Авторская программа элективного курса «Подвиг».
рабочая программа по истории

Коваль Надежда Владимировна

При развитии современного общества главную роль в его воспитании играет формирование патриотических чувств каждого гражданина Российской Федерации, которые способны самостоятельно оценивать происходящие события и самостоятельно принимать решения, учитывая интересы общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_elektivnogo_kursa_podvig.docx127.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3

г. Ессентуки

Авторская программа  элективного курса

«Подвиг»

https://www.cbssev.ru/images/big2420.jpg

Программу разработала

учитель истории и обществознания

Коваль Надежда Владимировна

2022

"Подвиг этот, будет в памяти жить

И в наших сердцах гореть!

Тех, кто с врагом был готов разделить,

Поровну только смерть!"

При развитии современного общества главную роль в его воспитании играет формирование патриотических чувств каждого гражданина Российской Федерации, которые способны самостоятельно оценивать происходящие события и самостоятельно принимать решения, учитывая интересы общества. В нашей стране продолжается становление гражданского общества и правового государства и это во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

Коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Человек получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях история и патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно, военно-патриотическую сферы общества.

 Патриотические чувства необходимо закладывать уже в личности каждого ребенка, что способствует воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, формируя гражданское общество.

Программа элективного курса разработана для учащихся 8-х классов, рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа курса предусматривает теоретические и практические занятия:

    1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины, самостоятельная работа).

    2) практические (экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

В ходе работы на занятиях у детей формируется гражданское, патриотическое  и нравственное сознание, происходит развитие таких качеств как гуманизм, благородство, честь, достоинство, долг, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям отдавшим жизнь за свое Отечество, милосердие и т. д.

Содержание программы элективного курса предусматривает учебные занятия по изучению истории Великой Отечественной войны. Применение проблемных занятий способствуют выявлению потенциала учащихся, выработки собственных взглядов и суждений.

Некоторые темы позволяют ребятам приобрести новые знания, которые они смогут применить при сдаче Государственной Итоговой Аттестации.

Для учебных занятий (теоретических, проблемно-поисковых) учащимся требуется тетрадь для записей.

Программа рассчитывает проведение проверки знаний, умений и навыков при помощи контрольного тестирования, которые проводятся один раз в полугодие. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета – проекта о работе данного курса. Творческий отчет помогает наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, утверждению культурного опыта, а также дает возможность педагогу проанализировать выполнение учебной программы.

На занятиях педагог использует следующие методы обучения:

  • репродуктивный;
  • научного исследования;
  • проблемно-поисковый;
  • эвристический.

На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:

  • общие: рассказ на патриотическую тему (из жизни реальных людей, беседа);
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, игра, КТД;
  • методы стимулирования: поощрение, ободрение, награждение, соревнование.

Программа предполагает участие ребят в общешкольных и городских мероприятиях, посвященных знаменательным датам в истории России.

Дети должны знать:

  • главные события в истории ВОВ;
  •  осознавать беспримерный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны;
  •  воспитывать в себе глубокое уважение к ветеранам - воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;
  •  воспитывать любовь и уважение к родному городу, ее героям;
  •  знать историю Отечества, воспитывать в себе чувства гордости и уважения к Отечеству;
  •  воспитывать в себе аккуратность и уважение к результату своего и чужого труда;

Уметь:

  • обобщать исторические факты и явления;
  • анализировать исторические явления, факты, процессы, личности;
  • работать с источниками и дополнительной литературой;
  • выдвигать гипотезы и креативные идеи;
  • формулировать собственные суждения и умозаключения;
  • проводить рефлексию проделанного;
  • готовиться к публичным выступлениям и выступать перед аудиторией.

Цель программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
  •  расширить кругозор и углубить знания учащихся о героях ВОВ;
  •  формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ;
  • воспитывать  патриотизм, гражданственность.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей  ВОВ, сбор и изучение материала о ратных подвигах советских людей  ;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • закрепление навыков работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России;
  • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   героев, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  •  стимулирование стремления знать как можно больше о Великой Отечественной войне и его людях, интереса  учащихся к истории.

