Контрольные измерительные материалы по истории
учебно-методический материал по истории (7 класс)
Контрольные измерительные материалы по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vhodnaya_kontoolnaya_rpbota_po_istorii.docx | 1.63 МБ |
kontrolnaya_rabota_po_istorii_rossii_7_klass.docx | 34.39 КБ |
kontrolnaya_rabota_po_istorii_7_klass.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Часть 1
1. К какому веку относится правление Ивана IV?
1) XIII в. 2) XIV в. 3) XVI в. 4) XVII в.
2. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?
1) цехи 2) фабрики 3) мануфактуры 4) ремесленные мастерские
3. Что из названного стало результатом реформ Никона в XVII в.?
1) учреждение патриаршества в России
2) изменение церковных обрядов
3) отделение церкви от государства
4) передача церковной земельной собственности государству
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите царя, о котором идёт речь.
«Делегация из духовенства и бояр отправилась в Александрову слободу. Прибывших под стражей, как вражеских лазутчиков, привели пред светлые царские очи. Царь повторил свои обвинения и после некоторого времени размышлений милостиво согласился вернуться на государство, но на следующих условиях: изменников казнить по своему усмотрению и выделить в стране территории с особым порядком управления».
1) Иван IV 2) Борис Годунов 3) Михаил Романов 4) Алексей Михайлович
5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.
«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI «Суд о крестьянах» удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета, и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».
1) XIV в.
2) XV в.
3) XVI в.
4) XVII в
6. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) введение опричнины;
2) учреждение патриаршества в России;
3) проведение церковной реформы Никона;
4) созыв первого Земского собора.
7. Установите соответствие между именами русских царей и событиями, которые относятся к периоду их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЦАРИ |
| СОБЫТИЯ |
А) Иван IV Б) Михаил Фёдорович В) Алексей Михайлович |
| 1) Смоленская война 2) присоединение Новгорода и Твери 3) объединение Левобережной Украины с Россией 4) Ливонская война |
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 8, 9.
Из сочинения историка
«В Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и драгоценные металлы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки… Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. Усиление налогового гнёта приводило к снижению и без того невысокого уровня благосостояния населения. Чтобы найти деньги на продолжение войны, было решено выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.
Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками. Однако вскоре выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, стал чрезмерным. Рост цен вследствие злоупотреблений властей переполнил чашу терпения населения. Летом в Москве начался Медный бунт, в котором приняли участие посадские люди и стрельцы».
8. Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события.
9. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации.
10. Анализ исторической ситуации
Правительственная комиссия, разбиравшая причины гибели малолетнего царевича, пришла к выводу, что он погиб в результате несчастного случая. Его мать была пострижена в монахини, родственники — подвергнуты опале, а значительное количество посадских людей, участников стихийно вспыхнувшего восстания, было выслано «на житьё» в Сибирь. Вместе с ними был выслан и колокол, возвестивший о несчастье с царевичем.
1) Укажите имя царевича, о котором идёт речь.
2) Укажите название города, в котором произошли описанные события.
3) Укажите одно из последствий гибели малолетнего царевича.
Вариант 2
Часть 1
1.В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол?
1) 1547 г. 2) 1598 г. 3) 1606 г. 4) 1613 г.
2. В XVI в. крестьяне, которые проживали на государственных землях, назывались
1) посессионные 2) временнообязанные 3) владельческие 4) черносошные
3. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1648 г.?
1) учреждение опричнины
2) отмена медных денег
3) созыв Земского собора
4) ограничение времени перехода крестьян к другому владельцу Юрьевым днём
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите историческое явление, о котором идёт речь.
«Учреждена же она была потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей, вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, царь заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними».
1) опричнина 2) бироновщина 3) хованщина 4) пугачёвщина
5. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите пропущенное в нём имя царя.
«…гетман Богдан Хмельницкой и всё Войско Запорожское присылали к великому государю царю и великому князю <…> бити челом многожды, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и
святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку... И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и с землями принять...»
