Технологическая карта "Права ребенка"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Елисеева Мария Александровна

Технологическая карта "Права ребенка" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

Конспект урока

Обществознание 7 класс

«Права ребенка»

Составитель: Елисеева М.А.

Учитель истории и обществознания

Тема урока: права ребенка

Тип урока: открытие новых знаний

Дата:

Цель урока: формирование представлений о правах ребенка, о том, что права ребенка принадлежат каждому с момента рождения и закрепляются в законах

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные:

Познавательные: формулирование ответов , поиск нужной информации из практического опыта и дополнительных источников, умение структурировать знания

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку товарища, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для аудитории высказывание

Личностные: понимают значения знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке

Предметные:

Научатся: определять, как права ребенка связаны с его потребностями в защите; что детей защищает закон

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Формы: фронтальная, работа в группах (группы формируются перед уроком)

Методы обучения: частично-поисковые;

Основные термины и понятия: ребенок, права ребенка, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

I.организационный момент

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

фронтальная

II. актуализация знаний

20 ноября – всемирный день ребенка.

Как вы думаете, почему в календаре появилась такая дата? С чем это связано?

Значит ли это, что он нуждается в особой защите?

Запишите тему урока: Права ребенка

Предполагаемые ответы учащихся:

У ребенка меньше возможностей защитить себя; Ребенок отличается физической и психологической незрелостью; Ребенок отличается ранимостью; Ребенок зависит от опеки старших.

фронтальная

III. Изучение нового материала

20 ноября были приняты международные документы по правам ребенка:

1.        Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей) (просит зафиксировать в тетради)

2.        Конвенция о правах ребенка  (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. (Просит зафиксировать в тетради) Интересно, что на  утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)

Декларация ( с лат. "Провозглашение"), Конвенция ( с лат. "соглашение").

Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности  правительств и родителей за  благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям.

Вывод: Декларация – образец, призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения.

Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Конвенцией о правах ребенка и узнать, какими правами обладают маленькие жители нашей планеты. Проведем мы наш урок в форме путешествия на воздушном шаре.

Вы уже разделены на 4 группы. Прежде чем, мы озвучим название групп, давайте вспомним на какие группы делятся права человека. (гражданские, политические, социально- экономические и культурные),

Их как раз 4, как и наших шаров.

Каждая группа получает название по категории права.

Собираясь в путешествие, человек берет с собой необходимые вещи. Соберем чемоданы и мы. Но возьмем мы с собой не вещи, а права.

Игра «Полет на воздушном шаре».

Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).  Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:

• Право на образование.

• Право на жилище.

• Свобода слова.

• Право на равенство перед законом.

• Право на жизнь.

• Право на свободу передвижения.

• Право на охрану здоровья.

• Право на свободу передвижения

• Право на социальное обеспечение

• Право на доступ к информации

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом. Учитель просит аргументировать выбор группы.

Легко ли вам было справиться? Каким принципом руководствовались? Полноценны ли теперь права каждого человека?

Все права человека важны, но ребенок – это беззащитный человек. Дети не могут постоять за себя перед взрослыми, поэтому были разработаны документы по защите прав ребенка.

Учитель раздает выдержки из конвенции прав по защите детей. (приложение 1)

Каждая группа получает новое название (базисные права(дом, семья, индивидуальность), права, которые дают доступ к определенным благам и услугам,  права быть защищенными от определенных негативных действий, права на самовыражение).

Исходя из своего названия, найдите в документе статьи, которые подходят под вашу категорию прав.

Базисные права

- на жизнь, на имя, на равенство осуществление прав, на родителей

права, которые дают доступ к определенным благам и услугам

- Право на пользование услугам системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;

- Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка

- Право на образование;

- Право на отдых и досуг

права быть защищенными от определенных негативных действий

- Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации;

- право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием для получения образования

права на самовыражение

- право выражать свои взгляды по все вопросам, касающимся ребенка;

- право искать, получать и передавать информацию,

право на свободу ассоциаций и мирных собраний;

Права детей отличаются от прав взрослых? Они противоречат правам взрослых?  Можем ли мы назвать ребенка гражданином?

Записывают в тетрадь

отвечают на вопрос

отвечают на вопрос (гражданские, политические, социально- экономические и культурные), приводят примеры

Работают в группах.

Группы, согласно своим названиям, выбирают 5 наиболее важных на их взгляд прав и должны обосновать свой выбор

Группа презентует свою работу

Делают вывод, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.

Работают в группах, по окончании работы презентуют свои ответы

Группа, работая с текстом Конвенции, выделяет права, руководствуясь своим новым названием.

Приходят к выводу, что дети, хоть и маленькие люди, но тоже граждане и имеют свои права

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Групповая

Индивидуальная

Групповая

фронтальная

IV. Первичное закрепление знаний

Учитель просит каждого ученика подготовить небольшой кластер по теме «Права ребенка», используя полученные на уроке знания и ранее изученные термины

Выполняют задание

В кластере могут содержаться, например,

C:\Users\1\Desktop\мхк 11\img2.gif

индивидуальная

V. Домашнее задание

Безграничны ли права человека?

Из дополнительных источников выяснить обязанности ребенка

Записывают домашнее задание

индивидуальная

VI. Итоги урока. Рефлексия

Карточки на столах учеников

Плюс

минус

интересно

записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей

записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Делятся своими впечатлениями об уроке

индивидуальная

Приложение 1

Конвенция о правах ребенка

20 ноября 1989 г.

Извлечения

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо, до достижения 18 - летнего возраста, если он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2. Государства…уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком… независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального… или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья…

Статья 6. … Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь…

Статья 7.… Право ребенка на имя и на приобретение гражданства…право знать своих родителей и право на их заботу…

Статья 8.… Право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи…

Статья 9. Государства … обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда…такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка…

Статья 12. … Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка…

Статья 13.Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать получать и передавать информацию…

Статья 14.Право ребенка на свободу мысли, совести и религии…

Статья 15.Право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний…

Статья 16.Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию…

Статья 17.Государства … признают важную роль средств информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников…

Статья 18. … Родители или законные опекуны несут полную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы…

Статья 19.Государства … принимают все необходимые … меры с целью защитить ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или … злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или другого лица, заботящегося о ребенке…

Статья 24.… Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья…

Статья 26.… Право ребенка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование…

Статья 27.… Право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка…

Статья 28 … Право ребенка на образование…

Статья 31. … Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством…

Статья 32.… Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)

Урок по ФГОС. Тема одиночества.Это рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством....

Роль технологического образования школьника в развитии разносторонних способностей ребенка

К родительскому собранию в 5 классе. Выступление учителя технологии (мальчики)...

Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок» 2021г.

Технологическая карта урока  «Право. Семья. Ребенок»...

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Письмо",где есть ребенок с ОВЗ.

Технологическая карта урока,где есть ребенок с ОВЗ. Можно использовать и для всего класса,т.к. материал удобно размещён....

Технологическая карта внеурочного мероприятия для обучающихся 5 классов «Каждый ребенок имеет право»

Разработка урока по профилактике правонарушений и преступлений для обучающихся 5 классов....