Разработка урока по всеобщей истории на тему: "Финикия" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Соловьева Елена Валерьевна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finikiya_tk.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История

Тема: Финикия

Тип урока: Изучение нового материала

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение оценивать свои эмоции

Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Игра «Мое настроение»

Перед вами на столе лежат изображения эмоций. Посмотрите на них и определите какие эмоции вы сейчас испытываете. Радость, печаль, а может быть страх? Наклейте подходящий смайлик на доску

Настраиваются на работу

Создать позитивное настроение

Актуализация опорных знаний

Работа с картой

Слайд 2

Показать на карте Египет и Междуречье, крупные реки этих регионов

Вспоминают изученное ранее, работа с картой

Предметные: формирование картографических умений

Познавательные: выделять явление из общего ряда других явлений; выстраивать логическую цепочку

Актуализировать знания учащихся

Игра «Угадай страну» - Работа в парах

Учащиеся получают картинки. Необходимо выстроить визуальный ряд, найти лишнее и определить страну

Вспоминают изученное ранее, работа в парах

Постановка учебной задачи

Вступительное слово учителя

В 1860 г вместе с французской экспедицией в Ливане высадился известный историк Эрнест Ренан. Он знал, что когда-то здесь находились города таинственного народа, о котором часто упоминается в Библии и трудах античных авторов. И вскоре нашел их - на побережье. Руины стояли, заросшие густой травой, и никого особенно не интересовали. Находки эти были не слишком впечатляющими и об этой стране снова забыли. Только в 1923 г. известный египтолог Пьер Монтэ продолжил раскопки в древнем городе и открыл четыре нетронутые царские гробницы с золотыми и медными украшениями. Там же обнаружились тексты, записанные не иероглифами, а неизвестным буквенным письмом. С этого момента началось изучение…

Слушают учителя, настраиваются на познавательную деятельность

Личностные: сформировать у учащихся яркие, эмоционально окрашенные образы исторических эпох

Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей

Зародить интерес к изучаемой стране

Разгадай ребус

Слайд 3

А вот какой страны вы узнаете, если отгадаете ребус!

Учащиеся разгадывают ребус

Познавательные: продолжить формировать умение работать со знаковыми системами и логически мыслить

Продолжить формировать интерес к изучаемой теме, развивать умение мыслить логически

Постановка проблемной задачи

Постановка проблемного вопроса

Слайд 4

Были финикийцы первооткрывателями или морскими разбойниками?

Учащиеся включаются в познавательную деятельность

Регулятивные: умение самостоятельно ставить цель обучения, решать познавательные задачи

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть к осознанию необходимости получения новых знаний

Планирование деятельности

Составление плана работы

Слайд 5

Ребята вспомните по каким пунктам мы изучали Египет и Междуречье. Что мы определяли в первую очередь?

- Географическое положение.

- Занятия

- Культура

Обсуждают тему урока, самостоятельно составляют план урока

Регулятивные: самостоятельно составляют план урока

Предметные: раскрывают характерные черты объекта

Подвести учащихся к составлению плана работы, исходя из знаний полученных ранее. Составить план

Изучение нового материала

Работа с картой

Слайд 6

Посмотрите на карту.

- Где располагается Финикия? Есть ли крупные реки? Есть ли горы?

- Какое море омывает Финикийское побережье?

- Назовите крупные города Финикии

- Предположите, какими занятиями могли заниматься жители этих территорий?

Учащиеся работают с картой; на основании полученных знаний, высказывают предположения об особенностях развития территории

Предметные: продолжить формировать умение использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств

Регулятивные:

Выдвигать гипотезы

Провести работу по формированию картографических умений

Рассказ учителя о занятиях финикийцев

Слайд 7

Заполнение «Фишбоун»

Слайд 8

Финикийцы сажали виноградники (вино), оливковые деревья (масло). Рос ливанский кедр (древесина)

Ремесленники изготавливали - украшения из золота и серебра, вырезали изделия из дерева и слоновой кости, стекло, пурпурные ткани

Торговля

На основании рассказа учителя заполняют схему

Предметные: сформировать представление об условиях жизни и занятиях финикийцев

Познавательные: продолжить формировать умение заполнять модели и схемы

Познакомить с основными занятиями финикийцев. Зафиксировать полученные знания в виде схемы

Работа в парах

-Как нашли пурпур?

-Как изобрели стекло?

- Как финикийцы торговали?

Работают в парах, знакомясь с мифами и легендами финикийцев

Предметные: проводить поиск информации в отрывках исторических текстах

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; умение презентовать результаты своей деятельности

Организовать работу в парах над текстом

Разгадай ребус

Слайд 9

Еще одно важное занятие финикийцев – (колонизация)

Учащие разгадывают ребус

Познавательные: продолжить формировать умение работать со знаковыми системами и логически мыслить

Продолжить формировать интерес к изучаемой теме, развивать умение мыслить логически

Рассказ учителя, работа с картой

Слайд 10

Финикийцы плавали по всему Средиземноморью. На берегах они основывали свои поселения – колонии.

Показать на карте крупные колонии.

Самое крупное поселение – Карфаген.

