Реформы А.П.столыпина
методическая разработка по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Джогинская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по теме: «Социально-экономические реформы П. А. Столыпина»
Предмет: история
9 класс
Учитель истории и обществознания:
Елтратов Михаил петрович
Дата проведения:
Технологическая карта урока
Тема: «Социально-экономические реформы П. А. Столыпина»
ФИО учителя: Елтратов Михаил Петрович
Место работы: МКОУ Джогинская средняя общеобразовательная школа
Предмет: история
Класс: 9
Базовый учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. История России, 9 класс
Цель: охарактеризовать пути развития России в начале века, сравнить аграрные проекты с положениями столыпинского аграрного законопроекта. Проанализировать столыпинские реформы, их итоги и последствия.
Задачи урока:
- обучающие: научить учащихся определять цели, основные мероприятия и итоги аграрной политики П.А. Столыпина
- развивающие: совершенствование метапредметных умений, умение анализировать различные виды источников, обобщать, делать выводы,
- воспитывающие: формировать уважительное отношение к истории своей страны, осознание важности гражданской позиции каждого члена общества на определённом историческом этапе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умение проявлять познавательный интерес к изучаемой теме; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие умения аргументировать и отстаивать своё мнение; осознавать успешность своей деятельности; самокоррекция.
Метапредметные УУД:
- Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из разных источников (историческим документом, схемой, исторической картой, диаграммой); оперировать понятиями: реформа, революция, чересполосица, отруб, хутор, социализация земли, муниципализация земли, национализация земли, модернизация, переселенческая политика; умение анализировать обобщать информацию из различных источников; определять задачи мероприятий в аграрной политике и сопоставлять их со сферами жизнедеятельности общества; делать выводы о результатах проведенных мероприятий; давать оценку проведенным мероприятиям.
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебное действие; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
- Коммуникативные УУД: умение работать в группе (работа в парах, работа в малой группе), проявлять готовность к учебному сотрудничеству.
Предметные УУД: сформировать представление об аграрной политике П.А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законопроекта; оценить степень реализации агарной реформы
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Педагогическая технология: технология проблемного обучения, технология обучение в сотрудничестве (групповая технология),
Необходимое техническое оборудование:
Рабочая программа, учебник, проектор, экран, интернет – ресурсы, компьютер с выходом в Интернет
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя Приемы и методы работы | Деятельность ученика, формы работы | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учителя | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм. | |
2 | Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала | Активизирую познавательный интерес, создаю проблемную ситуацию. «Националист или великий реформатор, истинный патриот или обер-вешатель, русский богатырь или реакционер? Не многие политики заслуживают столь пристальное внимание современников и потомков. Интересно, что Б.Н.Ельцин назвал 3-х великих реформаторов: Петра Великого, Александра Второго, Петра Столыпина Кто же он на самом деле, Пётр Аркадьевич Столыпин? На доске две точки зрения, третий лист остается пустым для особого мнения. 1) «П.А.Столыпин принадлежал к числу лиц, мнивших себя спасителями России от её великих потрясений». (П.Н. Милюков) 2)«П. А. Столыпин пожертвовал всем дорогим ради блага родины, для поворота жизни её от бурь, смуты на здоровый путь законности и мирного прогресса». (В.В. Розанов) 3) Особое мнение Формулирую проблемное задание: Оцените политические взгляды и деятельность Столыпина, о котором при его жизни неоднозначно отзывались современники: «вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор». Кто он? | Фронтальная Диалог с учащимися Определяют суть проблемы. Предлагают различные варианты (мозговой штурм). Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Вместе с учащимися сформулировать цель и поставить задачи, которые должны решить на этом уроке | Формулируют образовательную цель и задачи урока. Определяют суть проблемы: Оценить политические взгляды и деятельность Столыпина, о котором при его жизни неоднозначно отзывались современники: «вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор». Кто он? |
