |
56-58 | Песня «Орогты манайда» | 3 | 1 | 2 |
59-63 | Бурятский народный танец «Тункинский ёохор» | 5 | 2 | 3 |
64-65 | Детская песня «Бγмбэгэмни» | 2 | 1 | 1 |
66-68 | Бурятская детская песня и танец «Баабгайхан» | 3 | 1 | 2 |
69-75 | Эстрадное сольное пение | 7 | 2 | 5 |
76-82 | Народное сольное пение | 7 | 2 | 5 |
83-89 | Бурятское народное пение (ансамбль) | 7 | 2 | 5 |
90- 92 | Двухголосие в песне | 3 | 1 | 2 |
93-96 | Бурятская мелодия (игра на гитаре) | 4 | 1 | 3 |
97-100 | Бардовская мелодия (игра на гитаре) | 4 | 1 | 3 |
101- 102 | Песни о школе (игра на гитаре) | 2 | 1 | 1 |
103- 105 | Аранжировка песен | 3 | 1 | 2 |
106-107 | «Моя первая песня» | 2 | 1 | 1 |
108 | Осанка. Дикция. Мимика. | 1 | 1 | |
109 | Вводное занятие по ВИА | 1 | 1 | |
110-112 | Основы музыкальной грамоты | 3 | 1 | 2 |
113-119 | Работа над техникой исполнения (гаммы, этюды, упражнения) | 7 | 2 | 5 |
120-142 | Работа над репертуаром | 20 | 20 | |
143 | Музыкально-образовательные беседы | 1 | 1 | |
144 | Концертная деятельность | 3 | 3 | |
Итого | 144ч. |
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 учебный год. Предусматривает обучение детей в возрасте от 7-12 лет. Учебный план составлен из расчета часовой нагрузки в неделю на 36 учебных недель. Количество обучающихся в ансамбле – 5-8 человек, количество обучающихся в театральной деятельности – 10 человек.
Форма и режим занятий
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа
Форма организации деятельности воспитанников:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
-беседа, практическое занятие конкурс, открытое занятие, творческий отчет, спектакли, концерты.
Прогнозируемые результаты
По завершению I года обучения воспитанники должны знать:
- ноты, буквенные обозначения тональностей, знаки альтерации, репризы, вольты;
- основы гармонии;
- жанры музыки;
- что такое театр
- чем отличается театр от других видов искусств
- с чего зародился театр
- какие виды театров существуют
- кто создаёт театральные полотна (спектакли)
должны уметь:
- читать аккорды по буквам, ритм по длительности;
- получить понятие игры в ансамбле: одновременно вдвоем, втроём и т.д.
- интервалы в пределах октавы;
- аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы;
- читать партии своих инструментов или голоса с листа, читать ритм, исполнять произведения соло или ансамбля с учётом динамических оттенков, петь с элементами двухголосия.
- понимать целостность стихов в песнях, чувствовать радость постижения мира.
- выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
- образно мыслить
- концентрировать внимание
- ощущать себя в сценическом пространстве.
должны понять:
- об элементарных технических средствах сцены
- об оформлении сцены
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
приобретать навыки:
- общения с партнером (одноклассниками)
- элементарного актёрского мастерства
- образного восприятия окружающего мира
- адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
- коллективного творчества
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
- наблюдение;
- открытое занятие;
- творческие показы;
- концертные выступления;
- участие в конкурсах, фестивалях.
Общие критерии оценивания результатов
- Владение знаниями по программе.
- Владение изученными приемами исполнения.
- Согласованное и художественное исполнение в изменчиво-гибком ритме.
- Звуковой баланс между инструментальной и солирующей вокальной группами.
- Владение актерским мастерством, умение уверенно показывать себя на сцене.
- Уровень воспитанности и культуры обучающихся.
Способы диагностики и контроля результатов
Используются следующие виды контроля: предварительный (на первом занятии), промежуточный (декабрь, май), итоговый (в конце освоения программы).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
-педагогический анализ выполнения данной программы воспитанниками;
-открытое занятие;
-театрализованные представления, кукольные спектакли;
-концерт.
Основные принципы оценивания
В процессе обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
-доброжелательное отношение к обучающемуся, как к личности;
-положительное отношение к усилиям обучающегося;
-конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок и указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Методические рекомендации
Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желания ребёнка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.
В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства и театральной деятельности, имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе.
В студию эстетического развития принимаются дети по желанию, на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен приём в течение года.
