Воспитательные возможности проектной деятельности
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Время требует введения практических и вместе с тем творческих методов усвоения знаний и способов деятельности, например таких , как: конструирование и проектирование учебного эксперимента, постановка и решение проблемных, исследовательских, поисковых задач и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательные возможности проектной деятельности школьников
На современном этапе развития общества перед школой встает необходимость не просто обновления научно-методических подходов к обучению, но и поиск новых. Время требует введения практических и вместе с тем творческих методов усвоения знаний и способов деятельности, например таких , как: конструирование и проектирование учебного эксперимента, постановка и решение проблемных, исследовательских, поисковых задач и т.п. При этом важно научить современного школьника уметь пользоваться различными источниками знаний, объяснять явления и процессы, происходящие в современном мире, критически оценивать поступающую из внешнего мира информацию, знать и применять универсальные способы выхода из трудных, неопределенных, нестандартных ситуаций.
В современных школьных программах отражены значимые мировые события, описаны великие творения человеческой мысли, архитектурные, технические, биологические, другие достижения прошлого. Все это формирует очень важную знаниевую составляющую образования. Но не только знания формируют ценностную позицию школьников. Мы имеем в виду огромный пласт народной материальной культуры минувших эпох, воплотившийся в вещах обыденных, часто уже музейных, сочетающих в себе простоту и гениальность. Эти накопленные народом знания и опыт необходимо передать следующим поколениям. Особое значение здесь приобретает система дополнительного образования – кружки, клубы, музеи, где школьник выступает часто в роли «созидателя» и набирает опыт творческой и практической деятельности.
Поиск путей, способствующих решению поставленных задач в историко-краеведческих, народоведческих курсах, привел нас к методу проектов и проектной деятельности школьников. В целом метод не нов. В настоящее время метод достаточно подробно представлен в педагогической литературе, но в практической работе все еще вызывает трудности.
Источники тематики проектов могут быть разными. В одних случаях темы могут предлагаться учеными-методистами в рамках утвержденных программ, в других — инициативно создаваться руководителями кружков и секций с учетом интересов, способностей и возможностей учащихся, в третьих — могут предлагаться самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Метод проектов имеет следующие особенности:
- в основной и средней школе темы проектов могут раскрываться в учебниках лишь частично, в назывном плане, а иногда и не упоминаться вовсе. Пути поиска информации по программам не ограничены;
- программа проекта не является строго регламентированной, учащиеся коллективно конкретизируют тему исследования, могут делать уточнения, вносить свои предложения;
- проект, как правило, связан с личными интересами и наклонностями школьников;
- проект позволяет получать конкретные результаты. Учебно-познавательная деятельность по проекту часто выходит за рамки школьного предмета, учителя и школьники совместно планируют проект в группе или индивидуально и осуществляют его в тесном сотрудничестве. Главное состоит в том, что проект является целью обучения, поставленной и скорректированной самими учащимися, и поэтому они мобилизуют свой потенциал для его решения;
- проект всегда имеет практическую значимость. Он может быть направлен на решение определенной утилитарной цели: что-то сконструировать, произвести съемку местности, придумать способ очистки водоема, привести в порядок библиотечный каталог, углубить и усовершенствовать знания о тех или иных исторических процессах, событиях, усилив тем самым их информационную составляющую;
- проектная деятельность всегда ориентирована на достижение чувства успеха. Часто невысокая успеваемость приводит школьника к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, которое, с одной стороны, не зависит от успеваемости, а с другой — не обусловлено асоциальным поведением;
- в ходе выполнения проекта школьники в той или иной степени апробируют полученные теоретические знания и нарабатывают опыт решения реальных проблем.
В работе над проектом высока роль учителя. Именно он готовит так называемый информационный пакет, в котором прописаны тема и цель проекта, даются исходный и дополнительный материал, необходимый и достаточный список литературы, вопросы для самоконтроля, индивидуальные задания и т. п.
Достаточно высоко воспитательное значение работы над учебными проектами. Например, проекты историко-краеведческой, этносоциальной направленности помогают по-новому взглянуть на окружающий мир и на человека в нем; учат самостоятельно работать с книгой, словарями, в музеях и архивах; пробуждают у ребят творческую активность; знакомят с интересными людьми и событиями.
Исследовательский историко-краеведческий
проект «История одной вещи» (5-7 классы)
Актуальность исследования: У русских, как у этноса, в настоящее время все сильнее проявляется потребность познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем, что берем от прошлого, во имя чего живем в настоящем, что оставим потомкам. Это связано с некоторой неопределенностью и нечеткой выраженностью современной базовой системы ценностных ориентиров, которые объединили бы всех жителей России в единую историко-культурную и социальную общность. Обращение к своим корням может смягчить негативные стороны влияния среды на формирование россиянина-гражданина и патриота.
Краеведческий поиск лежит в основе познания истории Отечества и своей малой родины. По сути своей человек любопытен. История окружающего мира и каждой вещи в нем всегда вызывала интерес и стремление докопаться до сути. Интерес и любопытство лежат в основе многих, а скорее всего, всех открытий: от употребления в пищу дикорастущих злаков до создания атомной бомбы. Каждый предмет, явление, традиция, праздник, моральные и общественные нормы и многое другое имеют свою историю — поучительную, смешную, занимательную или трагическую. Самая обычная вещь ежедневного обихода может стать предметом исследования.
Вряд ли кто из сегодняшних школьников знает такие предметы, как цеп, серп, прялка, горшок, квашня. А уж о бороне в век машин, комбайнов и компьютеров и слыхом не слыхали. Это предметы старинного крестьянского быта. Большинство из них можно увидеть только в краеведческих музеях и в отдаленных деревнях, где в каждой избе есть самовар, кадки и кадушки; если есть русская печь, то сохранились горшки и чугунки, для молока используются еще крынки, которые и в стекле сохранили традиционную форму. Конечно, в век электричества вряд ли пользуются вальком и рубелем, деревянным корытом, угольным утюгом. Но бабушки еще помнят, расскажут, а иногда и нарисуют предметы, сейчас почти забытые. Надо только найти носителей нужной информации и совершить путешествие в мир знакомых незнакомцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности проектной деятельности в развитии творческой активности обучающихся
В статье рассматриваются особенности метода проектов, основные этапы работы над учебными проектами, обсуждаются достоинства метода, приведены примеры проектов выполненных обучающимися в учебное и внеу...
Возможности проектной деятельности в развитии творческой активности обучающихся
В статье рассматриваются особенности метода проектов, основные этапы работы над учебными проектами, обсуждаются достоинства метода, приведены примеры проектов выполненных обучающимися в учебное и внеу...
Использование возможностей проектной деятельности для формирования здорового образа жизни школьников
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение....
Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов
Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов...
Статья " Возможности проектной деятельности в духовно - нравственном воспитании обучающихся с ОВЗ"
Данная статья представляет собой поэтапное ознакомление с одним из проектов Государственного бюджетного образовательного учреждения школы № 370.Авторы статьи делятся положительным опытом духовно - нра...
Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Для коррекции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков, умения выражать свои...
Возможности проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ (на примере проекта «Московский от А до Я») Тезисы выступления.
Особенности проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР. Работа в проекте "Московский район от А до Я"...