Устройство Римской республики
презентация к уроку по истории (5 класс)
План конспект и презентация на тему "устройство римской республики". 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustroystvo_respubliki.pptx | 620.85 КБ |
plan_konspekt.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
S enatus P opulus Q uiritium R omanus
Работа в группах 1 группа . Консулы. Порядок избрания. Полномочия. 2 группа. Деятельность Народных трибунов 3 группа. Сенат. Порядок формирования и функции.
Консул в окружении ликторов
Форум – главная площадь города
Сенат ведал 1. Казна 2. План войны 3. Переговоры с другими государствами 4. Судьями были сенаторы
Одежда римлян Прочитайте текст «Одежда Римлян» на стр. 225 и внимательно рассмотрите фото на слайде
Римское войско
знамена римских легионов Численность солдат в одном легионе составляла от 4 до 6 тысяч человек
Порядок построения легионов Гастаты ( hastatus ) — наиболее молодые — 1 ряд Принципы ( princeps ) — воины в расцвете сил (25—35 лет) — 2 ряд Триарии ( triarius ) — ветераны — в последнем ряду; в бою их задействовали лишь в самых отчаянных и сложных ситуациях.
Временный римский лагерь
Предварительный просмотр:
5 класс
План конспект урока «Устройство Римской республики»
Цели:
- Образовательная: Выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями. Рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов. Охарактеризовать боевую подготовку римского войска. Найти преимущества римского войска в сравнении с греческим и македонским;
- Развивающая: Развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
- Воспитательная: Формирование уважения к заслугам и порядку народов древних цивилизаций. Развитие творческой активности, качеств смелости и образованности;
Оборудование: Рабочая тетрадь, компьютер, медиапроектор, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер.
Основные понятия: республика, консулы, народные трибуны, право вето, сенаторы, Форум, туника, тога, кандида, легион, гастаты, принцепсы, триарии.
Тип урока: Урок изучения новой темы
Ход урока:
- Организационный момент (эмоциональный настрой учащихся)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арслан Даваевич. Я работаю в Ульдючинской сельской национальной гимназии учителем истории и обществознания. Сегодня я проведу у вас урок истории. Надеюсь , что мы с вами хорошо поработаем.
2. Урок начнем с проверки пройденного материала с помощью диктанта (карточки на партах)
Исторический диктант
Сенат – это …совет старейшин |
Народный трибун – это … |
В каком году началось нашествие галлов в Италию? |
Что означает крылатое выражение «Пиррова победа»? |
Проверка ответов (4ученика)
3 Объяснение материала
3.1. После того как римляне изгнали последнего царя, естественно, встал вопрос – что делать дальше? Как управлять страной?
Задача сегодняшнего урока – выяснить, какая форма правления сложилась в Риме в четвёртом веке до нашей эры и каково её устройство. (Запись темы урока в тетрадь: Устройство Римской республики) (Слайд 1)
Новую тему изучим по следующему плану:
- Выборы консулов
- Народные трибуны
- Сенат и его роль в Риме
- Римское войско
Борьба патрициев и плебеев.
Борьба патрициев и плебеев продолжалась свыше 200 лет. Основными камнями преткновения были:
- Долговая кабала
- Пользование общинной землей
- Равноправие в политической жизни государства
В результате:
- Плебеи добились отмены долгового рабства и уравнение в правах с патрициями. 326 г. до н.э. – отмена долгового рабства.
А кто мне напомнит что такое долговое рабство?
- Плебеи стали полноправными римскими гражданами
Теперь вместе с патрициями плебеи принимали законы, участвовали в работе народного собрания, выбирали консулов.
Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине Марсово поле – низменность за городской чертой Рима, где проходили празднества посвященные богу Марсу.
В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг – знак, что Риму ничто не грозит (Слайд 2). Из городских ворот являлся консул в сопровождении 12-ти ликторов. Раздавался звук трубы, жрецы провозглашали, что боги милостиво приняли жертву. Так Народное собрание приступало к выборам консулов на будущий год. Каждый гражданин получал табличку и писал имя того, кому отдал голос. Проходя через узкий мостик голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов раздавался звук трубы и объявлялись имена двух победителей.
Как стало называться Римское государство с 509 г. до н.э.? (республика).
Что представляло собой управление в Риме в III в. до н.э.?
3.2. Чтобы ответить на возникшие вопросы, мы с вами проведём следующую работу:
Вы сидите в трех рядах. У каждого из вас на столе карточка с заданием, в которой указаны параграф и раздел для поиска ответа вашего задания (Слайд 3).
1 группа. Консулы. Порядок избрания. Полномочия.
2 группа. Деятельность Народных трибунов
3 группа. Сенат. Порядок формирования и функции.
Работа с текстом учебника. Работа в группе (10-12 мин.)
- Обсуждение работы групп.
1.группа
Консулы
Консулом мог стать как … (богатый), так и … (бедный) гражданин. Однако в Риме за исполнение должностей денег … (не платили), поэтому только богачи из … (патрициев) и … (плебеев) могли стать консулами. Оба консула обладали равной властью. Они производили … (набор в войско), созывали Народное собрание, могли предлагать … (законы). Каждый из них мог … (отменить) распоряжение другого. Поэтому консулам нужно было … (договариваться) перед тем как принять решение.
В течение всего своего срока консула не могли сместить с должности.
Запись в тетрадь: Консулы – избранные два правителя сроком на один год (Слайд 4)
Вопрос: Дайте ребята оценку такому порядку в управлении государством: в чем его сильные и слабые стороны?
