урок "смутное время" 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс)
урок "смутное время" 7 класс
на уроке обучающиеся смогут охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определят причины Смуты. Изучат события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smuta.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Смутное время.
Открытый урок в 7 б классе. Тип урока «комбинированный»
Общая часть | ||||||||
Цель урока: | ||||||||
Охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определить причины Смуты. Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты: | ||||||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||||
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения | Знакомство с политикой | Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, картой и схемами. описания положения жизни народа в период Смуты. | ||||||
Задачи: | ||||||||
Воспитывающая | Развивающая | Обучающая | ||||||
- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом. - формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям, чувства патриотизма, уважения к истории своего государства. - формировать понимание у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени | - развивать у учащихся умение работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний - формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника. - развивать у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос. | - углубленное знакомство с отдельными событиями и итогами Смутного времени. - формирование понимания роли Смуты, а так же выявления ряда причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия - определись каковы были последствия Смутного времени. | ||||||
Основные понятия изучаемые на уроке: урочные лета, заповедные годы, патриарх, самозванчество, смутное время, гражданская война, тушинский вор, крестоцеловальная запись, "Семибоярщина", интервенция, первое ополчение, второе ополчение | ||||||||
Важнейшие даты: 1533 1584 гг. - княжение и царствование Ивана IV Грозного, 1592-1593- указы от отмене Юрьева дня, 1598г. – установление патриаршества на Руси, 1584 - 1589 гг. - царствование Федора Ивановича, 1598 - 1605 гг. – правление Б. Годунова, 1601 - 1603 гг. - голод и неурожай на Руси, 1603 -1604 гг. - восстание казаков под руководством Хлопка Косолапа, 1605-1613гг. – смутное время, 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I, 1606 - 1610 гг. - царствование В. Шуйского, 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова, 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси, 1609 г. - начало интервенции, 1611 г. - первое ополчение, 1612 г. - второе ополчение, освобождение Москвы, 1613 г. - Земский собор, избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии. | ||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), карта «Смутное время в России начала XVII в.», электронное приложение www.prosv.ru к учебнику «История. Россия 7класс» Часть II. под. Ред. А.В. Торкунова, Москва «Просвещение» 2016г., схема «Сословия России. Рабочая тетрадь А.А. Данилов §14-15, 16 стр. 58-65 | ||||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся. Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски) | ||||||||
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с просмотра «Иллюстративного ряда». Задание: Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Смутное время XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы: а) экономические трудности начала XVII века; б) появление самозванства; в) первое ополчение; г) второе ополчение; д) воцарение династии Романовых. Дети: Мы будем изучать причины того как Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. (движение И.Болотникова, интервенция и т.д.). Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Смутное время XVII века». Мы будем говорить о изменениях в социальных, экономических и политических изменениях в России. Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет – О чем говорится в задании? (б интервенции). Исторические события (смута привела к разорению страны, но показала силу русского народа). Именно их мы и будем сегодня изучать. | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы. | Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя. | - развитие навыка выполнения простейших заданий.. - формирование способности к сопоставлению и выделению главного. - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний. | ||||||
Этап 2. Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока. Форма работы: фронтальный опрос - Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного? - Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей? - Результаты политики Опричнины? Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности. Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах? (узнать о причинах смуты в России XVII века, об их роли в развитии России) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели. | Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | - формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием. - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. | ||||||
Этап 3. Открытие новых знаний Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: в группах | ||||||||
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю всем работать по составленному плану. Класс делится на группы. Каждая пара представляет свою проблему (рассказывает о правлении Ивана Грозного, правление Бориса Годунова, правление Лжедмтррия I, движение под предводительством И. Болотникова, борьба с Лжедмтрием II и тд.) Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы XVII.
Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат. Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. Пожалуй, теперь информации о периоде смуты XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. (Россия после Смуты) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы периода Смутного времени Возвращает к первоначальному вопросу. | Изучают информацию о причинах смуты, выполняют работу в тетради тренажере. Составляют схему ответа на вопросы. Слушают учителя. | - формирование навыка расширенного поиска информации. - формирование навыка изучающего и поискового чтения. - формирование умения выделять главное и второстепенное - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. - формирование позитивной моральной самооценки. | ||||||
Этап 4. Первичное закрепление изученного. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: индивидуальная | ||||||||
Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Смутное время на саму историю. - Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время? (Кузьма Минин, Дмирий Пожарский, М.В. Скопин-Шуйский, прокопий Ляпунов, патриарх Гермоген) - Почему данный период русской истории получил название "Смута"? (кризис государственной власти, который сопровождался народными выступлениями и частыми сменами правителей) - Назовите основные причины смутного времени? (последствия разорения страны в период опричнины и Ливонской войны, кризис династии, претензии Польши на русский престол, голод 1601-1603 гг. и т.д.) - Назовите условия, предшествующие появлению самозванцев в начале XVII века (упадок хозяйства, крестьянские выступления, противоречия внутри господствующего класса, избрание на царство Бориса Годунова и тд.) А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема в тетраде-тренажере) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Дает задания, координирует работу. | Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему. | - формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. - формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных. - формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. - развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. | ||||||
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение. Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: индивидуальная | ||||||||
- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) - Как именно? (Смутное время характерно для любого исторического периода. Смуту порождают те, кто стоят у власти, боятся потерять свои привилегии, и всеми силами стараются их удержать и преумножить. Это возможно только путем усиления эксплуатации части населения занятой в сфере производства) - Как вы думаете, как повлияло Смутное время в дальнейшее развитие Руси? (Россия вышла из смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения) | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Задает вопросы | Включает полученные знания в единую систему знаний | - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | ||||||
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка собственной деятельности на уроке. Форма работы: индивидуальная | ||||||||
«Дерево успеха» Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Ребята на доске изображен дерево успеха, у вас на парте лежат листочки разного цвета. Сейчас каждый из вас должен взять одну листочек изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите лстик нужного цвета на наше дерево успеха. | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат | Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке. | - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки | ||||||
Этап 7. Домашнее задание Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная (слад 15) | ||||||||
Базовое: Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §14-15,16 стр.10-29 Р.т. §14-15,16 стр. 58-66 Углубленное: Подробно изучить и подготовить проект: «Смутное время». Творческое: Составить кроссворд по теме: «Последствия Смуты» Подготовить презентацию на тему: «Период Смуты в истории Руси».
| - развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся. - формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи. - формирование творческого подхода в решении поставленных задач. | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
Объясняет домашнее задание | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы | - развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов. -формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....