Разработка урока по всеобщей истории на тему: "Великая греческая колонизация" 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс)

Заричук Ольга Леонидовна

Разработка урока по всеобщей истории для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grecheskaya_kolonizatsiya.docx18.73 КБ
Файл grecheskaya_kolonizatsiya.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Греческая колонизация

Планируемые УУД:

Личностные: Продолжить формировать целостное мировоззрение, учитывающее разнообразие исторических реалий, уметь устанавливать вязь прошлого и современного.

Метапредметные: Овладевать картографическими умениями, ориентироваться в информации на картах, схемах, карто-схемах. Уметь формулировать понятия, выделять главное, делать выводы и обобщения. Уметь анализировать текст учебника, работать с заданиями разного уровня сложности

Предметные: Объяснять причины «Великой греческой колонизации»; показывать на карте основные территории греческой колонизации; рассказывать о том, как основывались греческие колонии и как жили переселенцы; объяснять значение понятий «колония», «колонизация», «метрополия»

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания. Исторический диктант
  1. В каком из полисов Древней Греции появилось выражение «лаконично говорить»?
  2. Какой город на территории Аттики был назван в честь богини мудрости?
  3. Укажите, как называли рабов в Спартанском государстве?
  4. Архонтами в Древней Греции называли…
  5. Как назывался совет старейшин в Афинах?
  6. Переведите с древнегреческого языка на русский слово «демос»
  7. Укажите имя архонта, который провел реформы в Афинах
  8. В каком году Солона назначили архонтом?
  9. Известно, что общество Солон разделил на 4 разряда.
  10. Переведите с древнегреческого языка слово «демократия»
  1. Отгадайте ребус (Колонизация) и ответьте на вопросы
  1. Что такое колонизация?
  2. Кто впервые начал создавать колонии? Покажите это государство на карте.
  3. С какой целью?
  1. История отвечает на важные вопросы: Что? Где? Когда? Почему?

На эти вопросы мы и должны с вами будем ответить в конце урока.

  1. Процесс колонизации, начиная с VIII в. до н.э., охватил и Древнюю Грецию и продолжался до VI в до н.э. Надо выяснить причины. Для этого давайте вспомним, каким было положение земледельцев в Греции.

Задание 1. В Аттике обширные поля, виноградники, оливковые рощи принадлежали ___________________. Наделы же простых людей были ___________________. Урожая с них едва хватало, чтобы свести концы с концами. Когда посевы земледельцев страдали от ______________, многие из них брали зерно в долг у богатых соседей. За каждый взятый мешок приходилось через год возвращать_____________. Владелец зерна ставил на земле должника ______________________. Если земледелец не мог расплатиться вовремя, его землю ____________ в счет долга.

Слова для справок: отбирать, долговой камень, аристократы, небольшие, засуха, намного больше.

  1. Работа с текстом учебника: причины колонизации прочитать, записываем в тетрадь (стр. 135 – 136)

Задание 2.

Найдите общие и отличительные черты в процессе колонизации у двух государств

Нехватка плодородных земель

Политическая борьба

Развитие торговли

Желание обогатиться

  1. Где же селились древние греки? Куда уезжали? – Рассмотреть карту. Назвать на какие острова, территории они уезжали. (Работа с картой). Назовите полуострова, на которых создавались колонии? Какие части света? Какие континенты?
  2. Рассказ учителя – Жизнь в заморских колониях – (Работа с понятиями «ойкист», «метрополия»)
  3. Жизнь греков на чужбине рассказ учителя. Самостоятельное чтение учебника и пересказ.
  4.  Суд черепков – работа в группах – древнегреческая колонизация – хорошо или плохо? Почему?
  5.  Работа с кроссвордом Задание 3
  6.  Подведение итогов урока, выставление оценок
  7. Прочитать п. 31, отвечать на вопросы к параграфу на стр. 131 (№ 1 – 3 устно и № 4 письменно)

Задание 1. Вставьте в текст пропущенные слова.

В Аттике обширные поля, виноградники, оливковые рощи принадлежали ___________________. Наделы же простых людей были ___________________. Урожая с них едва хватало, чтобы свести концы с концами. Когда посевы земледельцев страдали от ______________, многие из них брали зерно в долг у богатых соседей. За каждый взятый мешок приходилось через год возвращать_____________. Владелец зерна ставил на земле должника ______________________. Если земледелец не мог расплатиться вовремя, его землю ____________ в счет долга.

Слова для справок: отбирать, долговой камень, аристократы, небольшие, засуха, намного больше.

Задание 2.