Учащиеся слушают рассказ учителя, работают с картой и ее легендой

Предметные: продолжить формировать умение использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств

Продолжить формировать умение работать с легендой карты

Составление определения к термину «колонизация»

Колония – поселение, основанное вдали от родины

Учащиеся называют характерные черты явления, обобщают их составляя историческое понятие

Предметные: продолжить формировать умение составлять исторические понятия

Регулятивные: объяснять явления, процессы, обобщать явления по имеющимся признакам

 

Продолжить формировать умение составлять понятия

Задание «Закончи фразу»

Слайд 11

Финикийцы продавали…

Учащиеся заполняют пропуски в словосочетаниях

Познавательные: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову

Предметные: продолжить формировать представление об условиях жизни и занятиях финикийцев

Промежуточное закрепление материала

Работа с историческим источником «Как финикийцы похитили женщин» стр. 

Прочитайте отрывок из произведения Греческого ученого Геродота. Ответьте на вопросы:

- Зачем были похищены женщины?

- Как вы думаете, часто ли финикийцы так поступали?

Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы учителя

Познавательные: учиться излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решения поставленной задачи

Регулятивные: формировать умение высказывать предположения

Коммуникативные: учиться определять свою точку зрения, отстаивать ее

Организовать работу с текстом

Продолжить формировать умение высказывать свои мысли

Работа с изображением

Слайд 13

Поисковая работа «Зачем финикийцам свое письмо?»

Что изображено на слайде?

- Как вы думаете, зачем финикийцам было необходимо письмо?

- Почему им не подошли египетские иероглифы или клинопись Междуречья?

Учащиеся вспоминают изученный материал

Выдвигают собственные гипотезы, обосновывают их

Предметные: объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита. Регулятивные: формировать умение высказывать предположения

Коммуникативные: учиться определять свою точку зрения, отстаивать ее

Умение работать с визуальным рядом. Уметь высказывать предположения и отстаивать их

Рассказ учителя о финикийском алфавите

Слайд 14

Какой на ваш взгляд был недостаток у финикийского алфавита?

Учащиеся слушают рассказ педагога, выдвигают собственные гипотезы, обосновывают их

Веселое задание

Слайд 15

Что записано на доске?

ЛТВЛПРМКСКНФ

Учащие разгадывают ребус

Познавательные: продолжить формировать умение работать со знаковыми системами и логически мыслить

Обобщить знания учащихся по теме

Закрепление изученного материала

Работа с картой

Слайд 16

Работа со схемой

- Показать на карте Финикию

- Назвать какое море ее омывает

- Назвать крупные города

- Показать колонии финикийцев

- Перечислить занятия финикийцев

Учащиеся отвечают на вопросы по изученному на уроке материалу

Предметные: продолжить формировать умение использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств

Проверить умение использовать полученные знания на практике

Игра «Составь предложение»

Назовите слова, термины, названия, явления, которые вы запомнили.

Составьте с этими словами предложения

Учащиеся называют понятия, которые запомнили. Используют их в построении предложений

Познавательные:

Продолжить формировать умение использовать полученную информацию в контексте решаемой задачи

Проверить умение использовать полученные знания на практике

Работа в группах над проблемным заданием

Объединитесь в 2 группы.

1-я группа – Приведите аргументы в пользу того, что финикийцы были открывателями

2-я группа - Приведите аргументы в пользу того, что финикийцы были разбойниками

Учащиеся приводят аргументы «за» и «против» высказанной проблемы

Личностные: формировать понимание важности исторического наследия

Познавательные: учиться излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решения поставленной задачи

Регулятивные: формировать умение высказывать предположения

Коммуникативные: учиться определять свою точку зрения, отстаивать ее

Рефлексия

Игра «Паруса Финикийцев»

- Если вам понравилось на уроке, было интересно и все понятно – приклейте алые паруса.

- Если было интересно, но не всегда понятно – желтые паруса.

- Если совсем не интересно и не понятно – черные паруса

Оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные: продолжить формировать умение оценивать свою познавательную деятельность

Самооценка деятельности на уроке

Игра «Мое настроение»

Выберите пушистика

Оценивают свое настроение по окончанию урока

Личностные: управление своим настроением, умение оценивать свои эмоции

Самооценка настроения

Домашнее задание

Домашнее задание

Прочитать п. 15, уметь объяснять значение слов стр. 76, отвечать на вопросы стр. 77

Дополнительное задание: подготовьте сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей» (@ стр. 77)

Записывают домашнее задание

Метапредметные: умение внимательно слушать, выполнять задания

Выполнение домашнего задания, закрепление изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....

Разработка урока по Всеобщей истории 7 класс.

Эпоха Великих географических открытий....

Разработка урока по Всеобщей истории "Император Карл", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Разработка урока по Всеобщей истории в 6 классе "Крестовые походы глазами современников". ФГОС ООО

Данная работа представляет собой разработку урока по истории Средних веков.ФГОС ООО. Используются технологии:развивающего обучения, проблемного обучения, обучающие ролевые игры. Широко представлена ра...

Методическая разработка урока по всеобщей истории 9 класс " Тоталитарный режим в 30-е годы "

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы....