Статья "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования"
статья по истории
Статья "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_afanaseva_p.a_dlya_sayta.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования.
Волобуева Н.М.; учитель истории и обществознания ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Как учитель истории и обществознания, я работаю над методической темой самообразования «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования».
Цель работы — описание собственного опыта по решению задачи самостоятельного приобретения знаний учащимися посредством использования ИКТ на уроках истории и обществознания.
Как учитель истории и обществознания, я работаю над методической темой самообразования «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования».
Целью данной статьи является описание собственного опыта по решению задачи самостоятельного приобретения знаний учащимися посредством использования ИКТ на уроках истории и обществознания в школе для неслышащих обучающихся.
В этой статье хотелось бы рассказать о роли ИКТ в образовательном процессе, и дополнить свою статью о применяемых мною моделях информатизации образовательного процесса.
Как мы все видим и наблюдаем жизнь современного человека протекает в условиях постоянно меняющегося и формирующегося информационного пространства. На сегодняшний день почти все отрасли жизнедеятельности человека затронуты информационной эрой.
Хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время для любого современного педагога, использующего творческий подход на своих уроках использование информационно - коммуникационных технологий является чуть ли не обязательным.
Наше время делает практически обязательным использование ИКТ в преподавании всех современных уроков и кружков. Необходимость которого обусловлена особенностью современного постиндустриального общества, которое предъявило высокие требования к учителю, это и способность быстрого поиска информации, способность интеграции новых знаний и технологий, в своей педагогической деятельности. Ведь основным отличием современных уроков от уроков прошлых дней является широкое распространение элементов информационной культуры с использованием ИКТ. Что в свою очередь означает постоянный процесс поиска новых форм деятельности. Так как основной проблемой современной школы является вопрос о том, как сделать процесс обучения результативным и как сделать так, чтобы учащиеся проявляли интерес к знаниям и процессу обучения. В ходе своей педагогической деятельности я выделил основную задачу своей работы, которой является помощь ученикам инвалидам по слуху освоить навыки и умения, которые окажутся полезными и даже необходимыми в их жизни: это и способность оперативно находить и интегрировать важную и нужную информацию, а также умение работать с большим объемом информации. Также хочу выделить важность самостоятельного принятия решений и нести ответственность за них. Также на моих уроках основной упор делаю в обучении работать индивидуально, одинаково и в команде, пользуюсь методом мозгового штурма и конечно же творческому подходу к изучаемому материалу.
Использование ИКТ повышают интерес к изучаемому предмету, ускоряют процесс получения и освоения информации, а познавательные способности учащихся постоянно растут. Использование информации на уроках истории по персоналиям по историческим эпохам позволяют создать общую картину и объекты для размышлений, что повышает интеллект учащихся. А это условие является крайне важным для воспитанников школы - интерната для неслышащих обучающихся, инвалидов по слуху, ведь получения ими потока информации от учителя изначально ограничено инвалидностью. В таких случаях использование ИКТ как раз и позволяет учащимся школы-интерната ознакомиться с огромным пластом информации по истории и обществознанию. Ведь именно с помощью ИКТ интеллект детей инвалидов по слуху начинает создавать в своем восприятии эпохи, образы, объекты, отдельные народы и государства, без которого адекватное восприятие исторических эпох будет ограничено.
В своей преподавательской деятельности использую не только традиционные формы ИКТ по типу презентаций и работу с интерактивной доской, а также смело использую электронные уроки, интернет ресурсы и видеоролики ведь в Российской Федерации с 2006 года по истории и обществознанию наработан огромный объем информационных ресурсов.
При использовании в педагогической практике ИКТ меняется роль педагога, который начинает наблюдать и руководить развитием личности своих учеников. В ходе уроков деятельность с учащимися строится на принципах взаимоуважения, совместного творчества и построения общей цели. Объем самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся увеличивается. В таких условиях неизбежен пересмотр традиционных форм учебной работы.
Подготовленные мною презентации по уроку истории содержат характеристику основных направлений по рассматриваемому периоду, краткие биографические характеристики персоналий, а также репродукции из жизни исторического периода.
Небольшие презентации на 10-15 слайдов не просто иллюстрируют объяснение учителя, а позволяют «окунуться» в историческую эпоху, демонстрируя образ жизни различных слоев населения, достижения искусства и культуры, создавая яркие образы. Презентация может выступать и в качестве наглядного пособия, обучая новым умениям и навыкам учащихся: составлять схемы, опорные конспекты, таблицы. Например, при объяснении темы «28 панфиловцев», ребята учатся составлять схемы. Работая с текстом презентации, они отвечают на вопросы учителя и составляют опорный конспект, элементы которой появляются на экране по щелчку учителя по мере прочтения и осмысления учащимися нового материала, а не заранее в готовом виде. Беседуя по прочитанному, учитель задает вопросы:
- Как назывался последний рубеж обороны перед Москвой, железнодорожный разъезд? –Дубосеково. По щелчку на экране появляется вид на поле боя 28 панфиловцев с танками вермахта.
- На какие этапы разделена Московская битва? Параллельно с ответами учащихся появляются остальные элементы схемы, которые ребята записывают в тетрадь.
