Доклад "Место и роль учителя в диалоге и сотрудничестве в изучении истории"
методическая разработка по истории

В докладе поднимается актуальная проблема роли учителя истории в формировании российской гражданской идентичности обучающихся и их духовно-нравственного развития и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место и роль учителя в диалоге и сотрудничестве в изучении истории.

                                                                                                       С.С.Клементьева

В условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта историческое образование играет ведущую роль в обеспечении формирования российской гражданской идентичности обучающихся и их духовно-нравственного развития и воспитания.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье  человека,

Залог величия  его.

                                          А.С.Пушкин

Готовясь к школьной олимпиаде, мне довелось сделать весьма тревожные для себя открытия. Подбирая темы для эссе, я выбрала тематику Родины, полагая, что это благодатная почва для пробы пера. На деле же вышло иначе. После олимпиады состоялся разговор с учениками, где прозвучали откровения: «Мне не знакомо чувство любви к Родины»; «Я не испытываю патриотических чувств»; «Я не собираюсь здесь жить».

Представьте себе, что пришлось испытать мне – чувство тревоги, словно почва уходила из-под ног.

А разве не так?

Разве откровения моих учеников – это исключение? Скорее нет, скорее – это распространенное восприятие жизни подрастающими поколениями. А ведь это вопрос жизни на земле. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитывать детей, чтобы они наследовали и приумножали духовные и материальные ценности своего народа. История – это проявление души народа, его золотой запас. А.С.Пушкин справедливо утверждал:  «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека.

Нашему обществу в условиях агрессивного глобализма необходим человек с чуткой гражданской позицией, с широким историческим и современным кругозором, способный самобытно и по-государственному мыслить, обостренно-совестливо воспринимать все события в стране и в мире и лично отвечать за происходящее, мобилизовать свои духовные и физические силы на каждодневную самоотверженную творческую работу. Нам необходимо победить позицию «где хорошо – там и Родина»; «где больше платят – там Родина». Нам необходимо торопиться зажечь сердца молодых. Воспитание человека с твердой гражданской позицией – краеугольный камень всей нашей педагогической работы. Урок должен стать первоисточником развития интеллекта ученика, его эмоциональной культуры, воображения, памяти. А историческая память – фундамент подлинного патриотизма, уважительного, более того, любовного отношения к прошлому своего великого народа.

В связи с этим, первоочередными задачами учителя являются обеспечение напряженной творческой и самостоятельной деятельности учеников в сфере мысли и демонстрации своей гражданской позиции.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Стандарта, способствует решению этих задач.

Он взрослых изводил вопросом

                                       «почему?»,

Его прозвали маленький «философ».

Но только он подрос,

                                         как начали ему

Преподносить ответы

                                         без вопросов.

И с этих пор он

                            больше никому

Не досаждал вопросом

                                             «почему?»

                                                                    С.Я.Маршак

Учебно-воспитательный процесс, построенный на сугубо информационном, вернее, даже директивном изложении материала, приводит к тому, что у человека «вопросительное» отношение к действительности, науке, искусству оскудевает, высыхает, подобно колодцу, из которого долгое время не берут воду.  Постепенно окружающий мир перестает для него быть источником вопросов и проблем. Человек не ищет в окружающем мире иного смысла, кроме того, который самоочевиден. Его знания становятся обыденными, почерпнутыми преимущественно из повседневного житейского обихода, чаще всего некритического и наивного восприятия лежащих на поверхности явлений, из накопленных догматов. Его перестают терзать сомнения.

Можно ли развить в ученике  вопросительное  отношение к жизни?  Можно.

«После школы я только и делаю, что прибавляю знания. И это потому, что учителя научили меня думать?»

«Школа научила меня двум важным вещам: общению с людьми и умению самостоятельно добывать знания, чтобы мыслить по-своему. Всё это мне крепко пригодилось в жизни».

«Когда я вспоминаю о школе, мною овладевает гордость: в ней я постиг умение работать головой и руками, но особенно – но особенно головой».

Это воспоминания учеников моего поколения и людей постарше. Я присоединяю к ним свои воспоминания о школе.

Ясно, что нужно сегодняшней школе дать новый импульс развития, опираясь на прежний положительный опыт.

Первоочередной задачей учителя является обеспечение напряженной творческой и самостоятельной деятельности учеников в сфере мысли. Нужно отказываться от инерции традиционного мышления.

Например, при изучении темы декабристов, можно предложить ученикам документ – «Письмо матери Рылеева» - событие оживёт, станет человечнее, ближе. Изменится его ракурс, что заставит учеников задуматься.

Готовясь к изучению периода правления Николая П, мною было предложено ученикам прочитать и законспектировать небольшую брошюру Б.Л.Бразоля «Царствование Императора Николая П 1895-1917 гг. в цифрах и в фактах», и только затем мы приступили к изучению материалов учебника.. Как же этот метод сравнения заставил задумываться учеников и породил целую цепь «почему?».

Сегодня необходимо развить в ученике «вопросительное» отношение к жизни. Предложеннный ученикам «план Даллеса» для изучения заставляет их задуматься и формулировать множество вопросов, в том числе, касающихся современности.

Как в прошлом грядущее зреет,

Так в грядущем прошлое тлеет

                                                       А.А.Ахматова.

История должна выступать научной базой для анализа настоящего и предвидения будущего. Сегодняшний день должен властно вторгаться в уроки истории.

Но как?

Это сложный вопрос.

Мне ясно здесь одно – в оценке происходящих событий, учитель, опираясь на историю, должен демонстрировать свою гражданскую позицию. Пример есть живительная сила в процессе воспитания и обучения. Так ученики держатся в курсе проблемы: история и современность.

Кроме того, ученик не может строить свое историческое образование и формировать свое историческое мышление, если будет изучать только собственно историю. Творческое постижение истории невозможно без освоения широких просторов духовного мира. Этот мир включает в себя сведения по философии, экономике, социологии, психологии, праву, и, конечно же, требует впитывание художественных богатств.

Вот лишь малый перечень того, чем можно обогатить уроки истории:

М.Ю.Лермонтов «Предсказание»;

Ф.М.Достоевский «Бесы»;

А.С.Пушкин «Восстание Пугачева. Исторические записки»;

Н.С.Лесков «Некуда» и др.

Две-три мысли, два-три впечатления,

поглубже выжитые в детстве собственным усилием,

страданием, приведут ребенка гораздо глубже

в жизнь, чем самая облегченная школа…»

                                                                                     Ф.М.Достоевский

Важным является не то, что ты узнал, а как, средства важнее цели, чем выше напряжение, тем ярче свет. Как видите, законы физики работают и в педагогической философии.

Здесь можно поставить точку. Всё вышеизложенное – это штрихи, это рисунок простым карандашом, где нет ярких красок, где не поставлены все проблемы, а лишь некоторые, и, конечно же, не найдены все пути их разрешения, но это требует более глубокого труда и выходит за рамки статьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

Работа с историческим текстом и роль владения правильной устной речью при изучении истории

В статье рассматривается необходимость учета новых направлений совершенствования образования, в рамках изучения традиционной истории базирующейся на письменных документах и вещественных артефактах. Об...

Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

В статье рассматриваются такие вопросы, как произведения художественной литературы как исторический источник, основные цели использования художественной литературы на уроках истории и дидактические во...