«Спасо-Богородицкий женский Одигитриевский монастырь — духовный памятник Великой Победе»
учебно-методическое пособие по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
имени Героя Советского Союза Д.Е. Кудинова
г. Вязьмы Смоленской обл.
Методическая разработка урока истории
«Спасо-Богородицкий женский Одигитриевский монастырь — духовный памятник Великой Победе»
подготовила и провела:
Меркушева Н.И.-
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№10
г.Вязьма Смоленской области
УРОК «Спасо-Богородицкий женский Одигитриевский монастырь — духовный памятник Великой Победе»
Пояснительная записка
Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для нашего государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость. Годы все дальше уносят нас от тех страшных лет, забыть которые мы не имеем право. Все меньше остается очевидцев той войны. Данный урок мужества разработан для учащихся 8 класса. Большое внимание на уроке отводится знакомству с краеведческим материалом. Проведению урока предшествует подготовительный этап - экскурсия в краеведческий музей «Богородицкое поле».
Цели:
- духовно-нравственное образование и воспитание школьников по средствам православной культуры и отечественный истории.
- увековечивание памяти о Великой Отечественной войне—сохранение исторической справедливости и достойной памяти о погибших при защите Отечества.
Задачи:
Образовательные: обеспечить усвоение знаний , расширять кругозор учащихся об истории нашей «Малой Родины», совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать изучаемый материал.
Развивающие: активизировать познавательную активность; развивать коммуникативные навыки работы в группах; создать условия для развития у школьников умений формулировать промежуточные проблемы, предлагать пути их решения, обеспечить развитие у школьников речи, развивать познавательный интерес к истории и православным традициям нашей страны.
Воспитательные: формировать чувства гордости за историческое прошлое России, патриотического служения Родине, умения видеть связь времен , формировать базовые национальные ценности.
Методы обучения: словесно – наглядный, эвристический и исследовательский.
Главным результатом урока-исследования является интеллектуальный продукт, устанавливающий знания о монастыре, сохранение памяти о Великой Отечественной Войне.
Формируемые УУД :
Познавательные:
-Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы класса.
-Осознавать познавательную задачу.
-Читать, слушать, извлекать необходимую информацию.
-Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщающие выводы
-Работать с дополнительными источниками.
Регулятивные:
-Уметь работать по предложенным инструкциям.
-Уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, самостоятельно анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
Коммуникативные:
-Уметь работать в парах, в группе и в коллективе, уметь рассказывать о своих результатах
-Умение эффективно распределять обязанности.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, индивидуальные листы, словарь,учебник.
Место урока в учебном курсе: Урок № 22-23 из раздела «Святыни Смоленской земли».
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы коллег
Работа по данной методике учит выполнять задания в группах, формулировать ответы на вопросы, оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к истории своей Родины
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть. Давайте пожелаем друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Включайтесь в работу не забывая что...
«Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я понимаю»
- гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Садитесь, пожалуйста.
Перед нашим путешествие по Вяземской земле, необходимо обозначить тему урока. Внимание на экран .
(слайд 2)
Вы слышите звон колоколов. Ответьте на вопрос , а где можно услышать сегодня колокола?
Предположительный ответ: В храме.
Учитель: Совершенно верно, именно там. Но, речь сегодня пойдет не совсем о храме. Посмотрите на слайд и прочитайте отрывки из стихотворения. (слайд 3 )
«Я хочу уединиться
Чтоб тишиною насладиться
Чтоб смог трудиться и молиться
Чтоб с Богом смог соединиться ...»
Это стихи современного поэта Егора Гашкова. А как вам кажется, кому могут принадлежать такие слова.
Предположительные ответы учеников: монаху
Учитель: Верно. В истории известно не мало имен людей, которые меняли свою жизнь коренным образом и посвящали себя служению Богу и людям. Есть на земле и удивительные места, где живут эти люди. Они добровольно отказались от всех земных благ: машины, квартиры, карьеры, отдыха. Как вы думаете, а где такие люди могут жить?
Предположительные ответы учеников: монастырь.
Учитель: Верно, речь сегодня пойдет о монастырях. Тема нашего урока сегодня «Спасо-Богородицкий женский Одигитриевский монастырь — духовный памятник Великой Победе». (слайд 4)
Исходя из темы урока давайте попробуем определить цель.
Предположительные ответы учеников: Познакомиться с понятием «Монастырь», понять его духовное предназначение.
