Методическая разработка урока истории "Горожане и их образ жизни"
план-конспект урока (6 класс)

Коннычева Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Горожане и их образ жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Ф.И.О. учителя

Коннычева Ольга Вячеславовна

Предмет

Всеобщая история. История средних веков

Класс

6 класс

Тема

Горожане и их образ жизни

Место и роль учебного занятия в изучаемой теме

В разделе «Средневековый город и его обитатели» урок  является завершающим. У учащихся уже сложилось представление о причинах возникновения и развитии   городов (городское управление, борьба городов и сеньоров, организация ремесленного производства в средневековом городе, денежное дело и центры европейской торговли).

Цели

  • определить особенности образа жизни горожан в средневековье.
  • продолжить формирование умений работы с историческими источниками, анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; развивать наглядно-образное и логическое мышление; формирование икт - компетентности учащихся.
  • посредством групповой работы способствовать развитию творческих способностей учащихся, формированию интереса к истории, чувства уважения к истории других народов.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника.

Определение внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимание необходимости учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: определение  и формулирование цели и проблемы урока, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Тип урока

  • урок изучение нового материала

Форма организации работы на уроке

  • групповая форма

Источники информации

  • Агибалова Е.В. История Средних веков.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-3-е изд.-М.: Просвещение,2021
  • Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели// http. www. http://www.bibliotekar.ru
  • Миллард Энн. История: От средних веков до 1914 г. : Учеб. пособие для доп. образования : пер. с англ. / Энн Миллард; ил. Джозеф Макэван; ред. Робин Джи, Дженни Тайлер. – М.: Изд. дом "РОСМЭН", 2006 .
  • Т. 7 : В тени крепостных стен. Новые горизонты: Детская энциклопедия: В 20 т.: Пер. – Москва: Терра, 2005

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация в PowerPoint «Горожане и их образ жизни»

Образовательные ресурсы

Открытая образовательная модульная система (ОМС), информационный модуль «Жизнь и быт горожан». URL:http://www. fcior.edu.ru

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, гаджеты, ноутбуки.

Структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

1

Организационный момент.

Приветствие учителем учащихся.

Учащиеся приветствуют учителя и рассаживаются на свои места.

Учащиеся предварительно посажены в пять групп. В каждой группе есть руководитель группы, спикер, секретарь, исследователь, хранитель времени. Старшие ребята являются руководителем группы и консультантом.

Регулятивные: проверка рабочего места, корректировка готовности, распределение обязанностей в группе.

Личностные: положительное отношение к учению, как познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

2 мин

2

Мотивация  учебной  деятельности. Актуализация  знаний,  целеполагание.

Учитель подводит учащихся к  осознанию целей и задач урока и предлагает учащимся выполнить в группах задание: придумать название средневековому городу, исходя из инициалов участников группы с добавлением окончаний:

- «фурт», - «форд», - «бург».

После представления результатов совместной работы, учитель обращается с вопросом к группам: как вы думаете, достаточно ли у нас знаний о средневековом городе? Что еще мы должны узнать о средневековом городе?

Давайте  попробуем  сформулировать  тему  нашего  урока.  Предлагайте  ваши  варианты.

Учитель фиксирует варианты ответов и демонстрирует слайд с темой урока: «Горожане и их образ жизни». Просит в рабочих тетрадях написать число и тему урока.

Учитель  демонстрирует  слайд  с  темой  урока:  «Горожане и их образ жизни». Просит  в  рабочих тетрадях написать число и тему  урока.

Совместно с учителем составляют план темы урока:

  • Жители средневекового города
  • Устройство средневекового города
  • Городские развлечения
  • Безопасность средневекового города
  • Управление средневековым городом

Учащиеся совместно выполняют задание и презентуют свои результаты.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся предлагают варианты темы урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: принимать полученную задачу, планировать совместную деятельность с  участниками группы.

Личностные: уметь доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: планировать совместную деятельность с  участниками группы и учителем.

5 мин

3

Изучение нового материала.

Учитель предлагает каждой группе выполнить задание (раздает инструкции группам):

1 группа «Кто, кто в городе живет?»: проведите перепись населения средневекового города. Результаты представьте в виде круговой диаграммы.

