«Ассирийская держава»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Москаленко Надежда Викторовна

На протяжении всего урока идет развитие предметных компетенций: использование знаний о территории и границах, географических особенностях, использование сведений из исторической карты как источника информации, описание условий существования, основных занятий населения страны, поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях прошлого, анализ информации, раскрытие причинно-следственных связей, оценивание поступков, человеческих качеств правителей страны, понимание культурного разнообразия народов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_assiriyskaya_derzhava.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Ассирийская держава».

Москаленко Надежда Викторовна, учитель истории и обществознания,

МБОУ Заславская СОШ, Балаганский район, д. Заславская, ул. Гагарина, 21.

Педагогические цели

Способствовать пониманию особенностей природных условий Ассирии, возможностей хозяйственного освоения территории; создать условия для развития умений анализировать причины быстрого роста территории государства, превращения Ассирии в могущественную державу, работать с картой; содействовать формированию представлений об ассирийском войске, культурных достижениях ассирийцев

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые результаты

(предметные)

Научить характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны используя различные источники информации.

Определять место исторических событий во времени (до н. э.).

Использовать историческую карту как источник информации.

Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни ассирийцев.

Раскрывать характерные, существенные черты: а) формы государственного устройства Ассирии (с использованием понятия «держава»); б) отношения ассирийцев к населению захваченных земель, пленным.

Объяснять, в чём заключалось значение освоения железа, назначение и художественные достоинства памятников культуры Ассирии: царский дворец, библиотека Ашшурбанапала;

Развивать умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;

Личностные результаты

Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Ассирии.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира.

Формирование устойчивого познавательного интереса.

Метапредметные результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

Выработка умений работать с учебной информацией.

Готовность к сотрудничеству.

Формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение и природные условия верховий реки Тигр, занятия жителей.

Освоение железа (X в. до н. э.). Завоевательные войны ассирийцев, образование могущественной державы. Устройство ассирийского войска, вклад ассирийцев в военную науку и практику. Ассирийские цари и их способы управления державой. Падение Ассирии. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии (612 г. до н. э.). Культурные сокровища Ниневии: планировка городов, градостроительство, каменные рельефы, глиняная библиотека Ашшурбанапала. Ассирийцы, держава, империя, конница, таран, глиняная библиотека.

Образовательные ресурсы

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира:  учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений ; под ред.  А.А. Искендерова. – М.: Просвещение.

Годер Г.И. История Древнего  мира. Методическое пособие. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.

Настенная карта «Египет и Передняя Азия».

Учебная презентация

Оборудование

Доска и мел, проектор, учебник, рабочая тетрадь, историческая карта, раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Организует игру «Чистая доска».

1.        Евреи после странствий и скитаний

Искали плодородную долину,

Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

Ведет их в область, названную …(Палестиной)

2. У этой крепости решалась их судьба,

Все это было правда, а не сон,

В едином крике завершилась та борьба,

Название этой крепости…(Иерихон)

3.        Есть город главный в каждом государстве,

Его столицей называют.

И таким для всех евреев  Израильского царства,

Стал город, называемый….(Иерусалим)

4.В его правленье на холме построен храм,

В честь бога Яхве появился он,

Народ был благодарен мастерам,

Правителя же имя …(Соломон)

Постановка проблемного вопроса:

Как вы думаете мог ли лев расположить своё логовище на тигре?

Ребята я получила письмо от Царя Верхнего и Нижнего Египта фараона Нехо 2. (читает письмо)

     Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!

Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной! Я, царь Верхнего и Нижнего Египта наслышан, что есть такое государство – Ассирия, столицу которого называют логовом львов и городом крови. Орудия ассирийцев сделаны из какого-то прочного металла.  Помогите узнать, где находится эта страна? Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они бесстрашные воины, а их цари – владыки вселенной? Задумал я великое дело и нуждаюсь в вашей помощи. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта фараон Нехо 2

Организует беседу.

- Ребята, о чем нас просит фараон?

- Давайте сформулируем тему нашего урока (слайд 3)

Цели и задачи урока (слайд 4)

Слушают учителя,

Дают ответы, формулируют тему урока, ставят учебную задачу

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Местоположение и природные условия, занятия жителей.
Освоение
железа

Фронтальная, парная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный,

практический.

Рассказ учителя, работа с картой, дополнительной информацией работа с учебником, иллюстрациями, учебной презентацией беседа

Организует работу учеников:

на основе карты определяют местоположение и природные условия Ассирии, занятия жителей.