Содержание программы.

Тема 1. Введение – 1 час

Формирование группы. Определение целей и задач курса.

Тема 2 Основные этапы ВОВ – 6 часов

Начало войны. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда. Немецкое наступление 1942 года. Сталинградская битва. Итоги первого этапа войны. Коренной перелом в ходе ВОВ. Битва на Курской дуге. Итоги второго периода войны. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Освобождение Европы от фашизма.

Тема 3 Герои ВОВ – 9 часов

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин). Первыми в годы войны этого звания были удостоены советские летчики М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов, таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду. Так же герои ВОВ Виктор Васильевич Талалихин. Иван Никитович Кожедуб. Алексей Петрович Маресьев. Чуйков Василий Иванович. Красноперов Сергей Леонидович. Матросов Александр Матвеевич. Иван Васильевич Панфилов. Николай Францевич Гастелло. Зоя Анатольевна Космодемьянская («Таня»). Маншук Жиенгалиевна Маметова. Алия Молдагулова. Севастьянов Алексей Тихонович. Матвеев Владимир Иванович. Поляков Сеpгей Hиколаевич. Муравицкий Лука Захарович.

Тема 4 Дети – герои ВОВ – 6 часов

Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Марат Казей . Леня Голиков. Зина Портнова. Валя Котик. Костя Кравчук. Вася Коробко. Надя Богданова.

Тема 5 Города – герои ВОВ – 6

Города, удостоенные высшей степени отличия — звания «Город-Герой»: Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год, Сталинград (Волгоград) – 1945 год, Севастополь -1945 год, Одесса – 1945 год, Киев -1965 год, Москва -1965 год, Брест (крепость-герой) -1965 год, Керчь – 1973 год, Новороссийск -1973 год, Минск -1974 год, Тула -1976 год, Мурманск -1985 год, Смоленск -1985 год.

Тема 6 Повторительно-обобщающие занятия – 6

Защита проектов, проведение обобщающих викторин, конкурсов, интеллектуальных игр.

Используемая литература

1  Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 г.г. Краткая история. Воениздат, М., 1967 г.

2  Великая Отечественная 1941-1945 г.г. М., «Планета», 1985 г.

3  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» от февраля 2001 года

3  ВОРОБЬЕВ Иван Алексеевич (26.08.21) // Герои Советского Союза: Краткий биогр. слов. - М, 1987.- Т.1.

4  Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей/Сост. и науч. ред. Н.И. Элиасберг. – СПб.: Изд-во «Союз», 2004.  (Серия «Воспитание гражданина России»

5 Лутовинов В.И. В патриотизме молодѐжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999

6  Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.

7 РЕБРОВ М. Мужество, отвага, мастерство // Люди бессмертного подвига: Очерки о дважды, трижды и четырежды Героях Советского Союза. - 4-е изд. испр. и доп. - М, 1975.- Кн.1.- С. 210-219.

8 Человек в истории. Россия - XX век.

Интернет ресурсы

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98680860

http://www.otvoyna.ru/geroy.htm

http://moikompas.ru/compas/geroi

http://fb.ru/article/159796/geroi-velikoy-otechestvennoy-voynyi-i-ih-podvigi-kratko

http://www.bestreferat.ru/referat-41219.html

http://bezh.asobezh.ru/bezechane/geroi/geroi.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике.7-9 класс.Авторская программа А.В.Грачёва,В.А.Погожева,А.В.Селиверстова

Учебник нового поколения авт. А.В. Грачев, В.А. Погожев и др. находится в перечне Допущенных учебников Министерством образования . Я участвовала в Федеральном эксперименте по апробации этого учебника ...

Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"

Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

Элективный видео-курс " Подвиг народа " к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Элективный видео-курс " Подвиг народа ". Разработка может быть использована  как для уроков  по истории России XX века, так  и для проведения внеклассных мероприятий.Пояс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...