Сценарий внеклассного мероприятия - Великая Отечественная война в стихах и песнях
план-конспект занятия по истории (5, 6, 7 класс)
Мероприятите гражданско-патриотической направленности для обучающихся 5-7 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Великая Отечественная война в стихах и песнях»
Цель мероприятия: Воспитание чувства сопричастности к истории своей страны через военные песни.
Задачи мероприятия:
Воспитательные: Воспитание семейных ценностей, формирование нравственных качеств, уважительного отношения к истории своей страны.
Развиающие: способствовать полноценному восприятию военной песни, развитию творческих способностей, умения работать в группе.
Обучающие: формирование представления обучающихся о военной техники, использовавшейся в ВОВ, символах и памятниках ВОВ, истории Ржевской битвы, освобождении Европы от немецко-фашистских захватчиков, выявление роли казачества в ВОВ.
Формы организации деятельности учащихся: Концерт, игра, беседа.
Ход мероприятия
1. Организацилонный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Слайд 1
Здравствуйте дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы с вами будем говорить о военных песнях. Мы познакомимся с историей возникновения военных песен, поговорим об их значении в годы войны и сегодня.
3. Основная часть.
Учитель-ведущий: Песни военных лет – это песни горечи, песни радости, песни подвига, это песни Великой Победы, песни великого народа. Эти песни позволяют помнить о подвиге наших отцов и дедов. Они, как ничто другое, передают дух и ощущение причастности к той страшной и героической эпохе. Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Казалось бы, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем! А все как раз было наоборот. Понятия «музыка» и «война» на первый взгляд кажутся несовместимыми. Но если обратиться к нашей истории, то взаимовлияние этих понятий сразу же выйдет на первый план. Что такое война? Что она несет людям? Разруху, трагедию, смерть... Как можно противостоять этому? Таким ментальным выходом в пограничных состояниях и явилась песня. Ведь не случайно еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил».
Слайд 2
Это высказывание великого русского полководца XVIII века можно смело отнести ко всем войнам; так, в годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.
Скажите, когда началась Великая Отечественная война? (Учащиеся отвечают – 22 июня 1941 года)
Слайд 3
В первые четыре дня войны было написано более ста песен.
Лучшие песни были для бойцов источником воодушевления и стойкости, мужества и веры в победу. С ними шли в бой и умирали.
Одним из самых ярких символом Великой Отечественной войны является песня «Катюша» композитора Матвея Блантера, на стихи Михаила Исаковского. Давайте вспомним её и все вместе споём.
Учителя, гости и обучающиеся поют песню «Катюша»
Песня «Катюша» была создана еще до войны в 1938 году. Лирическая и в месте с тем строгая музыка как нельзя подошла к песне о верной подруге пограничника и будущего бойца, в ней сочетается патриотичность и лиричность. В это лихолетье она помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. Бойцы не только знали слова песни, но и складывали все новые и новые варианты. Катюша в них сражалась на фронте, ждала своего солдата, становилась медсестрой или партизанкой.… Многие воспринимали Катюшу как реальную девушку и даже писали ей письма.
А через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом. Впоследствии, по аналогии с «Катюшей» имена стали давать и другим видам оружия. Давайте попробуем разобраться, какое оружие получило в годы ВОВ наибольшую популярность. Для этого сыграем в лото. У вас на столах лежат игровые таблички с названием военной техники и карточки с изображением этой техники и справочные материалы с её кратким описанием. Вам нужно заполнить таблички, разложив картинки в соответствии с названием.
Слайд 4
Слайд 5
Учитель-ведущий: Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать всё лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная история Великой Отечественной войны. Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба.
Война шла 4 года и каждый год появлялись все новые и новы песни. Они воспитывали ненависть врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолеть военные трудности.
Песни, написанные уже в послевоенное время, объединены с песнями военных лет чувством глубокого патриотизма, гордости за свою страну.
Одну из таких песен написал поэт Расул Гамзатов. Песня, ставшая бессмертным символом погибших героев. Это песня «Журавли».
Слайд 6
Давайте послушаем её в исполнении нашей выпускницы Александры Колесниковой.
Александра Колесникова исполняет песню «Журавли»
Невероятно пронзительна, как и сама песня, так и история её создания.
В обычном селе Северной Осетии Дзуарикау установлен обелиск.
Слайд 7
Мать и семь улетающих журавлей – пронзительный знак памяти потерь одной семьи.
... В 1941 война пришла в дом Газдановых. Семь сыновей - гордость и надежда родителей. Одного сына не стало в 1941 под Москвой. Затем пали еще двое - обороняя Севастополь. Сердце матери этого не выдержало. О том, что война забрала еще троих, она уже не знала.
Победа была близко – Берлин взят. Но он забрал последнего – седьмого сына. Отец героев не перенес этого известия...
История семьи Газдановых и символичность улетающих от матери журавлей тронули поэта Расула Гамзатова. Он написал стихотворение на родном аварском языке. Его перевод всем знаком как текст песни "Журавли"...
Марк Бернес, который не воевал, но ездил с концертами по Уралу в 1943 году, видел каким трудом достается победа и идет борьба за выживание в тылу. Его тронуло стихотворение "Журавли" Расулу Гамзатов. Это случилось в 1969 году. К этому времени Бернес тяжело болел – рак легких. Марк попросил своего друга и композитора Яна Френкеля положить эти строки на музыку как можно скорее.