В программе возможно введение системы дублёрства (каждого участника ансамбля может заменить дублёр из второго состава).
Занятия вокально-инструментального ансамбля – групповые.
Основу учебно-воспитательной работы составляет овладение инструментами с параллельным изучением музыкальной грамоты, развитием музыкальных способностей, развитием актерского мастерства, дикции.
Обучение одновременному пению и аккомпанементу проводится на основе авторских песен, имеющих ценность текста, зовущих к размышлению и наиболее легких в гармоническом изложении, удобных по тесситуре для голоса.
Дети учатся в своем исполнении раскрывать творческий замысел автора, добиваться звонкости, полётности, естественности звучания.
В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, Детской школой искусств, концертно-просветительская деятельность через организацию конкурсов, музыкальных вечеров, участие в районных смотрах и праздниках.
Календарный учебный график
Годы обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2021–2022
| 03.09 | 25.05 | 36 | 70 | 144 | 2 раза по 2 часа в неделю |
Содержание программы – объем 144 часов
- Введение в программу (3 часа)
Знакомство с программой и учебным планом. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности и правилам поведения. Ознакомление с формами информационно-коммуникативных технологий в режиме онлайн с использованием сети Интернет.
- Блок 1. Театральное искусство (48 часов)
- Что такое театр? Виды театров;
- русские народные сказки на бурятский лад: «Колобок», театр кукол «Репка»;
- сюжетно-ролевые игры;
- мастер-классы;
- психологические тренинги;
- упражнения и тренировки для артикуляции и скорости речи;
- озвучивание мультфильма «Синий трактор»;
- театрализованные представления: традиции и обычаи бурятского народа и встреча Нового года по лунному календарю.
3. Блок 2. Музыкальное творчество и вокально-инструментальный ансамбль (93 часа)
- Музыка. Знакомство с творчеством знаменитых музыкантов;
- эстрадное сольное пение (русские и бурятские детские песни);
- бурятское народное сольное и ансамблевое пение.
Теория: экскурс в историю музыкального коллектива. Беседа об устройстве ансамбля. Формы предстоящей работы: учеба, практика. Правила безопасности. Теоретические предметы. Цели и задачи изучения, обоснование необходимости. Практика: тестирование, прослушивание, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
Нотопись. Теория: правописание нот, знаков. Ключи скрипичный и басовый. Такт, размер, другие обозначения (знаки музыкальной выразительности, штрихи, специальные термины; буквы и ноты). Практика: письменные упражнения по освоению нотного почерка. Ноты, группировки длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Чтение нот в ключах скрипичном и басовом. Штрихи, оттенки, знаки музыкальной выразительности; чтение, анализ материала ансамбля.
Метр и Ритм. Теория: понятия и определения новых терминов. Музыка как временной вид искусства. Длительности, простейшие ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Практика: анализ музыкальных примеров и выводы о разной значимости терминов, наблюдения за взаимосвязью и взаимозависимостью. Доля, такт, определение размеров 2/4, 3/4, 4/4. Упражнения по теме: «Чтение ритма и анализ на слух в размерах 2/4, 3/4, 4/4»; тактирование, дирижирование, использование учебных пособий и практического материала ансамбля.
Тон и полутон. Знаки альтерации. Теория: понятие, определение, беседы о свойствах музыкального звука. Практика: использование в качестве пособий музыкальных инструментов: гитары, фортепиано; зрительная наглядность и анализ на слух. Письменное упражнение: диез, бемоль, бекар. Чтение примеров по нотам.
Лад: мажор, минор. Теория: лад как система. Понятие об устойчивости, неустойчивости – опорном звучание отдельных ступеней (I-III-V). Мажор, минор: разность ладов окраски, особенности тембрового звучания. Специфика построения: тоны и полутоны, их сущность, роль во взаимоотношении ступеней лада, в системе мажора и минора. Виды лада – натуральный, гармонический, мелодический. Практика: интонационные упражнения: пение ступеней мажора, минора; анализ построения, сходства и различия, анализ на слух.
Тональность. Тональности до трёх знаков. Теория: определение тональности как высоты лада. Повторение знаков альтерации, случайные и ключевые знаки. Практика: построение лада (мажор, минор) от разных нот, на разной высоте. Выявление определённой системы, порядка возникновения ключевых знаков. Построение и чтение схемы тональностей (примерно до 3-4-х знаков). Запись, работа в тональностях: интонирование ступеней, слуховой анализ, пение по нотам упражнений в тональностях, примерно до трёх ключевых знаков.
