Конспект урока истории в 5 классе по теме: Греция и Крит эпохи бронзы
план-конспект урока по истории (5 класс)

Бралина Светлана Олеговна

Технологическая карта  урока истории в 5 классе  по теме "Греция и крит эпохи бронзы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Буранчинская ООШ»

Предмет История

Класс  5

Автор УМК Михайловский Ф.А

Тема: «Греция и Крит  эпохи ».

Тип урока: комбинированный

Педагогическая технология: развивающее обучение.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  парная,  индивидуальная                                                                                                                                                Основные методы:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
  • самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля

Цель: Сформировать у  обучающихся представления о событиях греческой истории,  географических и природных  условиях                                                                                                                                        Планируемые результаты  урока:                                                                                                                                                                                Личностные:

  • понимание культурного многообразия мира на примере Греции;
  • осмысление нравственного опыта предшествующего поколения на примере греческой мифологии;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к истории;
  • воспитание  чувства взаимоуважения;
  • уважение к памяти народов  Древней  Греции  и его истории.

Метапредметные:

  • умение организовывать собственную деятельность при работе в парах, с текстом;
  • умение работать с учебной информацией;
  • умение  определять цели своей деятельности и представлять ее в виде работы  с схемой,  контурной картой;

Предметные:

  • развитие умений работать с текстом, иллюстрациями, контурной картой (географическое положение Греции и Крита)  на данном уроке;
  • овладение и оперирование понятиями - миф, нить Ариадны, Минотавр, лабиринт, ахейцы;
  • знание исторических фактов анализ мифов, выделение в их   содержании исторических фактов;

Ресурсы урока:

Учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. История Древнего мира. 5 класс; доска, проектор, презентация «Древняя Греция»;

«Путевые листы»; учебная карта «Древняя  Греция»; станции на доске.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.                                                                                                                           Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                                                              

-Я рада видеть вас на уроке истории.                                                                           - Для чего изучают предмет  история?                                                              - А вам интересно изучать историю?                                                                                          - Каким должен быть урок?                                                                                      - Давайте и мы сегодня с вами будем работать активно, и все вместе, чтобы узнать много нового и  интересного о Древнем мире.                                                                                                          

Ответы обучающихся:

-Изучаем историю прошлого.

-Да.                                                                                     

-Интересным, и познавательным.      

  УУД, формирующиеся на данном этапе:                    - Регулятивные: (умение концентрировать внимание; - Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем)                                                                        

2

Проверка домашнего задания

- Но прежде чем узнать, что-то новое мы, с вами проведем небольшое повторение по теме «Персидская Держава».

  • Работа у доски
  • Первое задание:                                                                                                                                                              - Вставить пропущенные буквы и объяснить значение слов (задание записано на доске) (С_трап,   д-рик  п-дати, м_г)            
  • Второе задание:                                                                                                                                           - Составьте правильную последовательность (задание записано на доске). Бардия-Кир-Дарий-Камбиз
  • Работа у  карты                                                                                                                                               - Покажите  на карте, какие древние страны вошли в состав Персидской державы.
  • Работа по карточкам  (остальные учащиеся работают по карточкам). Задание в карточке (Сосчитайте, сколько лет прошло от завоевания персами Египта до нашего времени (1490 лет).

Выполняют задание.

УУД, формирующиеся на данном этапе: 

-Познавательные (общеучебные, умения структурировать знания, контроль и оценка результатов деятельности).

-  Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в устной форме).                                            - Регулятивные  (адекватное восприятие оценки взрослых и сверстников).

3

   Изучение нового учебного материала                                                                            Формулирование темы урока             

Целеполагание

Изучение новой темы

Физминутка

                                                                                                             

-   Давайте вспомним:                                                                                                                                                                    - С историей, каких стран мы с вами знакомились на предыдущих уроках?                                                                                                                                - А что мы  знали  об этих странах?  

  -А сейчас я прошу вас обратить внимание на предметы, которые расположены на слайде,   они  из разных стран.  Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам).                                                                                                       Предметы на слайде 3: (лист бумаги, шахматные фигуры, компас, сахар, пачка чая, стекло, ваза)                                                                                                                                              

- Среди этих предметов есть  предмет, о происхождении  которого мы еще не знаем?                                                                                                                    - Что нам хотелось бы  узнать?                                                                                                                                    - Ответ мы получим, если только  разгадаем слово  по теме Древний восток.                                                                                                                                       - У вас на столах лежат разрезные буквы, которые нужно использовать при ответах, выбирая первую букву слова.                                                                                                                                                                              - Работать вы будете в парах, помогая и прислушиваясь к мнению друг  друга.                                                          

  • Задание: 