Учитель : Итак цель нашего урока будет такая «Познакомиться с православными монастырями, их ролью и значением в духовной культуре русского народа»
(Слайд 5)
Учитель; Итак, что же такое монастырь? Вы, на уроках православной культуры смоленской земли и на уроках истории уже знакомились с этом термином. Много монастырей на Руси, много их и у нас на Смоленщине. Однажды прочитала такую фразу, что при постройке монастыря место выбирали «спиной», что это означает?А это значит, что не просто возводили обитель там, где придется. Например, на пустыре или в центре города, где народу побольше. Возможно это было место подвига какого-то святого или где произошли важные события для православных людей.
Учитель Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А кто-то связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. А что такое вообще монастырь? Пока мы с вами будем рассуждать на этот вопрос. Попрошу ребят, сидящих за первой партой, найти нам определение в словаре и в учебнике. А те, кто сидит за второй партой прочитают тексты в которых вы найдете высказывания разных людей о монастыре. А мы с классом попробуем порассуждать. Так что же такое монастырь? (приложение 1 )
Учитель: Итак, что такое монастырь?
(Работа в парах. Учитель записывает на доске слова высказанные ребятами)
Предположительные ответы учеников: «Место для уединения», «место для общения с Богом»
Учитель: А теперь давайте проверим правы ли мы с вами были? Прочтите, ребята определение, которые вы нашли в словаре и в учебнике.
(Зачитывают определение и высказывание подготовленные учителем на карточках. Ищем слова - совпадения записанные на доске)
Предположительные ответы учеников: (зачитывают определения в словаре и в учебнике)
Учитель. Спасибо, ребята. Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Это определение. Теперь мы, зная , что такое монастырь, давайте попробуем дополнить эту информацию уже своими выводами. (слайд 6 )
В начале урока было предположение, что речь сегодня пойдет о Храме. Но, Монастырь отличается от храма . Давайте подумаем чем? У вас на столе лежат таблицы попробуйте найти и записать отличия. Обратите внимание на слайд, он будет вам еще одной подсказкой.
(индивидуальная работа) (приложение2)
Учитель. Что у нас получилось?
Предположительные ответы учеников: храм- отдельно стоящее здание. Там совершаются богослужения. Храм во время служб посещает много народу. В Храме не живут. т.д.
А монастырь - это такое общежитие для монахов, в котором они сосредоточенно молятся Богу. Как правило, монастырь - это комплекс различных зданий, в числе которых - непременно храм.
Учитель. Все правильно. Выяснили что такое Монастырь. А какие монастыри вы знаете?
Предположительные ответы учеников :
Учитель Сегодня на уроке Речь пойдет об одном из самых молодых монастырей России Спасо-Богородицком женском Одигитриевском монастыре.(слайд 7)
Находится он в деревне Всеволодкино. на берегу реки Курьяновки, примерно в 20 километров от Вязьмы. Это действующий и строящийся монастырь.(слайд 8 )
Места здесь очень живописные: высокие холмы Смоленско-Московской возвышенности чередуются с бескрайними полями и лесами. Вокруг тишина, покой, чистое поле. Но почему именно здесь ему суждено стоять? Мы посмотрим отрывок из документального фильма и постараемся ответить на этот вопрос.
(просмотр отрывка из фильма Вяземский котел слайд 9)
Учитель: Догадались?Так какова же причина возведение монастыря именно здесь.
Предположительные ответы учеников: На месте гибели русских воинов.
Учитель: Совершенно верно. Здесь проходила Вяземская оборонительная операция, получившая название «Вяземский котел». Что вы знаете об этих страницах нашей истории?
Предположительные ответы учеников: - (это трагедия Великой Отечественной войны, произошедшая в первой половине октября 1941 года. Немецкие войска окружили части пяти советских армий (сюда также входили дивизии Московского народного ополчения), а также группу генерала Болдина, создав тем самым вражеское кольцо.)
(слайд 10 )
Учитель: В планах немцев было молниеносно преодолеть Смоленщину и выйти напрямую к Москве, однако наступление на столицу нашей Родины было задержано на две недели, что, по мнению историков, дало возможность подтянуть резервные силы для обороны Москвы. Войска, оказавшиеся в вяземском котле неоднократно пытались прорвать вражеское кольцо. Это удалось сделать лишь однажды: в районе реки Курьяновки из окружения вышли 85 тысяч солдат Красной Армии. После этого кольцо вновь сомкнулось. В нем, по приблизительным подсчетом, осталось порядка 600 тысяч человек, большая часть из которых оказались в плену.