1) Иван Грозный 2) Борис Годунов 3) Михаил Фёдорович 4) Алексей Михайлович
6. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) введение заповедных лет;
2) вхождение Украины в состав России;
3) отмена кормлений;
4) установление бессрочного сыска беглых крестьян.
7. Установите соответствие между событиями (процессами) XVII в. и историческими лицами, чья деятельность была связана с этими событиями (процессами): к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) XVII в. |
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА |
А) Смоленская война Б) освоение Дальнего Востока В) церковная реформа |
| 1) Филарет 2) Никон 3) Е. Хабаров 4) Михаил Фёдорович |
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 8, 9.
Из сочинения историка.
«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.
Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».
8. Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.
9. В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее утверждение, обоснования которого приводятся во втором абзаце отрывка. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно обосновать указанное утверждение.
10. Анализ исторической ситуации
Правительственная комиссия, разбиравшая причины гибели малолетнего царевича, пришла к выводу, что он погиб в результате несчастного случая. Его мать была пострижена в монахини, родственники — подвергнуты опале, а значительное количество посадских людей, участников стихийно вспыхнувшего восстания, было выслано «на житьё» в Сибирь. Вместе с ними был выслан и колокол, возвестивший о несчастье с царевичем.
1) Укажите имя царевича, о котором идёт речь.
2) Укажите название города, в котором произошли описанные события.
3) Укажите одно из последствий гибели малолетнего царевича.
Предварительный просмотр:
Фамилия имя
____________________________________________________________________________
Контрольная работа по истории 7 кл
Часть А
А1. От имени царя Федора Иоанновича управлял брат царицы. Кто это был?
A) Василий Шуйский
Б) Борис Годунов
B) Михаил Романов
Г) Алексей Адашев
А2. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:
A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день
Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день
B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян
Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить крестьян на оброк
А3. Причиной Смуты на Руси не являлось следующее:
A) последствия разорения страны после опричнины
Б) династический кризис
B) голод 1601-1603 гг.
Г) неудачная внешняя политика Бориса Годунова
А4. Укажите, при чьем правлении был заключен договор, на основании которого польские войска вошли в Москву и власть фактически перешла в руки польского воеводы:
A) Лжедмитрий I
Б) Василий Шуйский
B) «Семибоярщина»
Г) Б. Годунов
А5. В XVII в. в крепостной зависимости от помещика находились:
A) закупы
Б) черносошные крестьяне
B) частновладельческие крестьяне
Г) смерды
А6. Новое явление в экономике России в XVII в.:
A) торговля со странами Западной Европы
Б) участие царя в торговых операциях
B) использование паровой машины
Г) появление мануфактур
А7. В XVII в. в России появилась форма организации промышленного производства:
A) фабрика
Б) монополия
B) мануфактура
Г) верфь
А8. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о:
A) господстве феодальных отношений
Б) зарождении капиталистических отношений
B) продолжении процесса закрепощения крестьян
Г) превращении России в передовую промышленную держав
А9. Название «ясачные люди» относится к:
A) сибирским и амурским казакам
Б) черносошным крестьянам Севера
B) сборщикам дани, приходившим на Русь из других земель
Г) нерусскому населению Сибири и Дальнего Востока, выплачивавшему натуральные подати
А10. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:
A) борьбы России за выход к морю
Б) образования Российского централизованного государства
B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
Г) закрепощения крестьян.
А11. Расположите по порядку. Установите хронологическую последовательность событий - этапов закрепощения крестьян:
A) «Судебник» Ивана IV - подтверждение права перехода в Юрьев день и увеличение платы за «пожилое».
Б) Указы Михаила Федоровича - увеличение срока государственного сыска беглых крестьян до 9, а затем до) 5 лет.
B) Указ Федора Иоанновича «Об урочных летах».
Г) Указ о заповедных летах Ивана IV.
Д) Соборное Уложение Алексея Михайловича Тишайшего – установление бессрочного сыска беглых крестьян.
Е) «Судебник» Ивана III - введение Юрьева дня и выплаты пожилого.
