доклад
статья по истории
Основные подходы по формированию функциональной грамотности средствами предмета история
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные подходы по формированию функциональной грамотности средствами предмета история
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Сегодня мы рассмотрим три вида функциональной грамотности, формирование которых наиболее актуально на уроках истории, обществознания, : читательская грамотность, финансовая грамотность и глобальные компетенции.
Читательская грамотность — одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
В результате анализа и специфики современного этапа развития отечественного образования, в мониторинге функциональной грамотности читательские умения были сгруппированы вокруг четырех видов деятельности:
1) находить и извлекать информацию: определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, сайт и т.д.), находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах текста; определять наличие / отсутствие искомой информации в тексте;
2) интегрировать и интерпретировать информацию:
-понимать фактологическую информацию; понимать смысловую структуру текста (тему, главную мысль / идею, общее назначение текста);
- понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение);
- понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; устанавливать связи между событиями или утверждениями;
- формулировать выводы; соотносить изображение и вербальный текст; понимать чувства, мотивы, характеры героев;
3) осмысливать и оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов; оценивать полноту и достоверность информации; обнаруживать противоречия в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу; обсуждаемому в тексте; оценивать форму текста;
4) использовать информацию из текста:
- применять полученную информацию для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний;
- формулировать на основе текста собственную гипотезу; прогнозировать на основе информации текста события, течение процесса и т.п.;
-предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую);
- выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Уделено особое внимание значимости умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе в нестандартных.
В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, а должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке. Одно из главных средств обучения – это учебник, основа которого – это текст. Кроме этого на уроках истории важнейшим средством является атлас с картами, В учебниках есть тексты сплошные (без визуальных изображений), а в атласе - несплошные (с визуальными изображениями).
Слайд 10
Виды текстов
Сплошные тексты | Несплошные тексты |
-описание -повествование -объяснение (определение, толкование) -аргументация (комментарий, научное обоснование) -инструкция (указание к выполнению работы, правило). | -графики -диаграммы -статистические таблицы -карты -картосхемы |
Слайд 11
В своей работе на уроках истории мы используем различные виды чтения.
1. Просмотровое - выборочное чтение. Цель – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения. (например, для определения темы урока).
2. Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Предметом внимания читающего становится все произведение. Текст читается полностью в среднем темпе (например, выписать новые слова, даты, действующих лиц …).
3. Смысловое. Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации, основной и второстепенной информации, свободная ориентация в восприятии текстов различных стилей.
Приведу примеры задании работы с текстом.
Задания «на соотнесение»:
- нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
- нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т.п.;
- соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/антонимов).
Задания «на перенос информации»:
-заполнение таблиц на основе прочитанного ;Крымская война 1853-1856 и т.д
-дополнение таблиц / схем на основе прочитанного
Задания «множественного выбора»:
- нахождение правильного ответа среди предложенных вариантов;
- определение вариантов утверждений, соответствующих/ не соответствующих содержанию текста, / не имеющих отношения к тексту;
- установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста
Задания «на дополнение информации»:
- заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
- дополнение (завершение) предложений.
Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской грамотности необходимо предлагать ученикам специальные задания
-Формулирование суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность).
Пример: атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).
-Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста).
- Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте)
Таким образом, благодаря великому множеству форм работы с текстом, можно сделать так, чтобы это не наскучит ни ученикам, ни учителю.
Еще одна составляющая функциональной грамотности - это финансовая грамотность.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Финансовая грамотность включает:
• знание и понимание финансовых продуктов
• понимание финансовых понятий
• понимание финансовых рисков
• навыки, мотивацию и уверенность в применении данного
знания и понимания
• способность принимать эффективные решения в различных
финансовых ситуациях, направленные на рост финансового
благополучия личности и общества.
Бесспорным является тот факт, что начинать изучать основы финансовой грамотности, рационального финансового поведения следует с детства, т.к. современные школьники достаточно активно начинают самостоятельно покупать товары, пользоваться пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
В отечественном образовательном поле наиболее перспективным подходом к внедрению основ финансовой грамотности будет являться интегративный. В этом отношении обществознание, история как школьные предметы имеют значительную роль, являясь метапредметными по своей сути, соединяющим воедино стороны природной, социальной, культурной и хозяйственной жизни человека.
Кроме того ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как обществознание . Без обществоведческих знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать информацию со страниц газет, Интернета, телепередач. Поэтому внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании наших предметов – назревшая необходимость сегодняшнего дня.
Изучаемые разделы позволяют включать элементы финансовой грамотности. А раздел «Экономика» в курсе обществознания напрямую направлены на формирование финансовой грамотности.
Виды деятельности, которые содержаться в требуемых результатах по освоению модулей по финансовой грамотности в рамках обучения очень тесно связаны с жизнью, являются практикоориентированными.
