Конспект урока по истории в 8 классе «Россия после 1 марта 1881 года" или "Начало правления Александра III"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Демченко Татьяна Ювоновна

Изучение нового материала, первый урок в разделе "Россия в последней трети XIX века" учащиеся на основе анализа предшествующей ситуации в России должны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 8 классе

Учитель Демченко Татьяна Ювоновна, учитель истории

Тема урока «Россия после 1 марта 1881 года" или "Начало правления Александра III"

Тип урока - изучение нового материала, первый урок в разделе "Россия в последней трети XIX века" учащиеся на основе анализа предшествующей ситуации в России должны

Цель урока: Постановка учебной задачи на изучение следующего раздела. (построить прогноз дальнейшего развития России после убийства Александра I., и составить план изучения)

Задачи урока:

I. Предметные.

1. Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделить обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие

#1057;равнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III

#1048;злагать и анализировать различные оценки деятельности Александра III(на раздел)

II. Метапредметные.

#1055;ознавательныеУУД:

-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

- формировать умение составлять характеристику ист. личности в виде(мини эссе)

2. Регулятивные УУД:

-формировать умение концентрировать внимание

-закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание

3. КоммуникативныеУУД:

-формировать умение работать в группе

-учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

III. Личностные результаты

  1. Формировать положительную мотивацию к обучению
  2. Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету
  3. Формировать чувство самоуважения у учеников
  4. Продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся
  5. Формирование способности целеполагания.

Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Коммуникативная технология.
  • Проблемно-поисковая технология.
  • Групповая технология

Данный урок является первым в серии уроков последнего раздела - Россия в последней четверти XIX века. Я рассматриваю данный урок как урок постановки учебной задачи ( граница знания и незнания), который с одной стороны позволяет установить связь с ранее изученным материалом по реформам Александра III и проблематизирует на изучение нового раздела. ( решение предметных задач) Данный урок содержит элементы формирования таких метопредметных УУД как анализ, сравнение, обобщение материала, поиск информации в тексте (источнике), коммуникации, умении работать в группе, представлять и аргументировать свою точку зрения, способности целеполагания.

Рассмотрим реализацию приемов формирования УУД на различных этапах урока.

I этап - организация начала урока. Проблематизация ( постановка учебной задачи) ( личностные, познавательные УУД).

II этап – Определение цели и темы урока .

Ставить задачи на уроке необходимо для того, чтобы каждый ученик понимал какая цель стоит перед ним на уроке и искал способы ее самостоятельного решения, что поможет стать ученику субъектом деятельности. Ученики должны сформулировать сами цель и тему урока.

(личностные УУД)..

III этап получение задания и определения способа работы.

На этом этапе урока необходимо обсудить как получив источники мы будем с ними работать. Необходимо найти в тексте "решения" нового императора и соотносить их со взглядами либералов и консерваторов, а также с реформами Александра II. Проведя анализ определить характер политики Александра III. (познавательные УУД).

IV этап Решение поставленной задачи, работа в группе.

С целью достижения наилучших результатов в рамках УУД я использовала технологию групповой работы. Эта технология вполне оптимальна на подобном уроке и соответствует возрасту. группы сформированы равноценные( в каждой группе есть и сильные и слабые ученики)

Передо мной стоит задача научить учащихся работать в группе, как более эффективному способу решения более сложных задач, умению выполнять разные соц. роли, умению договариваться и т.п., работе с историческим источником, поиску аргументов. (предметные, регулятивные, личностные УУД)

V этап Обсуждение результатов наработанных в группе

На этом этапе урока учащиеся должны докладывать, то что они наработали в группах, выполняя задание. На данном этапе формируются умения: представлять результаты своей деятельности, вести дискуссию, аргументировать свои ответы, делать выводы.( предметные, регулятивные, коммуникативные)

VI этап Проблематизация и новое задание в группе

Цель данного этапа - осуществить предметную проблематизацию. Работа с материалам учебника, в котором раскрывается еще одно направление деятельности нового императора, которое должно дать понять учащимся , что политика Александра II носила противоречивый характер. (предметные, регулятивные, личностные УУД)

VII Подведение итогов и рефлексия

На этом этапе урока учащиеся должны сделать вывод - достигли или нет они поставленной цели, могут ли выполнить задание поставленное в начале урока. Определить способ работы. Осуществить взаимооценку и самооценку работы.

( регулятивные, личностные УУД).

Конспект урока по теме: «Начало правления Александра III»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Мы начинаем изучать с вами новый раздел: Россия в последней четверти XIX века, и хочу предложить вам немного необычное задание. Дописать заметку на историческую тему.

