«Герои Отечества» для учащихся 7 «в» класса
рабочая программа по истории
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 5»
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
«___»______2022 г. | Приказ № от «31» 08.2022 г. |
Зам.директора по ВР | Директор МБОУ «Школа № 5» |
______________С.С.Шабалина | _____________М.Ю. Заболотских |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Герои Отечества»
для учащихся 7 «в» класса
Разработчик рабочей программы курса внеурочной деятельности «Герои Отечества»: Зарифуллина Мария Викторовна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории |
Муравленко, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса внеурочной деятельности
по истории «Герои Отечества»
для 7 «В» класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Герои Отечества» для 7х классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
- Устава МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2014 г.
- ООП ООО "Отличная школа" приказ № от 31.08.2022 г.
- Методического пособия для классных руководителей 5-11 класс, «Уроки мужества», Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – Москва, 2018 г.-112 с.
Цель программы: формирование основ патриотизма и воспитание уважения к истории своего народа, воспитание гражданской и социальной активности
Задачи:
- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Формы и методы работы
• игровая;
• познавательная;
• просмотр презентаций и видеофильмов;
• проектная деятельность;
• встречи с ветеранами;
• конкурсы;
• посещение библиотек;
Принципы реализации:
- личностно- ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;
- деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создании фильма;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
Ожидаемые результаты:
Личностные
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к истории своего народа;
- воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа. Воспитание патриотизма;
- совершенствование нравственных качеств учащихся.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- организация группового дела;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- стремление к познанию;
На протяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.
Научно – методическое обеспечение.
Для реализации данной программы необходима дополнительная литература:
- Печатные издания о ВОВ.
- Видео фрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.
- Работа в архивах, библиотеках.
- Работа в компьютерном классе, для обработки материала.
Содержательные линии:
Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание географического положения городов-героев, мест исторических сражений и расположения концлагерей.
Ценностная– предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует созданию объединения мини проектов в единый исследовательский проект.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | |
теория | практика | ||||
Актуализация ранее полученных знаний и умений. | 1 | 1 | Презентация | ||
Основные этапы истории Отечества. | 1 | 1 | беседа по хронологической таблице, актуализируемых тем. | ||
Влияние геополитических факторов на ход истории. | 1 | 1 | Практическая работа. | ||
Героические страницы истории России. | 1 | 1 | Работа в группах, дискуссия | ||
Нашествие монголо-татар на Русь. | 2 | 1 | 1 | Работа в группах, дискуссия | |
Герои Куликовской битвы. | 2 | 1 | 1 | Работа в группах | |
Герои Смутного времени | 2 | 1 | 1 | Работа в группах, дискуссия | |
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. | 2 | 1 | 1 | семинар | |
Анализ роли казачества в войнах XVIII и XIX в. в. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа. | |
Героизм участников обороны Севастополя. | 2 | 1 | 1 | Видеолекция | |
Герои Первой мировой войны. | 2 | 1 | 1 | работа в микрогруппах | |
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. | 1 | 1 | работа в микрогруппах | ||
Трагический характер судеб участников гражданской войны. | 1 | 1 | видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах) | ||
Массовый героизм в Великой Отечественной войне. Нападение на Советский союз | 1 | 1 | видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах) | ||
Герои битвы за Москву. | 1 | 1 | работа в микрогруппах. Презентация | ||
Герои Сталинградской битвы. | 1 | 1 | видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах) | ||
Пионеры – герои ВОВ | 3 | 3 | видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах) | ||
Великие полководцы ВОВ | 4 | 1 | 3 | видеоматериалы, презентация (работа в микрогруппах) | |
Моя семья в годы ВОВ | 3 | 3 | индивидуальная исследовательская работа | ||
Великая Победа! Вахта памяти | 2 | 2 | Конкурс рисунков | ||
Итого: | 35 | 17 | 18 |
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2017.
3. Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2017.
4. Полухина Л.М. «Югра – взгляд в будущее», Екатеринбург, 2017.
5. Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010
Литература для учащихся:
- Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография моего блокнота / М. Н. Алексеев. – М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. – 478 с.
- Алексеев, С. П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. – М. : Современник : Просвет, 1995. - 320 с.
- Алексеев, С. П. Рассказы о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2003. - 120 с. : ил. - (Честь и отвага).
Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С. Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. – 317 с. : ил. - Ананьев, А. А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев; худож. В. Голубев. – М. : Голос, 1995. – 557 с.
- Анненков, Ю. Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. – М. : Диамант, 1995. – 509 с. - (К 50-летию Великой Победы).
- Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – М. : Вече, 1994. – 507 с. – (Военный роман).
- Бакланов, Г. Я. Навеки - девятнадцатилетние : повесть : [для ст. шк. возр.] / Г. Я. Бакланов ; вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. - М. : Дет. лит., 2003. – 206 с. : ил. – (Школьная б-ка).
