Методика подготовки и проведения урока с домино и тримино.
статья по истории (6 класс)

 Родительское собрание – это основная форма работы с родителями. На нем обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского коллектива и воспитания детей в учреждении и дома. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий педагога и семьи в создании условий для развития личности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика подготовки и проведения родительского собрания.

 Родительское собрание – это основная форма работы с родителями. На нем обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского коллектива и воспитания детей в учреждении и дома. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий педагога и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Другая цель родительских собраний – повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности коллектива. Результативность собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательной подготовительной работы педагога и членов родительского комитета.

К основным элементам подготовки родительского собрания можно отнести следующие: − выбор темы собрания; − определение целей родительского собрания; − изучение педагогом и другими организаторами собрания научнометодической литературы по рассматриваемой проблеме; − проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; − определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов совместной работы его участников; − приглашение родителей и других участников собрания; − разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток для родителей; − оборудование и оформление места проведения собрания. Рассмотрим каждый из перечисленных элементов более подробно. Выбор темы собрания. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности коллектива, закономерностями развития личности ребенка, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений Дворца и семьи.

Тема собрания не может быть ограничена рассмотрением лишь учебных дел; на нем можно обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовнонравственного и физического развития детей.

Тематика и форма собрания определяется на весь учебный год вместе с членами родительского комитета, что помогает строить системное взаимодействие с родителями и дает уверенность в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены. Повестка собрания в большинстве случаев тоже определяется совместно с членами родительского комитета, но обязательно учитывается мнение остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора с родителями может не получиться. Определение целей родительского собрания.

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения. Уже при выборе темы педагог отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие: • способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и во Дворце;

• содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского коллектива;

• выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

 • пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своим детям;

• подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за год (полугодие). Изучение научно-методической литературы. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Поэтому и необходимо обратиться к научно-методическим публикациям, изучение которых поможет выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. За помощью можно обратиться в читальный зал, кабинет методических фондов. Нередко из найденных статей, брошюр и книг готовится выставка литературы для участников собрания.

Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения.

 Чаще всего используются экспересс  методики, не требующие больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и детьми, заполнения ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. Помощь в проведении исследований может оказать психолог.

Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

Можно выделить и кратко охарактеризовать следующие виды родительских собраний:

• организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

 • собрания по плану всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения родителей;

• тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного коллектива; • собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

• собрания-практикумы, направленные на освоение родителями приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

 • итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления в жизнедеятельности коллектива.

Формы проведения родительских собраний тоже могут быть разными: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Приглашение родителей и других участников собрания.

 Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Можно изготовить открытки-приглашения для родителей на собрание (указать тему, дату проведения, место проведения). Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания. Ими могут быть представители администрации, библиотекарь, психолог, работники правоохранительных органов, учреждений культуры, медицины и т.п. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток для родителей. Решение – обязательный элемент родительского собрания. Важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и педагога. В противном случае трудно получить желаемый результат даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Решение может иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций, памяток для родителей. Оборудование и оформление места проведения собрания.

Собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Могут быть представлены выставки творческих работ детей (поделок, рисунков, фотографий, сочинений), литературы по обсуждаемой проблеме, тема и эпиграф собрания, таблицы и диаграммы с результатами проведенного в коллективе микроисследования. В соответствии с выбранной формой проведения собрания расставляются стулья и столы. Родительское собрание условно можно разделить на три части: вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть. Педагог встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставкой творческих работ детей (если она есть) и литературы.

Родительское собрание, как правило, открывают и ведут педагог или председатель родительского комитета. Он и объявляет повестку собрания, называет его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Сообщение должно быть непродолжительным, но содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчетливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы уже в первые минуты собрания родители были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Здесь излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме. О в любом случае необходимо сделать все для того, чтобы на собрании в атмосфере заинтересованности, доброжелательности и доверия обогащался теоретический и практический арсенал родителей, чтобы не было места публичному осуждению родителей, даже в виде мелких упреков. На недостатки детей следует обратить внимание родителей в индивидуальной беседе до или после собрания или сделать им письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает такие важные моменты, как принятие решения и решения произошедшего на собрании. Дорабатывается проект решения, который затем утверждается. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование тесного сотрудничества будет более успешным, если заканчивать собрания «минутами благодарности», во время которых педагог благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания или каких-либо дел коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

В данной работе осуществлена попытка проанализировать и обобщить собстенные практические наработки по данной теме и попытаться привести их в соответстие с теоретическими выкладками по данному вопросу....

Презентация "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"

Данная презентация является иллюстративным дополнением к статье  "Методика подготовки и практика прведения интегрированных уроков", опубликованной на сайте....

Реферат Тема: «Методика подготовки и проведения урока по информатике и ИКТ- Программирование в АВС Pascal: команда OnVector(a,b) исполнителя Drawman»

Московский институт открытого образования Кафедра информатикиКурс ПК «Основы методики преподавания информатики и ИКТ в средней школе»...

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным...

«Методика подготовки и проведения интегрированных уроков»

В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения образования. ...

Методика подготовки и проведение интегрированных уроков

Методика подготовки и проведение интегрированных уроков...