урок по истории 5 класс "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс)
разработка урока для 5 класса по истории Древнего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevneyshie_lyudi.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребята! А вы знаете, что В Библии рассказывается, что весь мир был создан Богом за пять дней, а в шестой день Бог сотворил первых людей — Адама и Еву. Так объясняет происхождение человека религия, то есть вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога. Наука же считает, что человечество формировалось постепенно, в результате длительного развития.
Проходили миллионы лет, и в природе всё менялось. Одни виды животных вымирали, взамен появлялись новые. Самыми развитыми среди животных стали обезьяны. Но людей на земле еще не было.
О том, как начиналась история человечества, мы с вами и будем разбираться в первой главе.
Ребята, посмотрите на рисунок! Что вы видите?
Как думаете о чем мы будем сегодня на уроке с вами изучать?
Правильно! Записываем тему урока:
Древнейшие люди.
Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях?
(((((Где и когда появились древнейшие люди?
2. Как выглядели?
3. Чем занимались?
4.Как строились отношения между древнейшими людьми?
5. Чего достигли?)))))
Посмотрите на доску и так наш план:
- Наши далекие предки
- Орудия труда
- Собирательство и охота
- Овладение огнем
Первый пункт
Посмотрите на илюстрацию на стр 11 мы видим, что
Древнейшие люди еще очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходьбе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая, друг об опасности, призывая на помощь, выражая радость и гнев.
. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.
Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.
Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то возможно бы увидели такую картину:
Люди подошли к речке, они выискивают на мелководье камни.
Подобрав подходящий камень гальку (гладкий округлый камень), они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это рубило. Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли.
Ребята! А как думаете какими предметами в обиходе могло служить рубило?
Вот у вас в руках? Что им можно сделать?
Верно!
-----Рубило было для человека и ножом, и молотком, и топором. С его помощью изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, позднее — копьё для охоты. Посмотрите в учебнике на стр 12-13 как они выглядели!
Запишем в тетради : древнейшие орудия труда:
палка-копалка
Каменное рубило
И только человек мог изготовить орудия труда а животное нет!
РЕБЯТА! Давайте представим, что мы с вами – не 5В класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу?
Правильно! Заниматься собирательством/ и охотой.
Как правило женщины занимаются собирательством, а что могли собирать????
собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц (КАРТИНКУ показываю)
а мужчины охотой!!!
А чтобы охота была продуктивней древним жителям необходим был огонь!
---- а как вы думаете, где могли взять огонь?
Да!!!
В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготовленная на костре пища полезнее и вкуснее сырой. В костре обжигали и заостряли наконечники копий.
Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развивало их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр.
Использовать огонь люди стали более 1 миллиона лет назад. ----ЗАПИШИТЕ!!!!
Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и ночью. Уходя на новое место люди, забирали с собой огонь. Вначале человек научился использовать огонь, потом — добывать его.
Ребята\. А ведь ЛЮДИ ЖИЛИ в Человеческом стаде – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи.
В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. (показываю картинку)
Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи.
Итак посмотрите на картинки, и каким образом могла проходить охота с помощью огня!
Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!
Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!
Прочитайте отрывок из книги Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь»
Почему потеря огня считалась несчастьем?
Смерть огня
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить… потом он вовсе исчез…
Вопросы:
1. Как сохраняли огонь первобытные люди?
2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?
Таким образом, нашим далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.
А вот чего они уже добились давайте проверим, что вы запомнили!
У вас на столах листочки, ответьте на вопросы!!!
А теперь поменяйтесь и проверьте соседа!
Выставим оценки!
_________________________________________(фио)
Выпишите недостающие слова.
1. Древнейшие люди жили на земле более __________________ лет назад.
2. Главным отличием древнейших людей от животных было_______________________
3. Древнейшими орудиями труда были: _________________________________________
4.У древнейших людей было два главных способа добывания пищи_________________________________________________________________________
5.Использовать огонь люди стали более _____________________лет назад.
__________________________________________(фио)
Выпишите недостающие слова.
1. Древнейшие люди жили на земле более __________________ лет назад.
2. Главным отличием древнейших людей от животных было_______________________
3. Древнейшими орудиями труда были: _________________________________________
4.У древнейших людей было два главных способа добывания пищи_________________________________________________________________________
5.Использовать огонь люди стали более _____________________лет назад.
__________________________________________(фио)
Выпишите недостающие слова.
1. Древнейшие люди жили на земле более __________________ лет назад.
2. Главным отличием древнейших людей от животных было_______________________
3. Древнейшими орудиями труда были: _________________________________________
4.У древнейших людей было два главных способа добывания пищи_________________________________________________________________________
5.Использовать огонь люди стали более _____________________лет назад.
__________________________________________(фио)
Выпишите недостающие слова.
1. Древнейшие люди жили на земле более __________________ лет назад.
2. Главным отличием древнейших людей от животных было_______________________
3. Древнейшими орудиями труда были: _________________________________________
4.У древнейших людей было два главных способа добывания пищи_________________________________________________________________________
5.Использовать огонь люди стали более _____________________лет назад.
__________________________________________(фио)
Выпишите недостающие слова.
1. Древнейшие люди жили на земле более __________________ лет назад.
2. Главным отличием древнейших людей от животных было_______________________
3. Древнейшими орудиями труда были: _________________________________________
4.У древнейших людей было два главных способа добывания пищи_________________________________________________________________________
5.Использовать огонь люди стали более _____________________лет назад
Выпишите недостающие слова.
1. Древнейшие люди жили на земле более _________ лет назад (двух миллионов лет назад).
Главным отличием древнейших людей от животных было_______________ (умение трудиться).
древнейшими орудиями труда были: ___________________ (камень, палка-копалка).
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи (собирательство, охота).
Прочитайте отрывок из книги Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь»
Смерть огня
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить… потом он вовсе исчез…
Вопросы:
1. Как сохраняли огонь первобытные люди?
2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем
Прочитайте отрывок из книги Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь»
Смерть огня
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить… потом он вовсе исчез…
Вопросы:
1. Как сохраняли огонь первобытные люди?
2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Известные люди истории"
Урок-путешествие на машине времени для 6 класса...
Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс
Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
урок по истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
вводный урок по изучению Древний Индии. Раздаточный материал....
Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"
Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....
Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"
Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...
Урок по истории "Древнейшие люди".
Технологическая карта по истории для 5 класса....