Рассказ учителя о подвиге 28 панфиловцев сопровождается появлением на экране кратких тезисов. В качестве закрепления материала предлагается работа с историческим источником. Ребята получают раздаточный материал, а на экране появляются вопросы, на которые нужно ответить. Обобщая ответы учащихся, учитель объясняет, вкратце про оборону Москвы и о подвиге 28 панфиловцев. На экране появляется важные определения по теме урока, которое ребята записывают в тетрадь. Таким образом, удается удачно сочетать элементы традиционного урока, который предполагает работу с текстом учебника, историческими источниками и современные ИКТ технологиями, которые позволяют иллюстрировать учебный материал по ходу объяснения учителя, а также формировать новые умения и навыки.
Благодаря техническим возможностям используем небольшие фрагменты исторических фильмов про оборону Москвы, чтобы более ярко, эмоционально, образно показать масштабность, грандиозность тех или иных исторических событий., очень эмоционально. Что обязательно останется в памяти.
В небольшом по времени эпизоде, который я использую на уроке, ребята могут почувствовать дух эпохи, увидеть, как героически сражались их далекие предки, каким оружием воевали. Сегодня на экраны выходят фильмы, показывающие трагические страницы отечественной истории. Использование на уроках истории видео на тему 28 панфиловцев, позволяет привлечь внимание к наиболее актуальным моментам обороны Москвы, создает образ эпохи, учащиеся начинают задумываться и сопереживать, рассуждать о причинах и последствиях и, таким образом, воспитывать. В итоге урока мы познакомили учеников с событиями ВОВ, рассказали о бое у железнодорожной станции Дубосеково, рассмотрели подвиг 28 панфиловцев, не пропустивших враг на Москву. Также нам удалось развить интерес к истории ВОВ, и сформировать положительный образ героя, образ простого советского солдата, терпевший огромные лишения, но все-таки победивший врага, название которому фашизм. Таким образом стараемся привить чувство патриотизма и гордости за историю своей страны.
В своей педагогической деятельности использование ИКТ позволяют мне эффективно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач:
- Компьютерные технологии дают возможность воссоздать исторический образ эпох, событий, исторической обстановки, людей и т.д. за счет визуализации, которая способствует быстрому образному усвоению материала. Этого часто не хватает при применении обычных технологий во время урока истории с детьми инвалидами по слуху.
- Усиливает общую мотивацию к изучению предмета истории. На сегодняшний день использование ИКТ для многих учащихся стала более привычной, нежели обычная традиционная форма урока.
- Работа с анимационными картинками и с видеофрагментами позволяет намного легче решить задачу по перемещению в исторических эпохах и событиях, что облегчает усвоение учащимися.
- Позволяют легко создавать презентации, анимации, видео и аудио, таблицы, карты и схемы по истории.
В ходе своей деятельности я пришел к выводу что ИКТ на уроке истории позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень интеграции нового материала;
- формировать навыки юного научного исследователя;
- обеспечить доступ к различным современным информационным ресурсам;
Использование ИКТ открывает для учителя истории новые возможности в преподавании предмета. Преподавание истории с использованием ИКТ дает учащимся большие возможности для размышления и творческого подхода в построении урока, что способствует к общему повышению интереса к предмету. Применение современных технологий позволяет создать благоприятные условия для формирования личности учащихся.
В заключение хотелось бы сказать, что при желании использование ИКТ позволяет преподавателю легко повысить уровень своего профессионального развития. Так и само по себе использование ИКТ является крайне полезным инструментом в педагогической практике.
Проведение уроков с использованием ИКТ показало, что возросла самостоятельность учащихся и активность восприятия новой информации, также в ходе уроков успешно формируются полезные учебные навыки.
Литература и электронные учебники и ресурсы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ 2. Порядок организации:
- Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб.для общеобразоват. Организаций / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. -7-е изд., доп.-М.: Просвещение, 2018. -304с.,
- Данилов А.А. История России, 20-начало 21века.9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2014. -400с.,
- Электронный учебник по истории Древнего мира и Средних веков для 5-6 класса; «История нового времени» для 7-8 классов (ООО «Кордиа Медиа»)
- Историческая энциклопедия «Три века российской истории. Династия Романовых» («Коминфо») М.1998.
- Энциклопедию истории России. 862-1917. («Коминфо») М. 1998
- Энциклопедию «Три века российской истории. Династия Романовых» («Коминфо»)
- Электронный учебник «История России. XX век» («Клио Софт»)
- Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний».8-9 класс. («Кирилл и Мефодий»)
- Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. История. Обществознание. («Новая школа) и др. М.2004.;
- Электронные порталы infourok, nsportal.
- Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия до 19 века, СПб 2017.;
- Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия Средние века, М 2014.
- Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия 19-20 века
- Истории России 20 века, Первая мировая война части 1и 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить...
Статья "Применение мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения мотивации обучающихся" - 2013 г.
Статья создана как выпускная работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
Организация работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования.
В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознанияя в соответствии с требованиями ФГОС...
Опыт работы по теме " Развитие активной учебно - познавательной деятельности школьников на уроках и дополнительных занятиях с целью повышения качества образования"
Данный опыт возник в условиях МБОУ "Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области". Для работы над опытом были взяты учащиеся 5-7 классов. Активизация познавате...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.
Презентация выступления из опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей"....
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения познавательной активности учащихся.
XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к ра...
Статья "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования"
Аннотация изученной статьиучителя истории и обществознания П. А. Афанасьевана тему: «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования.»В статье П...