Песня была записана с первого дубля 8 июля. Марк Бернес уже практически не мог ходить самостоятельно. 16 августа Марка Бернеса забрала болезнь. "Журавли" стали последней песней в его жизни. А сама гордая птица – символом бессмертных душ героев.
В последствии на основе этой символики стали создавать всё новые и новые памятники, она же лежит в основе эмблемы «Бессмертный полк». В 2014 году официальным и основным символом народного «Бессмертного полка» стал логотип - парящие журавли на фоне пятиконечной звезды. Но наиболее ярко эта символика отражена в Ржевском мемориале Советскому Солдату, открытому 30 июня 2020 года.
Слайд 7 (Ржевский мемориал)
Образ растворяющегося в стае птиц солдата. Центральной частью мемориала является колоссальная статуя советского солдата высотою 25 м. Она помещена на вершине восьмигранного 10-метрового искусственного холма. Молодой воин стоит в гимнастёрке и развевающемся за спиной плаще-палатке, который полностью окутывает его снизу, переходя в разлетающуюся стаю 35 журавлей. Птицы закрывают собой опорные металлические конструкции. Таким образом создаётся эффект парения статуи в воздухе. Обратите внимание на самого война, давайте попробуем описать его, позу, руки, лицо, взгляд. (обучающиеся описывают памятник - руки солдата опущены, в правой он держит ППШ. Его голова повернута вполоборота налево и склонена, он смотрит мимо посетителей мемориала, стоящих перед статуей. Лицо солдата умиротворённое, задумчивое и отрешённое).
Мемориальный комплекс посвящён памяти советских солдат, павших в боях под Ржевом в 1942-1943 годах. Ржевская битва, является одной из самых напряженных и кровопролитных в ходе Великой Отечественной войны. Сражение в районе Ржевско-Вяземского выступа, началось 5 января 1942 года, и длилась 14 с половиной месяцев. После успеха под Москвой Ржев вышел на первый план потому, что в результате сражений на линии фронта образовался Ржевский выступ. Его видно на карте. Для немецкого командования он представлял собой «ключ к Москве». Отсюда врагу было удобно развивать новые атаки на столицу, до которой оставалось до 150 км. Возникла необходимость ликвидировать плацдарм и уничтожить неприятельские силы. 31 марта 1943 года завершилась Ржевская битва. Красная армия полностью срезала Ржевско-Вяземский выступ. Точное число погибших с обеих сторон до сих пор достоверно не установлено. По мнению некоторых историков, Ржевская битва была самым кровопролитным сражением Великой Отечественной войны, превзойдя по потерям даже бои под Сталинградом. За масштабы потерь, в военной истории она получила название «Ржевская мясорубка».
Сражению посвящено известное стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом…». Послушаем его.
Видео «Я убит подо Ржевом».
А вот еще одна всеми любимая песня «Алеша». Поэта Константина Ваншенкин и композитора Эдуарда Колмановского.
Горелова Татьяна и Горелов Алексей исполняют песню «Алёша».
О чем эта песня? (ответ детей – о памятнике советскому войну-освободителю). А где этот памятник находится? (В Болгарии) А что делает памятник советскому воину в Болгарии? (ответ детей).
Дело в том, что изгнать врага с территории нашей страны было недостаточно, чтобы немецкие войска не смогли вернуться пополнив свои силы, чтобы страны Европы захваченные фашистами вновь обрели свободу и независимость, и на земле воцарился мир и покой, нужно было уничтожить врага полностью. Поэтому к середине осени 1944 года когда граница СССР – от Балтийского до Черного моря была полностью восстановлена советская армия начала наступленые операции в Европе с целью её полного освобождения. Давайте рассмотрим карту и определим территории, которые были освобождены советскими войсками.
В 1944–1945 годах Красной армией были полностью или частично освобождены территории десяти европейских стран: Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии, Австрии, Дании, Норвегии и Германии.
С 25 апреля 1945 года началось уничтожение фашистской группировки в Берлине. 1 мая наши солдаты вошли в Рейхстаг, над ним был водружено знамя Победы. В ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о безоговорочной Капитуляция фашистской Германии. 9 мая страна праздновала День Победы. В этот день родилась знаменитая, ставшая по истине народной песня «Казаки в Берлине»
Горелов Илья и Капитонов Максим исполняют песню «Казаки в Берлине».
Что нам рассказывает о войне эта песня? (Ответ учащихся). По этой теме «Роль казачества в ВОВ» я предлагаю подготовить проект, план которого мы обсудим с вами следующем уроке.
А на этом наше мероприятие подошло к концу. Предлагаю завершить его традиционно песней «День Победы».
Все исполняют песню «День победы».
Время стремительно идёт в перед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победа становится все более грустным праздникам, потому что уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Так давайте с честью и с достоинством нести эту память в наших сердцах и передавать нашему будущему поколению. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Великая Отечественная война в стихах русских поэтов
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне...
Презентация Великая Отечественная война в стихах русских поэтов
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Произведения о Великой Отечественной войне в стихах К.М. Симонова и Д.С. Самойлова
Данный материал может быть использован на уроках литературы в 6 классе по творчеству К.М. Симонова и Д.С. Самойлова (стихи о ВОВ)....
Внеклассное мероприятие "Великая Отечественная война"
Методическая разработка....
Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.
Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов. Творческая мастерская....