1.Место захоронения фараона (Гробница)                                                                                                        2.Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)                                                                                   3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)                                                                                    4.Первый властелин единого Китая (Цинь)                                                                                                                5.Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)                                                                                       6.Имя бога евреев (Яхве).                                                                                                                                         Какое слово у вас получилось?                                                                      Учитель:                                                                                                                                                        - Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины.                                                                                                                                   - С историей какого государства начнет нас  знакомить  эта ваза?                                                                                                                          - Это конечно Древнейшая Греция.                                                                                   Тема  урока: Древнейшая Греция и Крит в эпоху бронзы (слайд 4)              

- С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны, чтобы в конце нашего урока мы имели полное  представление о ней  в эпоху бронзы? (слайд 5).                                                - Сегодня на уроке,  мы с вами отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию на машине времени. Билеты я вам приобрела, (Демонстрация билетов и путевых листов). К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии (путевые листы подписаны, задания разноуровневые). Двигаясь на северо- запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море                                                                                                     Просмотр фильма «Греческий народ» (приложение 1) .                           Учитель:                                                                                                                                                                                       - Вокруг него и жил народ, называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией. 

  1. ПОРТ «Практический»  (слайд 6,7)                                                                                                                         -Первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический», здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. Нам необходимо исследовать территорию Греции с помощью карт в учебнике и на слайде, откройте  учебник на стр. 127 и выполнить задания, в путевых листах №2.                                                     Задания:                                                                                                 1.Определите,  на каком полуострове   расположена Греция, отметьте на контурной карте?                                                                                     2.Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров?                            3.На какие части условно мы можем разделить Грецию?                                                                                                              4.Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите       самый крупный остров, как он назывался, отметьте его на контурной карте.                      

2.  ПОРТ« Познавательный»                                                                                                                        Учитель:                                                                                                                                                                             - Мы справились с этим заданием и можем продолжить наше путешествие к следующему порту    « Познавательный».                                                                                                        Он познакомит нас с природными  и климатическими условиями Греции и основными занятиями жителей.                                                                                                             - На основании сообщения  и картинок,  которые находятся,  в ваших путеводных листах № 2 предположите, чем занимались древние греки.    Пояснения учителя: (Слайд № 8)                                                                                                                               -В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц… На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля.                                                                                                         - Чтобы продолжить наше путешествие мы  с вами поиграем в игру «Верю, не верю»,  Для этого откройте задание № 2 в путевом листе  «Познавательный»                                                                                         Задание.                                                                                                                                                       «Верю – не верю».
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-».

(слайд 10,11,12)                                                                                                                                                                    3. ПОРТ «Мифический»                                                                                                                           Учитель:                                                                                                                                                                      - Ребята, любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический» (слайд 13)                                                          -Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство                                                                               - Многое из истории острова Крит мы узнаем из мифов                                                                                                       - Одним из самых известных мифов считается « Миф о Тесее и Минотавре»                                                                                                              - Миф, ребята, нам расскажет  об отношениях между греками и критянами.

  -Откройте учебник на стр. 116                                                                                                                               - Прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре»                                      Выполните задание:                                                                                                                  1. Дайте краткую характеристику героям мифа о Тесее и минотавре                        2. Определите, какие из мифологических сведений  существовали в   действительности?                                                                                                 Просмотр фильма «Цивилизация Крита» (приложение 4)                            Задание к фильму                                                                                           1.Определите, какие из мифологических сведений  носят мифологический характер.                                                                                                                            2.Это задание — задача: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня? (задания разноуровневые).                                                                                                                                                                                                                                                          

Ответы обучающихся.                                                                              - На предыдущих уроках мы познакомились  с историей стран Древнего Востока и Азии.                                          - Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения.                                                                     УУД, формирующиеся на данном этапе:                           - Коммуникативные (деятельность в рамках сотрудничества)                                                                      - Бумага изобретена в Древнем Китае.                                                          -Шахматы — игра для царей была придумана в Индии т.д.                                                                                 -Да есть ваза, на стенках которой есть интересные рисунки.                                                             - В какой стране изготовлена эта ваза?                                                                                                                      

УУД, формирующиеся на данном этапе: 

-Коммуникативные (деятельность в рамках сотрудничества)

-Обучающиеся в парах выполняют задание по карточкам.                                                                 

Ответ обучающихся: Греция

С историей Древней Греции.                                                                               

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют задачи урока.

Задачи:                                                                                                                                                          1.Определить …                                              2.Выяснить…                                        3.Познакомиться …

Знакомятся с «путевыми листами»

УУД, формирующиеся на данном этапе: 

- Регулятивные

 (прогнозирование темы, целеполагание)                                                                                     

-Познавательные (анализ объектов, выделение необходимых фактов, умение делать выводы, обобщать).