Идея основать монастырь под Вязьмой появилась в конце 90-х годов прошлого столетия. Инициатором этой идеи стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Святейший Патриарх Московский и всея Руси).
Я хочу предложить вам к концу урока составить маршрут экскурсии по местам боев.
Учитель :В 2010 году началось строительство первого храма Одигидриевского монастыря, который в конце 2013 года был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.(Слайд 11 )
Его северный придел освящен в честь святого мученика Иоанна Воина. Завершаются работы на надвратном храме в честь Спаса Нерукотворного Образа, сестринском, игуменском и административном корпусах. В планах также возведение больничной церкви в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали».
Учитель. Несмотря на то, что монастырь еще совсем молодой у него уже есть свои особо чтимые святыни До наших дней дошла одна история рассказанная фронтовиком, насельником Троице-Сергиевой лавры схиархимандритом Михаилом Балаевым , 1924-2009). Она связана с трагическими событиями, произошедшими под Вязьмой 11-12 октября 1941 г. В те дни в окружение попали сотни тысяч его однополчан. Окружение, плен для русского человека, а тем более для воина - это страшно. Помощи ждать было не откуда. Воины гибли, но не сдавались.
Сейчас мы с вами разделимся на группы, одной группе я дам почитать воспоминания очевидца тех самых событий , другая группа будет анализировать немного другой текст. В конце текста есть вопросы на которые вам необходимо ответить. ( часть класса делим на две группы, они работают с текстом. Остальные работают с учителем)
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Учитель: Пока ребята работают с текстом давайте попробуем ответить на вопрос. А что такое Святыни?
Предположительные ответы учеников: Святые предметы, иконы, личные вещи, мощи.(Слова учитель записывает на доске)
Учитель: Хорошо. Ребята, работавшие в группа готовы? Перескажите нам текст. А мы ответим на вопросы
- Расскажите нам о чем этот текст?
- Как вам кажется чей образ могли увидеть воины?
3. Почему он явился им именно в эти дни?
Предположительные ответы учеников:
1. Образ Богородицы
2. Богородицы спасала солдат от гибели, выводя их из окружения.
- Учитель: А приходилось ли вам слышать что-то подобное? Нам сейчас расскажет вторая группа, о чем прочитали они
Предположительные ответы учеников: пересказывают историю явления пресвятой Богородицы в годы первой мировой войны.
Учитель. Я с вами согласна. Именно пресвятую Богородицу увидели воины. Этот образ являлся не один раз и выводил бойцов в расположение наших войск. Виктор Федорович Балаев дал обет после окончания войны посвятить себя Богу. Через несколько лет он принял монашеский постриг, с именем Михаил, поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры, был одним из ближайших помощников (келейников) Святейшего Патриарха Алексия I. Последние годы пред кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил (Балаев) провел в своей келье. Узнав, что под Вязьмой планируется создание женского монастыря в память о воинах павших за Отечество, отец Михаил рассказал историю о явлении Пресвятой Богородицы в 1941 году и благословил написать такой образ с условным названием «Вяземская ратная».
(слайд 12 )
Учитель Икона создана в мастерской Валерия и Наталии Колтовых, в Твери Она находится в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре. Давайте попробуем описать ее.
Вспомните, что означает Одигитрия?
- Предположительные ответы учеников: Одигитрия- путеводительница. На иконе Божия Матерь представлена во весь рост, парящей на облаке, с Младенцем на руках. Внизу - изображена людская река из воинов, идущих на смерть; они показаны как мученики - без головных уборов, в гимнастерках, в плащ-палатках, с крестами в руках.
Учитель: Икона Божией Матери Одигитрии Вяземской Ратной стала святыней для православных христиан. Матушка -настоятельница монастыря Ангелина как то спросила отца Михаила; «Когда он в жизни почувствовал присутствие Божие наиболее близко? Ответ был: "У вас, под Вязьмой".
Казалась бы со времен Великой отечественной войны прошло немало лет и «Вяземский котел» остался в памяти, но….. сейчас мы снова обращаемся к Божией Матери с мольбами о мире и спасении.
Учитель. Монастырь сегодня строится в продолжение древней православной традиции. Проводятся регулярные богослужения. Монастырь проводит историко-патриотическую и краеведческую работу с паломническими группами, школьниками и взрослыми.
