"Россия в эпоху Петра -Великого"
презентация к уроку по истории (10 класс)
презентация проблемно-эвристического урока
по истории в 10 классе
на тему: «Россия в эпоху Петра Великого»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petr1_szhatyy.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи 1.Образовательные: продолжить формирование у обучающихся умения определять задачи урока, организовывать себя, оценивать свою работу. 2.Воспитательные: содействовать нравственному воспитанию и профилактике утомляемости обучающихся. 3.Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, развивать логическое мышление и познавательный интерес к истории.
Планируемые результаты: - предметные: научиться осмысленно объяснять сущность проблемы и поиск вариантов альтернативного решения -метапредметные: научиться работать с различными источниками знаний, мыслить, сравнивать, выстраивать логические цепочки, умение вести диалог. -личностные: проявлять уважение к истории Отечества , саморазвитие учащихся, формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
Загадка Когда он появился на свет, в Москве говорили, что на небе зажглась новая яркая звезда, для него специально заказывали тетради с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов, он был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы Кто же он ?
«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской»
Тема «Россия в эпоху Петра Великого» Проблема: Петр Великий- злой гений или отец нации?
Преобразования Петра I способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу. Преобразовательная деятельность Петра I нарушила естественный ход развития России. Петр Первый-кто он: злой гений или отец нации ?
… По мнению Петра , европеизация страны должна была проявится и во внешнем виде русских людей. Предписывалось обязательное бритье бороды. Лица, носящие бороду (кроме духовенства), должны были платить пошлину.
Эпоха петровских преобразований Предпосылки реформ Петра I Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта Активно-волевая деятельность Петра I , ориентирование на преобразования в стране Отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран Предшествующее развитие страны в XVIII в. Попытки реформ царей Адексея Михайловича и Фёдора Алексеевича Поездка Петра I в Европу – «Великое посольство» 1697-1698 гг.
В.О. Ключевский о реформах: «…Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей, 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию, 3) завершение переустройства войска в регулярную армию, 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной, 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности, 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса, 7) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства. Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра…»
Сущность и особенности Петровских преобразований В основу преобразований Петра I были положены идеи: служения Отечеству как высшей ценности для монарха общего блага, «народной пользы» как цели этого служения практицизма и рационализма как основы деятельности Особенности реформ Петра I Масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни Жесткий курс и быстрый темп реформ Зависимость внутренней политики от внешней Проходили на базе государственной системы крепостного права Бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ
Цена реформ
«Утро стрелецкой казни»
«…Себя он не щадил, трудился На благо Родины своей, Осваивал науки, царский образ вжился В сознанье русских всех людей.»
12 коллегий
Разминка Вопросы на засыпку. С какого дела начала свою деятельность тайная канцелярия?
Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. (Н. Н. Ге) Алексей – сын Петра
2. Какое наказание ожидало учеников петровских школ и училищ, если они прогуливали занятия? 3. Забота о том, кому оставить после себя престол, волновала великого преобразователя, и он во время торжеств, посвященным заключению Ништадского мира, издал указ о наследии престола. Какие мысли, волновавшие Петра I, нашли отражение в указе?
4. Почему Петра называют Первым, а его отца никогда никто так не называл? 5 . Карл XII, по словам В.О.Ключевского, принялся помогать Петру I, как только мог, после Нарвской битвы. Объясните эти слова историка. (Карл XII не пошел за русскими войсками. Петра I он явно презирал, недооценив его после легкой нарвской победы. Шведский король отправился в Польшу, а Петр в полной мере использовал передышку)
6.Один из известнейших государственных деятелей России XVIII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук. О ком идет речь? 7.Историк В.О.Ключевский писал «Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов». О каком событии идет речь?
8. В день рождения Петра, когда ему исполнилось 3 года, к маленькому царевичу на поклон с поздравлениями приходили бояре и выборные от сословий люди. Царевича осыпали подарками. Живые глазки малютки с любопытством перебегали по расставленным игрушкам. Как себя повел царевич дальше?
9. Петр I много внимания уделял воспитанию подрастающего поколения. Правилам поведения был посвящен специальный учебник, который учил молодого человека, как нужно вести себя в обществе. Что это была за книга? Когда она появилась?
Игра «Исторические пятнашки» У кажите даты народных выступлений 1682 А 1697-1698 Б 1705 В 1707 - 1708 Г 1709 Д 1710-1711 Е
В благодарность
Подушная подать (1724г)
Северная война 1700-1721гг.
