Урок истории в 9 классе по теме «М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии».
план-конспект урока по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Преподаватель – руководитель ОД ИОиГ _________________Пархоменко Л.А. 01.09.2022 г.
Урок истории в 9 классе по теме «М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии». Соколова Анна Борисовна преподаватель ОД ИО и Г 4 урок в теме «Россия в первой четверти XIX в.» | |||||||
Методическая цель урока: | Показать эффективность технологии диалогового взаимодействия для характеристики исторической личности на фоне эпохи. | ||||||
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе | Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется | |||||
Технология диалогового взаимодействия.. | Актуализация познавательной деятельности (вызов), Постановка проблемы. содержательный (осмысление) , контрольно-оценочный (рефлексия) | ||||||
Содержательный (осмысление) | |||||||
Игровая технология | Контрольно-оценочный (рефлексия) | ||||||
Дидактическая цель урока: | создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся с помощью технологии диалогового взаимодействия | ||||||
Задачи урока: | 1. Развивать монологическую речь, умения устанавливать самостоятельно причинно-следственные связи, делать выводы, аргументированно отвечать на поставленные вопросы. 2. Учить подтверждать выводы фактами. 3. Актуализировать субъективные знания и развивать функциональную грамотность суворовцев. | ||||||
Тип урока: | Урок открытия нового знания | ||||||
Планируемые результаты урока | |||||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |||||
Научатся: 1) понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков людей данной эпохи; 2) определять и аргументировать собственное отношение к дискуссионным вопросам прошлого | познавательные УУД: Суворовцы учатся: 1) устанавливать причинно-следственные связи, использовать схемы для получения информации 2) анализировать материал исторического источника регулятивные УУД: 1) координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 2) соотносить свои действия с планируемым результатом коммуникативные УУД: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и товарищами 2) формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. | |||||
Методы и приемы работы: | Методы: словесный (метод самостоятельной работы с дидактическими материалами; эвристической беседы; наглядный (частично-поисковый демонстрационный метод); практический метод (частично-поисковый лабораторный метод). Приемы: работа с текстовыми источниками информации, иллюстративным материалом | ||||||
Основные понятия темы: | Государственный совет, Государственная дума, разделение властей, самодержавие, реформы, консерватизм | ||||||
Персоналии: | М.М. Сперанский, Александр I, Н.И. Салтыков, В.П. Кочубей, А.Б. Куракин, Н.М. Карамзин, П.А. Аракчеев | ||||||
Ресурсы | Оборудование: интерактивная и магнитная доски, презентация. Дидактическое обеспечение урока: «Табель о рангах», схема «План государственного преобразования», другие документы и материалы | ||||||
Формы организации учебной | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах | ||||||
Ход урока | |||||||
Этапы организации учебной деятельности | Цель этапа Формируемые | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||||||
І. Организация начала урока. II. Актуализация опорных знаний III. Постановка цели и задач урока. | Проверка готовности к уроку. Создание доброжелательной и деловой обстановки. Стимулирование познавательной активности. Осознание значимости предстоящей деятельности. Определение темы. | Приветствует суворовцев. Объясняет специфику работы в парах. Знакомит с рабочим листом. Демонстрирует картину художника О. Леонова «Негласный комитет» Задает вопросы: Сегодня на уроке мы попытаемся взглянуть на историю эпохи (эпох), рассмотрев судьбу одного человека, фамилия которого не так широко известна, как фамилии его современников, портреты которых вы видите на доске. Мне бы хотелось, чтобы в конце урока вы сформулировали свое отношение к этой личности. Тема нашего урока «М.М. Сперанский – светило российской бюрократии», но сегодня я порошу вас записать тему не в начале, а в конце урока, и так, как вы сами ее сформулируете. | Начинают заполнение рабочего листа. Отвечают на вопросы преподавателя. Задают уточняющие вопросы. Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения. Отвечают на вопросы преподавателя, задают уточняющие вопросы, Отвечают на вопросы преподавателя. | ||||