За последние годы при участии монастыря в его окрестностях установлены поклонные кресты. Вы наверняка видели их на дорогах нашей многострадальной смоленщины? Как вам кажется почему они установлены именно на этих местах? Мы с вами порассуждаем. А ребята в группе почитают воспоминания очевидцев этих событий. (Работа в группе) (приложение 4)
Предположительные ответы учеников: на местах боев, в окопах, дотах, оборонительных линиях, братских могилах;
Учитель: Попрошу ребят, которые читали воспоминания очевидцев пересказать нам этот текст. (Пересказ текста и анализ текста)
Это места нашей памяти и скорби. Здесь были обнаружены останков воинов, братские могилы. (слайд 13 ) Со всей России, а так же из зарубежных стран, приходят в монастырь письма с рассказами о воинах Великой Отечественной Войны, защитниках Родины. В синодик монастыря записаны свыше 10 тысяч имен, павших за Отечество. Новый термин - синодик. Давайте попробуем найти его в словаре . (слайд 14) (ищем в словаре. Ребята за первой партой зачитывают определение. Учитель выписывает термин на доску )
Сейчас у нас небольшая физкульт минутка. Мы попробуем расслабится займите удобную положение, закройте глаза. (упражнения для глаз,шеи и спины)( слайд 15)
Учитель:как вам кажется, что это за музыка?
Предположительные ответы учеников: ручей
Учитель. Верно. Но, это не просто ручей В 500 м. к западу от обители на левом берегу речки Курьяновки находится чтимый источник. По воспоминаниям местных жителей, воду из него брали наши бойцы, выходившие из окружения. У источника установлен поклонный крест.
Много памятных мест вблизи монастыря. В 1 км. к югу до 5 февраля 1942 года находилась д. Пекарево. В этот день в деревню приехал карательный отряд. За сотрудничество с партизанами, немецкие солдаты согнали детей, женщин, стариков – всех до одного жителя, в большой сарай и подожгли его. Позже на этом месте появился нерукотворный памятник – Березовая роща, а люди похоронив останки погибших, установили памятный знак и поклонный крест.
( слайд16 )
Учитель: Как ведите это не просто поле, где построили новый монастырь. Каждый кочка, каждая травинка напоминает всем нам об трагических страницах нашей истории.«…В истории нашего Отечества были судьбоносные, поворотные моменты от которых зависело быть или не быть стране, быть или не быть народу. Они всегда были связаны с человеческим страданием и горем. Но проходя через эти страшные испытания, наш народ выходил победителем и обеспечивал свое историческое существование». В этом наша сила.
А теперь давайте подведем итог и вернемся к началу нашего урока. Как вам кажется , какое значение имеет этот монастырь для нашего Отечества
Предположительные ответы учеников: Сохранить память о трагических страницах нашей истории. Помнить какой ценой досталась нам Великая Победа.
Учитель: Главной миссией новой обители станет молитвенное поминовение воинов, павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и во всех локальных войнах и боевых столкновениях XX и начала XXI веков. Девизом Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря выбраны слова из Священного Писания: «У Бога все живы».
Ну, что же на все вопросы ответили мы и что такое монастырь. И чем он отличается от Храм. Какое его предназначение. А теперь попробуем наши знания применить в составлении маршрут экскурсии. Представьте, что экскурсоводы именно вы. С чего начнете, о чем расскажите, куда поведете слушателей дальше? (приложение 5 )
Предположительные ответы учеников:Место монастыря, Храмы монастыря, Святой источник, деревня Пекарево. Поклонные кресты
Рефлексия
Мы с вами хорошо поработали. И подведя итог мне бы хотелось бы что бы вы ответили на вопросы. У вас на столе лежат четырехугольники разных цветов поднимите красный цвет те, кто доволен своей работой.
Поднимите синий те, кто доволен работой одноклассников.
А сейчас поднимите желтый те, кто доволен моей работой, кто узнал для себя что-то новое.
Всем спасибо за работу. Я тоже довольна и вами и собой.
А сейчас домашнее задание. Составить синквейн на тему «Цена нашей Великой Победы»
1 предложение 5 существительный
2 предложение 5 прилагательных
3 предложение 5 глаголов
4 предложение опишите свои чувства.
Приложение 1
Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю. Святые Старцы.