1- | 2- | 3- | 4- | 5- | 6- |
А12. Политическое развитие России в XVII в. характеризовалось:
A) усилением самодержавной власти
Б) установлением ограниченного самодержавия
B) учреждением системы министерств
Г) усилением роли Боярской думы
А13. В середине XVII в. Земские соборы перестали собираться, так как в России:
A) были решены основные вопросы внешней политики
Б) возросло значение Боярской думы
B) это было решено Соборным уложением
Г) формировался абсолютизм
А14. Какой ряд дат отражает события во внешней политике России XVII в.?
A) 1632-1634, 1654-1667, 1686
Б)1650,1662,1670-1671
B) 1649,1653, 1667
Г) 1613, 1652-1666, 1682
А15. 5. В каком году была написана жалованная грамота, отрывок из которой приведен ниже? «И по-нашему царского величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану Хмельницкому, гетману Войска Запорожского, и всему нашему царского величества Войску Запорожскому быти под нашею царского величества высокою рукою по своим прежним правам и привилегиям...»
A) в 1634 г.
Б) в 1654 г.
B) в 1667 г.
Г) в 1689 г.
Часть В
В1. Двухвариантные тесты:
Ответьте «Да» или «Нет».
1. Под именем Лжедмитрия I скрывался беглый монах Григорий Отрепьев.
2. Лжедмитрия I поддерживал шведский король Сигизмунд.
3. Католическая церковь поддерживала Лжедмитрия I, который обещал после восшествия на престол ввести на Руси католичество.
4. Когда Лжедмитрий I вступил на русские земли, в городах стали организовывать ополчение для защиты.
5. После взятия Лжедмитрием I Москвы в апреле 1605 года, Борис Годунов был казнен.
6. Царя Василия Шуйского поддерживала русская православная церковь, его поддерживал народ.
7. Лжедмитрий I легко взошел на русский престол потому, что его поддерживал народ.
8. Среди восставших в армии Болотникова были не только крестьяне и холопы, но и казаки, стрельцы и дворяне.
9. Василий Шуйский стал царем потому, что происходил из рода Рюриковичей
10. После смерти Бориса Годунова правил его сын Федор.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В2. 2. Установите соответствие между понятием и определением:
А) Кризис | 1. Вольные переселенцы на Восток России |
Б) Недоимка | 2. Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти владельца |
В) Сходны | 3. Находящийся в бегах, спасающийся бегством; человек, самовольно, тайно бежавший из места жительства |
Г) Крепостное право | 4. Не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных сборов |
Д) Беглый | 5. Перелом, переворот, решительная пора переходного состояния |
А- | Б- | В- | Г- | Д - |
В3. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы, и у вас получится слово.
1. Хозяйство, производящее продукты не для обмена, а только для удовлетворения потребностей своих членов, «ЛОТАНУНЕРЬА» - ______________________________
2. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, «ТАКУРУНАМАФ» - _____________________________________________________
3. Регулярно, в определенное время устраиваемый торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров, «КЯМАРАР» - ____________________________________
4. Владелец предприятия, фирмы, деятель в экономической, финансовой сфере, «ДРАПИЛИНЕПЕТМЬР» - ________________________________________________
5. Владелец капиталистического промышленного предприятия, «ЛШОМЕНРИПЫКН» _________________________________________________
6. Даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве, «ЩАРИБАН»____________________
7. Учреждение, ведающее контролем над провозом через границу товаров и взиманием специальных пошлин и сборов, «НАТЯЖОМ» ___________________________________
В4. Исключите лишнее понятие. Объясните свой выбор
- Дворяне, духовенство, посадские, стрельцы, крестьяне.
______________________________________________________________________
- Патриарх, епископ, купечество, архиепископ, митрополит.
______________________________________________________________________
- Дворянство, духовенство, крестьянство.
_______________________________________________________________________
В5. Заполните пропуски в предложениях
Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках.