Интервал. Аккорд. Теория: определение, вывод об интервалах из повседневных жизненных примеров; сущность интервала в музыке. Диссонанс, консонанс; ступеневая, тоновая величина, обозначения. Аккорд как гармоничное, слаженное сочетание звуков; консонантность, слитность трезвучий. Практика: построение интервалов на ступенях мажора, минора. Устойчивое, неустойчивое звучания интервалов, анализ на слух. Обозначение, письменные упражнения; пение интервалов на ступенях (до мажор, соль мажор).
Клавишные инструменты. Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора. Практика: извлечение звука на фортепиано; о специфике работы над игрой – исполнением: упражнения в положении «сидя» и «стоя» за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук.
Струнные. Шестиструнная гитара. Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки. Чтение нот. Практика: аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.
Ансамбль. Теория: значение термина «ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент». Практика: единовременное начало и окончание игры. Слаженная и уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс (между инструментальной и солирующей группами). Разучивание нескольких песен и аккомпанирование солистам. Развитие музыкально-слуховой дисциплины.
Литература
По индивидуальному обучению на инструментах.
Ударные инструменты:
- Галоян Э. «Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном», М. , 1972г.
- Зинкевич В., Бориц В. « Курс игры на ударных инструментах» ч.1, Л-М 1979 г.
- Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» , М., 1982 г.
- Снегирев В. «Этюды для малого барабана» М., 1979г
Клавишные инструменты:
- Бриль И «Практический курс джазовой импровизации» М. ,1979 г.
- Симоненко В. «Мелодии джаза» (антология), К., 1984 г.
Гитара, электрогитара, бас- гитара:
- Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 1993г.
- Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 1993 г.
- Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» (методическое пособие), М. 1979г
- «Аккорды и аккомпанемент», М. 1979г.
- Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М , 1984 г.
По теории музыки:
- Вахромеев В. «Элементарная теория музыки», М., 1979г.
- Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М , 1992г.
По аранжировке, инструментовке, методике работы ВИА:
- Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей» М., 1993 г.
- Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 1997 г.
- Шалахов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных ансамблей.(учебное пособие), М., 1978г.
Литература для учащихся:
- Сборники: Многосерийные издания для ВИА.
- Эстрадная музыка радио, - кино, - театра.
- Сборники российских рок – групп «Кино», «Любэ», «Машина времени», «Ария»,«Алиса» и др..
- Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г.
- Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 1999 г.
- Энциклопедия «Музыка», С-П., 1999г.
- Журналы «Искусство», «Музыка в школе»
- Альманах «Звезды рока», М, 2002 г.
Литература по театральной деятельности:
1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987
4. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981
5. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006
6.Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005
7. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984
8. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989
9. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007
10. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007
11. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004
12. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004
13. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980
Средства обучения и воспитания
- Комплект «Звуковое оборудование»: коммутационное оборудование, микрофоны и радиосистемы, акустическая система;
- Комплект «Инструменты музыкальные»;
- Комплект «Демонстрационное и выставочное оборудование»: мультимедийный проектор, экран, ЖК-панель, интерактивная панель, магнитно-маркерная доска, стенды, витрины выставочные и др.;
- Комплект «Костюмы для танца / театра»;
- Комплект «Одежда сцены и декорации»;
- Комплект учебной оргтехники: сканер, принтер цветной, веб-камеры, МФУ, точка доступа, коммутационное оборудование;
- Комплект учебной канцелярии: нотная бумага, ножницы, карандаши, ручки, готовальня, клей и др.;
- демонстрационные стенды;
- учебно-методическая литература по тематике;
- специализированные системы хранения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата
Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...
Классный час: "Каждый ребенок имеет право ..."
Разработка классного часа по теме: "Каждый ребенок имеет право ...". Классный час проходил в форме детского форума. Детям очень понравилась форма работы, да и я достойно выступила на конкурсе "Самый к...
«Возможности дополнительного образования в создании ситуации успеха для каждого ребенка»
Этапы создания ситуации успеха для воспитанников отделений дополнительного образования детей....
В каждом ребенке есть созидающее начало...
Методы и приемы, используемые в преподавании предмета «Литература» с позиции аксиологического подхода...
Педагогическая гостиная «Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС».
Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе...
Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС
Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе педаг...
"Каждый ребенок имеет право"
Классный час-презентация о правовом воспитании учащихся....