Территория какого государства изображена на карте? (слайд 5).

В какой части Двуречья находилась страна, которую мы ищем? (слайд 6).

Опишите природные условия Ассирии (слайд 7).

Как природные условия способствовали расцвету Ассирии (слайд 8).

Какие последствия имело открытие свойств железа для развития страны? (слайд 9)

Работа с текстом учебника на стр. 86 и использование дополнительного материала учебной презентации (слайды 10 - 13)

– В чем преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными?

Вывод: географическое положение и природные богатства Ассирии создавали условия для развития в стране скотоводства, земледелия, ремесла и торговли (слайд 14).

Находят и показывают на карте верхнее течение Тигра, Ассирию. Выполняют задания.

Выявляют преимущества железных

орудий труда и оружия перед каменными и медными

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: участвуют в беседе

Работа с картой, дополнительной информацией, беседа по вопросам.

Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей

Групповая. Словесный, практический. Работа с текстом, документом, картой, учебной презентацией

Предлагает прочитать отрывок   исторического документа «Современники об ассирийском войске» (слайд 15) и организует беседу.

- Что можно сказать об ассирийском войске на основе воспоминаний современников?

Организация групповой работы (слайд 16)

а) вооружение;

б) на чем переправлялись через реки?

в) что использовали для захвата крепостей?

Работа с иллюстративным рядом (слайды 17-18)

– Назовите причины военных успехов ассирийцев.

- Назовите последствия завоеваний ассирийцев.

Работа по карте (слайды 19-22)

Организация физкультминутки     (слайд 23)

Организация работы с текстом учебника (стр 88, слайды 24-25)

- Почему в древности столицу Ассирии, город Ниневию, называли «логовищем львов» и «городом крови»?

Ответ на проблемный вопрос «Мог ли лев расположить своё логовище на тигре?» (слайд 26)

Находят на карте покоренные Ассирией страны; описывают рисунок, извлекают из документа ответы на вопросы. Называют причины и последствия военных успехов ассирийцев

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; высказывают свое мнение

Работа с картой, учебной презентацией, беседа
по вопросам

Культурные достижения ассирийцев

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с  иллюстрациями, беседа

Рассказывает о культурных достижениях ассирийцев: градостроительстве, каменных рельефах, глиняной библиотеке Ашшурбанапала (слайды 27-30)

Знакомит с событием: разрушение Ниневии – столицы Ассирии

(612 г. до н. э.) (слайды 31-32)

Под руководством учителя знакомятся с достижениями ассирийцев.

Познавательные: осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят рассуждения

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный, творческий. Беседа, рассказ.

Организует беседу.  

Отвечают на вопросы Царя Верхнего и Нижнего Египта фараона Нехо 2  (слайд 33)

Отвечают на вопросы

Беседа по вопросам.

V.  Рефлексия

Фронтальная.

Словесный  

Проводит рефлексию.

Приемы: «Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока», «Три М» (слайды 34-35)

Оценивает работу учащихся.

 

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценивают результат работы, осознают качество и уровень усвоения

Беседа

VI. Информация о д/з

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Прочитать параграф 18, ответить на вопросы

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Источники.

  1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-assiriyskaya-derzhava-klass-595127.html 
  2. https://ppt4web.ru/istorija/voprosotvet-o-strane-assirija.html 
  3. https://pptcloud.ru/history/vopros-otvet-o-strane-assiriya 
  4. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffs.znanio.ru%2Fd5af0e%2F32%2F14%2Fad0b646852c898a31c96f96d197f26115b.jpg&lr=63&pos=1&rpt=simage&source=serp&text=карты%20по%20ассирии 
  5. https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/assiriya-sverhderzhava-drevnego-mira/ 
  6. https://sparklogic.ru/pic3/2023/11/assiriya-karta-drevnego-mira?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Ассирийская держава"

Конспект открытого урока и презентация к нему....

Презентация к уроку "Ассирийская держава"

Презентация для урока в 5 классе по курсу истории древнего мира...

урок истории "Ассирийская держава"

Урок проводится в 5 классе в рамках курса "История Древнего мира"....

Ассирийская держава.

Урок для 5 класса по теме Ассирийская держава....

Ассирийская держава

Методическая разработка. Презентация к уроку...

презентация к уроку по теме "Ассирийская держава"

Данная презентация составлена с учетом новых требований ФГОС. Основная деятельность обучающегося на уроке - работа с таблицей по поиску необходимой информации....