ІV. Усвоение новых знаний и способов действий. V. Закрепление знаний и способов действий. | Определение основных понятий темы, работа с источниками. Работа в парах (взаимодействие, совместное решение проблемных заданий) Формирование навыка обобщения материала | Обращает внимание на то, что в руке у Сперанского перо, а на столе документы. Задает вопрос: - Какие из первых преобразований (законов) Александра I были приняты в годы работы Негласного комитета? (1801-1803 гг.) Предлагает суворовцам составить план характеристики исторической личности. Обращает внимание на годы жизни М.М. Сперанского 1772-1839 гг. Задает вопрос: - Современником каких правителей был М.М. Сперанский? Знакомит с биографией М.М. Сперанского. Обращает внимание на документ «Табель о рангах», акцентирует внимание на стремительный рост карьеры Сперанского. Просит суворовцев ознакомиться с воспоминаниями современников. Задает вопросы
Знакомит с биографией М.М.Сперанского. Начало царствования Александра I ознаменовалось некоторыми переменами в решении крестьянского вопроса. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. "Крепостничество, – писал он, – несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры". В 1803 году императором был подписан указ «О вольных хлебопашцах», дававший помещикам возможность освобождать крестьян с наделением их землей. Это был первый шаг к отмене крепостного права в России. В 1806 г. из-за болезни Кочубея, Александр I берет Сперанского в Эрфурт. (демонстрирует картину). Знакомит с мнением Наполеона о Сперанском. 1807-1811 гг. - время могущества и славы Сперанского, который был первым лицом государства после императора. В 1808 году он читает императору Александру свою записку «Об усовершении общего народного воспитания» и представляет на рассмотрение «Проект предварительные правила для специального Лицея», в котором намечает принципы обучения и воспитания Царскосельском лицее. Просит суворовцев назвать известных выпускников Лицея. Информирует о работе в парах. Проводит беседу, дополняя ответы суворовцев. Сперанский по поручению императора готовит План государственного преобразования России. В октябре 1809 года было составлено «Введение к Уложению государственных законов». Задает вопросы: 1. Что принципиально нового появляется в устройстве государственной власти? 2. Можно ли назвать государство с таким устройством ограниченной монархией? В 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Обращает внимание суворовцев на «Табель о рангах» В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка. В том же году (1809) император утверждает разработанный Сперанским указ «Об экзаменах на чин», который, в целях повышения грамотности и профессионального уровня чиновников, требовал, чтобы чины коллежского асессора (давал личное дворянство) и статского советника (давал потомственное дворянство) присваивались только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзамена в объёме университетского курса. Задает вопрос: - Предположите, какую реакцию вызвал этот документ среди чиновничества. 1 января 1810 года, с учреждением Государственного совета, Сперанский стал государственным секретарём — самым влиятельным сановником России и вторым после императора лицом в государстве. Демонстрирует картину А. И. Корзухина «Заседание Государственного совета». Кратко объясняет сюжет картины. Проекты новых реформ были вызвали недовольство придворных кругов. Менялась внешнеполитическая обстановка. Новые реформы могли, по мнению некоторых особ, подорвать основы государства. Точку зрения консервативно настроенных кругов изложил Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» Просит суворовцев ознакомиться с отрывком из исторического источника и высказать свое мнение о нем. Задает вопрос:
Предлагает суворовцам сформулировать возможные причины отставки М.М. Сперанского в 1812 г. Сравнивает ответы суворовцев с предложенными положениями: 1. Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.