Известно, что процесс колонизации был характерным как для Древнегреческих городов-государств, так и для Финикийских. Из предложенного списка выберите черты сходства этих процессов в двух регионах и отличия. Запишите их в таблицу

1.Нехватка плодородных земель

2. Развитие торговли

3. Политическая борьба

4. Желание обогатиться

Черты сходства

Черты отличия

Задание 3. Найдите 10 слов, которые относятся к теме нашего урока

Й

Ц

У

М

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Ф

Ы

Х

Е

Р

С

О

Н

Е

С

В

А

П

О

Р

О

Т

А

Н

А

И

С

Л

Д

Ж

Э

Й

Я

С

Р

М

И

Т

Ь

Б

Ю

Э

Г

Ж

К

О

Л

О

Н

И

Я

А

П

Р

О

Р

Д

И

Й

У

П

А

Н

Т

И

К

О

П

Е

Й

С

К

Е

О

Л

Ь

В

И

Я

Н

Г

Ц

Ш

Т

П

О

Л

И

С

Х

Щ

З

Ъ

Ю

И

В

К

Н

Г

И

Ф

Е

О

Д

О

С

И

Я

Н

А

П

Р

Я

Ф

М

И

Т

Ь

Б

Л

Г

П


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Исторический диктант (ответы) Спарта Афины Илоты Старейшин(ы) Ареопаг Народ Солон 594 г. до н.э. Феаки Власть народа 2

Слайд 3

Исторический диктант (критерии оценивания) 10 – 9 правильных ответов – 5 баллов 8 – 7 правильных ответов - 4 балла 6 – 5 правильных ответов – 3 балла 4 и менее - 2 балла 3

Слайд 4

Отгадай ребус и узнаешь, чем занимались жители Древнегреческих полисов 4

Слайд 5

5

Слайд 6

Тема урока: Греческая колонизация 6

Слайд 7

Что? Где? Когда? Почему? 7

Слайд 8

Вставьте пропущенные слова в текст В Аттике обширные поля, виноградники, оливковые рощи принадлежали ___________________. Наделы же простых людей были ___________________. Урожая с них едва хватало, что бы свести концы с концами. Когда посевы земледельцев страдали от ______________, многие из них брали зерно в долг у богатых соседей. За каждый взятый мешок приходилось через год возвращать_____________. Владелец зерна ставил на земле должника ______________________. Если земледелец не мог расплатиться вовремя, его землю ____________ в счет долга. Слова для справок : отбирать, долговой камень, аристократы, небольшие, засуха, намного больше . 8

Слайд 9

Причины греческой колонизации Быстрый рост населения. Не хватало плодородных земель, не все семьи могли прокормить себя Развитие торговли и ремесел Желание обогатиться Борьба между различными группами населения (политическая борьба) 9

Слайд 10

Процесс колонизации новых земель происходил и в Греции и в Финикии. Выделите черты сходства и черты отличия в этих двух регионах Нехватка плодородных земель Развитие торговли Политическая борьба Желание обогатиться Черты сходства Черты отличия 10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

Суд черепков 15

Слайд 16

Что? Где? Когда? Почему? 16

Слайд 17

А В Н М П О Т Ы Н Ц Й Я Ч В Д Х Е Р С О Н Е С Ю П Р О М Х Т А Н А И С О Ю В Ф Й Ъ З Р Ф Щ О М Д Ж Я Г Ч К О Л О Н И Я В А П Р Р С И Й Ц П А Н Т И К О П Е Й С У М О Л Ь В И Я П Р Ц М Т П О Л И С Е Т Ц М Е И И С П Р И Ф Е О Д О С И Я Т К Е Н Я Е Г Ш Щ З Х С М Ь 17

Слайд 18

А В Н М П О Т Ы Н Ц Й Я Ч В Д Х Е Р С О Н Е С Ю П Р О М Х Т А Н А И С О Ю В Ф Й Ъ З Р Ф Щ О М Д Ж Я Г Ч К О Л О Н И Я В А П Р Р С И Й Ц П А Н Т И К О П Е Й С У М О Л Ь В И Я П Р Ц М Т П О Л И С Е Т Ц М Е И И С П Р И Ф Е О Д О С И Я Т К Е Н Я Е Г Ш Щ З Х С М Ь 18

Слайд 19

Домашнее задание Прочитать п. 31, отвечать на вопросы к параграфу на стр. 131 (№ 1 – 3 устно и № 4 письменно)

Слайд 20

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....

Разработка урока по Всеобщей истории 7 класс.

Эпоха Великих географических открытий....

Тест по Всеобщей истории на темы: Великие географические открытия. Реформация. Возрождение. Гуманизм. Наука.

Данный тест может быть использован в 10 классе для проверки знаний обучающихся по следующим темам: Великие географические открытия. Реформация. Возрождение. Гуманизм. Наука. Вопросы открытог...

Разработка урока по всеобщей истории на тему: "Греческий театр" 5 класс

Методическая разработка урока по всебщей истории для 5 класса на тему "Греческий театр"...

Методическая разработка урока по всеобщей истории на тему " Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"

Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 5 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для...

Тест по всеобщей истории по теме «Великая Французская революция»_8 класс

Тест по всеобщей истории по теме «Великая Французская революция»_8 класс...

презентация по всеобщей истории по теме «Великая Французская революция»_8 класс

—Причины революции—2. Революция прав человека—3. Конституционная монархия—4. «Свобода или смерть!»—5. Диктатура монтаньяров—6. Революционный террор—7. Термидор: в поисках компромисса—8. Ша...