КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АГИ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
статья по истории
В настоящее время все мы являемся свидетелями всепоглощающей глобализации и сплошной информации. Эти цивилизованные процессы современности активно влияют не только на экономические и политические институты, но и на социальные практики и привычные культуры миры. К сожалению, зачастую это приводит к нивелированию самобытности народа и утрате культурной преемственности. В этих условиях особую остроту обретают задачи сохранения культурно-исторического наследия, обеспечивающего преемственность традиции и формирующего культурную память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturno-istoricheskoe_nasledie_agi.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АГИ:
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Работа учителя бурятского языка и литературы
МОУ «Южно-Аргалейская
средняя общеобразовательная школа»
Дашинимаевой Ю.А.
Ю.М.Лотман утверждает: <Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. …Культура есть память> [4,с.335].
Одним из интереснейших, самобытных регионов мира с богатейшим культурно-историческим наследием является Байкальских регионов, который М.С.Антонова считает <своеобразным эталоном интеграций этнокультур>; это регион имеющий <многовековую историю межкультурных связей и диалога восточной и западной цивилизации, находящийся в области пересечения наиболее важных геополитических мировых осей (мир христианский – мир буддийский; Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион и т.д.).
Близость священного озера Байкал, естественное влияние его на этническую духовность, мирное существование разных конфессий (от Буддизма, шаманизма до православия и старообрядчества и т.д.) сформировали самобытный синтез культурных религиозных традиций разных народов данного региона». Здесь сложился неординарный симбиоз культур Востока и Запада, произошло глубокое взаимопроникновение европейских и центрально-азиатских культурных традиций; здесь возникло уникальное культурно-историческое наследие. И задача людей, в первую очередь, проживающих в этом регионе - сберечь это богатство, приумножить и передать последующим поколениям.
В этом процессе сохранения и трансляции наследия важнейшая роль принадлежит системе образования; совершенно особую миссию выполняют учителя родного языка. Ведь именно язык является не просто средством общения или знаковой системой передачи информации, а формой концентрации духовного богатства культуры. Учитель родного языка становится для ребенка одним из первых проводников в мир традиционной культуры, духовного ядра народа. Поэтому каждый педагог находится в поисках эффективным методом обучения, а также приобщения к культурно- историческому наследию народа, региона, страны и мира.
На наш взгляд, одним из таких методов является исследовательская деятельность. Здесь надо опираться на утверждение С.Л. Рубинштейна, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». При этом исследовательская деятельность понимается не только в конкретно- организационных рамках работы над заданной проблемой и написании исследовательской работы, а шире в т.ч. как один из типов мыследеятельности.
Наша позиция заключается в том, что целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого формируется исследовательский опыт, как личностное приобретение учащегося, освоение универсальных методов исследования; в итоге же – приобщение к культурно-историческому наследию. Поэтому именно исследовательская деятельность стала для нас одним из ключевых методов обучения на уроках бурятского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
В нашей педагогической практике организация детских исследований, направленных на приобщение учащихся к культурно- историческому наследию бурятского народа, всего Байкальского региона, можно выделить два основных вектора: во-первых, исследование непосредственно объектов этого наследия, в т.ч. бурятского языка; во-вторых, проведение исследований на бурятском языке.
Первый вектор, на наш взгляд, является не более популярным у детей и педагогов, что обусловлено разнообразием объектов культурно- исторического наследия, охватывающего и язык, и системы духовных ценностей, и памятники, шедевры материальной культуры. На уроках бурятского языка и литературы, на внеурочных занятиях прекрасно проводятся учебные исследования по самым разным направлениям среди учащихся разных классов.
С учащимися мы исследуем традиционные бурятские праздники и традиции, произведения устного народного творчества (γльгэр, домог, тγγхэ и др.), отдельные предметы бурятского декоративно- прикладного искусства и многое другое. Всё зависит от круга интересов ребенка, его мотивов, исследовательских целей и возраста. Но более серьёзные исследования мы проводим во внеурочное время. Мы изучаем вопросы буддизма, культового искусства, истории народа и региона, современное состояние тех или иных феноменов и объектов культурно-исторического наследия, и многое другое.
Важно, что у нас в регионе сложилась стройная система поддержки научно- исследовательской деятельности школьников. Каждый юный исследователь может представить результаты своей работы на конференциях и конкурсах разного уровня, в разных возрастных кластерах, различной научной направленности.
В нашей педагогической практике наиболее масштабной и успешной для учащегося было исследование эпоса «Гэсэр». Этот героический эпос признан истинной жемчужиной устного народного творчества бурятского народа. Ученица 9 класса Дамдинова Х. заинтересовалась сначала образами природы в этом литературном памятнике, по мере углубления работы юного автора увлекли элементы шаманизма, духи природы и пр. В ходе работы была уточнена проблематика и сформулирована тема исследования: «Культовые элементы шаманизма в эпосе «Гэсэр» как отражение экологического сознания бурят».
Результаты проведенного исследования были представлены на целом ряде научно-практических конференций школьников, начиная с муниципального уровня и завершая международным. Высочайшую экспертную оценку и награды данное детское исследование получило на Всероссийской конференции юных исследователей Российской научно-социальной программы для школьников и молодежи «Шаг в будущее», было опубликовано в сборнике научных трудов молодых исследователей Международной научно-инженерной выставке INTELISEF в шт. Невада (США). Важно отметить, что исследовательская работа очень увлекла ученицу которая затем расширила эту проблематику сравнением с памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Второй вектор - проведение исследований на бурятском языке – в настоящее время, к сожалению, явление мало популярное. И поэтому роль учителя родного языка, перевод с уровня бытового владения на более высокий, освоение культуры переводческой деятельности.
Опыт демонстрирует, подобные учебные исследования более интересны для учащихся младших и средних классов. Прекрасным мотивирующим приемом для 4-5 классников является переводческий проект, который становится импульсом к учебному исследованию. Так, например, наш проект, реализованный совместно с Агинским телевидением, «Смешарики на бурятском языке» стал стимулом для проведения целого ряда детских учебных мини-исследований на бурятском языке. Это позволяет развивать родной язык, приобщать к нему подрастающее поколение, понять и прожить бурятский язык как современный, живой, «полноценный» язык.
Таким образом, в процессе исследования само культурно-историческое наследие, будь то эпос или традиционное сырьё, родной язык или традиции становится для ребенка-исследователя не застывшим памятником давно минувшего, а «живым», заключается главная задача образования: не просто познакомить с наследием, а сделать его фундаментальной опорой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА
Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....
"КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Доклад ко дню славянской письменности....
Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...
Научно-практическая конференция «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи».
О работе республиканской научно-практической конференции «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....
Роль музейной экспозиции в сохранении культурно-исторического наследия татарского народа
Из опыта создания школьной экспозиции, посвященной татарскому просветителю Х.Фаизханову....
Всемирное культурно-историческое наследие Лондона
Проект ученика 9 класса о культурно-историческом наследии Лондона. Все знают обьектах Юнеско, но мало кто знает о таковых, находяшихся в Лондоне. А этоочень интресные, но малоизвестные места. Все знаю...