Монастырь – это особый мир. Мир, в котором нет места лене, жадности, предательству. Там живет добро и покой. Но, как трудно простому человеку жить в этом покое и питаться только добром. С.В.Рахманинов
Приложение 2
Монастырь | Храм |
Приложение 3
"Мы лежали в окопах недалеко от Богородицкого, на вечер был назначен прорыв немецкой линии. Огонь с немецкой стороны не прекращался. Артиллерия, минометы, пулеметные очереди — казалось, голову от земли поднять невозможно. Вдруг видим, откуда-то появилась женщина не очень высокого роста, в темной одежде, — то ли накидка не ней, то ли широкий плащ. Пошла по кустарнику и как бы рукой звала за собой. Пригнувшись, мы побежали за ней, но не все — может, другие ее не видели. Пробежали так километров пять. Она вроде бы шла медленно, а мы еле за ней поспевали. Потом она стала подниматься в небо и удалилась, а мы остановились, поняв, что бой уже идет за нашими спинами. Так и вышли из окружения".
1 как вам кажется, образ кого могли увидеть воины?
- И почему он появился именно в эти дни?
- Приходилось ли вам слышать или видеть что-то подобное?
В истории нашего Отечества известны случаи, когда Матерь Божия в тяжелые минуты для русского воинства чудесным образом посылала Свою помощь. Во время Первой мировой войны в Польше под городом Августов была явлена Августовская икона Божией Матери. Тогда наши войска тоже попали в окружение. Сотни солдат увидели Матерь Божию, стоящую на небе. Она указывала рукой в направлении, куда идти, чтобы спастись. И наши воины, воспользовавшись этим, вышли из окружения.
Приложение 4
По рассказам очевидцев из окрестных деревень, «... немцы стали гонять нас в окрестности деревни Мартюхи. Здесь по долине небольшой речушки, окружавшей деревню, лежали наши солдатики. Было их очень много. Лежали несколькими слоями друг на друге. Мы снимем верхний слой, похороним, а следующий, еще замерзший, оставим до следующего дня, чтобы оттаял. Так работали около месяца, похоронили около семи слоев. Немцы очень боялись эпидемий».
Приложение 5
Маршрут Экскурсии
1. |
2. |
3. |
4. |
Литература и интернет-источники
1Комаров Д.Е. Смоленская область в огне Великой Отечественной: война, народ,победа. Смоленск «Свиток» 2015
2 Мельников В.М. Вяземский котел без лжи и мифов. Вече2019
3 Спас-Богородицкий женский Одигитриевкий монастырь//Вяземские Епархиальные ведомости 2021
4 Православная культура Смоленской земли: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций/ митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т. М. Зыбина, И. А. Дидук,
5 Словарь церковных терминов.СГУ 2005
6.https://aif.ru/society/history/vyazemskiy_kotel_podvig_zhertvoprinosheniya
7 https://dergachev-va.livejournal.com/358502.html
8 https://spas-odigitriya.ru/
9https://www.vyazmaeparh.ru/deanery/monasteries/spaso-bogoroditsky-odigitrievsky-convent
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час к 70-летию Великой Победы "Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве"
Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа о памятниках Великой Отечественной войны, посвященных Курской битве. Данный материал познакомит учащихся с ходом ВОВ, а конкретнее с Курской...
Методическая разработка уроков математики для 5-6 классов с использованием приемов для интеллектуального и духовного развития, посвященная 70 - летию Великой Победы
Вокруг нас дети, независимо от того педагоги мы или родители. А дети нуждаются, прежде всего, в духовном питании, ведь так с латыни переводится слово воспитание. Современные условия ...
Сценарий митинга – концерта, посвященного 70-й годовщине Великой Победы «Вместе сохраним память о великой Победе!»
Данное мероприятие посвящено Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и проходит накануне 9 Мая. Методическая разработка включает в себя сценарий и материалы представления, посвящённого 70–о...
Индивидуальный проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему: «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
Индивидуальный проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему: «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественн...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЦЕНА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Программа внеурочной деятельности "Цена Великой Победы" реализуется по духовно-нравственному направлению развития личности, разработана в соответствии с учебными программами с учётом в...
Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...
Лото по изобразительному искусству "Памятники Великих побед"
В лото на станции "Изобразительное искусство" играли команды 5-7 классов. Цель игры: запомнить произведения искусства.В этом вам помогут: Игровое поле для лото (2 шт.), которое необходи...