Сообщает о судьбе Сперанского после смерти Александра I. После отставки М. Сперанский некоторое время жил в Нижнем Новгороде, затем в Перми и своем небольшом имении в Новгородской области. Все это время он находился под надзором полиции и в очень тяжелом материальном положении. Именно туда к нему заезжал новый фаворит государя – А. Аракчеев, именно через него он просил Александра I о «полном прощении». В 1816 г. Сперанский был «прощен» и возвращен на государственную службу губернатором в Пензу. В 1919 г. был назначен генерал-губернатором Сибири. Через два года был возвращен в Санкт-Петербург и После смерти Александра I, Николай I поручает Сперанскому возглавить кодификацию законов за последние 180 лет. 21 января 1830 года Сперанский сообщает Николаю I о том, что работа Второго отделения по составлению «Полного собрания законов Российской империи» завершена. 19 января 1833 года на специальном заседании Государственного совета Сперанский представляет императору 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи», составленных под его руководством. В конце торжественной церемонии Николай I в присутствии всех членов Государственного совета снимает с себя Андреевскую звезду и надевает её на Сперанского. Впоследствии по воле императора Александра II эта сцена была изображена барельефом на пьедестале установленного перед Исаакиевским собором памятника Николаю I работы скульптора Клодта. Демонстрирует картину «Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов». А. Кившенко и барельеф на памятнике Николаю I.
Высочайшим указом, от 1 января 1839 года, в день своего 67-летия, председатель департамента законов Государственного совета, действительный тайный советник Михаил Михайлович Сперанский возведён в графское достоинство Российской империи. Демонстрирует герб М.М.Сперанского. Обращает внимание на девиз «И в несчастье надеяться» Прожить Михаилу Михайловичу с графским титулом суждено было всего 41 день. Он скончался на 68-ом году жизни от простуды и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Просит суворовца «побыть Сперанским» на фоне картины «негласный комитет. Задает вопрос: Если бы у вас была возможность лично побеседовать с М.М. Сперанским, о чём бы вы его спросили? Формулируют ТЕМУ урока. Объявляет, что по этой теме суворовцы напишут сочинение - рассуждение о М.М.Сперанском. | Примерные ответы: Министерская реформа Реформа просвещения Указ о вольных хлебопашцах Составляют план характеристики исторической личности. Работают в парах, обсуждают результат (примерный ответ) Годы жизни Этапы жизни и деятельности (краткая биография) Исторические условия, в которых происходит деятельность данной личности Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения Интересы какого класса выражает исторический деятель? Значение его личных качеств Оценка результатов деятельности исторической личности. Высказывают оценочное суждение. Обсуждение в парах. Пушкин, Горчаков, Салтыков-Щедрин Знакомятся со схемой, работают в парах, отвечают на вопросы Работают с документами Высказывают предположения.
Высказывают аргументированное суждение. Работают в парах, выполняют задание, представляют результат работы. Участвуют в игровой ситуации. Отвечают на вопрос | ||||
VI. Подведение итогов урока. | Проводит рефлексию. - Что дала вам работа в парах? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? - Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни? Выставляет отметки. | Каждая группа высказывает свое мнение о проделанной работе. Учащиеся делятся своими впечатлениями о занятии в целом, анализируют причины возникших трудностей, дают оценку собственной активности на занятии. | |||||
VII. Информация о самоподготовке | Регулятивные | Инструктирует о выполнении задания на самоподготовку (сочинение) | Фиксируют задание на самоподготовку в тетрадях. |
Преподаватель А.Б. Соколова
Приложение
Причины отставки М.М.Сперанского
1. “Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастрофическим последствиям для ее экономики. Доходы казны в 1808 году составили 111 млн. рублей, а расходы - 248 млн. рублей. При таких условиях Сперанский получил повеление государя разработать проект оздоровления экономики. Такой план был подготовлен Сперанским к 1 января 1810г.:
- прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;
- резкое сокращение государственных расходов;
- введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение государственного долга;
- введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;
- введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров
“Что касается публики, то из финансовых планов Сперанского она сделала для себя весьма неутешительные выводы:
- что финансы страны пришли в плохое положение;
- что казна вовлечена в значительные внутренние долги;
- что на покрытие расходов не хватает обыкновенных средств,
поэтому предстоят новые налоги;
2. “Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Оно особенно обострилось ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора (VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома”. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных. “Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших - римское право”, - насмехался Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой России”.