Урок обществознания в 6 классе «Жизненные потребности и желания человека» Доходы и расходы. Задание на дом: Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация».
Использование кейсов. Уроки обществознания . Например, задание на способы экономии в путешествии.
Задание . Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по странам Европы (можно взять конкретную страну ). Какие из приведённых ниже советов помогут семье сэкономить бюджет? Каждый ответ нужно обосновать.
СОВЕТЫ: 1.Знакомьтесь с национальной кухней.
2. Выбирайте местные и сезонные блюда.
3. Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту.
4.Всегда оформляйте туристическую страховку.
5. Если вы едите в Европу, будет выгоднее взять с собой доллары.
Выбор темы связан с тем, что учащиеся могут выезжать за границу как в составе группы, так и с родителями. Предложенная к изучению тема носит сугубо практический характер. В повседневной жизни учащийся может наблюдать, как решают подобную проблему его родители и может поделиться с ними этой информацией. Эта работа позволит сформировать у учащихся следующие компетенции: - иметь представления и уметь давать финансовую оценку расходам на различные ежедневные потребности и желания; уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями; - уметь составлять личный бюджет; - осознавать необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов; осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности; - понимать основные задачи и принципы страхования; знать различные виды страховых продуктов; уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.
Таким образом, на этапе школьного образования, давая обучающимся необходимые теоретические знания и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами, путём интегрирования в образовательной программе повышается финансовая грамотность, что соответствует национальной стратегии, разработанной государством.
Новый компонент функциональной грамотности – это Глобальные компетенции.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание
знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или
виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной
культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не
имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь
нынешнего и будущих поколений.
Ребенок должен обладать:
-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим
миром;
-возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные
и жизненные задачи;
-способностью строить социальные отношения;
-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей
грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для
современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных
компетенций?
Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций, может предоставить учащимся возможности изучить
современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое
сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как
критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники
информации и СМИ.
Зачем нам глобальные компетенции?
Чтобы жить в гармонии в многонациональных сообществах.
Обучение глобальным компетенциям может повысить
возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное
поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на
многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку
технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.
Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Как именно мы можем формировать глобальные компетенции на уроках истории, обществознания?
Необходимо создать условия:
- для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во
всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
- для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на
понимание ценности культурного многообразия;
- для формирования аналитического и критического мышления
школьника;
- для того, чтобы школьники осознали собственную культурную
идентичность и понимали культурное многообразие мира .
Для формирования ГК целесообразно использовать следующие методы обучения:
- диалог;
- дебаты;
-дискуссии.
Очень хорошо и удобно формировать соответствующие компетенции
при выполнении кейсовых заданий, так как они требуют сбора и анализа
информации, критического мышления, а также эффективного
взаимодействия, чтобы решить поставленную задачу.
Есть такие темы, которые позволяют поговорить о каких-то проблемных вопросах. Например на уроках истории при изучении тем : Межкультурное взаимодействие, Экономическое развития страны и др.. Везде в этих ситуациях можно поставить какую-то проблему , распределить роли и отработать кейсовые задания.
можно организовать проектную деятельность, так как в основе проекта лежит какая-либо проблема Самым простым примером таких проектов может служить проект «Народы России в 19 веке » .
Небольшие группы (6 человек) создают экспозицию музея, посвящённого истории одного из народов, рассказывает о его выдающихся людях, готовит презентацию о народных традициях. «В нашем классе учатся представители 6 народов России. Цель проекта «Народы России» – узнать, как можно больше о народах нашей страны и поделиться этими знаниями. Наш проект – путь к пониманию культуры, традиций многонациональной Родины. Он воспитывает уважение ко всем народам и учит нас жить в единстве и дружбе»
Использование ролевых игр тоже формирует развитие глобальных компетенций. Суть ролевой игры заключается в перевоплощении обучающегося в того или иного персонажа и действия в соответствии с поставленной игровой задачей. Ключевым образовательным моментом в таких играх является именно процесс перевоплощения, то есть развитие умения смотреть на окружающий мир глазами другого человека. Педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную жизненную позицию, определиться с выбором будущей профессии.
Для совершенствования межкультурной компетенции наиболее эффективны уроки, моделирующие ситуации, которые могут случиться с гостем другой страны во время путешествия, экскурсии, обмен учащимися. На помощь приходит опять ролевая игра, конкурсы, викторины.
Благоприятная почва при организации работы краеведческих направлений.
В чем выражается сформированность глобальных компетенций у учащихся?
- критическое и логическое мышление ;
- изобретательский и креативный подход в решении задач;
- умение выстраивать коммуникацию, сотрудничать;
- работать в команде
Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне одного урока и образовательной организации, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, продолжается на протяжении всей жизни.
Таким образом, функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу»,должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....