  1. Открытие темы урока:

"Император - освободитель Александр II дал крестьянам своду, которую не решились дать крестьянам ни Александр I, ни Николай I. Серия либеральных реформ, последовавшая после отмены крепостного права изменила Россию, разбудила общество, выпустила" из бутылки джина" под именем -революционное народничество. Он пытался под давлением консерваторов остановить реформы, потом снова их продолжал. Утром первого марта 1881 года ничего не предвещало беды, император одобрил проект Лорис-Меликова, который хотел принять на заседании совета министров 4 марта. Бомба террориста не только прервала жизнь Александра II. Народники завершили свою охоту на императора в надежде на то, что этот факт станет толчком к революции. Императорский престол перешел к Александру III, который................................................."

Актуализация знаний учащихся.

Уч. Вы можете сейчас выполнить это задание?

Отв. Нет, так как мы не знаем, что предпримет Александр III после смерти отца. Какую политику начнет проводить.

Уч. Тогда что вам нужно для того, чтобы выполнить задание.

Отв." Необходимо знать о деятельности Александра III, о том какую политику будет проводить Александр III(каков характер внутренней политики), будет ли продолжать реформы отца..."

Уч. Тогда давайте попробуем сформулировать цель и тему урока....

Отв. Цель - определить направление (характер) внутренней политики Александра III, А Тема?: Россия после убийства Александра II) Чтобы подтолкнуть учащихся на формулировку темы -можно спросить каким событием закончился предыдущий период?

Отв. - убийством Александром II, отсюда Тема

Учит. Теперь давайте подумаем, Как будем решать поставленную цель урока? (какова структура де) С помощью чего мы сможем определить характер политики Александра III.

Отв. учащихся........

4 Работа над темой урока.

Учит. : Для того чтобы помочь вам ответить на поставленные вопросы и ( попробовать определить направления политики Ал.III) я подготовила вам пакет документов, которые являются подлинными источниками деятельности Александра III - это в основном его указы и распоряжения, касающиеся разных сфер деятельности общества.

Зад. №1 Поработать в группе с документами и составить от группы выступление по вопросам: ....#1050;акое направление выбрал Александр III для своей деятельности (консервативное или либеральное) , 2(какие решения Александра III могут констатировать это?) #1089;равнить их с деятельностью Александра II

(Ответы детей) Дискуссия. Одна группа докладывает, другие не повторяя что они на работали соглашаются или нет с тем что наработала первая группа и если необходимо то добавляют аргументы в поддержку или доказывают свою позицию.

По факту учащиеся должны сделать вывод о консервативной направленности политики Александра III.

Уч. Как вы думаете, а что могло подтолкнуть Александра III к консервативной политике ...? (Почему не стал продолжать реформы Отца?) Прочтите заметку, которую вам нужно продолжить, может она вас подтолкнет к ответу.

Отв. Либеральные реформы отца разбудили общество, и в конечном счете привели к его гибели? Чтобы это остановить нельзя продолжать реформы в духе отца.

Учит. Как вы думаете подписал ли Ал.III проект Лорис - Меликова?

Зад. №2 Учит. Откройте учебник стр.187 прочитайте пункт- "Попытки решения крестьянского вопроса" и ответьте на на вопрос - А какой характер носила политика Ал.III по крестьянскому вопросу? Аргументируйте ответ.

Отв. - Она была если не либеральной ,то по крайней мере не консервативной) в поддержку крестьянства, облегчало их положение:..... аргументы

Учит. Так скажите, можно ли однозначно определять политику Александра III как консервативную?

Отв. Нет

Учит . - Скажите мы выполнили цель, поставленную в начале урока? Определили характер внутренней политики Александра III.

Отв. Да, но мы увидели, что она была противоречивой.

Учит. Скажите, а теперь вы сможете дописать заметку? Если да - аргументируйте. Если нет, тоже аргументируйте?

Отв. Да - мы можем .....

Нет - мы не знаем какие еще конкретные мероприятия и реформы проведет новый император.

Рефлексия: ( или устно или письменно)

#1050;акое было поставлено задание в нач урока? - дописать заметку

#1050;акую цель мы поставили для того чтобы выполнить данное задание? Выполнили мы эту цель?

3. Каким способом мы этого добились?

4.Что нам предстоит дальше делать?

Итог урока.

Д/З: 1Поработать с пар. № 29-30 дополнить свою таблицу сведениями ( о мероприятиях проводимых Александром III и их характере в сравнении с реформами отца).

2. Что я нового узнал сегодня на уроке и чему научился.

3. Слабым ученикам дать задание.... Параграф и вопросы

Читаю заметку

3 мин.