3. “Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве — салон сестры Александра I - Екатерины Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.
4. Сперанского оценивает герой романа Г.П. Данилевского “Сожженная Москва” Базиль Перовский: “Дошли, наконец, до того, что удалили от трона и сослали, как преступника, как изменника, единственного государственного человека, Сперанского, а за что? За его открытое предпочтение судебникам Ярослава и царя Алексея гениального кодекса того, кто разогнал кровавый Конвент и дал Европе истинную свободу и мудрый новый строй”.
“За неисполнение финансового плана Сперанского, попавшего в руки плохого министра финансов Гурьева, обвиняли самого же Сперанского. Раздавались голоса, что он нарочно придумал свой финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в преступных связях с Наполеоном. И Александр не выдержал натиска врагов Сперанского. Он считал необходимым тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, так как отразить Наполеона он надеялся лишь в том случае, если война будет иметь народный характер; он не видел возможности вступать в объяснения и решил пожертвовать своим лучшим сотрудником ярости привилегированной толпы. Вся вина же Сперанского фактически заключалась в том, что он через одного чиновника получил копии всех важных секретных бумаг из Министерства иностранных дел, которые он мог бы, конечно, по своему положению получать, испросив на то официальное разрешение”.
5. “Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.
Из воспоминаний государственного деятеля и литератора Ф.П. Лубяновского
Ум его в делах с первого шага резко обозначился отличною способностью по одному слову, по лёгкому намёку разгадывать и развивать чужую мысль в полном объёме, ещё более редким умением прививать другому свою мысль так, чтобы тот не заметил, что то не его мысль. И все он имел для этого: разнородные сведения от непрестанного чтения с разборчивым и тонким рассудком, богатство от того мыслей и стройную в расположении их последовательность, счастливую память, пылкое воображение, быстрый полёт от ветхого к новому, лёгкость в работе… власть над собою и со всегдашней готовностью отразить противоречие… приятную, мужественную наружность; лицо спокойное и тогда, когда глаза не то говорили; речь не только в добром расположении духа, но и в разгаре сердца ровную, кроткую, увлекательную.
Из дневника российского государственного деятеля барона (впоследствии графа) М.А. Корфа. Запись от 12 февраля 1839 года
Сперанский был, конечно, гений в полном смысле слова, гений с недостатками и пороками, без которых никто не бывает в бедном нашем человечестве, но едва ли не превзошедший всех прежних государственных людей наших – если в прибавок к великому уму его взять огромную массу его сведений, теоретических и практических. Имя его глубоко врезалось в историю. Сперва ничтожный семинарист, потом всемогущий временщик, знаменитый изгнанник, восставший от падения с неувядшими силами, наконец, бессмертный зиждитель Свода законов, столь же исполинского в мысли, как и в исполнении, – он и гением своим, и чудными своими судьбами стал каким-то гигантом над всеми современниками.
Из «Старой записной книжки» русского государственного деятеля и литератора П.А. Вяземского
Сперанский был ум светлый, гибкий, восприимчивый, может быть, слишком восприимчивый; но с другой стороны, ум его был более объёмистый, нежели глубокий, ум более сообразительный, нежели заключительный. При всей наклонности своей к нововведениям, он мало имел в себе почина и творчества. В нововведениях своих был он более подражатель... Кем-то сказано, что Сперанский был преимущественно чиновник огромного размера. Есть люди, которые веруют во всемогущество и всетворчество редакции. Они в пере своём видят рычаг Архимеда, а в листе бумаги точку опоры, о которой он тосковал. Едва ли не приближается Сперанский к этому разряду людей. Он оставил по себе много письменных памятников: проекты, уложения, регламентации, издательские, многотомные и весьма полезные, как справки, труды по части кодификации. Всё это вообще, если не строго и придирчиво вникать в подробности, незабвенные и многоценные заслуги. Но всё это мог оставить по себе и учёный профессор, не выходивший из кабинета своего. Государственной личности всё ещё тут не выказывается. Как бы то ни было, Сперанский займёт видное место в нашей гражданской истории. Но существенных, прочных, вполне государственных следов его отыщется немного на отечественной почве... Он был то, что позднее стали называть идеологом и доктринёром, то есть человеком, который крепко держится нескольких предвзятых понятий и правил и хочет без разбору подчинять им действительность, а не их согласовывать с нею и с условиями и требованиями её.