3 | Ознакомление с новым материалом | 1. Предлагаю прослушать биографическую справку о П. А. Столыпине. - Охарактеризуйте личность Столыпина 2. «Он пришёл в непростое для страны время: революция хоть и шла на спад, но продолжались выступления рабочих, крестьян, солдат, террористические акты сеяли панику и страх в обществе, страну лихорадило. Давайте погрузимся в атмосферу того времени» панику и страх в обществе, страну лихорадило. Давайте погрузимся в атмосферу тех лет. продолжались выступления рабочих, крестьян и солдат, террористические акты сеяли панику и страх в обществе, страну лихорадило. Давайте погрузимся в атмосферу тех лет. ( Просмотр видео) #1056;аспределяю работу по группами с документами (раздаточный материал). Задание для групп: определите цели «Аграрной реформы» и сделать краткие записи в тетрадях в произвольной форме (кластер, таблица, схема и др.) 1 группа - (Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли) 2 группа -(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян) 3 группа - (Цель: продолжение модернизации России) Таким образом, значительная конечная цель - Великая Россия. 3. «Ну, а теперь как истинные историки, обратимся к документам. Будем работать не как обычно. Попробуем представить себя на митинге того времени. Одна группа - сторонники реформ Столыпина, другая – противники. Ваше выступление через пять – семь минут. Составьте воззвание к бурлящей, взволнованной толпе и выступите так, чтоб Вам поверили. Воззвание на столе, но в нём пропущены соответствующие факты (Приложение1). Их необходимо найти в документах и вставить так, чтобы это соответствовало вашей точке зрения. (Приложение 2) В начале работы распределите роли в группах: выберите того, кто будет следить за временем, аналитиков и оратора. Итак, приступаем к работе. Консультирую по вопросам задания Демонстрирую рабочие листы (Приложение 1 и 2) Регулирую работу групп, консультативная помощь. | Ученик (получивший опережающее задание) сообщает биографическую справку о П. А. Столыпине. | Прослушивают сообщение учащегося, дают свою оценку личности Столыпина Обсуждают фрагмент видеофильма Изучают дополнительный материал, определяют цель аграрной реформы (в произвольной форме) Участвуют в коллективном обсуждении |
4. Рассказ учителя об основных положениях аграрной реформы 5. Работа с новыми понятиями Задания для учащихся: найдите в тексте учебника значение понятий отруб, хутор. И попробуйте изобразить в виде схемы или рисунка 6. Работа с исторической картой «Российская империя в 1907 – 1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина» Задания для учащихся: проанализируйте проведение переселенческой политики. Сделайте выводы об итогах политики переселения крестьян в ходе аграрной реформы. 7. Обсуждение итогов аграрной реформы . Учитель подводит учащихся к итогам аграрной реформы Вывод: главная цель реформы П.А. Столыпина – решение аграрного вопроса не достигнута (решена частично). Проблема стала менее острой, но не разрешённой. А это значит, что аграрный вопрос будет волновать Россию до своего разрешения. 8. Работа с историческими документами «Ну, а теперь как истинные историки, обратимся к документам. Будем работать не как обычно. Попробуем представить себя на митинге того времени | Слушают рассказ учителя, делают необходимые записи в тетрадях. Учащиеся извлекают из текста учебника необходимую информацию, работают с новыми понятиями Рассматривают карту в атласе и делают выводы об итогах политики переселения крестьян в ходе аграрной реформы. Учащиеся совместно с учителем формулирую итоги аграрной реформы | Записывают и зарисовывают схематично новые понятия хутор, отруб Выполняют работу в атласе, формулируют выводы Распределяют роли в группе, составляют воззвание к толпе | ||
Одна группа - сторонники реформ Столыпина, другая – противники. Составьте воззвание к бурлящей, взволнованной толпе и выступите так, чтоб Вам поверили. Воззвание на столе (Приложение 2), но в нём пропущены соответствующие факты. Их необходимо найти в документах и вставить так, чтобы это соответствовало вашей точке зрения. (Приложение3) В начале работы распределите роли в группах: выберите того, кто будет следить за временем, аналитиков и оратора. Итак, приступаем к работе. | ||||
