Доклад "Место и роль учителя в диалоге и сотрудничестве в изучении истории"
методическая разработка по истории
В докладе поднимается актуальная проблема роли учителя истории в формировании российской гражданской идентичности обучающихся и их духовно-нравственного развития и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_i_rol_uchitelya_v_dialoge_i_sotrudnichestve_v_izuchenii_istorii.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Место и роль учителя в диалоге и сотрудничестве в изучении истории.
С.С.Клементьева
В условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта историческое образование играет ведущую роль в обеспечении формирования российской гражданской идентичности обучающихся и их духовно-нравственного развития и воспитания.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А.С.Пушкин
Готовясь к школьной олимпиаде, мне довелось сделать весьма тревожные для себя открытия. Подбирая темы для эссе, я выбрала тематику Родины, полагая, что это благодатная почва для пробы пера. На деле же вышло иначе. После олимпиады состоялся разговор с учениками, где прозвучали откровения: «Мне не знакомо чувство любви к Родины»; «Я не испытываю патриотических чувств»; «Я не собираюсь здесь жить».
Представьте себе, что пришлось испытать мне – чувство тревоги, словно почва уходила из-под ног.
А разве не так?
Разве откровения моих учеников – это исключение? Скорее нет, скорее – это распространенное восприятие жизни подрастающими поколениями. А ведь это вопрос жизни на земле. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитывать детей, чтобы они наследовали и приумножали духовные и материальные ценности своего народа. История – это проявление души народа, его золотой запас. А.С.Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека.
Нашему обществу в условиях агрессивного глобализма необходим человек с чуткой гражданской позицией, с широким историческим и современным кругозором, способный самобытно и по-государственному мыслить, обостренно-совестливо воспринимать все события в стране и в мире и лично отвечать за происходящее, мобилизовать свои духовные и физические силы на каждодневную самоотверженную творческую работу. Нам необходимо победить позицию «где хорошо – там и Родина»; «где больше платят – там Родина». Нам необходимо торопиться зажечь сердца молодых. Воспитание человека с твердой гражданской позицией – краеугольный камень всей нашей педагогической работы. Урок должен стать первоисточником развития интеллекта ученика, его эмоциональной культуры, воображения, памяти. А историческая память – фундамент подлинного патриотизма, уважительного, более того, любовного отношения к прошлому своего великого народа.
В связи с этим, первоочередными задачами учителя являются обеспечение напряженной творческой и самостоятельной деятельности учеников в сфере мысли и демонстрации своей гражданской позиции.
Системно-деятельностный подход, положенный в основу Стандарта, способствует решению этих задач.
Он взрослых изводил вопросом
«почему?»,
Его прозвали маленький «философ».
Но только он подрос,
как начали ему
Преподносить ответы
без вопросов.
И с этих пор он
больше никому
Не досаждал вопросом
«почему?»
С.Я.Маршак
Учебно-воспитательный процесс, построенный на сугубо информационном, вернее, даже директивном изложении материала, приводит к тому, что у человека «вопросительное» отношение к действительности, науке, искусству оскудевает, высыхает, подобно колодцу, из которого долгое время не берут воду. Постепенно окружающий мир перестает для него быть источником вопросов и проблем. Человек не ищет в окружающем мире иного смысла, кроме того, который самоочевиден. Его знания становятся обыденными, почерпнутыми преимущественно из повседневного житейского обихода, чаще всего некритического и наивного восприятия лежащих на поверхности явлений, из накопленных догматов. Его перестают терзать сомнения.
Можно ли развить в ученике вопросительное отношение к жизни? Можно.
«После школы я только и делаю, что прибавляю знания. И это потому, что учителя научили меня думать?»
«Школа научила меня двум важным вещам: общению с людьми и умению самостоятельно добывать знания, чтобы мыслить по-своему. Всё это мне крепко пригодилось в жизни».
«Когда я вспоминаю о школе, мною овладевает гордость: в ней я постиг умение работать головой и руками, но особенно – но особенно головой».
Это воспоминания учеников моего поколения и людей постарше. Я присоединяю к ним свои воспоминания о школе.
Ясно, что нужно сегодняшней школе дать новый импульс развития, опираясь на прежний положительный опыт.
Первоочередной задачей учителя является обеспечение напряженной творческой и самостоятельной деятельности учеников в сфере мысли. Нужно отказываться от инерции традиционного мышления.
Например, при изучении темы декабристов, можно предложить ученикам документ – «Письмо матери Рылеева» - событие оживёт, станет человечнее, ближе. Изменится его ракурс, что заставит учеников задуматься.
Готовясь к изучению периода правления Николая П, мною было предложено ученикам прочитать и законспектировать небольшую брошюру Б.Л.Бразоля «Царствование Императора Николая П 1895-1917 гг. в цифрах и в фактах», и только затем мы приступили к изучению материалов учебника.. Как же этот метод сравнения заставил задумываться учеников и породил целую цепь «почему?».
Сегодня необходимо развить в ученике «вопросительное» отношение к жизни. Предложеннный ученикам «план Даллеса» для изучения заставляет их задуматься и формулировать множество вопросов, в том числе, касающихся современности.
Как в прошлом грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет
А.А.Ахматова.
История должна выступать научной базой для анализа настоящего и предвидения будущего. Сегодняшний день должен властно вторгаться в уроки истории.
Но как?
Это сложный вопрос.
Мне ясно здесь одно – в оценке происходящих событий, учитель, опираясь на историю, должен демонстрировать свою гражданскую позицию. Пример есть живительная сила в процессе воспитания и обучения. Так ученики держатся в курсе проблемы: история и современность.
Кроме того, ученик не может строить свое историческое образование и формировать свое историческое мышление, если будет изучать только собственно историю. Творческое постижение истории невозможно без освоения широких просторов духовного мира. Этот мир включает в себя сведения по философии, экономике, социологии, психологии, праву, и, конечно же, требует впитывание художественных богатств.
Вот лишь малый перечень того, чем можно обогатить уроки истории:
М.Ю.Лермонтов «Предсказание»;
Ф.М.Достоевский «Бесы»;
А.С.Пушкин «Восстание Пугачева. Исторические записки»;
Н.С.Лесков «Некуда» и др.
Две-три мысли, два-три впечатления,
поглубже выжитые в детстве собственным усилием,
страданием, приведут ребенка гораздо глубже
в жизнь, чем самая облегченная школа…»
Ф.М.Достоевский
Важным является не то, что ты узнал, а как, средства важнее цели, чем выше напряжение, тем ярче свет. Как видите, законы физики работают и в педагогической философии.
Здесь можно поставить точку. Всё вышеизложенное – это штрихи, это рисунок простым карандашом, где нет ярких красок, где не поставлены все проблемы, а лишь некоторые, и, конечно же, не найдены все пути их разрешения, но это требует более глубокого труда и выходит за рамки статьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в изучении истории родного края
В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....
Роль школьных музеев в изучении истории родного края.
В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....
"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."
Выступление на педагогическом совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...
Работа с историческим текстом и роль владения правильной устной речью при изучении истории
В статье рассматривается необходимость учета новых направлений совершенствования образования, в рамках изучения традиционной истории базирующейся на письменных документах и вещественных артефактах. Об...
Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.
Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
В статье рассматриваются такие вопросы, как произведения художественной литературы как исторический источник, основные цели использования художественной литературы на уроках истории и дидактические во...