Из книги путешественника и писателя Е.П. Ковалевского «Граф Блудов и его время. Царствование императора Александра I»
…С обширным образованием, с умом, на лету улавливающим идеи и слова Александра, и излагающий их в прекрасной форме на бумаге, с манерами вкрадчивыми, льстивыми без унижения, с побуждениями возвышенными, со страстями благородными…
Николай I, узнав о смерти Сперанского, говорил М. А. Корфу: «Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностью, с неустававшею никогда деятельностию. Теперь все знают, чем я, чем Россия ему обязаны, и клеветники давно замолчали».
«Вольтер в православно-богословской оболочке» — именовал его В. О. Ключевский.
Как отмечал А. С. Пушкин, Сперанский и Аракчеев, как наиболее заметные фигуры в эпоху Александра I, стояли «в дверях противоположных этого царствования, как гении зла и блага». В данном случае Пушкин выражал не только свое собственное мнение, но и широко распространённую точку зрения, которая связывала либеральную тенденцию в правительственной политике при Александре I с именем Сперанского.
Замечательную характеристику Сперанского дает Л. Н. Толстой в «Войне и мире»: «…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».
В 1808 году сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном. Наполеон назвал Сперанского «единственной светлою головою в России». По слухам во время одной из встреч Наполеона с Александром, первый долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к русскому императору и сказал:"Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств". Аракчеев о Сперанском сказал так:"Будь у меня хоть треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!"
План государственного преобразования
ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Прочитайте текст на стр. 19 учебника.
Ответьте на вопросы:
1. В чем состояла главная идея преобразований?
2. Что означает принцип разделения властей?
3. Можно ли назвать Государственную Думу парламентом? (представительным органом)
4. Какими функциями обладал Государственный совет и кто в него входил?
________________________________________________________________
СОСЛОВИЯ ПО ПРОЕКТУ СПЕРАНСКОГО
Ознакомьтесь с информацией:
Согласно проекту Сперанского, всё население России предлагалось разделить на три сословия.
Первое – дворянство. Это сословие обладало всей полнотой гражданских и политических свобод (главное из них преимущественное право избирать и быть избранными). Имело особые права на покупку и владение крепостными.
Второе – «среднее состояние». В это сословие входили купцы, мещане, государственные крестьяне. Они пользовались гражданскими правами. Его представители обладали недвижимой или движимой собственностью, свободой занятий и передвижения, правом на справедливый суд. Обладали правом голоса. Из второго сословия, путём получения личного дворянства можно было перейти в первое.
Третье сословие – «народ рабочий». В это сословие входили помещичьи крестьяне, наёмные рабочие, слуги. Они обладали только частью гражданских прав. Однако могли изменить свой статус и перейти во второе сословие став владельцами собственности.
Ответьте на вопросы:
1. Почему, на ваш взгляд, политические права (право голосовать) могли иметь только собственники?
2. Как можно было перейти из «среднего состояния» в дворянство?
_______________________________________________________________
СПЕРАНСКИЙ И ЧИНОВНИКИ
Ознакомьтесь с информацией:
В 1808 г. Сперанский составляет для императора записку «Об усовершенствовании общественного народного воспитания», где пишет, что корень зла, т. е. непросвещенности России, в существующей системе чинопроизводства, при которой чины определяются только по выслуге лет и не требуют никакого образования.
В 1809 году император утвердил разработанный Сперанским указ «Об экзаменах на чин».
