Внешняя политика Ярослава Владимировича
план-конспект урока по истории (6 класс)
Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnyaya_politika_yaroslava.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6 ИО Дата _____
Тема урока: «Внешняя политика Ярослава Владимировича».
Цели:
1. Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.
2. Развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.
3. Воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор; выработка умения учиться на примере выбора пути исторической личностью.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Основные понятия: государство, усобица, политика, посадник, династический брак; холоп, рядович, смерд, закуп.
Оборудование: учебник «История России » Данилов Д.Д., Данилов А.Д., отрывки из исторических источников.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
Задание № 1.
1 группа (желтый) Задания типа ГИА (Часть А тест)
2 группа (розовый) Задания типа ГИА (Часть Б,С)
Задание № 2. « Кто мог сказать такие слова?» Ученики в карточках
1) «И призвали меня новгородцы, и пришёл я с Синеусом и Трувором» (Рюрик)
2) «Предсказали мне кудесники, будто смерть моя от коня моего» (Олег)
3) «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не
Убить его, так и князь..» (Игорь)
4) «Иду на вы!» (Святослав)
5) «Кто завтра не придёт на реку, да будет мне враг» (Владимир)
III. Изучение нового материала.
А) сообщение целей и задач урока.
На прошлом уроке мы с вами изучали эпоху правления князя Владимира, крещение Руси и борьбу за власть между сыновьями Владимира. Узнали о жестоком убийстве Бориса и Глеба, о Святославе , прозванном в истории Окаянным. Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? (ответы учащихся). Откуда вы узнали? Действительно сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Правление Ярослава Мудрого», определим, в чем значение его деятельности для укрепления государства - Киевская Русь.
Князь Владимир много сделал для укрепления Киевского государства, но после его смерти в 1015 году наступили тяжелые времена. Власть перешла к сыновьям Владимира, которые постоянно враждовали между собой. В длительные усобицы вовлекались печенеги, поляки, наемники-варяги. В 1019 году великим князем киевским стал сын Владимира – Ярослав, впоследствии его назовут Мудрым. Внимание! Дата 1019 – 1054 гг.
Проблемное задание. В течение нашего урока подумайте, оправдывает ли князь Ярослав, прозвище Мудрый?
Б) Характеристика личности Ярослава Мудрого.
Историческая справка – сообщение обучающегося
В жизни каждого народа есть деятели, которые составляют эпоху в его истории. К числу таких редких выдающихся деятелей принадлежит и великий князь Ярослав. «Владимир взорвал почву, просветив её святым крещением; Ярослав, сын его, посеял на этой почве семена книжного учения, а мы пожинаем плоды просвещения! – так оценил роль Ярослава в русской истории наш самый знаменитый летописец Нестор. Он рассказывает о личности Ярослава не оставив нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О характере человека говорят лучше его дела. В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение, сам князь был сторонником книг.
При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. В те времена престиж державы во многом определялся династическими связями. С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться могущественные правители Европы.
Читаю отрывок из документа.
Утешало Ярослава, что все браки совершены достойным образом. Любимый сын Всеволод женат на дочери греческого царя Константина Мономаха; Святослав уже много лет назад женился на Оде, дочери графа Штадского, родственника Бурхарда, епископа Трирского и ближайшего советника кесаря Генриха. Изяслав женат на Гертруде, дочери маркграфа Саксонского. Сестра Доброгнева стала польской королевой. Дочь Елизавета была за норвежским королем, другая дочь — Анастасия — за венгерским королем. Эти браки укрепляли дружбу и мир, а тишина и мирное житие благоприятствуют сельским работам и переписке книг. Когда война, пахарю не до плуга, а книжнику не до тростника для писания.
В 1036 году у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя святой Софии.
Самостоятельная работа, заполнение таблицы «Внешняя политика» по учебнику параграф7 стр. 80
Цели внешней политики | Успехи | Неудачи |
Укрепление южных рубежей страны | возводил на границе города-крепости наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г) | |
Расширение территории | Земли на западном берегу Чудского озера | |
Укрепление северо-западных рубежей страны | Строительство Юрьева | |
Установление выгодных отношений с государствами Европы | 1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха; 1041 г. – союзный договор с Польшей; ряд выгодных династических браков | 1043 г. – неудачный поход на Византию; |
В) Опережающее задание. Сообщение учащихся
Одной из достопримечательностей древнего русского зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом Мудрым в 1037 году по случаю победы над печенегами. «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдется подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!» - отзывался о соборе митрополит Илларион. Храм назвали в честь святой Софии - мудрости Божией. Храм окружен был с трех сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию, группируясь вокруг самого большого купола -тринадцатого.
Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознесся почти на 30 метров над окружающими его низенькими деревянными избами - полуземлянками. Необыкновенная высота сводов, мозаика и фресковая роспись стен ошеломляла киевлянина, привыкшего к своему тесному и простому жилищу.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными».
Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашней главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
Итак делаем вывод
При нём были построены каменные стены вокруг Киева, возведены Золотые Ворота. В Софийском соборе была создана крупнейшая библиотека, в которой собирались и переписывались книги. При монастырях открывались школы. Сам Ярослав был образованным человеком.
Физкультминутка – Орехов Динар
3. На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
Г) Характеристика исторического источника « Правда Ярослава».
Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава было составление свода письменных законов, который получил название « Правда Ярослава». Время создания документа нельзя определить точно. В Софийской летописи за 1019 год сказано, что Ярослав отпуская новгородцев из Киева дал им «Правду и Устав». Первоначально при Ярославе она состояла из 17 статей. Написанный для новгородцев, закон был принят и распространен на все русские земли. По содержанию «Правда Ярослава» - аналог современного уголовного кодекса, поскольку большая часть её статей касается преступлений и наказания за них.
Найдите в учебнике и прочитайте. Как происходил княжеский суд. () стр. 83
Новое слово: вира (найти в словаре и выписать в тетрадь (стр. 263)
А сейчас, давайте совершим воображаемое путешествие во времена Киевской Руси XI века на княжеский суд, на основе картины «Суд во времена Русской Правды».
Перед палатами расторопные плотники возвели помост для князя и бояр. Затянули его дорогими коврами, сверху по коврам расставили скамьи с мягкими суконными полавочниками. Княжеское кресло, обшитое золотыми пластинами с вделанными в них дорогими каменьями, установили посередине. Внизу перед помостом выстроились дружинники. Князь явился перед людьми в красном корзне (плащ у знатных людей Киевской Руси), застегнутом на плече золотой запоной, в красных сафьяновых сапогах с серебряными завитушками на голенищах и пушистой собольей шапке с алым верхом.
Князь кивнул, тотчас же дружинники выхватили из группы людей, стоявших у помоста чуть поодаль, щуплого старика. Его поставили на колени. Старик молчал. Тогда за него сказал вынырнувший из-под помоста видок (свидетель) с набухшими маленькими глазками.
Работа в группах с дидактическим материалом.
1 группа. Действующие лица: автор, князь, боярин, тиун.
Бронник Кропило, князь, украл боярского сокола, спрятал в избе под лавкой. А как пришли люди, облаял их негожими словами, поносил боярина и служек его.
Князь наклонился к сидящему рядом с ним боярину:
- Что сказано об этом в Русской Правде?
- Сказано: «А оже украдуть чуж пес, либо сокол, то за обиду три гривны».
- Да будет так, а покуда взять Кропилу под стражу, - сказал князь.
Старик ни слова не вымолвил, только губами пошевелил. По знаку тиуна его отволокли в сторону и бросили наземь.
2 группа: действующие лица: автор, тиун, гончар, боярин, женщина
К помосту подвели крепкого парня с темными мокрыми пятнами на рубахе.
- Пади! — багровея, приказал тиун. - В чем твоя вина, раб?
- Не раб я, а человек вольный,— ответил парень. - Гончар я по прозванию Лука.
- А скажи, Лука, в чем обвиняет тебя мой тиун? - спросил князь.
- Грабил боярские скотницы, бесчинствовал на боярском дворе. Парень отрицал свою вину.
- Видок есть? - спросил князь. В толпе молчали.
- А что сказано об этом в Русской Правде? Багровый от сдерживаемого гнева, боярин сказал:
- Ежели нет видка, то испытать железом.
Князь кивнул. Гончар сильно побледнел, заметался в руках державших его дружинников. Неподалеку от помоста на углях светился раскаленный железный брус. С парня сорвали кафтан, оголили по локоть правую руку. Притихшая толпа подалась вперед, и вдруг забился в воздухе истошный бабий крик:
- Люди добрые! Да какой же он гончар-то без руки?
- Отпустите Луку!
- Цыц вы,- пригрозил тиун, - али сами погреться захотели?
Стихло на площади, парню в руку сунули раскаленный брус. Сжав ладонь, Лука сделал несколько шагов и упал. Дружинники натянули ему на обожженную руку мешок, наложили восковую печать.
Тиун протяжно произнес:
- Рука заживет, значит, ты не виновен - отпустим с миром. Ежели не заживет, взять под стражу и бросить в поруб.
IV. Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос
- В подведение итогов урока давайте ответим на вопрос, оправдывает ли князь Ярослав прозвище Мудрый? (ответы учащихся)
Чему мы должны у него учиться?
Выставление оценок.
Домашнее задании: параграф 7, стр.78-86 Написать какие из законов «Русской Правды» могут использоваться и в современном мире? Какие – ни в коем случае?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «УЗЛЫ» с учащимися группы НП-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 12 октября 2012 г. Время проведения: 10-50 – 12-20 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления...
Страница участника 1 Всероссийского Интернет-фестиваля Пичугина Анатолия Владимировича, учителя физической культуры МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области.
Оформление страницы участника интернет-фестиваля на сайте OPEN CLASS....
Портфолио учителя физической культуры Сарыглара Тэмира Владимировича
Результаты педагогической деятельности....
Лев Владимирович Щерба
Данная презентация рассказывает об основных вехах жизни, научных трудах и значении деятельность известного русского ученого-лингвиста Льва Владимировича Щербы. Будет полезна как педагогам, так и учащи...
Творческая встреча с поэтом и бардом, жителем Хомутовского района,Владимиром Владимировичем Коровкиным
Мероприятие проводится в форме творческой встречи. Ученики встречаются с интересным человеком: бывшим военным, ныне фермером и творческой личностью В. В. Коровкиным. В течение встречи дети читаю...