Проблематизирую учащихся на постановку целей

3мин.

Пишу на доске, цель и тему

Дети выполняют задание по группам

(если необходимо я даю консультацию)

Мин 10

Регулирую дискуссию

10 мин

проблематизация

3-5 мин

Итог - фиксирую на доске

Даю второе задание

В группы

3-5 мин

Обсуждаем цели

Определяем способ работы

Приложение

ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА III О НЕЗЫБЛЕМОСТИ САМОДЕРЖАВИЯ

29 АПРЕЛЯ 1881 г.

…посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать, и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений.

Посвящая себя великому нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действия учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным Нашим родителем.

Вопросы к тексту: 1. Что омонарх имел ввиду под "гнусной крамолой"? 2. Что собирался защищать новый монарх?

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ

14 АВГУСТА 1881 г.

II. Правила о положении усиленной охраны

16. Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчиненных – Губернаторам и Градоначальникам предоставляется также:

а) воспрещать всякие народные общественные и даже частные собрания;

б) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны;

в) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.

г) передавать на рассмотрение Военного Суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым для ограждения общественного порядка и спокойствия, для осуждения их по законам военного времени...

д) требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.

#1050;акие права получили должностные лица, ответственные за исполнение правил настоящего Положения?2. Какую цель преследовал этот указ?

ИЗ ЗАПИСКИ К.П.ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О КОРРЕКТИРОВКЕ СУДЕБНЫХ УСТАВОВ 1864 г. НОЯБРЬ 1885

2. Необходимо, и как можно скорей, пресечь деморализацию, которую распространяет в обществе публичность всех судебных заседаний..... Необходимо дать председателю безусловное право устранять публичность по некоторым делам и умножить разряды дел, по закону производимых в закрытом заседании.

3. Необходимо принять решительную меру к обузданию и ограничению адвокатского произвола, поставив поверенных в строгую дисциплину перед судом… Давно уже пора принять меры против этого сословия, которое всюду, где ни распространялось, представляло величайшую опасность для государственного порядка. И меры эти должны быть на первое время крутые и решительные, дабы можно было разом остановить развитие этого опасного элемента в государстве.

6. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным, совсем несообразным с условиями нашего быта и с устройством наших судов и, как ложное в существе своем и служит к гибельной деморализации общественной совести и к извращению существенных целей правосудия… От этого учреждения необходимо нам отделиться, дабы восстановить значение суда в России.

Вопросы к документу: 1.Какие принципы организации суда предлагал отменить К.П.Победоносцев?#1050;акие изменения, по предложению К.П.Победоносцева, должны были коснуться суда присяжных?#1050;акой характер носила данная реформа.

ИЗ ЦИРКУЛЯРА О ПЕРЕМЕНАХ В СОСТАВЕ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИЙ И ПРОГИМНАЗИЙ. 18 ИЮНЯ 1887 г.

Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих...

Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей, то таких следует увольнять из гимназии или прогимназии.

  1. С какой целью был создан данный документ?
  2. Кто, согласно документу, допускался к обучению в гимназии и прогимназии и при каких условиях?
  3. Дети лиц каких профессий не допускались к обучению в гимназии и прогимназии?
  4. Назовите причину, вызвавшую необходимость проведения данной реформы, указанную в документе.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗЕМСКИХ УЧАСТКОВЫХ НАЧАЛЬНИКАХ

12 ИЮНЯ 1889 г.

…Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто вроде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей,

..Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора. (1.Что стремились изменить в земском самоуправлении этим постановлением 2. Каков характер изменений?)

29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.

35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под стражу, в городской тюрьме крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.

39. На Земского Начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка, по предметам ведомства сельских и волостных сходов…

47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.

  1. Какие права получил Земский участковый начальник?
  1. Кто исполняет обязанности Мировых Судей?

«ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА О ПЕЧАТИ».

27 АВГУСТА 1882 г.

I. Редакции выходящих в свет не менее одного раза в неделю повременных изданий, обязываются, представлять нумера их для просмотра в цензурные комитеты не позже 11-ти часов вечера накануне дня выпуска в свет, причем цензорам предоставляется право, в случае усматриваемого ими значительного вреда от распространения такого повременного издания, приостанавливать выход его в свет, не возбуждая судебного преследования поименованных в сем пункте повременных изданий в цензуру для просмотра...

II. Редакции повременных изданий, выходящих без предварительной цензуры, обязываются, по требованию министра внутренних дел, сообщать звания, имена и фамилии авторов статей, печатаемых в упомянутых изданиях.