Согласно ему, для повышения грамотности и профессионального уровня госслужащих чины коллежского асессора, который давал личное дворянство, и статского советника (потомственное дворянство) могли быть присвоены только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзамена в объеме университетского курса.
Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России.
За указом 6 августа во всех университетах последовало учреждение подготовительных годичных курсов для чиновников, желающих сдать экзамен на получение чина коллежского асессора и статского советника. Занятия проходили во второй половине дня, когда чиновники освобождались от службы, должны были спешить в университет, усталые и голодные, и оставаться там до шести часов вечера. Многим чиновникам для понимания лекций не хватало начальной подготовки.
Ответьте на вопросы:
1. Почему, по мнению Сперанского, чиновник должен был иметь высшее образование?
2. Как, по вашему мнению, чиновники отнеслись к этому указу?
СПЕРАНСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Ознакомьтесь с информацией:
М.М. Сперанский исходил из того, что экономика должна быть полностью подконтрольна государству, так как она не способна функционировать самостоятельно.
Сперанский полагал необходимым отменить крепостное право.
Он разработал систему поощрения и развития внешней и внутренней торговли как основы процветания Российской империи.
М.М. Сперанский считал необходимыми развитие отечественного производства, торговлю производственными товарами на внешнем рынке.
Он разработал и применил революционную систему налогообложения. В соответствии с ней снижались налоги для крестьян и вводились налоги на дворянское имущество, ранее освобожденное от всякого рода выплат в государственный бюджет. В результате этого удалось увеличить наполняемость казны в несколько раз. Также осуществлен план по снижению государственных расходов.
М.М. Сперанский выступал за необходимость развития коммерческого кредита, а также учреждения банковской системы. Банки должны принадлежать только государству и предоставлять кредит для развития приоритетных секторов экономики.
Сельское хозяйство,по Сперанскому, — это основной сектор экономики. Оно должно активно развиваться, а его эффективность должна повышаться. Хорошо развитое сельскохозяйственное производство — это основа независимости страны.
1. Что изменилось в положении крепостных крестьян в начале правления Александра I?
2. Какие из взглядов Сперанского современны сегодня?
СПЕРАНСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ
Ознакомьтесь с информацией:
Об УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
«Главные средства, которыми правительство может действовать на воспитание народное, состоят:
1) В доставлении способов к просвещению. Сюда принадлежит устройство училищ, библиотек и тому подобных публичных заведений.
2) В побуждениях и некоторой моральной необходимости общего образования.
…учение никогда еще не было у нас поставляемо условием необходимым и обязанностию непременного для вступления в службу и занятия гражданских мест.
Между тем известно, что условие сие в других государствах существует. Не говоря уже о Франции, ни в Австрии, ни в Англии, ни в немецких землях никто не может быть ни судьею, ни адвокатом, ни прокурором без аттестата и испытания известных учебных мест.»
В 1804 году был создан Университетский устав. По уставу все университеты получили автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.
В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемые попечителями. Над попечителями были ученые советы при университетах.
Ответьте на вопросы:
1. Почему реформу образования Сперанский считал важнейшей? Как это связано с экономическим развитием страны?
2. В чем заключался принцип бессословности образования? Разрушало ли это основы традиционного общества?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"
Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....
Презентация к уроку истории 10 класс по теме "Первые русские князья"
Презентация к уроку по истории для 10 класса. Содержит данные о древней руси, ее первых правителях, внутренней и внешней политики государства в период становления Русского государства....
Презентация к уроку истории 9 класс на тему "Российская империя в начале ХХ века"
Данная презентация содержить материалы к уроку по истории России ХХ в. В ней содержиться информация, раскрывающая основные вопросы развития нашего государства в начале прошлого века, а именно: террито...
разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"
данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Полное внутреннее отражение света"
Бинарный урок по теме "Полное внутреннее отражение света" (2 часа). Урок открытия новых знаний. Разработан по технологии системно-деятельностного подхода. Для проведения урока необходимо нал...
Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"
Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....