… Купечество вело торговлю смело, Воздвигали крепости от шведов в трех шагах, Петру-царю мы благодарны много За край Воронежский, прославлен им он стал, И был он здесь совсем недолго, А флот Российский на Дону вставал. И гордость русскую, столичный новый город Воздвиг народ на берегах Невы. Проходят годы, он красив и молод, Любуемся классической архитектурой мы… В. Бондаренко
Людовик о Петре «..Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть..»
Петровские ворота Адмиралтейство
Петр Первый-кто он: злой гений или отец нации ? Преобразования Петра I способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу. Преобразовательная деятельность Петра I нарушила естественный ход развития России.
1. Вставь пропущенные слова и даты «После смерти в ______ году царя _______ новым царем стал его младший брат десятилетний _______. Однако оставался еще средний брат слабоумный ______. После восстания стрельцов бояре вынуждены были провозгласить царями обоих братьев, но фактически власть осталась в руках их сестры ______. Лишь в ______ году ______ сверг ее и стал править самостоятельно. До своей смерти в ______ году его соправителем формально считался брат ______.»
1 «После смерти в _ 1682_ ____ году царя _ Федора______ новым царем стал его младший брат десятилетний __ Петр_ ____. Однако оставался еще средний брат слабоумный _ Иван_ ____. После восстания стрельцов бояре вынуждены были провозгласить царями обоих братьев, но фактически власть осталась в руках их сестры __ Софьи_ ___. Лишь в _ 1689_ ____ году _ Петр _____ сверг ее и стал править самостоятельно. До своей смерти в _ 1696 ____ году его соправителем формально считался брат _ Иван_ ____.»
2. Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Фёдор Иоаннович Б) Анна Иоанновна В) Пётр I Г) Василий III 1 2 3 4
2. Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Фёдор Иоаннович Б) Анна Иоанновна В) Пётр I Г) Василий III 1 2 3 4 Г А В Б
СОБЫТИЯ 1) Ливонская война 2) C моленская война 3) восстание С.Разина 4) восстание И.Болотникова 5) Северная война ИМЕНА А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Михаил Фёдорович 3. Соответствие
СОБЫТИЯ 1) Ливонская война 2) C моленская война 3) восстание С.Разина 4) восстание И.Болотникова 5) Северная война ИМЕНА А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Михаил Фёдорович 4 1 5 2 3.Соответствие
4.Задание на группировку фактов, характерных признаков явлений Задания такого типа требуют особенного внимания при поиске верного ответа, поскольку здесь нужно выбрать не одно событие или название, а целое сочетание. Для того, чтобы избежать ошибки, желательно сначала определить и отметить для себя те из указанных элементов (А-Е), которые относятся к названному явлению, и те, которые не могут к нему относиться, а затем уже устанавливать искомое сочетание. 1. Какие из названных событий происходили в царствование Петра I ? А) принятие «Соборного Уложения» Б) строительство Санкт-Петербурга В) церковный раскол Г) опричнина Д) введение коллегий Е) «Нарвская конфузия» Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) АВД 3) АДЕ 4) БДЕ
Задание 24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями». (А.Н. Толстой, писатель) Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)... 2)... Аргументы в опровержение: 1)... 2)...
Аргументы в подтверждение, например: — осуществлена насильственная европеизация; — разрушены национальные русские устои в культуре и быте; — ликвидирована независимость Православной церкви от государства; — упал уровень жизни основных слоёв населения; — погибли тысячи людей. Аргументы в опровержение, например: в результате преобразований Петра I в России: — получила дальнейшее развитие мануфактурная промышленность; — сформирован новый государственный аппарат; — заложены основы светской культуры и образования; — созданы регулярная армия и флот; — Россия добилась выхода к Балтийскому морю; — обрела статус великой европейской державы; — получила широкое международное признание; Могут быть приведены другие аргументы
Домашнее задание: 1. написать эссе по периоду 1682-1725гг. 2. выучить даты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)
Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...
Россия в эпоху Петра Великого
Россия в эпоху Петра Великого...
План-конспект урока в 10 классе "Россия в эпоху Петра Великого"
Урок истории в 10 классе естественно-научного профиля. Базовый уровень....
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Проверочный тест по истории России на тему: "Эпоха Петра Великого"_8 класс
Тест можно использовать при подготовке к контрольной работе по истории России на тему "Эпоха Петра Великого"...
Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I
Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...
Открытый урок в 10 классе "Россия в эпоху Петра -Великого"
Сценарий проблемно-эвристического урока по истории в 10 классе на тему:«Россия в эпоху Петра Великого»...