- Бакланов, Г. Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-
зы/ Г. Я. Бакланов. - М. :Моск. рабочий, 1995. - 491 с. - Баруздин, С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю. Пучинский. – Минск :Юнацтва, 1990. – 169 с. – (Школьная б-ка).
- Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е. Корватская. – М. : Дет. лит., 1991. – 63 с.
- Беспризывники : повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. – Алма-Ата :Жальн, 1991. – 381 с. – Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет; Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты, Леня?
- Богомолов, В. О. Иван ;Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. – М. : Дет. лит., 2001. – 191 с. : ил. – (Школьная б-ка).
- Быков, В. Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. – М. : Дружба народов, 1995. – 318 с.
- Васильев, А. С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. – М. : Граница, 1994. – 429 с. – (Стражи побережья. Граница).
- Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т. Т. 1,2 - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 512 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).
- Воробьёв, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А. Тамбовкин. – М. : Дет. лит., 2003. – 286 с. : ил. – (Школьная б-ка).
- Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл.возр.] / Л. Ф. Воронкова ;худож. В. Гальдяев. – М. : Дет. лит., 1991. – 223 с.
- Кассиль, Л. А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. – Дет. лит., 1990. - 141с.
- Катаев, В. П. Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. – М. : Дет.лит, 2001. – 235 с. : ил. – (Школьная б-ка).
- Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б. Страхов. – М. : Дет.лит, 2001. – 287 с. : ил. - (Школьная б-ка).
- Лиханов, А. А. Русские мальчики : роман в повестях / А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. – М. : Дом, 1995. – 446 с. : ил.
- Митяев, А. В. Шестой - неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2002. - 144 с. : ил. - (Честь и отвага).
В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны. - Некрасов, В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был,
Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. - М. : Мол.гвардия, 1991. - 415 с. - (Библиотека юношества). - Пайтык, А. Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т. Лихоталь ;худож. А. Грашин. - М. : Дет. лит., 1991. – 240 с.
- Платов, Л. Д. Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. - М. :Апостл, 1995. – 431 с. - (Совершенно секретно). - Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти тигра ; Предела нет.
- Платонов, А. П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю. Михайлов. - М. : Современник, 1990. - 60 с. - (Отрочество. Серия книг для подростков).
- Погодин, Р. П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож. С. Острова. – Л. : Дет.лит. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с. : ил.
- Погодин, Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож. Л. Коломейцев. - Л. : Сов.писатель, 1990. – 413 с.
- Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. – М. : АСТ : Олимп, 2002. – 269 с. : ил. - (Школьная хрестоматия).
- Свиридов, Г. И. Последний раунд ; Вовка – сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И. Свиридов. - М. : Печатное дело, 1995. - 525с. : ил. - (Библиотека приключений).
- Семяновский, Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл.возр.] / Ф. М. Семяновский ; рис. В. Юдина. - М. : Новая школа, 1995. – 142 с. : ил.
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский . - М. : Вагриус, 2004. – 191 с. - Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 146 с. – (Красный галстук).
- Туричин, И. А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ; рис. В. Хвостова. – Л. : Дет. лит., 1990. – 204 с. \Час мужества, 1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 702 с. – (Круг чтения : Школьная программа).
- Чернявский, М. Огненная баллада [для мл.возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И. Мазнина ; худож. В. Голатенко. – М. : Дет. лит., 1990. – 30 с.
- Шолохов, М. А. Рассказы / М. А. Шолохов. - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 320 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).В книгу включены рассказы М. А. Шолохова, в том числе «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя по истории Отечества для учащихся 7 класса СКШ VIII вида.
Рабочая программа учителя по истории Отечества для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Подробная пояснительная записка. В данной программе прописаны цели, образовательные, воспитател...
Сценарий праздника «День защитника Отечества» для учащихся 8 класса
Организация и проведение праздников к 23 февлаля, а так же 8 марта, спосособстуют сплочению классного коллектива в целом, что положительно влияет на психологический климат в классном колле...
Мероприятие 9 декабря в День Героев Отечества - "Герои Отечества: прошлое и настоящее"
Цель:1. Привлечь учащихся к изучению отечественной истории, её прошлого и настоящего.2. Воспитывать в молодых людях сознательное отношение к службе в российской армии, осознание своего гражданского &l...
Программа кружка по астрономии "Туляки - герои космоса" для учащихся 10 класса
Проект программы кружка по астрономии для 10 класса, с календарно-тематичским планированием...
Классный час- Урок Мужества «День Героев Отечества" в 5 «А» классе.
Цели:приобщать обучающихся к историческому прошлому нашей страны,познакомить с историей праздника;воспитать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям, совершивших героический поступок...
Бал литературных героев (мероприятие для учащихся 6 класса)
Бал литературных героев (мероприятие для учащихся 6 класса)...
Классный час на тему "9 декабря - День героев Отечества" для 5 - 8 классов
Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 - 8 классов. Цель: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества.Воспитание патриотизма, гражданственности, чу...