III. Вопросы о совершенном прекращении повременных изданий, выходящих как под предварительною цензурою, так и без нее, или о приостановке их с воспрещением редакторам и издателям оных быть впоследствии редакторами или издателями каких-либо других периодических изданий,

IV. Вышеприведенные правила распространяются в одинаковой степени и на повременные издания, арендуемые у правительственных и ученых учреждений.

Государь Император, в 27-й день августа 1882 года, положение Комитета высочайше утвердить соизволил.

  1. Какое право предоставлялось цензорам в отношении просматриваемых ими изданий?
  2. Какие данные обязаны были сообщать редакции (редакторы) повременных изданий, выходящих без предварительной цензуры, министру внутренних дел по его требованию?

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

12 ИЮНЯ 1890 г.

.

87. Губернатор останавливает исполнение постановления Земского Собрания в тех случаях, когда усмотрит, что оно: а) не согласно с законом или постановлением с нарушением круга ведомства, пределов власти, либо порядка действий земских учреждений или б) не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения.

118. Лица, избранные в Председатели Губернских Управ утверждаются в должности Министром Внутренних Дел, а избранные в Председатели Уездных Управ и в Члены как Губернских, так равно и Уездных Управ – Губернатором…

ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

11 ИЮНЯ 1892 г.

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:

1. Заведывание установленными в пользу городских поселений сборами и повинностями.

II. Заведывание капиталами и другими имуществами городского поселения.

III. Попечение об устранении недостатка продовольственных средств способами, имеющимися для сего в распоряжении общественного управления.

IV. Содержание в исправности и устройство состоящих в ведении общественного управления улиц, площадей, мостовых, набережных, пристаней, бечевников, тротуаров, общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав, мостов, гатей и переправ, а также освещение городского поселения.

V. Попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства; устройство благотворительных и лечебных заведений и заведывание ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях.

VI. Участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота, развитие средств врачебной помощи городскому населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении.

VII. Попечение о лучшем устройстве городского населения по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий.

VIII. Участие в заведывании взаимным страхованием городских имуществ от огня.

IX. Попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании учебными заведениями.

Х. Попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода общеполезных учреждений.

XI. Воспособление зависящими от общественного управления способами развитию местной торговли и промышленности, устройство рынков и базаров, надзор за правильным производством торговли, устройство кредитных учреждений по правилам Устава Кредитного, а равно содействие устройству биржевых учреждений.

XII. Удовлетворение возложенных, в установленном порядке, на общественное управление потребностей воинского и гражданского управлений.

XIII. Дела, предоставленные ведению общественного управления на основании особых законоположений и Уставов.

11. Губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий городского общественного управления…

21. Учреждения городского общественного управления суть: 1) Городская Дума и 2) Городская Управа, с состоящими при ней исполнительными органами.

23. Для избрания гласных Думы и кандидатов к ним созываются, через каждые четыре года, Избирательные Собрания, в сроки, назначаемые Городскою Управою, с утверждения Губернатора.

24. Правом участия в выборе гласных пользуются: 1) лица, состоящие в русском подданстве, а также благотворительные, ученые и учебные учреждения и учреждения правительственные, если эти учреждения и лица не менее одного года владеют в пределах городского поселения, на праве собственности или пожизненного владения, недвижимым имуществом, обложенным оценочным в пользу городского поселения сбором и стоящим по оценке, определенной для взимания сего сбора: в обеих столицах – не менее трех тысяч рублей; в губернских городах с населением свыше ста тысяч человек и в городе Одессе – не менее тысячи пятисот рублей; в прочих городах, губернских, областных и входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах, - не менее одной тысячи рублей; в остальных городских поселениях – не менее трехсот рублей; и 2) состоящие в русском подданстве лица и учреждения по законам Империи Общества, Товарищества и Компании, если означенные лица и учреждения не менее одного года содержат в пределах городского поселения торгово-промышленное предприятие, требующее выборки свидетельства: в столицах – первой гильдии, а в прочих городах – первой или второй гильдии.

25. Из лиц, имеющих право участия в избрании гласных на основании статьи 24 и не состоящих под опекою или попечительством, недостигшие двадцати пяти лет отроду, и лица женского пола пользуются сим правом не лично, а через уполномоченных, снабженных от них доверенностями.

33. Права участвовать в выборах лично за себя и в качестве представителей лишаются: 1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы… 6) состоящие под гласным надзором полиции … 8) лица, за коими числятся недоимки по городским сборам свыше полугодового оклада сих сборов.

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.252-253.