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | Заслушивание и корректирование ответов учащихся, подведение итогов. «Из начала XX века перенесемся на 100 лет вперед. Сейчас другое время. Скажите, какие вопросы, стоявшие перед России 100 лет назад, требуют разрешения и сегодня?» Вернёмся к нашей проблеме, поставленной в начале урока (учитель обращается к высказываниям, помещённым на доске). Представьте себя в качестве избирателей. На пост Президента Российской Федерации баллотируется политик, предлагающий подобную программу. И от этого выбора зависит ваша судьба и судьба страны, в которой живёте Вы. Выскажите свою точку зрения по оценке реформам П.А. Столыпина.» «Ну, что ж каждый сделал свой выбор…. Я хочу, чтобы Вы никогда не думали о том, что от Вас ничего не зависит. Помните, что даже одни голос может решить всё. Не нужно оставаться сторонним наблюдателем. Сегодня вы сделали свой осознанный выбор, так же, как его сделал в свое время П.А. Столыпин, заплатив за это место в истории ценой своей жизни, потому, что он не желал оставаться сторонним зрителем. Он опирался на традиции прошлого, решал проблемы настоящего, видел будущее Великой России. Столыпин, заплатив за это место в истории ценой своей жизни, потому, что он не желал оставаться сторонним зрителем. Он опирался на традиции прошлого, решал проблемы настоящего, видел будущее Великой России. Обращаю внимание уч-ся на проблемное задание, предлагаю обсудить и сделать вывод Вопрос к обучающимся: | Групповая работа. Аргументированное изложение учащимися ответа на проблемный вопрос. | Выступление учащихся, вопросы оппонентов и учителя к выступающим Каждая группа доказывает свое мнение, выступают с решением проблемы Учащиеся подходят к доске, наклеивают под каждое из высказываний ярлычки | |
Столыпин, заплатив за это место в истории ценой своей жизни, потому, что он не желал оставаться сторонним зрителем. Он опирался на традиции прошлого, решал проблемы настоящего, видел будущее Великой России.» | ||||
Контроль и оценка результатов деятельности | #1042;ыполнение задания по оценке результатов аграрной реформы Критерии оценки «5» - 11 правильных ответов «4» - 9-10 правильных ответов «3» - 6-8 правильных ответов «2» - 5-1 правильных ответов Соотнесение цели и конечного результата. Осуществляю оценку деятельности Организую анализ трудностей при выполнении заданий - Какие новые знания вы открыли сегодня? Чему научились? Выберите сигнальную карточку, соответствующую вашему уровню открытия нового знания:
| Индивидуальная работа Объясняют полученные результаты. Оценивание учащимися самих себя и работу группы | Выполняют задания в листе, совместно с учителем корректируют полученный результат Высказывают свое мнение об уроке | |
Постановка задания на дом | Предлагаю в качестве домашнего задания одно задание на выбор
| Задают вопросы по выполнению домашнего задания | Записывают д\з в дневник | |
Подведение итогов урока | Выставление оценок |
Приложение к технологической карте
Тема «Социально-экономические реформы П. А. Столыпина»
Тема урока
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурсов | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ОЭР |
1. | Интернет - источник
| Биографическая справка | |
2 | Интернет - источник: | Просмотр фрагмента видео | |
3 | Интернет - источник: | Работа с историческим документом |
Приложение 1
1 группа. Документ 1
«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
2 группа. Документ 2
«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»
3 группа. Документ 3
«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении»
Приложение 2
Рабочий лист № 1. Воззвание.
Господа!
(Соотечественники! )
В это смутное для России время у власти оказался политик, которого легко определить по его делам и поступкам. Он - (Великий реформатор) или (Реакционер).
Что он делает для России?
(Мы видим)(факт)1____________________________________
_________________________________________________________
(факт) 2__________________________________________________
(факт) 3__________________________________________________
Что же несёт такой политик народам России? (Куда ведет он Россию?)
(мнение)__________________________________________________
(мнение)__________________________________________________
Чего он хочет добиться?_____________________________________
Так нужен ли нам такой Премьер-министр? Да! (Нет!)
Не оставайтесь равнодушными к судьбе России!
Долой Столыпина! (Да здравствует Столыпин!)
Приложение 3
Строками документов
Указ 9 ноября 1906 г.: «Дать возможность трудолюбивому крестьянину закрепить за собой участок земли в частную собственность, вырезанный из государственных земель и обеспечить насущными условиями землепользования, то наряду с общиною, появился зажиточный поселянин». (Столыпин П.А.)
«Дайте мне двадцать лет покоя, и я реформирую всю Россию!» (Столыпин П.А.)