2 группа «Строили, строили и, наконец, построили»: нарисуйте план-схему средневекового города.

3 группа «Город должен спать спокойно»: разработайте план по спасению города: от пожара, набегов врагов, наводнения, эпидемии (быстрое распространение инфекции). В плане должны быть Ваши предложение по спасению города!

4 группа «Город должен жить, а не спать»: составьте культурную карту средневекового города (где горожане любили проводить время, места посещения)

Учитель просит учащихся  презентовать результаты своей работы в группе. Выступление каждой группы сопровождается показом слайдов презентации.

Учитель после выступления представителя от группы задает вопрос остальным учащимся: справилась ли группа с поставленной задачей?

Руководители (консультанты) групп получают задание. На столах учащихся находятся учебник, дополнительные материалы для выполнения задания, гаджеты, ноутбук, энциклопедии, инструкции.

Представители от групп выступают с результатами своей совместной работы.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, задают собственные вопросы.

Регулятивные: принимать полученную задачу, планировать совместную деятельность с  участниками группы; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном труде.

Познавательные: осознавать познавательную задачу.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с участниками группы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

15 мин

4

Закрепление нового материала.

Учитель предлагает учащимся в группе выполнить задание при помощи ноутбуков. Учащиеся работают с образовательным ресурсом, который предназначен для закрепления знаний о средневековой цивилизации.

Учащиеся выполняют задание в группе.

Регулятивные: принимать полученную задачу

Познавательные: осознавать познавательную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с участниками группы, участвовать в коллективном обсуждении проблем

10

мин

5

Рефлексия.

«Дневник моих открытий»

Учитель предлагает заполнить учащимся страничку собственного дневника открытий, просит  зафиксировать открытия учащихся, которые они сделали во время урока.

Учащиеся заносят в дневник «открытия», которые они сделали во время урока.

Личностные: вырабатывать положительное отношение к учению, как познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, оценивать собственную роль в учебном процессе;

Регулятивные: осознавать и  оценивать качества и уровень усвоения знаний.

Познавательные: овладевать методом рефлексии способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

5

мин

6

Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока, просит руководителей групп (консультантов)  провести оценку деятельности участников группы (раздает «дукаты»).

Учащиеся анализирую работу своей группы. Руководители групп раздают «дукаты» за проделанную работу.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников, осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

5

мин

7

Домашнее задание.

Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Познавательные: умение сравнивать два образа жизни-крестьянского и городского.

Регулятивные: принимать учебную задачу. 

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с одногруппниками.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

3

мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Здоровый образ жизни"

Данное мероприятие могут использовать учителя-предметники и классные руководители. Целью данного классного часа является формирование у учащихся правильного представления о здоровом образе жизни: науч...

Методическая разработка урока по английскому языку "Здоровый образ жизни"

Данный урок можно провести в 7-8 классе, он составлен к учебнику М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием 7» (“Enjoy English 7”)....

Методическая разработка. Неделя психологии "Мы за здоровый образ жизни!"

Вот уже несколько лет, в ноябре в нашей школе проводится традиционная Неделя психологии.Почему в ноябре?  22 ноября был учрежден профессиональный праздник - День психолога.Замечательный повод пос...

Методическая разработка "Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы"

В исследовании приняли участие 28 человек. Выявлено, что каждый из нас в среднем проводит в движении примерно 9 часов; уроки физкультуры нравятся 24 ученикам - это 86 %; спорт...

методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Здоровый образ жизни"

методическая разработка внеклассного мероприятия "Деловая игра: здоровье нации" по теме "Здоровый образ жизни"...

Методическая разработка. Квест - игра "Мы за здоровый образ жизни"

Методическая разработка квеста " Мы за здоровый образ жизни" предназначена для детей старшего школьного возраста....

Методическая разработка классного часа «Мы за здоровый образ жизни". Номинация «Мы против наркотиков!»

В наше время проблема наркомании приобрела характер социального бедствия. Детская и подростковая наркомания это вич нашего времени, современная «мода на наркотики» с каждым годом делает за...