  • Используя документ , ответьте на вопросы:

  1. Что, согласно Городовому положению 1892 года, принадлежало к предметам ведомства городского общественного управления?
  2. Кто осуществлял надзор за деятельностью городского общественного управления?
  3. Какие учреждения входили в состав Учреждений городского общественного управления?
  4. На какой срок избирались гласные Городской Думы?
  5. Кто пользовался правом избрания гласных в состав Городской Думы?
  6. Какие лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, пользовались данным правом через уполномоченных, по доверенности?
  7. Назовите основания, по которым, лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, лишались данного права?

Тема: « Гражданин полиса »

(урок в 5 классе)

(закрыть часть доски, на которой написана тема)

Цель: Сформировать понятие гражданин (полиса)

Задачи:

#1086;пределить признаки и основные составляющие понятия гражданства

#1088;азвитие коммуникации, партнерства, уважения чужого мнения;

#1088;азвитие способностей анализа, работы с текстами и историческими источниками;

#1086;рганизация развивающего пространства.

#1074;оспитание чувства патриотизма, гражданственности на положительных примерах мировой истории.

Форма работы: групповая (в парах)

Основные понятия: права, обязанности, закон, метек, присяга, полис, эфебы.

Материалы и оборудование к уроку: письменные источники( документы), специально составленные тексты.

Задачи урока:

I. Предметные.

1. Сформировать понятие гражданин греческого полиса

#1054;пределить права и обязанности афинского гражданина

#1054;бъяснять что значит быть гражданином полиса

4. Объяснять что значит быть гражданином Р.Ф.

II. Метапредметные.

#1055;ознавательныеУУД:

- формировать умение анализировать текст, выделять главное, делать выводы.

- формировать умение формулировать определения по существенным признакам.

2. Регулятивные УУД:

-формировать умение концентрировать внимание

-закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание

3. КоммуникативныеУУД:

-формировать умение работать в группе ( в паре);

-учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы, вести межгрупповую дискуссию

III. Личностные результаты

  1. Формировать положительную мотивацию к обучению
  2. Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету
  3. Формировать чувство самоуважения у учеников
  4. Формирование способности целеполагания.

Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Коммуникативная технология.
  • Проблемно-поисковая технология.
  • Групповая технология

Сценарий урока

( Так как ученики формально с термином гражданство уже сталкивались, на предыдущих уроках, они знают, что это некая принадлежность человека к полису, задача, раскрыть его как содержательное понятие)

Учит.: Здравствуйте ребята, сегодня перед нами стоит сложная, но очень интересная работа, я уверена, что нам с вами под силу ее решить. Во время раскопок археологи нашли мраморную плиту На которой сохранился текст присяги( клятвы), которую давали жители одного из греческих полисов. Сейчас вы услышите текст присяги. (текст читает ученик – одетый в грека)

Учит.: Задание №1 Вы прослушали текст. Он перед вами на партах. Подумайте, кто на ваш взгляд и в связи с чем мог давать такую клятву.

Предполагаемый отв.:

- приезжий человек, вступающий в ряды граждан;

- человек ставший совершеннолетним;

- человек, вступающий в какую либо должность.

(Не страшно, если они предположили не точно, можно наводящими вопросами подвести к этому, или же ученик, читавший текст присяги, рассказывает об этом.

В 18 лет афинские юноши (эфебы) достигали совершеннолетия и должны были нести 2 года особую службу, которая завершала их воспитание и обучение. Но прежде, все юноши приносили присягу, вступая в ряды граждан.)

Учит.: Как вы думаете, ребята, зачем нужно было давать присягу становясь гражданином?

Отв.: - наверно это большая честь быть гражданином и дается не всем.

- возможно, это дает, какие – то, преимущества перед остальными

Учит: Сформулируйте пожалуйста цель, которую на ваш взгляд необходимо решить на уроке?

Пред.Отв.: Выяснить, что значит быть гражданином.

Учи.: Молодцы! (Открываю доску где написана тема урока. )

Задание №2 Перед вами два документа: « Обращение метека, живущего в Афинах к народному собранию» и « Решение, принятое Народным собранием». Прочитайте, проанализируйте и выделите какие возможности ( права), а может и обязанности появляются у человека ставшего гражданином.( группам можно дать бумагу и маркеры, чтобы они записали свои наработки).

Группы работают, и одна из групп после выходит к доске, представив свой результат. Другие группы относятся к тому, что предложила первая группа. Лидер защищает свою позицию. Желательно, чтобы дети вели дискуссию между собой, учитель только регулирует при необходимости. На доске можно заготовить рисунок Красивого грека и на листочках заготовить необходимые надписи прав и обязанностей, во время подведения итогов прикрепить рядом с греком – гражданином его права и обязанности.