Россия XVII века по политическому устройству была (1____________________) монархией, но до середины века значительную роль играл (2_____________________________) орган- (3______________________________), которые созывались по мере необходимости. Царь также советовался с (4_________________________), в состав которой, наряду со старой боярской(5___________________________-) вошли неродовитые (6_______________________). Органами центрального управления оставались (7____________________), во главе которых стояли бояре, (8________________). Местная власть осуществлялась (9_______________________________), назначаемыми правительством. Посадскими и сельскими (10_______________________________) руководили выборные (11_____________________________). В черносошных местностях большую власть имели (12 __________________________________-) – сборщики денег на уплату налогов и общественные нужды.
(Боярской Думой, общинами, земские соборы, дьяки, дворяне, целовальники, самодержавной, власти, воеводами, аристократией, сословно-представительный, приказы, старосты)
Пояснительная записка:
Назначение итоговой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 7 классов по предмету «История России». Все задания составлены с учетом требований образовательного стандарта ФГОС ООО и направлены на формирование у школьников универсальных учебных действий, отработку у обучающихся 7 класса навыков работы с историческими терминами и понятиями, умений работать по алгоритму, формирование логического мышления.
Задания для итоговой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «История России» с ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по истории за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 7 классе. Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.
Также в первую часть работы включены задания повышенного уровня сложности, в которых необходимо проанализировать два суждения и выбрать правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.
Вторая часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:
- выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия обществоведческих терминов или понятий;
- проанализировать социологические данные и найти в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;
- установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры; - из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа; - расставить варианты ответа в правильной хронологической или логической последовательности.
Правильно выполненные задания В1, В2, В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задание В4 оценивается 1 баллом.
Ключи:
№ | Вариант1 |
А1 | Б |
А2 | В |
А3 | Г |
А4 | Б |
А5 | В |
А6 | Г |
А7 | В |
А8 | Б |
А9 | Г |
А10 | Г |
А11 | 1-Е,2-А,3-Г,4-В,5-Б,6-Д |
А12 | А |
А13 | Г |
А14 | А |
А15 | Б |
В1 | 1-Д.2-Н.3-Д.4-Н,5-Н,6-Д,7-Д,8-Д,9-Н, 10-Д |
В2 | А-5, Б-4, В-1, Г-2,Д-3 |
В3 | натуральное, мануфактура, ярмарка, предприниматель, промышленник, барщина, таможня, финифть |
В4 | Стрельцы- военные, Купечество- не священники, Крестьянство- не привилегированное сословие |
В5 | 1-самодержавной, 2-сословно-представительный, 3-земской собор, 4- Боярской думой, 5- аристократией, 6-дворяне,7-приказы, 8-дьяки, 9-воеводами, 10- общинами, 11-старосты, 12-целовальники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по истории России
КИМ по истории Великой Отечественной войне состоит из тестовых заданий, включает работу с историческим документом. Данный материал позволяет проверить знания по предмету и осуществить подготовку...
Контрольно-измерительные материалы по истории
Контрольно-измерительные материалы по истории для СПО по специальностям 19.01.17 Повар, кондитер; 23.01.03 Автомеханик; 43.01.02 Парикмахер; 29.01.07 Портной.В работе представлены материалы для ...
Контрольно- измерительные материалы по истории средних веков для 6 класса
Проверочная работа по истории государства франков в раннем средневековье позволяет проверить знания по основным контрольным точкам изучаемого материала( факты. личности, терминология), предназначена д...
Контрольно-измерительные материалы по истории 10-11 классы
контрольно-измерительные материалы по истории 10-11 классы...
Контрольно-измерительные материалы по истории России 9-19 в.в. 10 класс.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по истории...
Контрольно- измерительные материалы по истории России для 7 класса
Тестовые задания по теме "Смутное время" позволяют провести оперативный промежуточный контроль знаний,выявить дефициты, закрепить и повторить изученый материал на уроке....
Комплект контрольно-измерительных материалов по истории СПО
В работе предтавлены контрольные работы в виде тестов по истории с древнейших времен до конца XIX века....