- Коммуникативные

 (умение слышать и слушать). 

-Личностные (развитие стремления получит высокую оценку).

Каждый обучающийся индивидуально получает по одному заданию, после выполнения  показывает географический объект на карте.             

-Это Балканский полуостров, дети показывают полуостров и называют его

- Эгейское и Ионическое.                                                                    

- Северная Греция, Средняя Греция и Южная.                                    

Сообщение учащегося (приложение 3)

 -Дети: ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля   

Выполняют задание индивидуально, проводят взаимопроверку (слайд 9)

УУД, формирующиеся на данном этапе: 

-Познавательные (логический анализ объектов, умение работать с текстом, делать выводы, аргументировать, обобщать.

- Коммуникативные

 (умение обобщать, слышать и слушать). 

- Выполните    в путевом листе задание № 3 (задания разноуровневые).                                                         Работают индивидуально с текстом учебника. 

Выделяют  историческую основа мифа: существование на Крите сильного государства, зависимость от него более слабых и позже возникших государств материковой Греции (возможно – уплата ими царю Крита дани рабами для человеческих жертвоприношений), освобождение от зависимости.                                                                   

4

 Закрепление учебного материала

Учитель:                                                                                                                       -  А теперь давайте посмотрим, что бы вы могли рассказать о Греции  своим друзьям,  побывав там.                                                                             - Я предлагаю вам подумать и продолжить предложение: (оформлено  на доске).                                                                                                                                     -Больше всего в Греции мне запомнилось…                                                                  - Что вызвало затруднения?                                                                                            - Какие задания вам показались наиболее сложными?

Ответы обучающихся                                                УУД, формирующиеся на данном этапе:                      - Личностные: (оценивание собственной роли в учебном процессе)

5

 Домашнее задание:                                                                                                                                                                                                                                                      

Учитель:                                                                                                                                                                              - Со времени гибели Критской цивилизации прошло 3512 лет и мы с вами возвращаемся в наш 2015 год, но прежде мы с вами возьмем с собой небольшой чемоданчик с домашним заданием (на доске макет чемодана с прикрепленным заданием)                                                                                                п 24, объяснить значение выражения «Нить Ариадны», творческое: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре (слайд15) -по выбору.                                                                                                                                              

Записывают домашнее задание                                УУД, формирующиеся на данном этапе:         - Познавательные  (умение извлекать нужную информация, работать с текстом).

  Выполняют индивидуально.                                                                                  

6

Рефлексия учебной деятельности

 Учитель:                                                                                                                                                                        - А теперь  вернемся к задачам нашего урока.                                                                                                                   - Справились мы с ними?     (слайд 14)                                                                                                                                                                                                                  -Домой мы будем возвращаться на  корабле (корабль с мачтами без парусов прикреплен к доске).                                                                                               - Давайте вспомним, о чем попросил царь Эгей своего сына, если он  возвратится домой.                                                                                                                           - Я предлагаю вам  прикрепить паруса к нашему кораблю    успешности, где:

  • черный парус будет обозначать – я ничему не научился, ничего нового не узнал;
  •  синий парус – было трудно, но я разобрался;
  •  белый – урок был интересный, я многое узнал.

1.Определили (ответы обучающихся)…  географическое положение Греции.                                                                    2.Выяснили (ответы обучающихся)…   климатические и природные условия, занятия населения                                                                                                                                           3.Познакомились (ответы обучающихся)  …                         с культурой Древней Греции через мифы                                  

Выбирают цвет паруса и прикрепляют его к мачте корабля.  

УУД, формирующиеся на данном этапе:

-Личностные: (развитие способности к самооценку)                                                                                                                                                                                                                                

7

Итог урока

Учитель:

-Во 2 тыс. до н. э дворцы были разрушены в результате вторжения ахейских племен. Но об этом мы поговорим на следующем уроке                                - Домой мы возвращаемся со следующими результатами …(выставление оценок)                                                                                                                                                   - Я вам благодарна за урок, вы мне очень понравились, и я тоже выражаю свое мнение, прикрепляя белый парус.                                                                                                                                                                   Закончен урок, и выполнен план, (слайд16)                                                      Спасибо, ребята, огромное вам.                                                                                За то, что упорно и дружно трудились,                                                                       Что на уроке вы так пригодились!                                                                             Сдайте  « путевые листы». Спасибо всем за работу!                                                                                                                             

Сдают « путевые листы».

УУД, формирующиеся на данном этапе:

- Регулятивные  (умение адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Касс: 6 Тема: Образование славянских государств

Дата: 25.09.2015Урок: историяКасс: 6Тема: Образование славянских государствЦели: Продолжить формирование информационных компетенций обучающихся в виде системы исторических представлений  по возни...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...