Отв: ПРАВА:

  1. право защищать свой полис
  2. право участвовать в Народном собрании и Народном суде
  3. право быть собственником земли
  4. право участвовать в общественных празднествах

ОБЯЗАННОСТИ:

  1. защищать свой полис с оружием в руках
  2. повиноваться законам
  3. почитать богов

Учит: Молодцы! Совершенно верно. Теперь мы с вами знаем, что значит быть гражданином.

Задание №3 Попробуйте сформулировать определение понятия гражданин, закончив следующую фразу:

Быть гражданином полиса…. ( значит обладать правами и обязанностями)

Учитель должен добавить, закрепленными в законе. Законы принимаются государством, их нельзя нарушать, они обязательны для всех. Гражданин не только получает права и обязанности, но и защиту со стороны полиса.

Зад № 4 Попробуйте изобразить понятие гражданин схематично, учитывая все существенные признаки ( после этого группы снова работают со своими схемами)

Итог: Учитель проводит итог. Какая цель была сегодня на уроке? Удалось ли нам ее решить? Что нового мы узнали? Каким способом пользовались?

Задание №5 ( если осталось время или на следующем уроке можно определить, что было самым ценным в жизни гражданина греческого полиса, а можно это дать в качестве дополнительного домашнего задания «пожелавшим» детям)

Оценивание: (самооценка учащихся и оценка учителя)

Домашнее задание:

1.Написать в тетрадях, что нового я узнал сегодня на уроке, что понял?

2. Подумайте: Быть гражданином современного государства, например Р.Ф. тоже самое, или нет?

(тексты прилагаются)

Текст к заданию №5

В античной Грации было впервые сформировано представление о счастье рядового гражданина. Об этом мы узнаем из диалога, который произошел между создателем афинской демократии, мудрецом Солоном и самым богатым человеком того времени, царем Лидии Крезом ( Крез накопил такие сокровища, что о его богатствах сложили поговорку: «Богат, как Крез»). Когда Солон прибыл в Лидию, в честь мудреца был устроен роскошный пир с изысканными яствами, а затем показаны несметные сокровища, хранившиеся в кладовых. После этого Крез спросил Солона, знает ли он самого счастливого на земле человека, надеясь услышать свое имя. Но Солон назвал Телла. Телл был достаточно богат, жил в эпоху расцвета своего государства, имел прекрасных сыновей и увидел внуков. А когда началась война, он в первых рядах встал на защиту своей Родины и геройски пал на поле боя. За это афиняне похоронили с почестями и воздвигли ему статую.

Тогда Крез спросил, а кто после Телла самый счастливый человек, считая, что на этот раз услышит свое имя. Но Солон назвал двух аргосских юношей: Клеобса и Битона, победами на спортивных состязаниях прославивших свой полис. Однажды их мать, жрица, должна была совершить праздничный религиозный обряд, но волы не были поданы, чтобы доставить ее к храму. Тогда братья впряглись в повозку и успели прибыть в святилище вовремя, но сами умерли на ступенях храма. За их подвиг аргосцы воздали им великие почести.

На вопрос же Креза, почему Солон считает счастливыми простых греков, а не его, знатного и богатого человека, мудрец ответил….. Попробуйте предположить, что ответил Солон?

( мудрец ответил, что богат не тот, кто богат, а тот кто прожил и закончил свою жизнь благополучно)

Вывод: Свободный гражданин обретает счастье только в служении согражданам и полису, получая в ответ уважение, почести и славу, которое не может дать никакое богатство.

Конспект урока: "Гражданин греческого полиса"

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня перед нами стоит сложная, но очень интересная работа, я уверена, что нам с вами под силу ее решить. Нам предстоит сегодня побыть историками и поработать с историческими документами. Вот первый из них. Во время раскопок археологи нашли мраморную плиту На которой сохранился текст присяги( клятвы), которую давали жители одного из греческих полисов. Сейчас вы услышите текст присяги. (текст читает ученик – одетый в грека)

Присяга

( археологами была найдена мраморная плита, на которой сохранился текст присяги)

«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом…

Я буду думать только о спасении и свободе государства и граждан и не продам Эллады…

Я не буду выступать против демократии…

Я буду служить народу и советовать ему только наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан…»

2. Определение темы и цели урока

Учит.: Задание №1 Вы прослушали текст. Он перед вами на партах. Подумайте, кто на ваш взгляд и по какой причине должен был давать такую клятву.

Предполагаемый отв.:

- приезжий человек, вступающий в ряды граждан;

- человек ставший совершеннолетним;

- человек, вступающий в какую либо должность.

(Не страшно, если они предположили не точно, можно наводящими вопросами подвести к этому, или же ученик, читавший текст присяги, рассказывает об этом.