Указ 9 ноября 1906 г. создает между мирным крестьянством кровавые столкновения. Указ создает громадное количество голодного безземельного пролетариата и уничтожает в корне то мало-мальски сносное положение, в котором теперь находятся крестьяне в общине. (из речи трудовика Петрова 29 октября 1908 г.)
«Итак, на очереди главная наша задача – укрепить низы. В них вся сила страны. Их поле 100 миллионов! Будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте – и слова русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, Русских!» (Столыпин П.А.)
«Подавление революционной смуты Столыпин вынес на своих плечах. Революция потеряла почву и была побеждена» (Розанов В.В., русский философ, писатель, публицист). Число терактов эсеров: до 1905 г. – 5, 1906 -07 гг. – 404, 1908 – 3, 1909-10 – 3.
3 июня 1907 г. роспуск II Государственной Думы, получивший в истории название «государственного переворота». Изменен избирательный закон, согласно которого лишь 13% взрослого населения страны могли принимать участие в выборах.
По законам 1911 г произошло усиление Балтийского и Черноморского флотов (на это выделялось 222 млн. рублей).
В 1908 г. – введено всеобщее начальное образование. Талантливые учителя и ученики получали поощрение вплоть до направления для продолжения учебы за границу за государственный счет. 1908-1910 расходы на образование увеличены в четыре раза. (Ф. Брокгауз, И.Эфрон. Россия. Энциклопедический словарь)
«Ценность человеческой жизни, никогда высоко не стоявшая, упала ещё ниже» (Изгоев А., депутат II Госдумы). Согласно указу о военно-полевых судах, за 8 месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрываются профсоюзы, преследуются революционные партии, идут репрессии против печати. Столыпин оправдывал необходимость «кар» тем, что революционеры не останавливались перед кровавыми способами борьбы и просил «уметь отличать кровь на руках врача от крови на руках палача».
1906 – казнено 1102 осужденных,
1907 – 1139
1908 – 771
1909 – 129
1910 – 73
Вводилось административное управление «великороссов» в Польше и на Украине. Запрещалось использование польского языка в школах и учреждениях. Финский сейм лишался возможности принятия решений по вопросам воинской обязанности, налогах, о денежной системе и т.д.(А.О. Чубарьян . Отечественная история XX в.)
Число разрешенных с марта 1906 г. профсоюзов сократилось с 250 тыс. до 12 тыс.
в 1910 г. Легальные профсоюзы находились под контролем полиции.
Институт семейной собственности расшатывает авторитет родительской власти и семейные устои». (Депутат Шингарев, 24 октября 1908г.)
«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» (Столыпин П.А.)
Шло бурное освоение Сибири. За 1980-1913 гг. доход на душу населения вырос с 22 до 33 рублей в год (Из статистического отчета МВД 1913 г.)
Сперва гражданин, а потом – гражданственность. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, Русских!» (Столыпин П.А.)
Приложение 4. Лист заданий для учеников
Задание: Отметьте верные и неверные утверждения
1 | Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств) | |
2 | Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие | |
3 | Развивались кооперативные формы хозяйствования | |
4 | Возросло имущественное расслоение крестьян | |
5 | Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений) | |
6 | Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы) | |
7 | Рост экспорта хлеба | |
8 | За Урал переселилось более 3 млн. крестьян | |
9 | Проблема малоземелья не была решена | |
10 | К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами | |
11 | Освоено 30 млн. десятин целинных земель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Урок истории в 11 классе на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...
Аграрная реформа П.А.Столыпина
Урок истории в 11 классе на тему "Столыпинская аграрная реформа" основан на изучении исторических источников и отработки заданий на уроке в формате ЕГЭ. Учебник Загладин Н.В., Козленко С.И. "Ист...
Урок истории по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?
Разработка урока по историии в 9-ом классе с элементами дискусии....
УРОК ИСТОРИИ АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А.СТОЛЫПИНА 9 КЛАСС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ....
Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».
Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...
«Аграрная реформа П.А.Столыпина».
Данный урок является 7- м в изучении темы «Россия на рубеже XIX-XX вв ». (связан с предыдущими темами, является их продолжением) При планировании урока я руководствовалась учеб...