Ответ: в мирное время это разумно. Одна голова хорошо, а две лучше. Но на войне такая смена опасна, так как один консул считает, что от сражения надо отказаться и ждет когда придет его очередь.
Запись в тетрадь: Республика – форма правлении, при которой государством управляют избранные (консулы)
2.группа
Народные трибуны
… (плебеям) разрешили ежегодно выбирать своих собственных должностных лиц – Народных трибунов. Любой плебей мог обратиться к … … (народному трибуну) с просьбой о защите. Народные трибуны имел наложить право … (Вето) если … (Сенат) собирался принять закон против плебеев. В дальнейшем число народных трибунов возросло до ? (10-ти), однако даже … (один) народный трибун мог отменить голосование. Для выборов народных трибунов и принятия законов граждане собирались чаще всего на Форуме – главной площади города.
Запись в тетрадь: Форум – главная площадь города (Слайд 5)
3.группа
Сенат и его роль в Риме.
Сенат первоначально был советом … (старейшин), в ходе борьбы … (патрициев) и … (плебеев) изменился порядок пополнения сената. В него попадали без всяких … (выборов) бывшие … (консулы) и другие должностные лица. Все они пожизненно становились членами … (сената). Всего в сенате было … (триста) человек. Сенат обладал огромной властью: ведал … (казной), разрабатывал … … … (планы ведения войн), вел переговоры … … … (с другими государствами). … (Судьями) в Риме могли быть только сенаторы.
Ведал: (Слайд 6)
- казна;
- план войны;
- переговоры с другими государствами;
- судьями были сенаторы.
Вывод (вместе с детьми) Сенат НИ перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибки. Заседание сената вел консул – всегда соглашался с сенатом.
Подведем итоги самостоятельной работы
Игра «Да - Нет» (Верные и неверные утверждения):
Я утверждаю, что:
- Республика – в переводе с латинского обозначает «Общественное дело» (да)
- Плебеи могли стать консулами (да)
- «Вето» по-латински «разрешаю» (нет)
- В Риме, как и в Греции, платили деньги за исполнение должностей (нет)
- Выбирали 2 консулов (да)
- Выборы проходили на Марсовом поле (да)
- Один консул был главнее другого (нет)
Убеждаюсь, что знания ваши обширны и прочны, но чтобы окончательно в этом убедиться, предлагаю закончить фразу.
Объяснение с помощью презентации
3.3. Одежда римлян. (развитие устной речи) (Слайд 7)
Прочитайте текст «Одежда Римлян» на стр. 225 и внимательно рассмотрите фото на слайде
3.4.Региональный компонент
1. Похоже ли устройство Республика Калмыкия с Римской республикой (Консулы и глава РК)
2. В Риме высшим органом власти был Сенат, а в РК Народный Хурал
3. Но Римская республика отличается от нашей республики тем, что Рим - отдельное государство и у них была своя армия. Теперь узнаем, какой была армия в Риме.
Физкультминутка
Общая команда – «класс, встать!»
Класс равняйсь, смирно! На месте шагом – марш!
Отставить!
Класс, к разминке пальцев – приступить!
Отставить!
Общая команда – садись!
Переход к римскому войску (слайд 8)
3.5. Римское войско
Римская армия была самым сильной и дисциплинированной. Войско делилось на легионы, а это примерно 3500 – 6000 солдат-легионеров, а всего легионов было около 20-30 (Слайд 9). Служба в Римской армии было делом почетным, и поэтому бедняков и нищих на службу не брали.
Перед боем армия выстраивалась в три линии: (Слайд 10, рисунок на странице 225)
Гастаты (hastatus) — наиболее молодые — 1 ряд
Принципы (princeps) — воины в расцвете сил (25—35 лет) — 2 ряд
Триарии (triarius) — ветераны — в последнем ряду; в бою их задействовали лишь в самых отчаянных и сложных ситуациях
В походах, даже останавливаясь на одну ночь легионеры строили укрепленный лагерь для ночлега. Сложив оружие, воины ограждали лагерь частоколом и копали ров. Затем возводили палатки, в центре лагеря была палатка командующего. При внезапной тревоге не было паники и суеты. Каждый воин знал что ему нужно делать. (Слайд 11)
- Рефлексия
Сегодня мы узнали, как была устроена Римская республика. Я предлагаю вам закончить предложение
«Теперь я знаю, что в Древнем Риме….». Необходимо завершить предложения.
- Оценивание работы учащихся на уроке.
- Домашнее задание:
§45п.1, §45 п. 1-2
По желанию: составить рассказ от имени земледельца, плебея или консула (сенатора) о том, как прошло голосование на выборах или как принимали закон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием презентации для 5-ого класса «Устройство Римской республики»
Данный урок предназначен для работы в 5-классе. Несет в себе селующие цели: формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на урока , анализировать исторический источник, формиров...
Устройство Римской республики. Презентация урока для 5 класса.
Данная презентация разработа к уроку по теме: "Устройство Римской республики" к учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Всенцицкой С.С. 5 класс....
Устройство Римской республики
Видеоряд и документы к уроку истории в 5 классе по учебнику "История древнего мира" А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Позволяет формировать информационные и коммуникативные УУД...
Устройство Римской республики
5 класс...
Устройство римской республики
Устройство римской республики...
Разработка урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики"
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Устройство Римской республики" с использование технологий "Педагогическая мастерская"...
Урок по теме Устройство Римской республики
Данный урок по истории разработан для проведения в 5 классе. Он соответствует современным требованиям. Исиользуются методы наглядно - иллюстративный и поисковый. Данный урок социально - ор...