Учит: В 18 лет афинские юноши (эфебы) достигали совершеннолетия и должны были нести 2 года особую службу, которая завершала их воспитание и обучение. Но прежде, все юноши приносили присягу, вступая в ряды граждан афинского полиса.)

Учит.: Как вы думаете, ребята, зачем нужно было давать присягу становясь гражданином?

Отв ...... Обещали жить во имя полиса и во благо народа, приносить пользу .... ( докажите словами из текста...)

- наверно это большая честь быть гражданином и она дается не всем.

- возможно, это дает, какие – то, преимущества перед остальными

Учит: В афинском полисе жители делились не только на знатных и не знатных, богатых и бедных, но и на граждан( коренных жителей полиса) и метеков (не граждан, приезжих жителей полиса).

Учит: Давайте попробуем сформулировать тему и цель сегодняшнего урока???

Пред.Отв.: Цель: Выяснить, что значит быть гражданином или определить в чем разница между гражданином и метеком?

Тема: Гражданин греческого полиса.

Учит.: Молодцы! (Открываю доску где написана тема урока. )

Задание №2 А теперь перед вами еще два документа: « Обращение метека, живущего в Афинах к народному собранию» и « Решение, принятое Народным собранием». Прочитайте оба документа, проанализируйте и выделите какие возможности ( права), и обязанности появляются у человека ставшего гражданином.( группам можно дать бумагу и маркеры, чтобы они записали свои наработки).

Обращение метека, живущего в Афинах к Народному собранию

Прошу, почтенное собрание принять меня в члены афинского гражданства, для того чтобы вместе со всеми получить право и почетную обязанность с оружием в руках защищать самый свободный и красивый город Эллады от персидского нашествия.

Я в свою очередь обязуюсь повиноваться законам и избранным властям, почитать отеческих богов.

Решение, принятое Народным собрание Афинского полиса.

  • Народное собрание Афин приняло решение- принять торговца Демура в ряды граждан нашего полиса за то, что он смело проявил себя в дни, когда опасность грозила жителям Афин. И пусть же с сегодняшнего дня получит он возможность участвовать в работе Народного собрания и Народного суда, и стать полноправным собственником земли, которая находится в коллективной собственности граждан...

Группы работают, и одна из групп после выходит к доске, представив свой результат. Другие группы относятся к тому, что предложила первая группа. Лидер защищает свою позицию. Желательно, чтобы дети вели дискуссию между собой, учитель только регулирует при необходимости. На доске можно заготовить рисунок Красивого грека и на листочках заготовить необходимые надписи прав и обязанностей, во время подведения итогов прикрепить рядом с греком – гражданином его права и обязанности.

Отв: ПРАВА:

#1087;раво защищать свой полис

#1087;раво участвовать в Народном собрании и Народном суде

#1087;раво быть собственником земли

#1087;раво участвовать в общественных празднествах

ОБЯЗАННОСТИ:

#1079;ащищать свой полис с оружием в руках

#1087;овиноваться законам

#1087;очитать богов

Задание №3 сформулируйте определение понятия гражданин, закончив следующую фразу:

Быть гражданином полиса…. ( значит обладать правами и обязанностями)

Учитель должен добавить, закрепленными в законе. Законы принимаются государством, их нельзя нарушать, они обязательны для всех. Гражданин не только получает права и обязанности, но и защиту со стороны полиса.

Учит: Молодцы! Совершенно верно. Теперь мы с вами знаем, что значит быть гражданином. Гражданами были только коренные жители Афин, чьи родители родились в этом полисе. Приезжие жители полиса метеки не имели таких прав. Они не могли иметь свою землю и занимались в основном ремеслом и торговлей, не участвовали в Народном собрании и народном суде, не могли защищать полис в случае опасности... Они не могли, занимать общественных должностей, совершать публичных жертвоприношений. Они не имели также права вступать в законный брак с гражданками . Они обязаны были выбрать себе из граждан покровителя, который и был посредником между метеками и органами управления. За отсутствие покровителя метеки наказывались лишением имущества. В пользу государства метеки платили ежегодный взнос. Дети метеков родившееся в полисе уже могли получить гражданство. Право гражданства они могли получать также за особые заслуги. (как в нашем случае).

Учитель - подумайте, а почему всем жителям нельзя было дать все права и обязанности. Обсудите в парах одну минуту.

Пред. отв.

1. Могли предать в бою

2. Участвуя в Народном собрании могли изменить законы в худшую сторону

Рефлексия

Итог: Учитель подводит итог.

1. Какая цель была сегодня на уроке?

#1059;далось ли нам ее решить?

3. Что нового мы узнали?

4. Каким способом мы решая нашу цель пользовались?

Отв. ... Мы изучали источники, документы и из них получали новые знания...

Задание №5 ( если осталось время или на следующем уроке можно определить, что было самым ценным в жизни гражданина греческого полиса, а можно это дать в качестве дополнительного домашнего задания «пожелавшим» детям)

Оценивание: (самооценка учащихся и оценка учителя)

Домашнее задание:

1.Закрепить по тетради права и обязанности афинского гражданина.

2. Подумайте: Быть гражданином современного государства Р.Ф. тоже самое, или нет?

#1055;овторить события греко-персидских войн

4. Дома по тексту определить какую роль в жизни гражданина греческого полиса играет закон. (тексты прилагаются)

Ученик читает текст

5 мин.

Проблематизация

учащихся на постановку целей и темы 8 мин

Пишу на доске, цель и тему

Дети выполняют задание по группам

(если необходимо я даю консультацию)

Мин 5

Регулирую дискуссию

10 мин

3-5мин

Итог - фиксирую на доске

3-5 мин

Обсуждаем цели

Определяем способ работы

3-5мин.

Присяга

( археологами была найдена мраморная плита, на которой сохранился текст присяги)

«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом…

Я буду думать только о спасении и свободе государства и граждан и не продам Эллады…

Я не буду выступать против демократии…

Я буду служить народу и советовать ему только наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан…»

Обращение метека, живущего в Афинах к Народному собранию

Прошу, почтенное собрание принять меня в члены афинского гражданства, для того чтобы вместе со всеми получить право и почетную обязанность с оружием в руках защищать самый свободный и красивый город Эллады от персидского нашествия.

Я в свою очередь обязуюсь повиноваться законам и избранным властям, почитать отеческих богов.

Решение, принятое Народным собрание Афинского полиса.

Народное собрание Афин приняло решение принять торговца Демура в ряды граждан нашего полиса за то, что он смело проявил себя в дни, когда грозила опасность жителям Афин. И пусть же с сегодняшнего дня получит он возможность участвовать в работе Народного собрания и Народного суда, и стать полноправным собственником земли, которая находится в коллективной собственности граждан...

Материалы к открытому уроку

Диалог между персидским царем Ксерксом и греком Демаратом

(Демарат - царь Спарты, предатель, перешел на службу к персам)

Ксеркс: дерзнут ли эллины померяться со мной силой?

Демарат: Они никогда не примут твоих условий, которые несут Элладе рабство. Они будут сражаться с тобой до конца. Ведь если их выйдет в поход только тысяча или около того, то все равно они будут сражаться!

Ксеркс: ( с усмешкой) Демарат! Какие слова слетели с твоих уст! Тысяча воинов будет биться со столь великим войском! Конечно, будь они под начальством одного человека, царя, то из страха перед ним они могли бы выказать сверхчеловеческую храбрость и под ударами бичей напали бы выказать сверхчеловеческую храбрость и под ударами бичей напали бы на численно превосходящего врага.

Демарат: Правда, греки свободны, но не во всех отношениях. Есть у них владыка- это закон, которого они страшатся гораздо больше, чем твой народ тебя. Веление закона всегда одно и то же: он запрещает в битве бежать перед любой военной силой врага, но велит, оставаясь в строю, одолеть или самим погибнуть.

  • право на свободу и личную независимость от другого человека;
  • право на земельный участок на полисной территории;
  • право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;
  • право на ношение оружия и службу в ополчении;
  • право на участие в делах государства;
  • право на почитание и защиту отеческих богов;
  • право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

  • беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
  • приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;
  • защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);
  • повиноваться законам и избранным властям;
  • принимать активное участие в общественной жизни;
  • почитать отеческих богов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России. Правление Александра I: реформы или реакция.Что преобладало?

Данный урок разработан для обучающихся 10 класса. Урок решения проблемного вопроса, рассматривающий внутреннюю политику России в правление императора АлександраI. Возможно применеие ИКТ....

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока природоведения в 5 классе «Россия – наша Родина».

Цели:, формирование уважения к представителям других народов России.Задачи: - формирование гражданского чувства гордости за  свою Родину, свой народ...

Конспект урока по истории "Борьба за власть после смерти И.В. Сталина"

Открытый урок по теме "Борьба за власть после смерти И.В. Сталина" 9 классТип урока: Формирование новых знаний Цели:развивающие – развитие критического мышления, творческого мышления, развитие от...

Конспект урока по истории 7 класс. Россия при Павле. Крестьянская и казачья колонизация

Конспект урока по истории 7 класс. Россия при Павле. Крестьянская и казачья колонизация...